Эхо безмолвия

В переплетении света и тени на серебряном экране рождается действие. Я зачарованно наблюдаю за бесплотными красавцами и красавицами. Они, одетые старомодно, хранящие многозначительное молчание, прерываемое мелодией меланхоличного тапера, неспешно прогуливаются перед зрительным залом уже второе столетие.

Герои и злодеи немого кино на вкус современного, пресыщенного спецэффектами зрителя выглядят комично. Но мне они дороги, как милые сердцу призраки ушедшего времени.

Действительно, в самом начале эпохи Великого Немого стандарты скорости воспроизведения не были согласованны, из-за чего ранние фильмы кажутся забавной скачущей картинкой. Невозможность использовать полноценную звуковую дорожку побуждала актеров вычурно жестикулировать и гримасничать. Бутафорский реквизит тоже не добавлял фильмам серьезности.

Несмотря на все это, великие режиссеры зари синематографа создавали причудливые произведения, которые так приятно смаковать зимними вечерами с бокалом бархатной риохи.

Все началось во Франции. Усатый господин импозантного вида, одержимый идеей Нового Зрелища, стремился убедить публику в великом будущем синематографа. Получилось, но не сразу. Бывший циркач – месье Жорж Мельес – отлично понимал потребности зрителя. Зритель любит удивляться. На вертушке роковых событий он отдаст предпочтение самому неожиданному, самому вычурному, самому яркому. Все фильмы Мельеса теперь будут наполнены наивными спецэффектами, трюками и сюрреалистичной атмосферой.

Первый в мире фильм ужасов появился перед озадаченной публикой в 1896-м году. «Замок дьявола» (1896) выглядит забавно, но в нем уже есть та самая неуловимая жуть, за которую я ценю ранний кинематограф. В «Путешествии на Луну» (1902), «В царстве фей» (1903), «Дьявольском кэк-уок» (1903) внимательный зритель заметит мятежную душу серебряного экрана. Гримасы странных лиц, дьявольские танцы и трогательные попытки испугать… вам все еще не страшно?





Годы Великой Войны вернули европейских зрителей из мира сказок Прекрасной Эпохи в жестокую реальность. Ужасы реальной жизни оказались столь явными, что мировоззрение простого человека уже никогда больше не возвращалось в мир кринолинов и лорнеток. Человечество повзрослело, но поумнело ли?

Удивительно, но следующий шаг в развитии жанра синематографических ужасов сделала именно разоренная войной Германия. На пепелище империи кайзера, в ужасающих условиях мировой тоски появился немецкий экспрессионизм. Пропитанный духом сопротивления к новой вещественности, экспрессионизм отражал глубинную суть страдания в безумном и изменчивом мире.

Благодаря Роберту Вине, Фридриху Вильхельму Мурнау, Фрицу Лангу мы можем сполна оценить убранство кабинета безумного доктора, вампирскую симфонию ужаса и социальную проблематику Метрополиса.

«Носферату. Симфония ужаса» (1922) Мурнау до сих пор остается шедевром, влияющим на весь жанр. Макс Шрек – граф Орлок, подобно ангелу гнева простирает свои черные крылья над дремлющим миром.

Художественными и стилистическими особенностями немецкого экспрессионизма (позаимствованными многими более поздними мастерами кинематографа) являются: гротескность изображения и отображения параллельной реальности, мрачность и контрастность цветов, акцент на искривление пространства, темы безумия, меланхолии, депрессии. Часто используется и подчеркнутая примитивность декораций, создающая ощущение нереальности происходящего, абсурда.

Немецкий экспрессионизм постепенно обрел культовый статус и перешагнул национальные рамки. Многие деятели этого направления (по разным причинам) покинули Германию и создали новые культурные стили и жанры, используя художественные особенности экспрессионизма. Известно, что немецкий экспрессионизм стал отправной точкой для создания знаменитой Классической Серии Фильмов Ужасов Студии Universal, классических фильмов Нуар, да и мрачных сказок Тима Бертона не было бы без него.

Но не только переживаниями немецкого народа жил синематограф в межвоенное время. «Горбун из Нотр-Дама» (1923) и «Призрак оперы» (1925), «Кот и канарейка» (1927) предвосхитили появление принципиально нового подхода в искусстве кинопроизводства. Сентиментальный подход, открывающий нам эру голливудского кино обозначил свои границы. Фильмы теперь более шаблонные, серийные, ориентируемые не на творчество а на сборы. Грядет студийная система.

Забытые персонажи страшных сказок из старых фильмов собираются вокруг меня. Их неслышимый шепот угадывается в ночной тиши. Эти призрачные силуэты хотят еще много чего рассказать о себе. Пожалуй, надо дать им шанс высказаться.

Отныне синематограф уступает трон кинематографу, а в кино рождаются новые звезды. Фабрика Грез начинает свою работу.

15-01-2019, 20:51 by МатвеевскийПросмотров: 1 080Комментарии: 17
+13

Ключевые слова: Кино статья ужас авторская история

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: Летяга
15 января 2019 21:46
+4
Группа: Главные Редакторы
Репутация: (12456|-4)
Публикаций: 1 143
Комментариев: 9 731
Прочла с интересом. Плюсанула с удовольствием.
Но, как мне думается, эссе о визуальном искусстве кино должно, просто обязано содержать визуальные "материалы"!
Автор, добавьте в комментариях! А то я выберу что-нибудь не то))
                                 
#2 написал: Матвеевский
15 января 2019 22:04
+2
Группа: Посетители
Репутация: (360|0)
Публикаций: 41
Комментариев: 389
Цитата: Летяга
Автор, добавьте в комментариях! А то я выберу что-нибудь не то))

Согласен. Я хотел добавить несколько короткометражек Мельеса, но почему-то не получилосьЗамок Дьявола Адский котел
  
#3 написал: Летяга
15 января 2019 22:13
+2
Группа: Главные Редакторы
Репутация: (12456|-4)
Публикаций: 1 143
Комментариев: 9 731
Куда вставлять? Просто после текста? Или куда-то в середину?
                                 
#4 написал: Матвеевский
15 января 2019 22:14
+3
Группа: Посетители
Репутация: (360|0)
Публикаций: 41
Комментариев: 389
Цитата: Летяга
Куда вставлять?

Можно прямо после абзаца о Мельесе
  
#5 написал: зелёное яблочко
15 января 2019 22:21
+4
Группа: Активные Пользователи
Репутация: Выкл.
Публикаций: 141
Комментариев: 6 962
Стало как-то грустно. Всегда не легко оглядываться в прошлое.
Я сама недавно вспоминала про стремительно отмирающие традиции, а тут про целый пласт культуры. Запало в душу, хотя я никогда не интересовалась Великим немым. А ведь дорогого стоит — заинтересовать читателя.
               
#6 написал: Летяга
15 января 2019 22:24
+2
Группа: Главные Редакторы
Репутация: (12456|-4)
Публикаций: 1 143
Комментариев: 9 731
Цитата: Матвеевский
Можно прямо после абзаца о Мельесе

Годится?
                                 
#7 написал: Матвеевский
15 января 2019 22:30
+3
Группа: Посетители
Репутация: (360|0)
Публикаций: 41
Комментариев: 389
Цитата: Летяга
Годится?

Да. Все прекрасно.

Цитата: зелёное яблочко
Запало в душу

Я рад. Надеюсь, Вы получите массу удовольствия от множества прекрасных фильмов
  
#8 написал: Сделано_в_СССР
15 января 2019 22:46
+3
Группа: Журналисты
Репутация: (3680|-1)
Публикаций: 2 685
Комментариев: 13 744
Прочитано с интересом и нахлынули воспоминания ранних фильмов и сказок. Всё таки ранний синематограф намного лучше современного кинематографа! +++
                                      
#9 написал: Матвеевский
15 января 2019 22:47
+2
Группа: Посетители
Репутация: (360|0)
Публикаций: 41
Комментариев: 389
Цитата: Сделано_в_СССР
Всё таки ранний синематограф намного лучше современного кинематографа!

Он совершенно особенный.
  
#10 написал: Сделано_в_СССР
15 января 2019 23:07
+4
Группа: Журналисты
Репутация: (3680|-1)
Публикаций: 2 685
Комментариев: 13 744
Цитата: Матвеевский
Цитата: Сделано_в_СССР
Всё таки ранний синематограф намного лучше современного кинематографа!

Он совершенно особенный.

Правда любителей такого становится всё меньше. Цифровые технологии задавили всю прелесть старого синематографа. Слава богу,что это всё теперь можно найти в инете, если что)
                                      
#11 написал: Матвеевский
15 января 2019 23:13
+2
Группа: Посетители
Репутация: (360|0)
Публикаций: 41
Комментариев: 389
Цитата: Сделано_в_СССР
Правда любителей такого становится всё меньше. Цифровые технологии задавили всю прелесть старого синематографа. Слава богу,что это всё теперь можно найти в инете, если что)

Да. Мне нравятся фильмы, снятые в стилистике синима прошлого. Очень интересно посмотреть на старые жанры, старые приемы, стилистику в современных условиях. Есть забавный фильм "Ведьма любви" 16-го года, снятый в стиле 60-х. На мой взгляд, интересный эксперимент
  
#12 написал: Ksenya078
16 января 2019 12:24
+3
Группа: Посетители
Репутация: (411|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 2 940
Увлекательная статья! Приятно было почитать! Спасибо огромное,+++.
      
#13 написал: Матвеевский
16 января 2019 12:41
+1
Группа: Посетители
Репутация: (360|0)
Публикаций: 41
Комментариев: 389
Цитата: Ksenya078
Приятно было почитать

Я рад. Спасибо за отзыв
  
#14 написал: Asheera
16 января 2019 15:06
+2
Группа: Посетители
Репутация: Выкл.
Публикаций: 4
Комментариев: 922
Это даже не столько статья, сколько художественная антреприза.
После такого завораживающего описания просто невозможно уютным зимним вечером не окунуться в атмосферу этих картин)
Благодарность Автору! mm
  
#15 написал: Матвеевский
16 января 2019 17:34
+3
Группа: Посетители
Репутация: (360|0)
Публикаций: 41
Комментариев: 389
Цитата: Asheera
окунуться в атмосферу этих картин

Искренне надеюсь, что Вы получите массу удовольствия
  
#16 написал: Хельгая
23 января 2019 08:33
+2
Группа: Посетители
Репутация: (16|0)
Публикаций: 3
Комментариев: 19
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, +
#17 написал: Матвеевский
23 января 2019 12:23
0
Группа: Посетители
Репутация: (360|0)
Публикаций: 41
Комментариев: 389
Цитата: Хельгая
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, +

Спасибо
  
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.