Кумаха - Лихорадка
Настоящим бичом русского народа, проживающего в равнинной и часто болотистой местности, при избытке растительности и неизвестности лекарств, была лихорадка. К лихорадочным заболеваниям относились многие (в том числе простудные) заболевания, связанные с ознобом и жаром.«Лихорадка - не матка: треплет, не жалеет», - говорили в народе.
Лихорадка, представляемая крестьянами в виде женщины, которая «трясет» человека, обычно называется лихоманкой, весенницей, ворогушей, кумой, кумахой, кумушкой. Кума - иносказательно-уважительное обозначение лихорадки, которую опасаются разгневать или навлечь, произнося ее настоящее имя. Иногда зовут ее теткой, полагая, что если звать ее лихорадкой, то она осердится и, пожалуй, «затрясет».
Миф о лихорадке общеизвестен, повсюду распространен и почти одинаков. По этому мифу лихорадка посылается на людей сатаною, имеющем в своем распоряжении 12 лихорадок, дочерей Ирода. Когда дочери Ирода пришли на могилу Иоанна Предтечи, тогда внезапно раскрылась земля и поглотила их. С тех-то пор Иродовы дочери и служат сатане и он посылает их мучить людей.
Гораздо реже лихорадка считается дочерью не Ирода, а Каина, и потому-то она трясется, как Каин.
Иногда лихорадки рисуются соблазнительной наружности женщинами, которые действуют на людей посредством чар и называются так потому, что уж очень «лихо радуются» страданиям больных.
Но чаще всего это злые, худые, безобразные и простоволосые существа, в других случаях – древние старухи, которые ходят в лаптях, с палкою, и стучат по ночам в окно клюкою, кто отзовется на их стук, к тем они и «пристают».
Живут они то на море, то в реках и болотах, а иногда в ущельях гор, или летают по воздуху. Во главе всех лихорадок стоит старшая, которая управляет всеми остальными и те исполняют ее приказания.
Каждая из этих сестер, по выражению одной калужской знахарки, имеет «свой вкус». Одна отбивает от еды, другая гонит сон, третья сосет кровь, четвертая тянет жилы и пр. Или же, каждая из них терпит и сама то или другое страдание. Одна вечно дрожит от холода, другая постоянно мечется в жару, третья корчится от ломоты в костях и т. д.
Почти всегда сестер лихорадок 12, но иногда их бывает от семи до семидесяти семи. В разных заговорах встречаются их имена, например, Трясея, Кашлея, Душлея, Сонлея, Синея, Пухлея, Секея, Ледея, Гнетея, Хрипуша, Глухея, Ломея, Желтея, Гледея, Авея, Немея, Огнея, Знобея, Дрожуха, Говоруха, Бесонниха, Невея, Сухота и т.п. В этих названиях отражены симптомы заболевания.
Описания лихорадок в поверьях и заговорах обычно очень страшны и картинны.
Например: «Мне есть имя Гнетея. Ложится у человека по у ребре, аки камень, задыхает, задохнуть не дает, с души сметывает...»
Иногда они прямо накидываются на людей, кто только попадется им под руку, в других случаях называют по имени и нападают только на тех, кто отзовется на из зов, «забирают» и таких, кто сругнется не в час или напьется воды, не благословясь. Иногда они стараются передать болезнь через свой поцелуй, а иногда оборачиваются мухой или соринкой и попадают в пищу: кто не догадается их вынуть и проглотит, заболит лихорадкой.
В некоторых случаях можно «наспать» лихорадку, особенно тому, кто любит соснуть под вечер, весной. С крестьянской точки зрения девы-лихорадки особенно опасны в конце зимы и весной. В народном календаре отдельно отмечен день Тарасия-кумошника (10 марта). Начиная с этого дня нельзя спать днем, чтобы не «наспать кумоху».
Если, увидев лихорадку, представившуюся женщиной, ударит наотмашь, то она «отстанет».
Каждая из лихорадок чего-нибудь своего боится и каждую можно выжить известными средствами, действительными только против нее одной.
«Отпугивали» лихорадку такими приемами.
Больного приносили в баню, клали на стол и покрывали чем-нибудь белым; что проделывалось перед приступом, так как, когда «приходила лихорадка, она, по мнению крестьян, думала, что этот человек уже мертвый и уходила».
Перед приступом лихорадки больные также прятались в печь. Мы видим, что от лихорадки прятались, как бы старались обмануть ее; то же самое наблюдалось и при других заболеваниях.
Больные уходили в натопленную баню, залезали на полок и проделывали ложный пароксизм или притворялись умершими. Этот прием практиковался и в предупреждение холеры.
В Сургутском крае одним из самых радикальных средств от лихорадки считали лечение в горячей черной бане. Больной на время приступа должен был залезть на каменку и лежать там безмолвно и неподвижно. Если он выдержит это испытание, то, по словам крестьян, лихорадка «разозлится», «оплюет ему все лицо» и убежит. После этого у больного лицо «опрыщевеет» (т. е. покроется прыщиками) и ему станет легче; значит, лихорадка его бросила. Но если больной как-нибудь пошевелится или что-нибудь проговорит, то лихорадка, по мнению крестьян, принимается еще злей и тошней его трепать.
Каким бы странным ни казался нам подобный способ лечения, он, по существу, сводится к тому, чтобы вызвать у больного пот. Если мы вспомним, что к лихорадочным заболеваниям относились многие простудные заболевания, связанные с ознобом, то вышеописанное лечение в бане, применяемое народом, будет совершенно правильным и рациональным, как вызывающее пот.
Новость отредактировал †Fully Alive† - 25-06-2011, 17:54