Из пустоты. Или немного о дзэн-пофигизме

В 90-е годы произошел в России всплеск интереса к азиатским боевым искусствам, от каратэ до айкидо. Мой товарищ был (и есть) не робкого десятка, ему сам Бог велел ими заинтересоваться. И он интересовался, весьма активно. Заодно проявил интерес к дзэн-буддизму, даосизму - к восточным учениям, короче. Не могу точно сказать, входили ли медитации в его комплекс тренировок или он занимался только боевкой. Не назову и точное направление, которому он принадлежал. Точно знаю одно: допрактиковался он до... странного.

Он научился уходить в режим автопилота. Знаете, в критических ситуациях некоторые люди действуют бездумно, но верно? Вот этому он и научился. К высокой скорости реакции прилагался бонус: отключение эмоций, любых, от ярости до жалости. Однажды это сработало превентивно, избавив моего товарища от назревающей стычки. Желание выяснить отношения кулаками разбилось о его... как это назвать?.. О веселую отрешённость, что ли. Ни злости, ни страха, никакой эмоциональной вовлечённости вообще. Ему было абсолютно наплевать. Подозреваю, ему было наплевать и на то, что с его противниками будет в итоге. Такое обескураживает, согласитесь.

У японцев есть выражение - «нападай из пустоты». Мне кажется, это оно и было. «Я» отступает в сторону, человек не тратит лишних секунд на сознательное продумывание своих действий. Человека вообще как бы нет в этот момент, есть только действие...

Моего товарища смущало, что свежеобретенный автопилот включался не по желанию, а по ситуации. А ситуация не обязательно была критической. Всерьёз он призадумался после одного случая. Пошёл он в гости к другу, у которого раньше никогда не был. Адрес он знал, но не район города. Думал, придётся поплутать... но не пришлось. Внезапно он выпал в этот свой «дзэнский транс» и зашагал от остановки в нужном направлении - так, словно знал дорогу. Собственно, он ее в тот момент и знал. Откуда? Ниоткуда. Из пустоты. Это уже нельзя объяснить хорошей реакцией и хладнокровием. Это вообще нельзя было удовлетворительно объяснить. Однако это было. И учащалось.

Все. Он резко прекратил свои тренировки. Я даже не скажу, что испугался... Ему претило. Он - человек решительный, горячо реагирующий на людей и события, по складу характера - искатель истины. Ему надо быть твёрдо уверенным, что в любой ситуации решение принимает он, он сам, а не его подсознание. Пусть даже ошибки, зато свои собственные... Не хотел он быть пустотой, наносящей удар.

23-06-2020, 15:28 by TenguПросмотров: 7 642Комментарии: 32
+56

Ключевые слова: Автопилот интуиция чувства авторская история популярное

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: Tanusha13666
23 июня 2020 15:48
+9
Группа: Посетители
Репутация: (130|-3)
Публикаций: 6
Комментариев: 774
А чего заминусили? Я плюс поставила, необычно же, интересно, возможно и такое бывает)
  
#2 написал: верю-не верю
23 июня 2020 15:55
+6
Группа: Посетители
Репутация: (45|-2)
Публикаций: 5
Комментариев: 1 502
[quote=Tanusha13666]А чего заминусили?[/
И я не поняла, зачем минусы, не верите? Я почему-то поверила и ставлю плюс.
    
#3 написал: Kinigos
23 июня 2020 16:07
+10
Группа: Посетители
Репутация: (346|-1)
Публикаций: 0
Комментариев: 1 557
...Дзен говорит, что надо интуитивно жить этим моментом и поменьше задумываться о прошлом и будущем. Каноничен
пример с поведением лучника на войне: «стрела должна лететь в цель сама». Если лучник будет высчитывать, как
правильно надо натянуть лук, чтобы стрела в будущем поймала врага на противоходе, то он никогда не попадёт — это нужно
знать и уметь без рассуждений, они в такой момент только помешают. «Думать нужно меньше, а соображать — больше» —
это императив Чань. Правда, дзен-буддисты возводят снижение рассудочной активности в ранг высшего религиозного
блага, жизненной цели, конечная цель чаньской психопрактики —
развить такую интуицию до состояния включённости 24/7, сделав разрывание своего шаблона привычкой.
В обычном состоянии интуиция работает "вспышками", время от времени. Задача чаньской психотехники заключалась в том, чтобы
увеличить время работы интуиции вплоть до превращения ее в постоянно действующий фактор, когда она переходит в интуитивную мудрость.
(http://www.svob.narod.ru/abaev/chancultura.htm)
Думаю, зря товарищ испугался на полпути, ведь успехи делал.
    
#4 написал: зелёное яблочко
23 июня 2020 16:41
+10
Группа: Активные Пользователи
Репутация: Выкл.
Публикаций: 145
Комментариев: 6 967
Я бы не отказалась. Это пробуждение скрытых человеческих способностей.
Возможно, когда-то это было критерием выживаемости. А потом государства, монотеизмы. И всё заглохло
               
#5 написал: Водяная лилия
23 июня 2020 16:55
+3
Группа: Посетители
Репутация: (27|0)
Публикаций: 2
Комментариев: 268
А я его понимаю.
История понравилась.
#6 написал: Tengu
23 июня 2020 18:41
+2
Группа: Посетители
Репутация: (70|0)
Публикаций: 72
Комментариев: 1 282
Цитата: Водяная лилия
А я его понимаю.
История понравилась.


Я его тоже, в общем, понимаю.

Цитата: зелёное яблочко
Я бы не отказалась. Это пробуждение скрытых человеческих способностей.
Возможно, когда-то это было критерием выживаемости. А потом государства, монотеизмы. И всё заглохло


Самое интересное, оно и в его конкретном случае так вышло. Сначала эксперименты, потом государства и монотеизмы) Его долгий, десятилетний поиск истины завершился выбором в пользу православия. Монотеизм действительно закрывает этот путь, мне кажется. Христианство - точно, оно предполагает очень высокую степень трезвости и самоконтроля. Это плохо совмещается с развитием безличностной интуиции. Но христианство и выбирают ради другого.

Цитата: Kinigos
...Дзен говорит, что надо интуитивно жить этим моментом и поменьше задумываться о прошлом и будущем. Каноничен
пример с поведением лучника на войне: «стрела должна лететь в цель сама».

Думаю, зря товарищ испугался на полпути, ведь успехи делал.


Именно. Ваша цитата как раз в тему. Чань - это китайская модификация буддизма, той его ветви, которая в Японии носит имя Дзэн. Но одно дело читать обо всем этом в книжках - красивая теория и только - а другое дело испробовать на себе и узнать, что прагматичные азиаты не просто так теоретизировали.

Не думаю, что зря... Это не для него. Прямой, категоричный, насмешливый, хорошо образованный, постоянно ищущий безусловной истины (и убеждённый, что она существует), ни разу не одиночка по духу... Я выше сказала, он пришёл к православию. И вот это как раз по нему.
     
#7 написал: Nlo
23 июня 2020 19:07
+6
Группа: Посетители
Репутация: (64|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 800
Отличная история. Уважаю, что человек сделал выбор осознанно. Я бы тоже сделала тот же выбор, что и герой истории. Но какое бы решение не было принято - главное что это своя воля, а не мода, мнение большинства и т.п.
  
#8 написал: Летяга
23 июня 2020 19:34
+4
Группа: Главные Редакторы
Репутация: (12456|-4)
Публикаций: 1 143
Комментариев: 9 731
О. У меня тоже есть знакомый, прошедший подобный путь. И причаливший к тому же берегу.
Осознанный выбор достоин уважения, даже когда его не разделяешь.
+++++

Пошёл он в гости к другу, у которого раньше никогда не был. Адрес он знал, но не район города. Думал, придётся поплутать... но не пришлось. Внезапно он выпал в этот свой «дзэнский транс» и зашагал от остановки в нужном направлении - так, словно знал дорогу. Собственно, он ее в тот момент и знал. Откуда? Ниоткуда. Из пустоты. Это уже нельзя объяснить хорошей реакцией и хладнокровием.

А вот не такая, но подобная ситуация знакома мне из личного опыта. Состояние обескураживающее.
                                 
#9 написал: Tengu
23 июня 2020 19:59
+1
Группа: Посетители
Репутация: (70|0)
Публикаций: 72
Комментариев: 1 282
Цитата: Летяга
О. У меня тоже есть знакомый, прошедший подобный путь. И причаливший к тому же берегу.
Осознанный выбор достоин уважения, даже когда его не разделяешь.

А вот не такая, но подобная ситуация знакома мне из личного опыта. Состояние обескураживающее.


Я разделяю... А про ситуацию расскажете? У меня подобного не было вроде.
     
#10 написал: Летяга
23 июня 2020 21:16
+16
Группа: Главные Редакторы
Репутация: (12456|-4)
Публикаций: 1 143
Комментариев: 9 731
Цитата: Tengu
А про ситуацию расскажете?

Дело было давно, в 1991.
Я тоже одно время слегка "ушувалась", но группа была чисто оздоровительная. И в то же время я занималась горным туризмом, уже водила группы в качестве руководителя. И вот отзанимавшись осень, зиму и весну, летом я со своей командой отправилась в горы. Благополучно и буднично прошли часть маршрута. В очередное утро по графику вышли на нужный перевал. Пока нашли тур, пока нашли записку предыдущей группы (от 1973 или 1972 года), пока написали и упаковали свою, снизу стал подниматься туман. Туман в горах - явление обычное. По описанию перевала ледника на спуске нет, только снежник, да и категория не высокая (1Б если кому интересно). Быстренько собрались и начали спуск. Сверху солнце и пронзительно синее небо, внизу - молоко тумана.
Туман оказался очень плотным. Через некоторое время рука, вытянутая вперёд, стала видна чуть дальше локтя. Шли связанными, но очень плотной группой, было страшно потерять из виду смутное пятно спины впереди идущего. Практически наступали друг другу на пятки. Я шла первой. И вот выключилась. Совсем. Нет мыслей, нет ощущений. Даже звуки пропали. Вскоре снег закончился, мы очень удачно вышли прямо на гребень старого моренного вала. Да и туман стал быстро редеть (я так понимаю, что мы спустились из облака), пошёл дождь. Решили не мокнуть, сбились в кучу, накрылись полиэтиленом, затеяли перекус. Сидели спиной к пройденному перевалу, наблюдали, как ветром рвёт остатки тумана и тот клочьямилетит на фоне чёрных мокрых скал. Дождь тоже прекратился. Стали сворачивать плёнку, оглянулись и увидели... Вся группа несколько минут молча разглядывала наши следы на спуске. Мы прошли единственно возможным путём среди трещин и ледовых разрывов. Как за руку кто-то провёл.
А у-шу я больше не занималась. Но не по каким-то мистико-мировозренческим причинам, а просто началась совсем другая жизнь. В цивилизацию мы вышли как раз на "Лебединое озеро", если кто тот год помнит.
И в горах я больше не была. Хотя маршрут на этом и не закончился, других чудес больше не было.
Как-то так.
                                 
#11 написал: Tengu
23 июня 2020 21:30
+2
Группа: Посетители
Репутация: (70|0)
Публикаций: 72
Комментариев: 1 282
Цитата: Летяга
Цитата: Tengu
А про ситуацию расскажете?

Дело было давно, в 1991.
Я тоже одно время слегка "ушувалась", но группа была чисто оздоровительная. И в то же время я занималась горным туризмом, уже водила группы в качестве руководителя. И вот отзанимавшись осень, зиму и весну, летом я со своей командой отправилась в горы. Благополучно и буднично прошли часть маршрута. В очередное утро по графику вышли на нужный перевал. Пока нашли тур, пока нашли записку предыдущей группы (от 1973 или 1972 года), пока написали и упаковали свою, снизу стал подниматься туман. Туман в горах - явление обычное. По описанию перевала ледника на спуске нет, только снежник, да и категория не высокая (1Б если кому интересно). Быстренько собрались и начали спуск. Сверху солнце и пронзительно синее небо, внизу - молоко тумана.
Туман оказался очень плотным. Через некоторое время рука, вытянутая вперёд, стала видна чуть дальше локтя. Шли связанными, но очень плотной группой, было страшно потерять из виду смутное пятно спины впереди идущего. Практически наступали друг другу на пятки. Я шла первой. И вот выключилась. Совсем. Нет мыслей, нет ощущений. Даже звуки пропали. Вскоре снег закончился, мы очень удачно вышли прямо на гребень старого моренного вала. Да и туман стал быстро редеть (я так понимаю, что мы спустились из облака), пошёл дождь. Решили не мокнуть, сбились в кучу, накрылись полиэтиленом, затеяли перекус. Сидели спиной к пройденному перевалу, наблюдали, как ветром рвёт остатки тумана и тот клочьямилетит на фоне чёрных мокрых скал. Дождь тоже прекратился. Стали сворачивать плёнку, оглянулись и увидели... Вся группа несколько минут молча разглядывала наши следы на спуске. Мы прошли единственно возможным путём среди трещин и ледовых разрывов. Как за руку кто-то провёл.
А у-шу я больше не занималась. Но не по каким-то мистико-мировозренческим причинам, а просто началась совсем другая жизнь. В цивилизацию мы вышли как раз на "Лебединое озеро", если кто тот год помнит.
И в горах я больше не была. Хотя маршрут на этом и не закончился, других чудес больше не было.
Как-то так.


Летяга, вот это да... очень яркий случай, его можно перенести в ИЖ. И да, это то самое состояние и есть - ноль мыслей, ноль эмоций... Но получается, вы изначально представляли себе маршрут совсем иначе? Раз пошли всей группой в тумане, не видя, что под ногами у вас? И что такое записка - описание маршрута от тех, кто уже его прошёл?
     
#12 написал: Light_a_dark
23 июня 2020 21:38
+3
Группа: Посетители
Репутация: (511|0)
Публикаций: 44
Комментариев: 1 810
Спасибо за свою историю, Летяга!
И самой истории+
     
#13 написал: daytaler
23 июня 2020 21:42
0
Группа: Посетители
Репутация: (112|-5)
Публикаций: 0
Комментариев: 2 400
Режим автопилота — это работа подсознания.Как спускаться быстро со ступеней.При чем здесь дзен?
Я исповедую самый сильный стиль, и самый секретный, называется — "Ну все п...ць".
     
#14 написал: Летяга
23 июня 2020 21:47
+5
Группа: Главные Редакторы
Репутация: (12456|-4)
Публикаций: 1 143
Комментариев: 9 731
Цитата: Tengu
И что такое записка - описание маршрута от тех, кто уже его прошёл?

Это такой способ подтвердить, что группа была там, где была. Первопроходцы пишут записку: мы, группа в количестве стольки-то человек из города Энска, совершая поход такой-то категории сложности вышли на этот перевал с такого-то направления. Спускаться будем туда-то. Дата. Время. Руководитель.
Записка тщательно упаковывается и из камней складывают тур (такая небольшая пирамидка). Записку прячут внутри тура. Следующая группа видит тур, находит записку, забирает её, взамен оставляя свою. В своей пишет то же самое, плюс то, что снята записка такой-то группы, оставленная в таком-то году, руководитель такой-то. Подтверждая тем самым предыдущих.
А описание перевала делают сначала те, кто прошёл его первым, потом оно уточняется следующими группами. Вот по этому самому описанию ледника там быть не должно. Но он был)
                                 
#15 написал: NEMO 1
23 июня 2020 23:42
+3
Группа: Посетители
Репутация: (303|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 622
Хорошая история, а комментарии ещё лучше, спасибо+
 
#16 написал: Серебряная пуля
23 июня 2020 23:46
+4
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (3030|-1)
Публикаций: 105
Комментариев: 6 224
Очень интересно! Вот бы на работе такой навык, пришёл- ушёл. Если серьёзно, то одному и правда страшно такое практиковать: Не знание не освобождает от ответственности,"- а загадочность русской души, иногда мне думается, в самокопании. Хотя всё равно мы много решений принимаем не обдуманно, автоматизм это не плохо. Лучше, чем "наобум."
                
#17 написал: NEMO 1
23 июня 2020 23:57
+4
Группа: Посетители
Репутация: (303|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 622
Цитата: Серебряная пуля
Очень интересно! Вот бы на работе такой навык, пришёл- ушёл. Если серьёзно, то одному и правда страшно такое практиковать: Не знание не освобождает от ответственности,"- а загадочность русской души, иногда мне думается, в самокопании. Хотя всё равно мы много решений принимаем не обдуманно, автоматизм это не плохо. Лучше, чем "наобум."

Навыки приходят когда практикуешь, для этого и существуют наставники, причём и в религиях и философии буддизма....
 
#18 написал: Light_a_dark
24 июня 2020 07:43
+2
Группа: Посетители
Репутация: (511|0)
Публикаций: 44
Комментариев: 1 810
Цитата: NEMO 1
Навыки приходят когда практикуешь, для этого и существуют наставники, причём и в религиях и философии буддизма...

Согласна. Наставники и в жизни не плохие попадаются)
     
#19 написал: Kinigos
24 июня 2020 12:05
+3
Группа: Посетители
Репутация: (346|-1)
Публикаций: 0
Комментариев: 1 557
Цитата: daytaler
Режим автопилота — это работа подсознания.Как спускаться быстро со ступеней.При чем здесь дзен?
Я исповедую самый сильный стиль, и самый секретный, называется — "Ну все п...ць".

То же самое, что быстро прыгать с парашютом. Подсознание вообще не нужно, и так знаешь, что пинка под зад дадут.
    
#20 написал: daytaler
24 июня 2020 18:12
0
Группа: Посетители
Репутация: (112|-5)
Публикаций: 0
Комментариев: 2 400
Цитата: Kinigos
что пинка под зад дадут

При помощи сознательного подсознания.
     
#21 написал: Kinigos
24 июня 2020 18:15
+1
Группа: Посетители
Репутация: (346|-1)
Публикаций: 0
Комментариев: 1 557
Цитата: daytaler
При помощи сознательного подсознания.

Осмысленно, практично и целенаправленно. Штоб очередь не держать или точку не пройти.
    
#22 написал: Серебряная пуля
24 июня 2020 18:57
+2
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (3030|-1)
Публикаций: 105
Комментариев: 6 224
Цитата: Kinigos
Цитата: daytaler
Режим автопилота — это работа подсознания.Как спускаться быстро со ступеней.При чем здесь дзен?
Я исповедую самый сильный стиль, и самый секретный, называется — "Ну все п...ць".

То же самое, что быстро прыгать с парашютом. Подсознание вообще не нужно, и так знаешь, что пинка под зад дадут.

А ноги перед приземлением, виг выправишь подсознательно.
Цитата: NEMO 1
Цитата: Серебряная пуля
Очень интересно! Вот бы на работе такой навык, пришёл- ушёл. Если серьёзно, то одному и правда страшно такое практиковать: Не знание не освобождает от ответственности,"- а загадочность русской души, иногда мне думается, в самокопании. Хотя всё равно мы много решений принимаем не обдуманно, автоматизм это не плохо. Лучше, чем "наобум."

Навыки приходят когда практикуешь, для этого и существуют наставники, причём и в религиях и философии буддизма....

Что татары:"Отступаем- наступаем, всё бегом,"- а в жизни так много удивительного!
                
#23 написал: Славянин777
24 июня 2020 22:23
+3
Группа: Посетители
Репутация: (706|0)
Публикаций: 8
Комментариев: 412
Цитата: Light_a_dark
Спасибо за свою историю, Летяга!
И самой истории+

Здравствуйте!
Полностью Поддерживаю!!!
Обе Истории Заслуживают +++!!!
Очень Интересно и Познавательно!!!
Самое главное, войдя в режим автопилота "дров не наломать", с печальными последствиями...
 
#24 написал: NEMO 1
25 июня 2020 00:12
+2
Группа: Посетители
Репутация: (303|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 622
Цитата: Славянин777
Цитата: Light_a_dark
Спасибо за свою историю, Летяга!
И самой истории+

Здравствуйте!
Полностью Поддерживаю!!!
Обе Истории Заслуживают +++!!!
Очень Интересно и Познавательно!!!
Самое главное, войдя в режим автопилота "дров не наломать", с печальными последствиями...

И опыт сын ошибок трудных, и гений парадоксов друг)))

Цитата: Серебряная пуля
Цитата: Kinigos
Цитата: daytaler
Режим автопилота — это работа подсознания.Как спускаться быстро со ступеней.При чем здесь дзен?
Я исповедую самый сильный стиль, и самый секретный, называется — "Ну все п...ць".

То же самое, что быстро прыгать с парашютом. Подсознание вообще не нужно, и так знаешь, что пинка под зад дадут.

А ноги перед приземлением, виг выправишь подсознательно.
Цитата: NEMO 1
Цитата: Серебряная пуля
Очень интересно! Вот бы на работе такой навык, пришёл- ушёл. Если серьёзно, то одному и правда страшно такое практиковать: Не знание не освобождает от ответственности,"- а загадочность русской души, иногда мне думается, в самокопании. Хотя всё равно мы много решений принимаем не обдуманно, автоматизм это не плохо. Лучше, чем "наобум."

Навыки приходят когда практикуешь, для этого и существуют наставники, причём и в религиях и философии буддизма....

Что татары:"Отступаем- наступаем, всё бегом,"- а в жизни так много удивительного!

Отбрось надежду всяк сюда входящий)
 
#25 написал: Мария Сайгина
25 июня 2020 23:22
+1
Группа: Посетители
Репутация: (174|0)
Публикаций: 17
Комментариев: 1 925
Ой вот на работе бы применять такой навык, особенно в дружном, женском, змеинном коллективе.
    
#26 написал: Tigger power
26 июня 2020 00:30
+4
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (2900|-7)
Публикаций: 13
Комментариев: 5 997
Классная история и пример в комменте Летяги, прямо огонь. У меня случаи скромнее, но иногда тоже удивляют. Сколько раз говорю себе, что за рулем нужно быть предельно собранной, но вот выпадаю иногда и что за "Валера" за меня рулит не понятно))) Глаза все фиксируют, а мысли где-то витают. Так один раз ушла от столкновения, впереди идущая машина внезапно решила, что не прямо надо, а повернуть на заправку и естественно резко и на хорошей скорости по тормозам. Как я успела оценить обстановку и сделать рулем два небольших движения, была не прямо за машиной, а чуть сбоку, но на пол фары зацепила бы, я без понятия. Ощущение, что не я, а кто-то там в голове включился внезапно. Осознала все действия только после того, как проехала благополучно. А девчонки в салоне жужжали и ввели меня в транс видимо))) За историю плюс и ГГ я понимаю.
            
#27 написал: Сделано_в_СССР
27 июня 2020 21:58
+3
Группа: Журналисты
Репутация: (3680|-1)
Публикаций: 2 685
Комментариев: 13 744
У каждого человека есть свой предел. Не нужно делать того, что не по силам. Стремиться да, но биться головой в пустоту не надо. Правильно мужик завязал с тренировками, видимо дошел до своего предела. Главное вовремя остановиться. +++
                                      
#28 написал: Nadezhda9
28 июня 2020 17:54
+1
Группа: Посетители
Репутация: (40|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 439
От меня плюс! А ушёл от этого потому, что понял- не его это...
 
#29 написал: Talisha
28 июня 2020 20:19
+2
Группа: Посетители
Репутация: (2084|0)
Публикаций: 74
Комментариев: 5 437
Он мог бы стать Богом, ради чего мы все сюда и приходим, но выбрал остаться человечком.
             
#30 написал: Серебряная пуля
29 июня 2020 11:25
+2
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (3030|-1)
Публикаций: 105
Комментариев: 6 224
Цитата: Tengu
. Монотеизм действительно закрывает этот путь, мне кажется. Христианство - точно, оно предполагает очень высокую степень трезвости и самоконтроля. Это плохо совмещается с развитием безличностной интуиции. Но христианство и выбирают ради другого.

Христианство тоже не так-то просто. Вспомнились великие подвижники, есть такое состояние, как молитвенное отречение. Оно понятно, что не многие им владеют. Сергий Радонежский (по рассказам ученика) молился во время битвы, когда Донской погнал Мамая, и видел битву и рассказывал о ходе сражения.
Отец Арсений, тоже уходил в молитву, когда его о чём нибудь спрашивали, давал потом прозорливые ответы.

Конечно они были прозорливы, хочешь верь в молитвенное озарение, не хочешь верь, что они всегда думали о том, что говорят.
Если парень осознанно выбрал христианство, то хорошим думаю стал христианином. Я видела мусульманина почти святого по христианским канонам, на столько высокая степень само- пожертвования у него была, и ради близких и врагов тоже любил. Таких праведников не так много, но они есть.
                

Страницы:   1 2
На страницу:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.