Зловещие тайны посмертных масок
В мастерской петербургского художника Анатолия Захариевича Давыдова хранится уникальная коллекция посмертных масок, которую живописец собирал в течение всей своей жизни. Многие гипсовые портреты выдают сокровенные тайны умерших, раскрывают их секреты. Безжизненные на первый взгляд бесцветные лики могут рассказать очень многое.Уникальность посмертного лика
Об уникальности посмертной маски как произведения скульптуры написаны книги, статьи и даже руководства для скульпторов и реставраторов. Все авторы сходятся во мнении, что маска хранит тайну смерти человека и содержит закодированную информацию о том, что бы стало с этим человеком, если бы его не постигла кончина. Иными словами, гипсовый лик в буквальном смысле несет на себе печать судьбы. Самым выразительным и ценным является, конечно же, первый отпечаток, соприкасавшийся с лицом умершего, а последующие копии считаются вторичными.
Маски появились в шестнадцатом столетии до нашей эры. В Древнем Египте после смерти фараона с него сразу же снимали маску, правда, золотую. Подобные изделия дошли до наших дней. Эти замечательные памятники истории и культуры поведали потомкам не только о прическах и головных уборах фараонов, но и о многом другом. Например, “бездушная” на первый взгляд маска передает внешнее сходство точнее, чем любой скульптурный портрет. Бывает и так, что с помощью маски вносятся коррективы в исторические свидетельства о внешности человека.
Собрание живописца Анатолия Давыдова напоминает нам не столько о смерти великих людей, сколько об их уникальных судьбах. Получая в подарок маску, художник стремился узнать как можно больше о человеке, с которого маска была снята, об обстоятельствах его жизни и смерти. Он смело сопоставлял исторические факты с чертами гипсового портрета.
Читая написанную Давыдовым книгу «Лики и маски», убеждаешься, что гипсовые портреты действительно могут о многом рассказать. Художник не просто собрал коллекцию слепков и тщательно исследовал их особенности. Он на некоторое время стал биографом каждой из умерших знаменитостей. Выявленные особенности масок оказались буквально ошеломляющими. Некоторые маски даже приходилось подделывать, настолько красноречиво говорили подлинные слепки о том, что портретируемый был убит, а не умер в своей постели.
Многие маски наводили на мысль о трагических обстоятельствах смерти человека. В особенности это касается поэтов Маяковского и Есенина. Их биографии породили множество слухов, которые не опровергнуты и сегодня. Анатолий Захариевич твердо убежден, что оба великих поэта умерли насильственной смертью.
Книга “Лики и маски” – не только коллекция тайн, но и попытка создания теории посмертной маски. Сам процесс изготовления гипсового слепка очень сложен. В особенности, когда маску снимают с живого человека, ведь слепки бывают не только посмертными. В нос портретируемого вставляют бумажные трубочки, лицо смазывают жиром, чтобы гипс затем безболезненно отошел от кожи. После застывания гипса его аккуратно отделяют от лица.
Но чаще всего маску снимают с мертвого человека, чтобы сохранить его облик для истории. Посмертные маски интересны еще и тем, что хранят и раскрывают секреты людских судеб. Причем они могут рассказать значительно больше, чем прижизненные портреты. Исследования Давыдова – важный шаг на пути к научной теории прочтения и "дешифровки" посмертной маски.
Лицо Шекспира – безжизненная маска?
В начале двадцатого века английский исследователь Эдвин Дернинг-Лоренс провел сравнительный анализ дошедших до нас портретов В. Шекспира. Он пришел к выводу, что все имевшиеся портреты знаменитого драматурга основывались на сохранившейся гравюре XVII века, у которой была одна странная особенность: изображенное лицо было до нелепости безжизненным. Но ведь портрет делался с живого человека! Внимательное изучение гравюры показало, что она составлена из двух… левых половин, словно искусственный лик идеально симметричной восковой фигуры. Постепенно исследователя поразила догадка. Кто-то зашифровал в этой гравюре сообщение о том, что истинное лицо Шекспира прикрыто маской, похожей на посмертный гипсовый слепок, и что за этой маской нужно искать совсем другого человека. Может быть, это закодированное известие о том, что подлинный автор пьес давно скончался.
Эту идею подтверждает наличие еще одной гравюры, на которой неизвестный писатель или философ, сидящий за столом, жестом руки посылает вперед маленького человечка в актерской одежде, как бы загораживаясь его личиной от мира. Интерпретация этой во многом загадочной гравюры стала причиной появления теории о том, что под именем Шекспира скрывался известный философ лорд Бэкон. Он был современником Шекспира и вполне мог скрывать от соотечественников, что помимо философских трудов пишет еще и пьесы (труд драматурга не был тогда столь престижным и знаменитый мудрец мог стесняться его).
В начале двадцатого века эта теория произвела настоящую сенсацию в гуманитарных науках. Ученые много лет спорили об этом, сопоставляли биографии Бэкона и Шекспира, их словарный запас и речевые обороты. Причем полного консенсуса во мнениях так и не было достигнуто. А навела шекспироведов на этот спор старинная гравюра, похожая на посмертную маску.
Умиротворение Пушкина
Лицо Александра Сергеевича Пушкина вдохновило немало художников и ваятелей. Пушкин и сам любил рисовать себя, особенно в профиль, что дало обильную пищу скульпторам, лепившим поэта. Он также любил силуэты, абрисы, словом такие изображения, которые дают точное представление о чертах лица человека. Пушкин не знал, что такой же строгой чеканностью черт будет отличаться и его посмертная маска, и что скульпторам понадобятся его автопортретные рисунки. Не знал он и того, что спустя годы после его гибели десятки музеев пожелают иметь в своей экспозиции копию его посмертной маски.
Многих мастеров привлекает тема дуэли и смерти поэта. И каждый скульптор, лепивший Пушкина таким, каким он был в последние годы жизни, обязательно внимательно изучал пушкинскую посмертную маску. Не обошлись без ее изучения и медальеры, создававшие памятные пушкинские медали.
Пушкин боялся смерти и верил предсказаньям. Узнав от гадалки мадам Кирхгоф о том, какую роль сыграет в его жизни Белый Человек, Пушкин старался сделать все, чтобы отдалить такую встречу. Но в его жизни неотвратимо появился Дантес, и уход Пушкина из жизни оказался исполненным страданий.
Несмотря на страх ухода в иной мир, осторожный и суеверный Пушкин мужественно встретил смерть. Она оказалась мучительной, последние часы Александра Сергеевича были ужасны. Раны приносили нестерпимую боль, и лекарям не удалось облегчить муки великого поэта. Однако вглядимся в посмертную маску. Лицо поэта, получившего на дуэли смертельные ранения, конечно же, выражает страдание, но при этом отличается поразительным спокойствием и умиротворением.
Пушкин был глубоко религиозным человеком, и гармония с Богом и окружающим миром была очень важна для него. Вспыльчивый и резкий по характеру, Пушкин не был мстительным и злопамятным. В последние минуты перед кончиной Пушкин просил друзей воздержаться от мести Дантесу, не сводить счеты с его убийцей. Жесточайше страдая, поэт умер с ощущением гармонии с самим собой. Он попрощался с женой и детьми, а также со своими друзьями – книгами. Именно это последнее чувство согласия с миром и отразилось в его лике, запечатлевшись на посмертной маске.
Преждевременные похороны Гоголя
Двадцатый век в России ознаменовался многочисленными перезахоронениями, многие из которых были сопряжены не только с раскапыванием могил, но и со вскрытием гробов.
При исследовании гробницы Н.В.Гоголя ученые были поражены увиденным. Гоголь лежал… на боку. Голова писателя отсутствовала, а обшивка гроба была расцарапана человеческими ногтями. По Москве сразу же поползли слухи о том, что Гоголь был захоронен в состоянии летаргического сна и переворачивался в гробу. Впоследствии даже возникла легенда о похищении черепа великого писателя “потусторонними силами”. Андрей Вознесенский написал о вскрытии могилы Гоголя стихотворение, которое заканчивалось словами: “Вскройте гроб!” Анализируя это стихотворение, многие исследователи аномальных явлений цитировали новеллу Эдгара По “Преждевременные похороны”, в которой описываются подобные случаи, и пробовали найти исторические аналогии.
Но новелла Эдгара По кончается хорошо (преждевременная смерть оказывается сном), а жизнь великого Гоголя завершилась трагически. Он не хотел жить, умышленно изнурял себя накануне кончины и отказывался принимать пищу. Получается, что Гоголь приближал свою смерть. Его тело быстро холодело, и умирающего писателя обкладывали буханками горячего хлеба.
Посмертная маска Гоголя заставляет вспомнить прижизненные портреты писателя. Скульптурный Гоголь очень похож на своих живописных двойников. Но добавляются некоторые особенности: смерть наложила на его лицо тяжелую печать страдания и скорби, поэтому так трудно поверить, что этот человек мог шутить, смеяться гневным смехом над бюрократами и подхалимами, описывать ведьм, чертей, веселые приключения кузнеца Вакулы. Скорее это страдалец, которому отомстил сам Вий.
Аналогичных случаев переворачивания в гробу в истории не нашлось, эпизод с Гоголем считается редчайшим. Исследователям не дает покоя факт отсутствия в могиле черепа Гоголя. Существует легенда о том, что череп писателя каким-то странным образом оказался в Италии и даже мог служить предметом продажи как историческая реликвия. Согласно поверью, этот череп предстояло отвезти будущему владельцу на поезде, но весь железнодорожный состав странным образом бесследно исчез, словно растворился в воздухе. Продолжение легенды гласило, что призрак этого поезда один раз в год является соотечественникам Гоголя на перегоне между Харьковом и Полтавой, так что череп писателя держит вечный путь в никуда через потусторонние миры…
Трагический образ Блока
Едва ли не самый трагичный образ в книге Анатолия Давыдова – Александр Блок. Как часто художники изображали Блока романтическим гением, полным чуть ли не радужных надежд на будущее. Но достаточно взглянуть на посмертную маску, чтобы убедиться: перед нами мученик и страдалец. Блок тяжелейше переживал революционные события, ведь на его глазах уходил в небытие огромный мир русской дворянской культуры. Усадьба Блока была разграблена, и поэт был уничтожен морально, он не мог спокойно смотреть на то, как гибнет его любимая Россия. Страдания поэта усугублялись тяжелой ситуацией в семье.
Мысли Блока накануне смерти были в высшей степени мрачны, он находился в глубокой депрессии. Никаким попутчиком большевиков он, конечно, не был. Обидно за многочисленные поколения школьников и студентов, которым Блока “подавали” как русского интеллигента, безоговорочно принявшего революцию, готового и далее беззаветно служить коммунистам. Это было далеко не так. Разрешив поэту преподавать и печататься, большевики быстро забыли Блока. Он видел царящие вокруг жестокость и разруху, был свидетелем уничтожения русской культуры.
И вот перед нами посмертная маска поэта. Его лицо выдает мучительные колебания поэта-страдальца… Неожиданным для зрителя является то, что на маске у Блока имеются усы и борода. Таким мы не привыкли видеть поэта-лирика. Бросается в глаза его фантастическая схожесть с изображениями Иисуса Христа, такие портреты так и называются – христоморфными. В то предельно политизированное время ни один скульптор не решился бы создать этот эффект искусственно. Он возник сам.
Послереволюционные годы обернулись жесточайшей трагедией для знаменитого поэта. Голод и холод, постоянная нужда, неприятие Блока теми, кто спешил записаться в безоговорочные попутчики большевиков. Символиста Блока, тонкого лирика и мечтателя, во что бы то ни стало стремились сделать революционным поэтом и даже гениальную поэму “Двенадцать” пробовали повернуть в плоскость апологетики большевизма. Все эти трагические обстоятельства читаются на гипсовом лике несчастного Блока. Когда поэта перезахоранивали, череп вдруг неожиданно рассыпался на фрагменты…
Маяковский и Есенин убиты?
Гибель Владимира Маяковского – одна из неразгаданных тайн двадцатого века. Еще двадцать лет назад биографы поэта в один голос утверждали, что он покончил с собой. Но в последнее время все отчетливее слышны возражения против традиционной версии о самоубийстве поэта. Маяковский любил жизнь, умел бороться с обстоятельствами и постоять за себя. Был у поэта и опыт выхода из глубоких личных кризисов. Ничто не предвещало попытки самоубийства.
Маяковский считался одним из символов своей эпохи. Он был настолько авторитетен и любим читателями, что за его действиями не могли не следить ревнивые чекисты. Поэт и не подозревал, что представители органов все время находятся рядом с ним. Ведь он в своих стихах прославлял советское государство. С органами ВЧК были связаны как друг Маяковского Осип Брик, так и супруга Брика – Лиля Юрьевна, а заодно и бывавший в доме Бриков следователь Агранов. Острого языка поэта, его язвительного сатирического пера боялись не только карательные органы, но и далекие от ЧК поэты и писатели. Не могло не вызывать опасений и активное неприятие Маяковским культа личности Сталина.
На фотографиях Маяковского мы чаще всего видим железное лицо трибуна и оратора (хотя эти патетические снимки отбирали для публикации умышленно, существуют и снимки совсем другого Маяковского). Столь же суров и облик поэта на многих рисунках и картинах. Можно было ожидать, что некоторые из этих черт передадутся и гипсовой маске. Художник А.Давыдов имеет у себя в мастерской портретное изображение Маяковского и часто показывает его гостям. В нем нет этого пресловутого пафоса и революционной бравуры, которую навязывали нам традиционные портреты поэта. Не верится, что он думал только о коммунистическом будущем, о свете социализма. Написав поэму “Хорошо”, он осознавал, что многое в советской жизни далеко не хорошо. К тому же в последние годы жизни его (как и Блока) преследовали многочисленные личные неудачи и несчастья. И тем не менее все же трудно поверить, что поэт добровольно ушел из жизни.
К тому же над телом Маяковского проделали какие-то сложные процедуры. По свидетельству современников, перед похоронами лицо покойного гримировали в течение нескольких часов. Стоявшие у гроба видели плохо скрытые под слоем грима синяки и ссадины. Что-то искусственное было в этой маске, не отражавшей и слабой тени жизнерадостности Маяковского. Страшной особенностью маски является совершенно неожиданная асимметричность лица поэта, которая не прослеживается на прижизненных фотографиях. Версия о насильственной смерти получает все более весомые подтверждения.
Не менее трагична судьба Сергея Есенина. Долгие годы в литературе повторялось утверждение о том, что поэт повесился у себя в номере в гостинице “Англетер”. Существует мнение, что в случае эксгумации тела Есенина можно будет с помощью современных криминалистических методов реконструировать обстоятельства его смерти по состоянию его черепа. Но имеющиеся проекты исследования останков поэта пока не обнародованы. Не принято и окончательное решение о том, какие именно методы анализа будут использоваться при экспертизе тела Есенина, если такая экспертиза вообще будет проводиться.
Но остался гипсовый слепок, по которому тоже можно кое о чем судить. На маске отчетливо виден разбитый лоб Есенина – травма, которую не удалось скрыть даже при тщательном гримировании лица. Официального вывода о происхождении этой травмы пока не существует. Известно лишь, что врагов у поэта было много, и он вполне мог быть убит.
Как подправляют тонкую ауру
Гипсовые маски давно признаны свидетелями истории. Само их существование было неугодно многим людям из окружения портретируемых, поэтому маски подвергались обработке, переделке и даже были объектами кражи и фальсификации. Но чаще всего над ними проделывали “косметические операции”: скульпторы получали задание подчеркнуть какие-то отдельные черты и придать лику умершего благообразие и умиротворенный вид. Специалисты по аномальным явлениям говорят, что при этом затрагивается энергетическое облако маски и корректируется аура облика.
Традиция берет свое начало еще в восемнадцатом веке. Так, например, гипсовый облик Петра Первого “доделывал” великий скульптор Бартоломео Растрелли, впоследствии создавший конный памятник Петру у Инженерного замка. Естественно, что при создании статуи царя опыт создания посмертного слепка очень пригодился скульптору.
Известных людей советской эпохи было принято идеализировать. Существовало табу на любые разговоры и публикации о самоубийствах знаменитых людей, да и вообще об обстоятельствах их смерти.
Особенно нуждался в косметической обработке облик первых лиц государства. Нередко маска превращалась в “прилизанный” портрет. Так произошло с масками Ленина и Горького. Лицо Ленина “приводил в порядок” известный скульптор С.Меркуров, причем он блестяще справился с этой задачей. Впрочем, своеобразной посмертной маской стала и сама мумия вождя. А его гипсовый лик – это профессионально выполненный муляж, а вовсе не точный слепок с лица человека, который умер в страшной агонии.
Маску Горького, наоборот, нельзя назвать муляжом, но и здесь чувствуется так называемый “облагораживающий цикл работ”. Свидетельства очевидцев говорят о том, что знаменитый писатель был отравлен шоколадными конфетами, и смерть его была мучительной. Но при этом гипсовый лик писателя безмятежен и даже величествен, усы аккуратно подстрижены… И здесь в очередной раз сказалось мастерство ваятеля С.Меркурова.
Источник
Автор: Андрей ДЬЯЧЕНКО
Новость отредактировал Sunbeam - 30-08-2014, 12:48
Ключевые слова: Маски смерть загадка рисунки скульптуры