Истребление Ящеров на Руси

Читателям, конечно, известно о том, что наши предки во времена язычества поклонялись Перуну, Святовиту, Даждьбогу и другим идолам. А вот о поклонении живым «богам» в новгородских и псковских землях знают не многие.

В летописи 1068 года приводятся слова Григория Богослова о том, что люди приносят жертвы живущему в реке зверю, которого называют «богом». В некоторых легендах его называют Ин-дрик-зверь или же Всем зверям отец. Судя по всему, речь идет о поклонении звероящеру. Этот культ был распространен в северо-западных областях Руси, в новгородских и псковских землях, видимо, потому, что там действительно обитали звероящеры. И притом совсем недавно, всего несколько веков назад! И об этом есть немало свидетельств.

В своем труде «Язычество Древней Руси» академик Б.А. Рыбаков пишет: «В связи с нашей темой особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. Гусли представляют собой плоское корытце с пазами для шести колков. Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки ящерят. На оборотной стороне гуслей изображены лев и птица. Таким образом, в орнаментации гуслей присутствуют три жизненных зоны: небо (птица), земля (лев, конь) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента».
Археологи находили гусли с изображением двух конских голов (конь - обычная жертва водяному). На некоторых гуслях XIV века изображены волны.

«Коркодилов» надо кормить!

При археологических раскопках в Новгородской и Псковской областях на стропилах домов, на веслах, на шаманских бляхах, на ручках ковшей встречаются многочисленные изображения ящера. Это вполне реального вида существа с вытянутой мордой и огромной зубастой пастью, похожие на одного из многочисленных видов доисторических завров (скорее всего, на мозазавра, как он изображен в реконструкциях палеонтологов) и называемого в летописях «коркодилом».

Сохранилось сенсационное сообщение немецкого ученого, вольного барона Сигизмунда Герберштейна (1486-1566 гг.), дипломата и путешественника, посетившего Русь в 1517 и в 1526 году. Он записал свои наблюдения, а также свидетельства источников, которые не вызывали сомнения в своей правдивости: «Там и поныне много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то ящериц с четырьмя короткими лапами, с черным жирным телом, имеющим не более трех пядей (60-70 см) в длину, и называемых гиво-итами. В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом всем семейством поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастье приписывают тому, чей гивоит будет плохо накормлен». (С. Герберштейн. «Записки о Московитских делах». СПб. 1907 - стр. 178).
Современные ученые доверяют информации Герберштейна. Подтверждают его данные и русские летописи. Правда, в них нет подробного описания «коркодилов», но это, видимо, связано с тем, что их облик был всем известен и широко использовался даже в быту как декоративный элемент.


Садко и подводный царь


Этнограф А.Н. Афанасьев писал: «Крестьяне покупают миром лошадь, три дня ее откармливают хлебом, потом надевают ей на шею два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты и в полночь опускают в прорубь». Судя по всему, тот, кто жил в проруби, был огромным и довольно прожорливым зверем. А жертву ему приносили зимой, в самое голодное время года. Летом «подводного царя» не кормили, и он «залегал на водный путь» и «во образе лютого зверя коркодила» нападал на плывущих рыбаков и купцов, топя и переворачивая их лодки и поедая людей.
В Псковской летописи (т. 2, стр. 262) читаем: «Влета 7090 (1582 год) изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужаса-ша людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иных избиша». Таких «царей» уважали, боялись, почитали и зимой старались подкармливать. То есть изображенный на гуслях вместе с другими животными ящер - такое же реальное животное, как лев или конь.

Специалист по Древней Руси академик Б.А. Рыбаков считает былину о Садко одной из самых древних в новгородской земле. В изначальном варианте Садко не путешествует, а приходит с гуслями на берег озера или реки и играет свои песни «водяному царю». Этот «царь» выходит из воды, благодарит Садко за доставленное удовольствие и обещает постоянный богатый улов и золотую рыбку, чтобы тот победил в споре с купцами. Садко становится уважаемым человеком в Новгороде и быстро богатеет. Академик даже вычислил место встречи гусляра с «подводным царем». Это было на озере Ильмень, у истока Волхова, у западного берега реки. На этом месте археологи в 1952 году раскопали капище, известное под названием Перынь, которое Рыбаков однозначно определил как святилище «крокодила».

Избиение «богов»

Казалось бы, полумифические животные были почитаемы в народе и неплохо жили еще каких-то 400 лет назад! А их истреблением и полным забвением мы обязаны последовательному яростному и упорному насаждению в этих областях христианства, что отчетливо видно из летописей. Реальный бог-ящер был опасным идейным противником Церкви. Убедить поклоняющихся ему, реальному и грозному божеству, людей в существовании какого-то абстрактного христианского бога было практически невозможно. Существовал только один выход - беспощадное уничтожение всех этих животных, «диавольских гадов», и полное искоренение памяти о них.

Скорее всего, сначала расправились с одомашненными маленькими тварями, а потом и с большими речными «богами». Христиане нещадно истребляли ящеров. Идолопоклонников убеждали, что это никакие не боги, а «отвратные» звери. В рукописи Большой Синодальной библиотеки XVII века христианский летописец пишет о том, как плакал народ, когда в реке Волхове изловили «окаянную тварь», а затем лишили ее жизни. Ящер был торжественно захоронен местными язычниками в «высокой могиле». По нему даже справили тризну.

Тяжело было расставаться людям со своими привычными древними богами. А христиане верили, что ящера поглотил ад, просто не могло быть иначе.

Очень хорошо в этом контексте интерпретируется легенда о Георгии и Драконе. Причем зародилась легенда далеко не в русских землях, а стало быть ящеры такие водились во многих местах и считались богами язычников и ящеров во имя христианства убивали повсеместно!

Легенда о святом Георгии вкратце такова: страну, которой правит старый, беспомощный король, опустошает ужасный дракон, требующий себе в пищу юношей и девушек; после того как жребий падает на королевскую дочь, является герой, который убивает монстра, женится на принцессе и наследует корону; жители королевства принимают христианство.

Интересно, что ни римские, ни раннехристианские источники не упоминают о сражении Георгия с драконом, а концентрируют внимание на его мученической смерти. Изображения святого Георгия, поражающего дракона, появились только в XII веке, когда с ним начали связывать более древнюю легенду. По разным версиям, Георгий либо убивает дракона сразу (в том числе и крестным знамением), либо пленяет его и, связав поясом принцессы, приводит в город, обещая убить его только после того, как определенное число жителей обратится в христианство.

Впрочем, победа над драконом не всегда дается Георгию легко. В книге XVII века «Семь поборников христианства» описывается его ожесточенная битва с чудовищем «блестящим, как серебро, золотым животом, чья шкура тверже, чем латунь». Вырвавшийся из своего логова дракон повергает святого на землю, а копье, брошенное Георгием, разлетается на тысячу осколков. Собравшись с силами, Георгий поражает дракона мечом в живот.

Из раны на святого вырывается поток яда, лишающего его на некоторое время сознания. Придя в себя под апельсиновым деревом, Георгий возобновляет битву, прежде взглянув на небо и получив благословение. Он вонзает меч по самую рукоятку под крыло дракона, где шкура не так прочна, так что меч Аскалон проходит через «сердце, печень, кости и кровь» дракона. От крови дракона вся трава в округе становится красной. Святой Георгий обезглавливает чудовище и благодарит Всемогущего Бога за помощь.

Георгий, безусловно, не единственный христианский святой, победивший дракона. Этот подвиг приписывается святому Филиппу, Леонарду, Матвею, Сильвестру и многим другим. Драконы, противостоящие святым, представляются ужасными чудовищами, однако победа над ними достигается, как правило, легко, что является аллегорией христианского учения о том, что благочестие легко побеждает порок. Так, святой Донат убивает дракона, плюнув ему в рот, а древненорвежский святой Гутмунд повергает врага молитвой и святой водой.

Священники беспощадно и целенаправленно уничтожали последних представителей речных ящеров как языческих богов. Так, почти уже в наше время были безжалостно уничтожены последние представители древних ящеров. А вековой режим замалчивания этих событий сделал свое дело.
Мало кто даже слышал об этом. И сегодня трудно поверить, что в России еще в XVI веке жили и прекрасно себя чувствовали потомки динозавров. Со школьной скамьи нам внушается мысль, что это вымышленные мифические существа из народных былин и преданий. Но из многочисленных летописей следует, что это не так. Еще раз подтверждается истина, что легенды и предания являются достоверными источниками информации и всегда отражают реальные события прошлого.


Новость отредактировал Mrs. Pan - 17-01-2011, 17:38
17-01-2011, 02:54 by ArdeenПросмотров: 4 487Комментарии: 10
+6

Ключевые слова: Драконы язычество христианство уничтожение ящер

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: Karmilla
17 января 2011 18:43
0
Группа: Посетители
Репутация: (4|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 3 320
Интересное инфо+
Поклоняюсь тебе прекрасный бог-ящер-на сумки-и-ботинки!


ПС простите товарищи по спасению животных но от яшеров балдею токо в в таком виде.Сожалею-но правда.
       
#2 написал: Горный Дух
18 января 2011 00:19
0
Группа: Активные Пользователи
Репутация: (0|0)
Публикаций: 146
Комментариев: 288
Чудесно+
    
#3 написал: Ardeen
18 января 2011 02:16
0
Группа: Посетители
Репутация: (2|0)
Публикаций: 31
Комментариев: 443
Я сама к чешуйчатым отношусь не с почтением и благоговением, но слушая людей, тут должно быть много любителей змей-крокодилов, воти думала, может из славики и идет их увлечение?
  
#4 написал: serg-kil-inc
18 января 2011 07:47
0
Группа: Посетители
Репутация: (6|0)
Публикаций: 13
Комментариев: 2 026
Очень интересно, плюс! О ящерах я слышал уже давно. Может, это была пра-цивилизация?
     
#5 написал: Ardeen
18 января 2011 08:25
0
Группа: Посетители
Репутация: (2|0)
Публикаций: 31
Комментариев: 443
serg-kil-inc,
Вполне возможно. Не такая развитая (точнее развитая не в нашем понимании), истребленная человечеством в виду естественного отбора.
Ведь не зря если не во всех, то в очень многих мифах, сказаниях, передающихся устным способом фигурируют те же драконы. fellow
  
#6 написал: serg-kil-inc
19 января 2011 06:46
0
Группа: Посетители
Репутация: (6|0)
Публикаций: 13
Комментариев: 2 026
Ardeen,
Легенды о драконах встречаются по всему миру. Значит, что-то всё же было.
     
#7 написал: Джон_Ван_Бо
19 января 2011 20:43
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (0|0)
Публикаций: 34
Комментариев: 774
одобряе +
   
#8 написал: Катиринка
18 июня 2011 14:21
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (13|0)
Публикаций: 480
Комментариев: 3 239
+++
               
#9 написал: Стинг
5 сентября 2011 16:21
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 1
Комментариев: 135
Введение отлично показывает, что автор не только школьные учебники знает, но и жёлтой прессой побаловаться не против. Учите матчасть прежде чем публиковать этот бред.
#10 написал: olqa.weles
15 апреля 2012 22:45
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (13|0)
Публикаций: 819
Комментариев: 4 951
...+...
                             
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.