На спиритическом сеансе
В настоящее время во многих странах и во всех классах людей весьма быстро распространяется спиритизм, называемый так от латинского слова «spiritus» — дух, и явления которого, как многим известно, состоят в движении и стуках столов, стульев и других неодушевленных предметов, а также в вызывании духов или «душ» умерших, в появлениях теней, призраков, рук и т. п. Явления эти происходят без всяких приготовлений или каких-либо аппаратов и потому не могут быть приписываемы действию известных нам физических сил.Поэтому спиритические явления некоторые относят к новой отрасли естественных наук, к действию неизвестных еще сил природы. Другие же и, как кажется, большинство, спиритические явления приписывают действию душ живших на земле людей, на основании сообщений которых создается новая наука, объясняющая будто бы тайны загробной жизни.
В начале 1883 г. одна дама, Е. Р., рассказывала мне о том, как она, когда жила в городе К., вместе со своим знакомым занималась со столом, который на всякие вопросы отвечал стуками ножкой: узнавал, сколько она получила тогда с почты денег и от кого и проч., и, кроме того, стол ходил по комнате. Причину этих явлений она относила к действию магнетизма. До сего времени я не знал о спиритизме и сомневался в справедливости рассказа, и чтобы убедиться в действительности тех явлений, я предложил г-же Р. провести эксперимент в нашем семействе с имевшимся у нас круглым столом, на что она согласилась.
В первый наш спиритический сеанс сели вокруг стола четверо: я с женой, дочерью и наша знакомая, руководившая нами. Все мы положили руки на стол. Сидели около двух часов, но стол не показывал никаких признаков движения. Сомнения мои как бы подтверждались, и я хотел встать из-за стола и прекратить это занятие, как в нем послышались глухие редкие стуки, и на вопрос г-жи Р., будет ли стол отвечать на наши вопросы, он поднял ножку и стукнул ею один раз. Затем были вопросы, например: что стоит мебель, часы, сколько полу лет и пр., на которые стол отвечал с замечательной верностью.
В следующие затем сеансы, происходившие почти каждый день в присутствии меня, жены и дочери, а также часто приходившего к нам знакомого В. K-a, тоже весьма интересовавшегося этим новым для нас явлением, мы окончательно удостоверились и, так сказать, осязательно убедились в том, что в столе происходят стуки от неизвестной нам причины, и что стол производит самостоятельное независимое от нашей воли движение; отвечает на вопросы ударами ножкой и делает то, что ему предлагают. Так, например, стол ходил по комнате по указанному ему направлению, влезал на диван, становился, как мы желали, на одну или на две ножки; возил по комнате в ящике без колес восьмимесячную мою дочь; при этом ящик привязывался мною к ножке стола веревочкой.
Эти необыкновенные явления приводили нас в решительное недоумение — чему приписать их? Некоторые из участников наших занятий относили их к действию электричества или магнетизма, но я не соглашался с этим предположением, потому что стол отвечал на вопросы и делал то, что ему предлагалось; словом — он действовал не автоматически, но как будто им управляло живое разумное существо. Обмана со стороны кого-либо из участников нельзя было допустить, как по невозможности сего, так и потому, что все мы были одинаково заинтересованы этим необыкновенным явлением, которое каждому из нас пришлось видеть и испытать в первый раз.
Недоумения наши вскоре рассеялись. В одной петербургской газете прочли мы статью, в которой описаны были весьма интересные сообщения, полученные тоже от стола, но только с помощью алфавита, способ употребления которого нам не был известен. Из той же статьи мы узнали, что непонятные для нас явления называются спиритическими и производятся они якобы душами умерших, которые сообщаются с живыми посредством стола.
Узнавши причину этих явлений, мы еще усерднее занялись ими, желая получить такие же сообщения, и после применения разных способов разговора по азбучному алфавиту успели настолько, что могли производить самые разнообразные переговоры, перед началом которых всегда спрашивали, кто будет с нами говорить, и сейчас же стол передавал ответ «душ», называвшихся именами умерших детей, родственников... Чаще же всего выходили имена наших умерших детей.
В. Кто будет с нами говорить?
О. Павел Русков.
В. Что ты хочешь сказать нам?
О. Я прошу вас, ради Христа, чтобы вы любили друг друга.
В. Кто будет с нами говорить?
О. Анна Рускова.
В. Что ты хочешь сказать?
О. Мамаша, будьте добры, милостивы и любите друг друга.
В. Кто добр и милосерд — что тому будет?
О. Ожидает рай Христа.
В. А тем, кто этого не исполнит?
(На этот вопрос ответа не было).
В. Знаешь ли ты, что Паша умер в один день с тобою?
О. Знаю
В. Видишь ли ты его?
О. Нет. Я желала бы его видеть, и где он миленький находится — не знаю.
В. Довольна ли ты, что тебя похоронили в платье, которое ты носила?
О. Мы безтелесны.
В. Когда мы поминаем вас в церкви, что вам бывает?
О. Нам Христос не велел об этом говорить.
В. Где ты теперь находишься?
О. В воздухе.
(На вопрос, где находишься, всегда получали ответ — в воздухе).
В. Кто с нами говорит?
О. Иван Гмелин.
В. Кто ты такой?
О. Бывший профессор.
В. Какого университета?
О. Санкт-Петербургского.
(Я взял энциклопедический словарь В. Клюшникова, в котором нашел: «Иоганн Гмелин, профессор химии С.-Петербургской Академии Наук. Скончался в 1755 г. в Тюбингене»).
В. Что ты желаешь передать нам?
О. Рыдая, прошу вас моли...
(На этом слове вдруг остановился и более не продолжал).
Кроме того, передавались имена других наших родных и знакомых, сообщавших иногда такие случаи из своей жизни, которые убеждали нас, что мы действительно имеем общение с душами умерших.
Жена моя всеми этими явлениями заинтересована была не менее меня, но все-таки относилась к ним скептически, почти каждый раз выражая свое сомнение, не грех ли нам заниматься этим делом. Но я старался уверить ее, что греха в этом не может быть, потому что «души» умерших научают нас любви и милосердию, а любовь есть основание христианского учения.
Во время сеансов замечено было, что при участии со мной моего приятеля Г. К. стол действовал весьма хорошо; когда же садилась жена моя, то он стучал слабо, ответы давал медленно и сбивчиво, иногда и вовсе не стучал. Это я объяснил тогда тем, что она сомнением своим парализовала духовную силу, сообщавшуюся с нами посредством стола. Впоследствии, когда стали часто выходить имена наших умерших детей, просивших, чтобы мы любили друг друга, она перестала сомневаться в действенности сношения с нами душ умерших. Тогда действия и сообщения стола и при ее участии производились скоро и отчетливо. Действительная причина объяснилась впоследствии.
К нам приходили еще наши знакомые М. И. Т-в и жена его М. А. Они с первого же сеанса вполне поверили, что мы действительно имеем собеседниками жителей загробного мира. За такую уверенность и «души» как будто оказывали им свое особое расположение: стоило нашим знакомым положить руки на стол, как он тотчас начинал стучать и отвечать на вопросы.
Так продолжались наши спиритические занятия, пока мы не встретили еще одно явление, которое все наши занятия привело к окончательной развязке.
В том году я говел на Страстной неделе, приобщился Св. Таин в четверг. В этот же день, как известно, всегда бывает чтение Двенадцати Евангелий или «Страстей». Я был в церкви вместе с женой и возвратился оттуда часов в 10. Мы встретили у себя ожидавших нас М. И. Т. и его жену. Поговоривши о разном, М. И. спросил меня: «Нет ли чего нового в спиритических сообщениях?» Я ответил, что так как я говел, то поэтому не занимался спиритизмом.
— А я, — сказал М. И., — сделал открытие.
— Какое?
— Вот какое: теперь нам не нужно стол тревожить, а возьмите в руку карандаш, и он сам станете писать что угодно.
— Можете ли вы сейчас это сделать?
— Можно, — ответил М. И., взял карандаш, бумагу и вскоре начал писать. Все мы с любопытством окружили его. Только я, смотря на самописание карандаша, сомневался в этом; оно показалось мне обыкновенным писанием, а не то, чтобы происходившим под влиянием потусторонней невидимой силы. Поэтому я просил М. И. дать мне ответ посредством карандаша: «Могу ли я писать также?» На этот вопрос карандаш написал: «Ему нельзя, он принимал Св. Тайны; а через три дня можно будет».
Прошло три дня. На первый день Пасхи, после обеда, я взял карандаш, бумагу и сел к столу, чтобы испытать будет ли карандаш и у меня писать сам? Не прошло и пяти минут, как я почувствовал, что указательный палец правой руки как будто слегка нажимает на карандаш, который вследствие того начал тихо приклоняться к бумаге и потом писать. С изумлением смотрел я на пишущий карандаш и думал, как бы не веря самому себе: «Да неужели он пишет сам, без участия моей воли?» — убеждаясь, что карандаш действительно сам пишет. А написал он тогда так: «Родные тебя скоро оставят, и я буду твоим постоянным собеседником; каждый вечер буду писать и говорить, а теперь оставь». Я мысленно спросил: кто ты такой? На это карандаш написал: «Оставь, теперь ничего не скажу».
На другой день я опять взял карандаш и бумагу. Минуты через две карандаш написал: «Имени не скажу». "Почему?" — спросил я. «После узнаешь. Ты вскоре получишь письмо от своего верного друга; тебя будут приглашать на службу в Астрахань, ты не соглашайся, тебе и здесь жалованья прибавят. Желаю вам долго жить, ваш двоюродный брат Павел Петрович Т.».
— Почему назвали меня двоюродным братом?
— Потому что вами всегда был очень доволен.
Я задал еще какой-то вопрос, но карандаш тотчас написал: «Теперь ничего не скажу. После отданья Пасхи я буду говорить с тобой, а теперь у меня отнята сила».
Я опять спросил: «Напиши, кто отнял у тебя силу, и кто ты такой.» На это карандаш написал: «Ты требуешь невозможного и потому не стоишь доверия». Мне вдруг пришла мысль, мол, что такое значит написанное карандашом: после отдания Пасхи... а теперь отнята сила? А раньше он писал, что я не могу получать ответы по случаю принятия Св. Тайн? «Тут что-то нечисто, — подумал я, — нужно еще испытать».
Только лишь положил руку на бумагу, как тотчас почувствовал весьма сильное давление на кисть правой руки, так что я с особенным усилием едва сдерживал карандаш, потому что пальцы от сильного давления скользили по карандашу и с ним вместе прижимались к бумаге. Как сильно было давление на руку, можно судить по тому, что находившиеся под листом, на котором писал карандаш, еще шесть листов бумаги были им почти продавлены, так что на последнем явственно можно было разобрать фразу: «Ты опять пристаешь, прошу теб...» Карандаш вдруг остановился и перестал писать, потому что в это время я начал мысленно читать молитву «Да воскреснет Бог».
Переставши читать молитву, я спросил: «Что же ты остановился?» «Я писал тебе что б...», - начал было писать карандаш, но опять вдруг остановился, потому что я возобновил чтение молитвы.
— Что же ты не пишешь? — спросил я, — или ты боишься молитвы?
Ответа не последовало.
— Напиши, кто ты такой? Если тебя молитва устрашает и не позволяет писать, значит, ты никто другой, как тот, кто искушал Бога в пустыне. Именем Бога Всемогущего требую написать, кто ты.
Карандаш начал медленно наклоняться к бумаге: «Да, я тот, кто искушал Бога в пустыне». Это неожиданное открытие так меня поразило, что я вскочил из-за стола и бросил карандаш. Жена спросила: «Что случилось?»
Я сказал ей, кто писал нам карандашом, который опять тут же взял и требовал написать ответ на вопрос: «Кто именно производил стуки в столе, приводил его в движение и отвечал на вопросы?» Карандаш написал: «Я злой дух».
— Требую, — сказал я, — чтобы ты оставил нас. С этого времени мы оставляем занятие со столом и карандашом.
Карандаш медленно, и как бы удаляясь, написал: «Не приду», — первую букву большую, вторую - поменьше и т.д.
Когда мы пришли к М. И., чтобы сообщить ему эту новость, то застали его сидевшим за столом с карандашом, который что-то писал ему. После того, как мы рассказали М. И. о своем открытии, карандаш, который он держал, тут же написал: «А ты не верь, что он тебе говорит».
— Кто искушал Бога в пустыне? — спросил М. И.
— Диавол, — написал карандаш.
— Во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа требую, напиши: для чего производишь эти явления?
— Для искушения людей и простираю свои дела на весь мир для того, чтобы... отпусти!
— Для чего?
— Для погубления рода человеческого.
Из всего мною испытанного и здесь по чистой совести описанного, видно, что спиритические явления производятся не душами умерших людей и не какой-либо неизвестной еще силой природы, а диаволом, который сам написал, что, называясь ложными именами наших родных и знакомых, он завлекает в свои сети для того, чтобы погубить и распространить на весь мир дела свои. Безусловная верность этого подтверждается и другими фактами моих личных наблюдений, а именно: когда жена моя говорила или даже думала о том, что занятие со столом дело неугодное Богу, — и это уже ослабляло силу злого духа. Принятие мною Св. Тайн не допускало злого духа писать карандашом, находившимся в моей руке, раньше трех дней.
Молитва «Да воскреснет Бог», которую я начинал читать, два раза моментально останавливала пишущий карандаш.
Наконец, произнесенное мною Имя Всемогущего Бога, заставило злого духа изобличить самого себя и раскрыть причины и цель демонского изобретения нашего века, называемого спиритизмом.
«Странник». СПб., 1885. № 12.
Источник
Автор: П. Русков
Ключевые слова: Гадание духи души оккультизм спиритизм вызов духов