Маска
Об уникальности посмертной маски как произведения скульптуры написаны книги, статьи и даже руководства для скульпторов и реставраторов. Все авторы сходятся во мнении, что маска хранит тайну смерти человека и содержит закодированную информацию о том, что бы стало с этим человеком, если бы его не постигла кончина. Иными словами, гипсовый лик в буквальном смысле несет на себе печать судьбы. Самым выразительным и ценным является, конечно же, первый отпечаток, соприкасавшийся с лицом умершего, а последующие копии считаются вторичными.Маски появились в шестнадцатом столетии до нашей эры. В Древнем Египте после смерти фараона с него сразу же снимали маску, правда, золотую. Подобные изделия дошли до наших дней. Эти замечательные памятники истории и культуры поведали потомкам не только о прическах и головных уборах фараонов, но и о многом другом. Например, “бездушная” на первый взгляд маска передает внешнее сходство точнее, чем любой скульптурный портрет. Бывает и так, что с помощью маски вносятся коррективы в исторические свидетельства о внешности человека.
Собрание живописца Анатолия Давыдова напоминает нам не столько о смерти великих людей, сколько об их уникальных судьбах. Получая в подарок маску, художник стремился узнать как можно больше о человеке, с которого маска была снята, об обстоятельствах его жизни и смерти. Он смело сопоставлял исторические факты с чертами гипсового портрета.
Читая написанную Давыдовым книгу «Лики и маски», убеждаешься, что гипсовые портреты действительно могут о многом рассказать. Художник не просто собрал коллекцию слепков и тщательно исследовал их особенности. Он на некоторое время стал биографом каждой из умерших знаменитостей. Выявленные особенности масок оказались буквально ошеломляющими. Некоторые маски даже приходилось подделывать, настолько красноречиво говорили подлинные слепки о том, что портретируемый был убит, а не умер в своей постели.
Многие маски наводили на мысль о трагических обстоятельствах смерти человека. В особенности это касается поэтов Маяковского и Есенина. Их биографии породили множество слухов, которые не опровергнуты и сегодня. Анатолий Захариевич твердо убежден, что оба великих поэта умерли насильственной смертью.
Книга “Лики и маски” – не только коллекция тайн, но и попытка создания теории посмертной маски. Сам процесс изготовления гипсового слепка очень сложен. В особенности, когда маску снимают с живого человека, ведь слепки бывают не только посмертными. В нос портретируемого вставляют бумажные трубочки, лицо смазывают жиром, чтобы гипс затем безболезненно отошел от кожи. После застывания гипса его аккуратно отделяют от лица.
Но чаще всего маску снимают с мертвого человека, чтобы сохранить его облик для истории. Посмертные маски интересны еще и тем, что хранят и раскрывают секреты людских судеб. Причем они могут рассказать значительно больше, чем прижизненные портреты. Исследования Давыдова – важный шаг на пути к научной теории прочтения и “дешифровки” посмертной маски.
Пушкин:
Гюго:
Моцарт:
Ньютон:
Новость отредактировал RammkindeR - 31-08-2012, 15:44
Ключевые слова: Посмертная маска известные личности