Стук

Служил 95-97 в Калужской области. При части был музей, и каждый год организовывалась «Вахта памяти» — перед Днем Победы 2-3 недели офицеры и солдаты ездили на места боев, поднимали останки и перезахоранивали. Опознанных — в отдельных именных могилах на мемориале рядом с частью, неопознанных — в братских могилах на мемориале в поселке.

И был случай, после которого я, если не поверил в бога, то перестал отрицать существование сверхъестественных сил.

На вторую неделю поисков мы, солдаты, уже были предоставлены сами себе: приезжали на место, разбирали инвентарь, расходились по секторам и копали. Мы ходили группой из трех человек, как-то наткнулись в лесу на могилу: песчаный холм правильной формы, на нем стоит крест из веток и лежит советская каска.

Стали думать, что делать. Один сразу заявил: «Я могилы не копаю». Я был восемнадцатилетним циником без каких-либо суеверий и стереотипов, рассуждал так: могила в лесу будет рано или поздно забыта и заброшена, а в поселке бойцов хоронят на мемориале, за которым всегда будет уход. В общем, решил копать для переноса останков.

Отступление: мы были именно «белые копатели», знали, где находились немецкие позиции, но на них не ходили (вроде даже у нас с немцами какое-то соглашение на этот счет), копали только своих и именно с целью опознания и перезахоронения. «Хабара» было мало — на тот момент с войны прошло уже больше 50 лет, бои в том районе шли в 1943-м (Курская битва) — много патронов россыпью, минометные «ананасы», оружия не находили, похоже, его собрали после боя. От бойцов остались скелеты и части обуви — резиновая подошва и отдельно куски голенища, нитки, скреплявшие их вместе, одежда, волосы — тоже сгнили. Я это к чему: советская каска на могиле была неким триггером, что это именно наше дело, ведь именно для перезахоронения наших бойцов мы здесь и находимся.

В общем, я начал копать. Рядом с раскопом расстилается плащ-палатка, на лопате просеивается, прощупывается земля, пустой грунт скидывается в одну сторону, находки — в другую, на плащ-палатку. И вот выкапываю я фрагменты трех тел — очень часто скелеты находили не полностью, ориентировались по крупным костям: череп, таз, лопатки, кости рук и ног, мелкие кости, позвонки и ребра не считали. Ну и в процессе раскопки я визуально определяю, что у меня при трех черепах какой-то некомплект по остальным костям, но это абсолютно нормально, целые скелеты встречались в +/- двух случаях из трех.

Кости лежали компактно, я от этого места обкопал еще на 1–2 штыка во все стороны, яма получилась куба два — пусто, вроде пора вылезать. Выбрасываю лопату, опираюсь на край ямы и тут слышу: из стены могилы стук (глухой звук, как будто кто-то бьет кулаком в песок), причем несколько ритмичных ударов — явно не послышалось. Беру лопату и втыкаю в то место, пару копков — и показались еще кости, выкапываю еще конечность. Выкидываю по всему периметру могилы еще где-то с куб земли (точнее — песка, поэтому не удивляйтесь цифрам, копать было легко) — пусто. Сажусь на дно ямы, прислушиваюсь. Потом вслух сам собой начинаю рассуждать, что, наверное, всё и пора вылазить, опять сижу прислушиваюсь — тишина, вот тогда я с чистой совестью вылез из ямы, собрал находки и пошел в лагерь.

К слову, за ту вахту наш отряд поднял 130+ человек, из них опознали только троих, один из них — мой. Если меня спросят, что ты сделал хорошего в жизни, я скажу среди прочего «вернул солдата с войны», может, на том свете и зачтётся.

Стук
Мемориал в Ульяново, где мы хоронили неопознанных бойцов.


Автор - Stas1295
Источник

29-05-2025, 16:24 by ЛетягаПросмотров: 6 890Комментарии: 6
+27

Ключевые слова: Военная археология белые копатели перезахоронения стук

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: Talisha
30 мая 2025 06:23
0
Группа: Посетители
Репутация: (2087|0)
Публикаций: 74
Комментариев: 5 536
Мне это непонятно, все эти перезахоронения, земля и есть земля... Когда мы сканируем исчезнувших людей, то те, кто в земле (напр. убили и закопали) - уже упокоены, как если бы были похоронены. А душе тем более не важно.
             
#2 написал: Летяга
30 мая 2025 09:37
+8
Группа: Главные Редакторы
Репутация: (12482|-4)
Публикаций: 1 204
Комментариев: 9 754
Цитата: Talisha
А душе тем более не важно.

Это нужно не мертвым. Это нужно живым.
                                 
#3 написал: Reiana Flaim
30 мая 2025 16:33
0
Группа: Посетители
Репутация: (53|0)
Публикаций: 19
Комментариев: 3 002
Цитата: Talisha
Мне это непонятно, все эти перезахоронения, земля и есть земля... Когда мы сканируем исчезнувших людей, то те, кто в земле (напр. убили и закопали) - уже упокоены, как если бы были похоронены. А душе тем более не важно.

Возможно. А с другой стороны, душе разные бывают.
      
#4 написал: Скарм
1 июня 2025 14:35
+1
Группа: Посетители
Репутация: (81|0)
Публикаций: 27
Комментариев: 594
Благое дело сделали...
 
#5 написал: Slovesnik
12 июня 2025 22:45
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 7
Цитата: Talisha
Мне это непонятно, все эти перезахоронения, земля и есть земля... Когда мы сканируем исчезнувших людей, то те, кто в земле (напр. убили и закопали) - уже упокоены, как если бы были похоронены. А душе тем более не важно.


А как же родственники павших и пропавших без вести? А как же новые поколения? Школьники и студенты, к примеру, которые участвуют в таких вахтах памяти и состоят в поисковых отрядах, довольно быстро понимают очень и очень многое из того, о чём они только читали в "лейтенантской прозе".
Это дань памяти, дань павшим. Не просто так же родилось "вернуть с войны" как найти останки и по возможности опознать.
#6 написал: Serge71
28 июня 2025 17:19
0
Группа: Посетители
Репутация: (1|0)
Публикаций: 4
Комментариев: 21
Некоторые люди слишком привязаны к сложившимся в их психике предрассудкам. Это может остаться в них и после смерти. Сам я копарем не был, но общался со многими из них, до пятнадцатого года "зависал" на "Рейберте", историй о солдатах (с обеих сторон), ожидавших возле останков, когда их захоронят по-человечески, уже и сосчитать не могу. И в то же время знаю не меньше случаев, когда ушедшим людям было глубоко наплевать на судьбу их останков. Это касалось как павших воинов, так и всех прочих смертных, в том числе наших современников. Кому-то все равно, для кого-то важно. Когда с ними разговариваешь как с живыми, нелепость попыток спекуляции памятью о них просто, как говорится, "ухо режет". А тем более когда они это комментируют не стесняясь в выражениях.
Когда для человека это так важно, что он буквально в ухо вам кричит, то не выполнить его желание может только поганая свинья. А когда он ушел давно, его разыскиваешь, а он отмахивается: "Да наплевать! Оставьте всё там, где валяется!" - все равно как-то не по себе, некрасиво сделать так, как он сгоряча сказал. Не, ну если он прикрикнет: "Не трожь, сука, мои кости! Пшел вон отсюдова!" (а такие случаи бывали, мне об одном таком рассказывал очевидец, и на "рейберте" я сам читал жалобы некоторых копарей на "проклятые места", откуда их буквально прогнали "нечистая сила", или злые солдатские призраки), то конечно лучше уйти ничего не трогая. Но если им все равно, то как-то на душе спокойнее, если выказал к ним уважение, похоронил согласно традиции. Ну, хотя бы из элементарной вежливости. Ну, я лично так бы поступил, и те копари, с которыми общался, именно так и делали. Безразлично, "черные" или "белые".
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.