Мистерия жриц и миры Великой Матери Ану
Название «Ночная кобыла» - синоним ночного кошмара в английском и древнеславянском языке, уходит корнями далеко в античное прошлое Греции. Деметра Эриния (Гневающаяся и Мстящая) являлась в образе вороной кобылицы по ночам на перекрёстках дорог. В этом образе с ней сочетался Посейдон, приняв образ жеребца. Вообще Деметра являлась очень древним хтоническим божеством. Изначально это была Трёхликая богиня – Великая Мать Рея-Кибела или Ану. Затем она разделилась на Деметру, Афродиту и Гекату (которая единственная сохранила в себе трёхликое изображение). Кобыла была священным животным Великой Матери, ночная кобылица была ипостасью страстной любви и смертельной кары одновременно. В сентябре проводились специальные празднества-мистерии в честь плодородия, где молодые девушки должны были бежать нагими ночью по дорогам до храма богини. Мужчины, увидевшие этот обряд, подлежали немедленной смерти, а девушек называли кобылицами и специально вплетали им в волосы конские хвосты. Но гораздо раньше в храмах Великой матери существовали две касты жриц. Жрицы дня, которые носили красные одежды, и жрицы ночи или, как их называли ламии, которые носили черную одежду. Одежда жриц имела вид сети, сплетённой из конских волос, облегающей тело, как кольчуга. В волосы жрицы дня вплетали рыжие конские волосы, а ламии – чёрные. Жрицы дня имели более тонкую одежду-сеть, чем ламии. Ламии выходили из храма только по ночам.В жрицы выбирали только самых красивейших и страстных женщин, которые были очень искусны в любви. Любой мужчина мог пожелать жрицу, но… Для того, чтобы овладеть жрицей, мужчина должен был разорвать сеть голыми руками. Конский волос - это очень прочная вещь, и только в приступе безумной страсти и очень сильный мужчина мог сделать подобное. Если же у него не хватало сил, то кара следовала незамедлительно. Если он захотел дневную жрицу, то она звала на помощь, и неудачника кастрировали на алтаре и отправляли в рабство к богине. Ламия никого не звала на помощь. Она дарила неудачнику «Поцелуй Кибелы» и во время поцелуя вонзала ритуальный кинжал, служивший заколкой в волосах, в спину, в ямку под лопаткой, убивая мгновенно. Ламия и есть прообраз ночной кобылы, жрица ипостаси Великой Богини в образе ночной кобылицы. В местных поверьях в Греции и Риме считалось, что ночью вороная кобыла появляется на перекрёстках, и человека, увидевшего её, ждёт или немедленная смерть, или великая любовь. Ламии из жриц превратились в ночные привидения, выпивающие кровь и разрывающие неосторожных путников, имевших несчастье ночью оказаться на перекрёстке дорог. А трёхликая Геката, богиня перекрёстков, стала богиней, покровительствующей коневодству и темной магии. Кстати, термин «Дикая охота» или, правильнее назвать, «Ночная охота», также наследие культа Гекаты. Геката ведёт ночную охоту среди мертвецов со своей страшной сворой красноглазых собак и свитой демонов, и любой оказавшийся на её пути - увлекается с ними.
Единственный шанс уцелеть – упасть ничком и не смотреть. Геката связывала два мира: живой и мёртвый. Римляне принесли это с собой в Британию. Где слово mare - «кобыла», также означает и «девушка» на древнеанглийском языке. А само словосочетание ночная кобыла Night Mare – nightmare – это слово, обозначающее ночной кошмар, ночное видение, приносящее смерть.
Замечательно пишет на тему лошадей Ефремов в не менее замечательном романе "Таис Афинская": «К удивлению Таис, жрец-философ рассказал ей о культе священных кипарисов на Крите, связанных с Афродитой. Но более всего поразило её древнее поклонение богиням в образе лошадей. Сама Деметра, или Критская Рея, в святилище Фигалия на реке Неда в Аркадии, изображена с лошадиной головой. Священная кобыла обладала особой властью по ночам и служила вестницей гибели. Ни философ, ни Таис не могли подозревать, что спустя более двух тысяч лет после их встречи в одном из самых распространенных языков мира страшное ночное видение - кошмар - будет по-прежнему называться "ночной кобылой".
Богиня-кобыла превращалась в трёхликую богиню-музу. Её три лица соответствовали Размышлению, Памяти и Песне. Лишь впоследствии, когда женские божества уступили мужским, трёхликая Муза стала Гекатой, а Девы-Музы умножились в числе до девяти и находились в подчинении у
Аполлона - водителя Муз.
- Теперь я понимаю, отчего древние имена нимф и амазонок звучат так:
Левкиппа - белая кобыла, Меланиппа - черная, Никиппа — победоносная, Айниппа - милосердно убивающая кобыла.
- А позднее, когда животные божества утратили свое значение, имена переменились, - подтвердил философ. - Уже при Тесее была Ипполита, Ипподамия - властительница, укротительница лошадей, то есть героини - люди, а не нимфы с обликом животного. Здесь тоже произошло возвышение религии,
как ты верно заметила».
О необычных лошадях повествуется в кельтской мифологии
У Ирландского героя Конала I Цернаха был конь по кличке Кровавая Роса. У него была голова собаки, и он зубами рвал врагов. У Кухулина было две лошади: Серая Маха, считавшаяся царицей всех ирландских лошадей, и конь по кличке Чёрное Копыто. Обе они обладали человеческим умом. Серая Маха отказывалась впрягаться в колесницу Кухулина , когда он готовился к последней битве, и проливала по нему кровавые слёзы. Позже она приведёт к его телу Конала I Цернаха, который и отомстит за него. А Черное Копыто утопится в отчаянии после смерти хозяина.
У кельтов была также Эпона – богиня всех лошадей. Она покровительствовала конюшням и всем тем, кто работал с лошадьми. Как защитница природы, она давала смертным пользоваться землей для своих нужд, не позволяя, однако, захватывать слишком большие территории в ущерб дикой природе. Для этого она охраняли вспаханные и возделанные земли, способствуя изобилию, защищая урожай. Она связывались с целительными источниками, и в таких местах археологи находят немало резных изображений лошади. Как богиня плодородия и материнства, Эпона сопровождала и защищала смертных от рождения до смерти в течение всей жизни.
Подобные образы встречаются также и в германо-скандинавской мифологии
Лошадь – атрибут многих божеств. Солнечную колесницу везут два белых коня: Арвака (Рано встающий) и Асвида (Самый быстрый), причём имя первого коня напоминает имя одного из коней Одина: Вак. Имя другого солнечного коня напрямую связано с Одином: Svidhrir, Svidhurr, Svidhudhr. В образе восьминогого серого Слейпнира усматриваются сдвоенные черты солнечных коней. Слейпнир – символ бури у скандинавов. Самого Одина называют также: Ялк (Мерин); Хросхарсграни (Грани лошадиногривый). Последнее имя продолжает жить в сказке «Король-дроздобород» (Drosselbart – ни что иное как «конебород» Rosselbart), а сама сказка - ни что иное, как пересказ древнего мифа об Одине и Ринду.
В Эдде упоминается, что руны украшают грудь коня Грани, ухо Арвака, копыто Асвида и зубы Слейпнира. У Фейра было два коня: Фрейфакси (грива Фрейра) и Мани (Посвященный луне).
У славян
Венды, потомки древних вандалов, держали в святилище белого скакуна – Арконе (Царь Урожая), которого, в честь бога Свентовита, обводили под седлом вокруг святилища. Конь должен был переступить трижды через скрещённые копья. Если он переступал левой ногой то это считалось счастливой приметой.
В Щецине находился храм богини Триглавы (Геката), и там держали вороного коня (ночная кобыла – Nigthmare (персонификация кошмара в английском языке)) для подобного гадания.
У древних славян произошло также подобное заимствование, и Ночная кобыла, Деметра, трансформировалась в Мару-Морену – черную богиню смерти. Куклу Мары сжигали на костре, призывая дожди и теплую весну – остались изначальные обряды, связанные с плодородием.
Новость отредактировал KillbaneABC - 1-02-2014, 18:26
Ключевые слова: Кобыла кошмар прошлое боги жрицы лошадь