«Не смертная, так вынесет»
Так рассуждали, имея в виду, что если болезнь, которой страдает больной, не та, от которой ему предназначено умереть, то он выздоровеет, хотя бы лежал при последнем издыхании.Воззрения наших предков приписывали происхождение болезней сверхъестественным и суеверным причинам.
Религиозность нашего крестьянина и его глубокая вера в Бога, с одной стороны, и до сих пор еще сильная вера в лешего и черта - с другой, создали особую категорию причин болезней, в которой гораздо более места отводится второму началу, чем первому.
Без сомнения это обстоятельство стоит в связи с представлением нашего народа о Божестве, как о существе кротком, милующем и прощающем, а не мстительном и карающем начале, способном посылать страдания людям лишь в исключительных случаях. Воле провидения приписывается, большею частью, появление эпидемических болезней, как Божие наказание и как кару за общий грех и неправду людей.
«Многие славянские названия болезней заключают в себе понятие о карающем божестве: bogine — оспа, boza rana — язва, чума; bozj bic или boza moc — падучая, бешенство; boza ruka — паралич (чешск.). В зависимости от такого представления о происхождении болезней и теперь еще в некоторых местах про выздоравливающих говорят: «Бог простил». (Афанасьев)
Иногда, впрочем, Бог посылает эти болезни и «любя». Уйти от них никто не может, и не избавит никакой доктор. Лишь в редких случаях, как Божие попущение, случаются отдельные заболевания, например, травматические повреждения, происходящие случайно и от неосторожности.
По верованиям, сохранившимся в некоторых местах, болезни живут между небом и землей, в доме из железа и стали, с медными дверями, 12 замками, наложенными на них от Бога печатями и с ключами у дьявола. Когда Господь прогневается на человека, то посылает ангела выпустить одну из болезней. Ангел прилетает к дому болезней и снимает печати, а дьявол отпирает дверь и выпускает одну из болезней. По указанию ангела, она является, поражает человека, которому назначено заболеть ею, и идет с ответом к Богу. После ответа ангел снова отводит ее в дом болезней, запирает двери и накладывает на них печати.
Гораздо обширнее и разнообразнее участие в происхождении болезней нечистой силы, которая выступает на сцену, как только Бог отступается от грешников. В некоторых местах придерживаются такого убеждения, что болезни находятся в непосредственном распоряжении дьявола и проживают у него в аду. Иные признают дьявола даже как бы отцом всех болезней, обязанных ему безусловным повиновением и потому-то такие болезни, происходящие от чертей, и являются самыми трудными и неизлечимыми. Иногда нечистая сила в состоянии навести всякую болезнь, иногда только повальные болезни, иногда же роль ее ограничивается почти исключительно сферой психических и нервных заболеваний. «Беснование», «беснуется», слова для выражения известного психического состояния, пользуются и до сих пор.
«Народные названия болезней свидетельствуют, что некоторые из них прежде прямо отождествлялись с нечистыми духами: стрел — черт и стрелы — колотье; чёмор -- дьявол и чемер — боли в животе, голове или поясните; худоба (сухотка), худая болезнь (сифилис) и худой - злой бес; черная немочь (паралич), черная смерть (мор) и черный - эпитет нечистого духа; лядеть, болеть (лядащий, бессильный) и ляд — черт (ну те к ляду!); ворогуша (лихорадка) и враг - ворог, дьявол».»
(Афанасьев)
Болезни часто представлялись в образе живых существ. Мы подробно рассказывали о лихорадке – наиболее распространенном заболевании, вызываемой, по народным поверьям, воздействием на людей со стороны 12-ти сестер-лихорадок, дочерей Ирода.
В виде безобразной женщины, с воловьими пузырями вместо глаз, представляется в некоторых местах оспа. На языке у нее яд: как только оближет кого языком, так тот сейчас и заболевает оспой.
В некоторых местностях в виде живых существ представляются все поветрия. Переходя из «одного селения в другое, они заражают всю окрестность и появление их то здесь, то там и вызывает мор.
Жители деревни в Пензенской губернии рассказывали, что несколько лет тому назад у них была повальная болезнь, пущенная в колодцы девкой, и многие видели, как по зорям приходила какая-то неизвестная девка, доставала из колодцев воду, нашептывала и выливала ее обратно в колодцы. Девку ловили, но она всегда исчезала, как дым.
Особенно часто представляется в виде живого существа холера, и выражения - «холера идет, холера приближается» нередко нашим народом понимаются буквально. Иногда она представляется в виде безобразной женщины, иногда же принимает другие виды, начиная со скота и зверей и кончая человеком, иногда попом. Переходя с места на место, она поражает людей и идет более сумерками и ночью, чтобы быть незамеченною.
Во время последней холерной эпидемии в некоторых местах видали женщину, летавшую даже по воздуху. Она рассыпала какие-то ядовитые семена, которые падали в колодцы, источники, реки, на огороды и пр. В деревне Крутой Владимирской губернии, где, в предупреждение холеры, было произведено опахивание, в предположении, что она не перейдет за магическую черту, в первые дни после этого передавали, что ночью «что-то белое подъезжало к селу, но, доехав до черты, повернуло назад». Это, правда, не помешало потом холере вырывать из среды крестьян этой деревни 27 человек.
Толков было множество. Говорили, между прочим, что холер ходит целых пять - три бабы и два мужика. Потом распространился слух, что одну из холер убили. Дело, будто бы, происходило так:
Ехал перед самым вечером один мужик по дороге, вдруг его кто-то окликает.
- Стой, мужичок, подвези меня.
Оглянулся мужик, видит, гонится за ним старуха, худая, слабая, зипунишка на ней изорванный, из под платка волосы треплются, смоклась вся. Жаль стало мужику старуху, остановил лошадь, посадил старуху к себе на телегу.
- Ну, спасибо тебе, - говорит старуха, - услужил ты мне, услужу и я тебе.
- Чем же ты мне услужишь, бабушка?
- Да ведь я холера. Приду в деревню, пущу яд во все колодцы, кто из них напьется, тот и захворает: а ты бери на свою семью воду из реки, покуда хворость пройдет, туда я не буду яд пускать.
Посмотрел мужик на старуху, а она черная, страшная, глаза, словно уголья, горят. Ну, думает, хорошо, что сказалась, угощу я тебя, старую ведьму. Привез ее к себе, водочки поднес, угостил. Улеглась она на печку, захрапела. Мужик взял топор, подкрался, хвать ее по шее, сразу голову отсек. Смотрит, а она вся начинена пузырьками с ядом. На другой день он с нею в волость. Осмотрели старуху и дали ему сто рублей награды».
Новость отредактировал †Fully Alive† - 25-06-2011, 17:44