Сапонификация или как появились «мыльные люди»
Идеи врачей конца XVII в. о трупах и связанных с ними явлениях разнообразны и многочисленны, однако их во многом объединяет взгляд на мертвецов как на некое подобие личности и мнение о том, что труп еще сохраняет субстанцию жизни и при случае дает ей выход. Как результат, огромный интерес для исследователей представляли процессы и изменения, которым подвергалось мертвое тело, закономерные и исключительные.Так, известный судебный медик, основатель современной судебной медицины и автор оригинального 9-томного труда «Quaestiones medico-legales», ставшего пособием по судебной мидицине, Паоло Заккиа (1584 – 1659) в своем трактате посвящает целую главу «чудесам», то есть явлениям, сверхъестественный характер которых должен был установить именно врач: чудесные исцеления, эпидемии, насланные Богом, и т.п. К таким чудесным явлениям он относит «нетленность трупов», различая в духе времени нетленность естественную и сверхъестественную. Все это должно было иметь большое практическое значение и для уголовно-процессуального права, и для общественной гигиены. Изучение нетленности имело и научное значение, ибо сопротивление тела разложению предполагает сохранение в трупе остатков жизни и чувствительности. Наконец, все это имело значение сентиментальное, почти чувственное: труп сам по себе вызывал у живых интерес и возбуждение.
К случаям естественной нетленности Заккиа относит случаи бальзамирования или замораживания тела. Бывает также нетленность, вызванная различными природными факторами, без вмешательства искусства; такими факторами служат время года, вид болезни, возраст умершего. К чудесным случаям относится старое предание о некоем повешенном, чье тело два года провисело в петле, не разлагаясь. Нетленность трупа может сопровождаться описанными выше явлениями чувствительности мертвого тела, способного порой источать кровь в присутствии убийцы или выделять пот.
Одним из важнейших факторов презервации является место захоронения. Одни почвы способствуют разложению, другие консервируют тело. Важны и минералы: труп, положенный в свинцовый гроб, менее подвержен гниению, поэтому великих мира сего хоронят именно в свинцовых гробах. Играет роль и глубина захоронения. Заккиа повторяет за древним Галеном [129 или 131 год – около 200 или 217 года — римский (греческого происхождения) медик, хирург и философ — прим.автора], что под действием лунного света тело быстро разлагается. В глубокой же яме оно становится твердым, жестким и сухим, сохраняясь наподобие «копченого мяса». Считалось, что на кладбищах разложение и тление идут быстро; о Сент-Инносан [полностью «Cimeti're des Saints-Innocents» в Париже — прим. автора] говорили, что оно «пожирает плоть», за сутки превращая мертвое тело в иссохший скелет. На некоторых других кладбищах трупы сохранялись дольше или мумифицировались: Заккиа упоминает в этой связи кладбище при церкви кордельеров в Тулузе и капуцинское «кампо санто» в Риме, близ Пьяцца Барберини. Также отмечалось, что влажная торфяная почва оказывает на захороненные там тела такое же действие, как и бальзамирование.
Примечательно то, что иногда хорошая сохранность трупа воспринималась как Божья кара, и, напротив, быстрое разложение было желанной целью. В XV в. многие, не имевшие почему-либо возможности быть погребенными на Сент-Инносан, просят в своих завещаниях положить им в могилу хотя бы горсть земли с этого кладбища, рассчитывая ускорить тем самым исчезновение своей мертвой плоти. Заккиа приводит случай, когда тело мертвеца полностью разложилось, но одна рука сохранилась в целости; ходили разговоры, будто именно этой рукой покойный избивал свою мать и потому тление не коснулось ее — в знак вечного бесчестья. Заккиа относит этот случай к сверхъестественным, как и рассказанную в начале VIII в. Бедой Достопочтенным легенду, согласно которой дети, родившиеся в определенные дни в конце января, оказывались в состоянии избежать посмертного разложения.
В число естественных, однако не менее интригующих процессов сохранения целостности трупа, которые раньше считались загадочными, входит так называемое омыление тела, жировоск или сапонификация [ново лат., от лат. sapo, onis "мыло", и facere "делать" — прим.автора].
При определенных условиях ткани трупа превращаются в гомогенную, серовато-белую, мазеподобную или крошащуюся массу, похожую на мыло или воск. Такое позднее трупное изменение возникает при нахождении трупа в течение нескольких месяцев во влажной почве с незначительной насыщенностью воздуха, когда происходит разложение жира на глицерин и жирные кислоты.
В состоянии жировоска многие годы сохраняется не только форма органов, но и некоторые повреждения (раны, странгуляционные борозды и т.п.).
Филлип Арьес в своей книге «Человек перед лицом смерти» упоминает, что в прежние времена на Сент-Инносан существовали огромные общие могилы в 10 м глубины и 6 м длины и ширины. В течение трех лет в них опустили от 1000 до 1600 гробов. Гробы ставились прямо один на другой, и могилы не зарывались. Находившиеся в них трупы превратились целиком, за исключением костей и волос, в это жировое вещество, которое при ближайшем исследовании оказалось состоящим главным образом из аммиачного мыла. В жировое вещество обращаются обыкновенно кожа, грудь, мускулы и мозг; легкие же, печень, кишки, селезенка, почки и матка сгнивают. Жировоск образуется в особенности легко, когда труп лежит в сырой земле без доступа воздуха или в текучей воде. Были попытки выделить из этой массы жирную кислоту (главным образом пальмитиновую) и утилизировать ее для технических целей, например для выделки свечей и т. п.
В России согласно основам кладбищенского законодательства, впервые изложенным в «Уставе врачебном» (Свод законов, т. XIII. - СпБ. 1892), в правилах содержания и устройства кладбищ, ст. 693721 «Устава врачебного» предписывалось всячески избегать омыления тел (п. 1.1.4). Кладбище, на котором наблюдались случаи омыления, считалось не соответствующим санитарным нормам.
На этом снимке представлено сохранившееся, несмотря на солидный возраст, тело так называемой «мыльной женщины». Она выставлена в музее Мюттера в Филадельфии. Когда-то в XIX в. довольно полная женщина умерла от желтой лихорадки. После похорон на филадельфийском кладбище жир из ее тела превратился в трупный воск — жирное воскообразное вещество, очень похожее на щелочь. Омыление произошло, когда жир из тела вступил в реакцию с химическими веществами, содержавшимися в почве. Таким образом тело этой женщины стало одним большим куском мыла.
В 1874 г. доктор Джозеф Лейди, знаменитый анатом университета Пенсильвании, подарил тело этой женщины музею. В 1942 г. смотритель музея, Джозеф Макфарланд, пришел к выводу, что женщина умерла приблизительно в 1830-х или 1840-х гг. В 1987 г., исследования с помощью рентгена позволили ученым определить, что на момент смерти ей было около 40 лет.
А это ещё один «мыльный человек» в чулках.
«Проживает» данный экспонат в Смитсоновском Национальном Музее Истории Естествознания в г. Вашингтон. О нём не осталось никаких сведений, кроме того, что он жил в конце XVIII века и тоже был похоронен на филадельфийском кладбище приблизительно в начале XIX века. Тело, полностью состоящее из мыла, было случайно обнаружено в 1875 г. во время работ по переносу заброшенного кладбища, чтобы в дальнейшем построить на его месте железнодорожное депо.
Публикация основана на материале из этого, этого и этого источников, а так же книге Филиппа Арьеса «Человек перед лицом смерти».
Новость отредактировал Паребрик Питерский - 24-05-2015, 18:33
Ключевые слова: Человек смерть труп мыло жировоск кладбище нетленность