Ангелы на Афоне
Об этом событии стало известно в 2006 году. С тех пор это обсуждалось на многих форумах, люди верили и не верили, но мало кто оставался безразличен. Вот и я не остаюсь в стороне и хочу поведать вам об этой то ли легенде, то реальном событии. Несколько лет назад в интернет попала аудиозапись, которую выдавали за голоса ангелов, подробнее дальше.Первый пересказ
Один юноша во время паломничества на святую гору Афон остановился в гостинице одного из монастырей. Ночью он услышал доносящиеся из храма песнопения. Он подумал, что началась служба, и спустился к храму, однако двери храма были заперты на ключ. Тогда он заглянул в окно и увидел поющих ангелов. Он быстро побежал в свою комнату, взял магнитофон и через окно храма записал голоса ангелов, которые в тот момент пели Херувимскую песнь. Это были древние византийские песнопения на первый глас.
Второй пересказ
Два грека, отец и сын, приехали на Святую Гору по приглашению знакомого, с тем, чтобы пожить некоторое время в его кельи. Когда они, вместе со встречающим их монахом, поднимались по тропинке в келью, мальчик, который отошёл далеко вперёд от взрослых, вдруг услышал пение. Он пошёл на звук и через некоторое время вышел к небольшой заброшенной церкви.
Из храма были слышны песнопения, и было очевидно, что там идёт Литургия. Мальчик попытался войти в храм, но не смог, так как дверь была заколочена. Тогда он записал пение на мобильный телефон, стоя рядом с храмом. Когда через некоторое время отец мальчика и монах догнали его, пение уже прекратилось. На его слова о том, что в церкви только что была Литургия, монах ответил, что в этом храме уже 40 лет не было ни одной службы.
Как видим, повествования достаточно сильно отличаются друг от друга. И это даёт повод усомниться в их правдивости. Вот, что говорят о записи эксперты:
1. В силу непрерывности звучания голосов, отсутствует возможность выделить «музыкальный» период в пении, т.к. нет земного дыхания. А на нем построена у меня вся программа исследования голоса, различения древнерусских распевов от партеса, и классической музыки. И лишь протяженность звучания свидетельствует о принадлежности к древним распевам.
2. Нет пика в кривой нормального распределения, характерной для певческих человеческих голосов, в которых амплитуда на частоте около 3 кгц повышается на ближайшие десятки процентов.
3. Спектр человеческий, ровный, с повышением амплитуды до формантных значений от 1 до 3-4 кгц, резко понижаясь после 5 кгц.
4. По тембру, в силу размытости форманты, промежуточный, между мужским и женским голосом
С другой стороны, в силу испорченности слуха в современных условиях большинство людей далее не различают высоты тона свыше 5 – 8 кгц. И вторая возможная причина, ограничения в звукозаписывающем тракте диктофона.
5. Спектр природно–ровный, неизменный на протяжении всего звукового тракта в течении записанной 1 минуты
6. При изменении масштаба аудиоспектрограммы не выявлено артефактов, характерных для внешней, или внутренней агрессии. Т.е. тембр распева природно-ровный. В аудиоспектрограммах человеческого голоса такой очень редко встретишь.
7. Единственным исключением ровности тембра на заключительных этапах изменения масштаба аудиоспектрограммы, 13-15, особенно, 15 уровне. Появление очень малого процента прямых участков амплитуды, что, по-видимому, связано с цифровой записью, и особенностями звукозаписывающего аппарата.
8. В некоторых фонемах ( например, на 54,5 секунде ), нарастание амплитуды пропевания не характерно для человеческого голоса, слишком быстрое, (а также переход с верха амплитуды чуть ниже и снова вверх с 54,5 до 56 сек. Нехарактерен подъем второй амплитуды.У человека она была чуть ниже.) У человека при взятии дыхания плавно увеличивается амплитуда голоса в микросекунду, здесь же, особенно в третьей фонеме перед концом файла почти мгновенно видно усиление амплитуды и далее стандартное изменение спектра голосов.
9. В унисоне главное единый дух, который в пении ангелов не различим в количестве голосов, Но удивительно вступление иных двух голосов в том же спектре с точно таким же образом пения, т.е. в одном и том же духе, В динамике спектр как живой, колеблется в течении звукового тракта, но не меняется по своей глубине и плотности. Очень ровное пение.
10. К особенностям пиков формант можно отнести не менее четырех поющих голосов, звучащих объемно. Возможно, больше. Интересно, что поющие ангелы разные, сюда по формантам, но дух один и тот же. Все ангелы разные, как и люди, со своими голосами. Но в отличии от нас их жизнь в пении и славословии Бога.
11. Из того факта, что амплитуда формант достигает 20 %, можно заключить, что в реальности, голоса полетные. У человека полетный певческий голос, когда звучит все тело, и он забывает о пении, о себе, кроме цели, для кого он поет. Но при этом у человека в среднем, спектральная форманта у него чуть выше, чем здесь, хотя все бывает.
12. Т.к. исходная запись, по-видимому, достаточно сжатая, и обрезанная по границам спектра, то общее звучание отчужденное, и непривычное, иноязычные мелодические переходы, как будто дополняющие друг друга. Поэтому вполне естественна реакция многих слушавших на форумах, и при обсуждении, что не привычно, и не понравилось. Здесь нужно учитывать, что настоящие ангельские голоса глубоко мягкие, а здесь жесткость, обусловлена только цифровой записью.
Выдвигались также идеи, что данная аудиозапись принадлежит голосу Димитриоса Сурландзиса, который перепел ту же песню «Иже Херувимы» на византийский манер. Его голос намного ниже, и вроде бы его обработали на студии, чтобы получить данный высокий голос. Кто-то в форумах пишет, что голос старческий, что непонятно, кому он принадлежит – мужчине или женщине. Другие говорят, что это пение у них навивает страх и тревогу, а кому-то наоборот - на душе становится легко от прослушивания записи.
Что касается лично меня, у меня сильно поднимается давление, если я слушаю запись более трёх раз.
А вы что об этом думаете?
Ключевые слова: Ангелы Афон пение