Сапонификация или как появились «мыльные люди»
Идеи врачей конца XVII в. о трупах и связанных с ними явлениях разнообразны и многочисленны, однако их во многом объединяет взгляд на мертвецов как на некое подобие личности и мнение о том, что труп еще сохраняет субстанцию жизни и при случае дает ей выход. Как результат, огромный интерес для исследователей представляли процессы и изменения, которым подвергалось мертвое тело, закономерные и исключительные.Так, известный судебный медик, основатель современной судебной медицины и автор оригинального 9-томного труда «Quaestiones medico-legales», ставшего пособием по судебной мидицине, Паоло Заккиа (1584 – 1659) в своем трактате посвящает целую главу «чудесам», то есть явлениям, сверхъестественный характер которых должен был установить именно врач: чудесные исцеления, эпидемии, насланные Богом, и т.п. К таким чудесным явлениям он относит «нетленность трупов», различая в духе времени нетленность естественную и сверхъестественную. Все это должно было иметь большое практическое значение и для уголовно-процессуального права, и для общественной гигиены. Изучение нетленности имело и научное значение, ибо сопротивление тела разложению предполагает сохранение в трупе остатков жизни и чувствительности. Наконец, все это имело значение сентиментальное, почти чувственное: труп сам по себе вызывал у живых интерес и возбуждение.
К случаям естественной нетленности Заккиа относит случаи бальзамирования или замораживания тела. Бывает также нетленность, вызванная различными природными факторами, без вмешательства искусства; такими факторами служат время года, вид болезни, возраст умершего. К чудесным случаям относится старое предание о некоем повешенном, чье тело два года провисело в петле, не разлагаясь. Нетленность трупа может сопровождаться описанными выше явлениями чувствительности мертвого тела, способного порой источать кровь в присутствии убийцы или выделять пот.
Одним из важнейших факторов презервации является место захоронения. Одни почвы способствуют разложению, другие консервируют тело. Важны и минералы: труп, положенный в свинцовый гроб, менее подвержен гниению, поэтому великих мира сего хоронят именно в свинцовых гробах. Играет роль и глубина захоронения. Заккиа повторяет за древним Галеном [129 или 131 год – около 200 или 217 года — римский (греческого происхождения) медик, хирург и философ — прим.автора], что под действием лунного света тело быстро разлагается. В глубокой же яме оно становится твердым, жестким и сухим, сохраняясь наподобие «копченого мяса». Считалось, что на кладбищах разложение и тление идут быстро; о Сент-Инносан [полностью «Cimeti're des Saints-Innocents» в Париже — прим. автора] говорили, что оно «пожирает плоть», за сутки превращая мертвое тело в иссохший скелет. На некоторых других кладбищах трупы сохранялись дольше или мумифицировались: Заккиа упоминает в этой связи кладбище при церкви кордельеров в Тулузе и капуцинское «кампо санто» в Риме, близ Пьяцца Барберини. Также отмечалось, что влажная торфяная почва оказывает на захороненные там тела такое же действие, как и бальзамирование.
Примечательно то, что иногда хорошая сохранность трупа воспринималась как Божья кара, и, напротив, быстрое разложение было желанной целью. В XV в. многие, не имевшие почему-либо возможности быть погребенными на Сент-Инносан, просят в своих завещаниях положить им в могилу хотя бы горсть земли с этого кладбища, рассчитывая ускорить тем самым исчезновение своей мертвой плоти. Заккиа приводит случай, когда тело мертвеца полностью разложилось, но одна рука сохранилась в целости; ходили разговоры, будто именно этой рукой покойный избивал свою мать и потому тление не коснулось ее — в знак вечного бесчестья. Заккиа относит этот случай к сверхъестественным, как и рассказанную в начале VIII в. Бедой Достопочтенным легенду, согласно которой дети, родившиеся в определенные дни в конце января, оказывались в состоянии избежать посмертного разложения.
В число естественных, однако не менее интригующих процессов сохранения целостности трупа, которые раньше считались загадочными, входит так называемое омыление тела, жировоск или сапонификация [ново лат., от лат. sapo, onis "мыло", и facere "делать" — прим.автора].
При определенных условиях ткани трупа превращаются в гомогенную, серовато-белую, мазеподобную или крошащуюся массу, похожую на мыло или воск. Такое позднее трупное изменение возникает при нахождении трупа в течение нескольких месяцев во влажной почве с незначительной насыщенностью воздуха, когда происходит разложение жира на глицерин и жирные кислоты.
В состоянии жировоска многие годы сохраняется не только форма органов, но и некоторые повреждения (раны, странгуляционные борозды и т.п.).
Филлип Арьес в своей книге «Человек перед лицом смерти» упоминает, что в прежние времена на Сент-Инносан существовали огромные общие могилы в 10 м глубины и 6 м длины и ширины. В течение трех лет в них опустили от 1000 до 1600 гробов. Гробы ставились прямо один на другой, и могилы не зарывались. Находившиеся в них трупы превратились целиком, за исключением костей и волос, в это жировое вещество, которое при ближайшем исследовании оказалось состоящим главным образом из аммиачного мыла. В жировое вещество обращаются обыкновенно кожа, грудь, мускулы и мозг; легкие же, печень, кишки, селезенка, почки и матка сгнивают. Жировоск образуется в особенности легко, когда труп лежит в сырой земле без доступа воздуха или в текучей воде. Были попытки выделить из этой массы жирную кислоту (главным образом пальмитиновую) и утилизировать ее для технических целей, например для выделки свечей и т. п.
В России согласно основам кладбищенского законодательства, впервые изложенным в «Уставе врачебном» (Свод законов, т. XIII. - СпБ. 1892), в правилах содержания и устройства кладбищ, ст. 693721 «Устава врачебного» предписывалось всячески избегать омыления тел (п. 1.1.4). Кладбище, на котором наблюдались случаи омыления, считалось не соответствующим санитарным нормам.
![Сапонификация или как появились «мыльные люди» Сапонификация или как появились «мыльные люди»](https://4stor.ru/uploads/posts/2015-05/1432479825_5399331630_355bf8bb8d_zps8b0b2dca.jpg)
На этом снимке представлено сохранившееся, несмотря на солидный возраст, тело так называемой «мыльной женщины». Она выставлена в музее Мюттера в Филадельфии. Когда-то в XIX в. довольно полная женщина умерла от желтой лихорадки. После похорон на филадельфийском кладбище жир из ее тела превратился в трупный воск — жирное воскообразное вещество, очень похожее на щелочь. Омыление произошло, когда жир из тела вступил в реакцию с химическими веществами, содержавшимися в почве. Таким образом тело этой женщины стало одним большим куском мыла.
В 1874 г. доктор Джозеф Лейди, знаменитый анатом университета Пенсильвании, подарил тело этой женщины музею. В 1942 г. смотритель музея, Джозеф Макфарланд, пришел к выводу, что женщина умерла приблизительно в 1830-х или 1840-х гг. В 1987 г., исследования с помощью рентгена позволили ученым определить, что на момент смерти ей было около 40 лет.
А это ещё один «мыльный человек» в чулках.
![Сапонификация или как появились «мыльные люди» Сапонификация или как появились «мыльные люди»](https://4stor.ru/uploads/posts/2015-05/1432479922_tumblr_ll74mjryes1qifapbo1_1280.jpg)
«Проживает» данный экспонат в Смитсоновском Национальном Музее Истории Естествознания в г. Вашингтон. О нём не осталось никаких сведений, кроме того, что он жил в конце XVIII века и тоже был похоронен на филадельфийском кладбище приблизительно в начале XIX века. Тело, полностью состоящее из мыла, было случайно обнаружено в 1875 г. во время работ по переносу заброшенного кладбища, чтобы в дальнейшем построить на его месте железнодорожное депо.
Публикация основана на материале из этого, этого и этого источников, а так же книге Филиппа Арьеса «Человек перед лицом смерти».
Новость отредактировал Паребрик Питерский - 24-05-2015, 18:33
Ключевые слова: Человек смерть труп мыло жировоск кладбище нетленность