Один на один с совестью

В рассказах пациентов Раймонда Моуди момент «просмотра» человеком собственной жизни напоминает самые традиционные представления о смерти. Вспомните хотя бы многочисленные литературные произведения, где описывается, как перед мысленным взором умирающего стремительно проносится вся его жизнь — прием, столь часто используемый в кино. Но есть и более интересные параллели.

В модели Моуди присутствует момент внутренней оценки всей предыдущей жизни человека: поступков, мыслей и чувств. Во время этого удивительного просмотра человек отчетливо понимает, что было правильно, а что ошибочно, чем можно гордиться, а чего стыдиться. Человек узнает самого себя без всяких прикрас, видит таким, каков он был на самом деле в той или иной ситуации. А помогает ему своеобразный «судья» ( да и судья ли в привычном нам смысле?) — неведомый Свет («светящееся существо»).

Вершится суд? Можно сказать, что да. Но скорее это «предварительное слушание». Человек понимает, что он отвечает за свои мысли, чувства и поступки. Он «умирает» и на пути в «иной мир» неизбежно проходит через встречу с «судьей». Хотя можно сказать иначе: человек оказывается один на один с собственной совестью. От самого себя не спрячешься и самого себя не обманешь. Но так ли уж нова эта идея посмертного суда совести?

Давайте вспомним.

...Представления древних египтян о том, что душа умершего обязательно проходит через суд в Зале двух Истин — умершего окружают боги, Анубис взвешивает на весах его поступки: на одной чаше лежит его сердце, на другой — перо, символ богини Истины; бог Тот, Писец Царства мертвых, записывает приговор суда.

...Представления древних греков о том, что у трона Аида, в мрачном и страшном царстве душ умерших, находятся судьи — Минос, Радаманф и Эак,— от них зависят судьбы умерших, они определяют наказания, например, душам преступников.

Что это вам напоминает? Конечно же, религиозные представления об ответственности каждого, неизбежно ожидающей человека после смерти.

Можно с уверенностью сказать, что эти представления некогда играли важную роль, способствуя нравственному поведению верующего человека.

Сравним ощущения людей от «встреч со Светом» (модель Моуди) с христианским восприятием Страшного суда, т. е. участи души после смерти тела. Вот что писал св. Василий Великий (329 — 379), «светило церкви Христовой» и один из выдающихся христианских богословов:

«Прилично, чтобы суд Божий был не насильственный, а, напротив того, имел больше общего с теми судами, какие бывают у людей... Чтобы человек, видя дело свое приведенным в ясность, при показании подтвердил суды Божии, согласившись, что наказание положено на него по всей справедливости... Вероятно, что какой-то несказанною силою, в мгновение времени, все дела нашей жизни, как на картине, напечатлеваются в памяти нашей души. И книги, упоминаемые у Даниила,— «судьи сели, и раскрыли книги» (Даниил. 7,10), не что иное означали, как возбуждение Господом в памяти человеческих образов всего содеянного, чтобы каждый вспомнил свои дела и чтобы мы видели, за что подвергаемся наказанию.

Все дела вдруг увидим в памяти как бы предстоящими пред нами в собственном их образе, как что было сделано и сказано. Не следует думать, что много потратится времени, пока каждый увидит себя и дела свои. И Судию, и следствия Божия суда, неизреченной силою, в мгновение времени представит себе ум, все это живо начертает пред собою, и владычественном души, как бы в зеркале, увидит образы сделанного им».

Не кажется ли вам, что, пользуясь богословской лексикой, христианский мыслитель св. Василий по сути говорит примерно о том же, о чем рассказывают пациенты Р. Моуди?

В литературных источниках зафиксированы любопытные свидетельства того, как умирающий грешник (ростовщик, крививший душой адвокат) как бы уже предстоит «перед судьей» на том свете, в то время как окружающие его смертное ложе близкие люди с изумлением и ужасом слышат... его ответы на Страшном суде. Если, скажем, исходить из модели Моуди (в качестве рабочей гипотезы, конечно), то это уникальные моменты, когда люди слышат разговор умирающего со «светящейся личностью» во время «просмотра и оценки» его земной жизни. То есть и в Средние века смерть осознавалась в качестве момента, в высшей степени важного в этическом плане.

Так или иначе, в книгах Моуди есть свидетельства и «рая» и «ада». Другое дело, что, видимо, многие люди, имеющие опыт «жизни после жизни», никогда не рассказывают об этом из-за того, что, как предполагает Моуди, виденное ими крайне негативно. Можно предположить и то, что память личности попросту блокирует негативный опыт потусторонней жизни, поскольку в ином случае этот опыт сделает невозможным нормальную земную жизнь этого человека, превратит ее в подобие пытки...

О видениях ада и рая во время околосмертных переживаний свидетельствуют и те, кто продолжает исследования вслед за Моуди — доктор Морис Ровлингс, Тим Лехай, доктор Кюблер-Росс.

Ровлингс, например, описывает пациента, который во время остановки сердца попал в ад. В процессе оживления он несколько раз приходил в себя, но сердце снова останавливалось. Когда он был в «нашем» мире и обретал дар речи, он все еще видел ад, был в панике и умолял врачей продолжать оживление, хотя эти процедуры болезненны, и обычно больные, возвращаясь к земной жизни, просят прекратить их. Спустя два дня у больного не осталось никаких воспоминаний о происходившем. Он все забыл, он «никогда не был в аду и никакого ада не видел».

Смерть — это всегда момент ответственности, об этом же говорят и древние эзотерические учения.

«Тонкий мир содержит множество всевозможных планов и областей соответственно разным ступеням духовного и интеллектуального развития. Если в физическом мире человек, притворяясь, может скрыть свою истинную сущность и занимать не соответствующее его развитию место, то в Тонком мире это совершенно невозможно. Здесь после смерти каждый попадает в такую область, до которой дорос в своем духовном развитии. Каждый пожинает то, что посеял» (Агни-йога).

Источник: http://www.huminfakt.ru/live12-5.html
Автор неизвестен.


Новость отредактировал Mordecai - 20-06-2014, 15:25
20-06-2014, 15:24 by КапитанчикПросмотров: 2 958Комментарии: 8
+6

Ключевые слова: Смерть раскаяние совесть тело ад рай

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: Lakrista
20 июня 2014 17:00
0
Группа: Посетители
Репутация: (1|0)
Публикаций: 1
Комментариев: 1 703
Интересно. +++++++++++++++++++++
    
#2 написал: Бессонница
20 июня 2014 17:22
0
Группа: Посетители
Репутация: (215|0)
Публикаций: 6
Комментариев: 1 174
Многие думают, что великий внутренний суд совести (страшный Суд) это событие, которое произойдет где-то там, в далеком туманном будущем, а может быть и не произойдет вообще. Но, разве можно скрыться от самого себя? Жаль, что многие это понимают слишком поздно... Спасибо за статью. Не пожалела времени, потраченного на нее :)
   
#3 написал: Алисия
20 июня 2014 18:25
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 30
Комментариев: 1 942
+
     
#4 написал: Крысолов
20 июня 2014 19:03
0
Группа: Посетители
Репутация: (4|0)
Публикаций: 8
Комментариев: 672
Интересно... Плюс поставить не поскуплюсь))) ++++++++++
  
#5 написал: Капитанчик
21 июня 2014 18:35
0
Группа: Посетители
Репутация: (24|0)
Публикаций: 54
Комментариев: 3 250
Цитата: Бессонница
Но, разве можно скрыться от самого себя?

Вы не поверите, но я знаю как.
         
#6 написал: Бессонница
21 июня 2014 21:05
0
Группа: Посетители
Репутация: (215|0)
Публикаций: 6
Комментариев: 1 174
Цитата: Капитанчик
Вы не поверите, но я знаю как

В рамках закона?;)))))
   
#7 написал: Капитанчик
23 июня 2014 10:21
0
Группа: Посетители
Репутация: (24|0)
Публикаций: 54
Комментариев: 3 250
Цитата: Бессонница
В рамках закона?;)))))

Да, в рамках закона. Я скажу больше, в рамках самого себя и в рамках общества.
         
#8 написал: Долгопят
4 ноября 2014 15:03
0
Группа: Активные Пользователи
Репутация: Выкл.
Публикаций: 12
Комментариев: 2 654
Последний абзац- замечательный..впервые согласна с йогами wink
      
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.