Деревня висельников в Астраханской области
Когда я приехала в село Курченко, небольшое татарское поселение в 40 километрах от Астрахани, по небу гуляли серые осенние тучи.Выл ветер. Погода вполне соответствовала причине визита: 25 самоубийств за последние 15 лет. Все погибшие — мужчины. И молодые, и старые, и пьющие, и трезвенники. И все как один повесились. Почему они, представители сильной половины человечества, предпочли покинуть эту жизнь? Почему оставили детей сиротами, а жен вдовами? Ответить на этот вопрос не могут ни полиция, ни тем более местные чиновники. Сами родные и близкие чаще всего не понимают, что же толкнуло человека в петлю.
— Вот в этом доме с палисадником муж повесился. Вот в том, где ива большая, — сын. Напротив — маленький серенький дом с красными воротами видите? — там внук Рамис. 25 лет было парню. Причем буквально за месяц до своей свадьбы, — рассказывает мне первая встречная жительница села Айгюль. — Да у нас практически в каждом доме повешенный есть!
И это чистая правда. Село Курченко небольшое, около 400 жителей, но далеко не ветхое и заброшенное. Аккуратные домики тянутся вдоль единственной улицы. Есть школа, здание сельсовета с актовым залом. На улице много детворы. Жители все друг друга знают. Многие семьи живут здесь испокон века. Рассказывают, что где-то в начале 90-х годов началось это жуткое явление. А уже в 2000-е мужские самоубийства приобрели просто массовый характер.
Все смерти происходят при непонятных обстоятельствах. Например, тот самый Рамис. Односельчане рассказывают, что его воспитывали бабушка с дедушкой. Хороший, добрый парень был. Отслужил в армии. Вернулся. Влюбился в девушку Наилю из соседнего села. Они уже успели зарегистрировать свои отношения в загсе, но официальная регистрация — еще не свадьба. Они с невестой собирались отметить настоящую, по всем татарским традициям. Но уже стали жить вместе.
Одним прекрасным летним днем собирали в огороде морковку (все село живет земледелием, урожай продают на астраханском рынке — тем и живут). Наиля и бабушка с дедушкой остались в огороде. А Рамис пошел за пустыми мешками. Через некоторое время хватились, а он уже на заборе в петле висит. Как и почему — непонятно. Парня успели вытащить, он еще несколько дней пролежал в реанимации. Но, так и не приходя в сознание, умер.
В соседнем доме двойная беда. У Амиры сначала повесился родной брат. Причина банальная — ни с того ни с сего приревновал жену. Она порядочная женщина, учительницей работала. Вечером повздорили, а утром его уже в петле нашли во дворе собственного дома. Через некоторое время повесился и сын Амиры.
— Ой, не буду я ничего рассказывать, — отмахивается женщина. — Мне муж не разрешает. Говорит, нельзя покойников беспокоить. Вообще он до сих пор не может простить сыну, что тот повесился.
Сыну было 27 лет, жена, трое детей (самый младший только родился). Постоянной работы не было, так, подрабатывал, где придется. Но не бедствовал. Родители помогали ему строить двухэтажный дом. Там на стройке его и нашли…
***
— Ужасно все это, — вздыхает Зайфяря Аресьева. У нее повесился сначала первый муж. Потом второй умер от инфаркта. Но самое страшное — семь лет назад повесился сын. — И удивительно, что никто из мужчин никакую записку даже не оставлял.
Первого мужа Эмира Зайфяря похоронила в 28 лет. Одна поднимала двоих детей — сына и дочь.
— Разве ж я могла подумать, что и мальчик мой покончит с собой, как отец? — вытирает слезы женщина. — Он только из армии вернулся, семь лет назад это случилось. Было-то всего 23. Девушка у него появилась, Аня. Сильно моложе — ей чуть больше 15 было. Но никто не осуждал. Наоборот. Стали жить они вместе, потом она забеременела. Родился хороший, здоровый мальчик Рамиль. Мы все так радовались. У нас по татарским традициям не положено новорожденного на улицу до 40 дней выносить. А как пройдет этот срок, там уже гости, друзья. Сначала молодые, конечно же, ко мне пришли. Посидели, поговорили. Сын еще спросил, подготовила ли я ему документы для банка: он наутро собирался идти кредит оформлять на машину. Все как обычно было, никаких намеков, поводов или грусти.
Около полуночи молодая жена в слезах и с ребенком на руках опять прибежала к свекрови. Говорит, Артур взял веревку и пошел вешаться.
— Уж я не знаю, что там у них произошло. Поругались или что? Но сына я нашла в ту ночь уже мертвым в петле.
Свекровь не оставила молодую невестку одну с младенцем на руках. Они теперь все время вместе. Как мать и дочь.
— Мы, кстати, очень похожи с Аней, — улыбается Зайфяря. — Многие даже не верят, что не кровные родственники.
Сейчас внук Рамиль живет у бабушки в селе Курченко, этой осенью пошел в школу. Зайфяря недавно отремонтировала старый дом. И теперь у первоклассника своя просторная, светлая комната. Мама мальчика живет в Астрахани, пытается устроить свою жизнь.
— Она совсем еще молодая, всего-то 23 года, — рассказывает Зайфяря. — Но замуж пока так и не вышла. Все плачет по моему сыну. Я ей постоянно говорю, что нехорошо это — жить прошлым.
Сама Зайфяря семь лет назад снова вышла замуж. Ее муж Валера русский и моложе ее.
— А вы знали о том, что в этом селе с мужчинами происходит? — спрашиваю Валеру. — Не страшно было переезжать сюда?
— Нет, не страшно. Я вешаться не собираюсь, если вы об этом.
Местные жители охотно рассказывают журналистам о своих бедах.
***
Соседка Зайфяри Катя Сагитова похоронила первого мужа. Он, как здесь, в Курченко, водится, повесился.
— Серкали — мой бывший муж — учился в одном классе с сыном Амиры, — рассказывает Катя. — Я нашла его в петле в большой комнате у нас дома ровно через сто дней после похорон его одноклассника. Он, честно говоря, не раз петлю надевал на шею. Но мне казалось, это больше так, чтобы попугать, когда выпьет. В тот день ничего такого необычного не было. Я ушла на работу. А в обеденный перерыв прихожу — а он висит...
У Кати уже сейчас другой муж, Мансур Сагитов. Тоже житель села Курченко. Есть и совместный ребенок — мальчик (от первого брака осталась дочь). Отец ее нынешнего мужа, Хамидулла, тоже покончил с собой. Повесился на собственном заборе.
— Он от одиночества это сделал, — считает Мансур. — У меня уже своя жизнь. Мама умерла. Он второй раз женился. Но там что-то не сложилось.
Что происходит и как с этим бороться — не знает никто. Но факт остается фактом: год от года число висельников в селе растет.
— Я решила вызвать к нам в село экстрасенсов, — говорит Бибинур Валиева, родственница Зайфяри, тоже жительница Курченко. — У меня брат двоюродный повесился. Мы с женщинами часто обсуждали — что же такое происходит с нашим селом? Почему мужчины вешаются? Явно, что какое-то проклятие или нечистая сила.
Сельчане много лет спорили между собой, что толкает мужчин в петлю.
— Водка всему виной. Пить надо меньше, — говорят одни. — И безденежье. Работы-то в селе не стало, после того как колхоз развалился.
— Что значит, работы нет? Лодыри все стали, — не соглашаются те, что постарше. — В деревне всегда есть чем заняться. Работать не хотят, ленятся. А семью и детей кормить надо. И вот — выбирают для себя легкий путь.
— Прямо мода какая-то! Чуть что — сразу в петлю, — возмущаются другие.
Местный муфтий (село-то мусульманское) даже пригрозил на последних похоронах, что больше не разрешит на территории кладбища самоубийц хоронить. Тем более это и так запрещено исламом.
— Я знаю, что самоубийц нельзя хоронить на одном кладбище с другими, — вздыхает муфтий Султан Рамазанов. — Но что могу поделать? Село у нас небольшое. Все друг друга знают. И когда в семье горе, как я могу еще настаивать на каких-то там других местах для захоронения?
Но в том, что происходит в Курченко, муфтий не винит какую-то там нечистую силу или прочие паранормальные обстоятельства. И вообще, все эта дурная слава проклятого села, которая потянулась за Курченко, очень ему не нравится. И визит экстрасенсов он не одобрял, и все эти гадания и предсказания считает женскими домыслами:
— Нет никакого проклятия! Никто не может знать, что будет, — возмущается он. — Это Аллах и сам человек выбирает свое будущее. А то, что вешаются, — так это от слабости. Да, жизнь сложная. Работы нет. Пойти молодежи некуда, заняться нечем. Хоть бы клуб у нас построили, а то даже танцы провести негде. Был раньше, да из него спортзал сделали.
Но жители с ним не согласны. Ведь вешались и зажиточные, и безработные. И пьющие, и непьющие. И семейные, и одинокие. И молодые, и пенсионеры.
***
Несмотря на недоверие некоторых жителей (особенно мужчин), визит экстрасенсов стал для всего села знаковым событием. И хотя оно произошло более полугода назад — в феврале 2013 года, — все до сих пор вспоминают и обсуждают этот день.
Как все происходило, вспоминает блогерша, жительница села Курченко Рамиля Абдулаева.
— Шаманка Кажетта и цыганка Аза Петренко не ожидали увидеть полный зал заплаканных женщин, — рассказывает Рамиля. — Поэтому вызывать их к себе стали по одной. Но все происходило в одном большом зале, на глазах у всех. Первой пошла тетя Зайфяря. У Кажетты на столе стояли тарелки с рисом и молоком и цветные камешки на развернутом платочке. А у Азы — только старая колода карт. Они тут же тете всю чистую правду сказали. «Муж, — говорят, — первый повесился. Второй умер от инфаркта. Но еще одна смерть перекрыла те две — сын погиб».
Рамиля рассказывает, что медиумы очень точно описывали то, что происходило в каждой семье.
— Я, честно говоря, когда ехала на встречу с гадалками, была настроена скептически. Но когда увидела, как они мастерски рассказывают все детали, стало как-то даже жутко.
К экстрасенсам выстроилась целая очередь. И фотографии покойников одна за другой ложились на стол...
— Нам Аза и Кажетта сказали, что если бы свекор не повесился, то через пару лет все равно умер бы от рака, — говорит Катя Сагитова. — А еще медиумы сказали, что на доме, в котором мы сейчас живем, какой-то заговор. И что конкретно под входной лестницей что-то нехорошее лежит. Мы как пришли со встречи, так сразу стали лестницу разбирать. И представляете, нашли под ней старый замок, кинжал без рукоятки, черные нитки с иголками. Сколько они здесь лежали — непонятно. Дому-то сто лет уже.
Все проклятые вещи муж с женой выкинули. И как это ни удивительно, но атмосфера в семье улучшилась:
— Мы стали меньше ругаться с мужем. Вот ремонт наконец-то сделали (до этого много лет собирались). И с соседями стали дружить, хотя до этого только вздорили.
Рассказали экстрасенсы всю правду и невестке Амиры — Гуле:
— Это твой муж, — посмотрев на фото, определила Аза. — Он умер где-то в 30 лет. Да? И я почему-то вижу его в какой-то странной позе — на корточках.
— Да, да, — подтвердила Гуля. — Именно в такой позе его и нашли. Он сзади гаража повесился. Младшему сыну было тогда всего-то 7 месяцев. И еще у нас двое детей постарше было — но даже это его не остановило...
После пятой или шестой вдовы шаманке Кажетте стало плохо. Она выскочила на улицу и не могла надышаться. Сеанс группового гадания решено было прекратить. И всей гурьбой женщины во главе с экстрасенсами пошли по селу.
Гадалки безошибочно определяли, где, в каком доме кто умер. Да это было и не сложно — потому что буквально в каждом кого-нибудь да похоронили. Примерно в середине села Кажетта остановилась как вкопанная:
— Вот здесь вообще невозможно находиться. Духи прямо окружили меня, — вздохнула шаманка. — В этом доме я вижу аж четыре трупа...
— Да, да, — закивали местные жители, — тут в семье два сына умерло. А потом муж. И второй муж тоже.
— Здесь вот двое... там еще один... А в этом доме у вас что? — спросила, показывая на старое, полуразрушенное большое здание, Кажетта.
— Это у нас тут раньше школа была.
— Школа? Странно. От места, где много детей собирается, всегда радостью веет. А отсюда прямо темнота идет. Не знаю, что у вас здесь было, но дух смерти прилетал и забирал отсюда много людей.
Тут старожилы вспомнили, что во время Второй мировой войны здание школы служило военным госпиталем. Хоронили погибших кое-как. Дети до сих пор иногда находят в земле кости. Вот это место и назвали гадалки в один голос причиной всех несчастий села Курченко.
— Эти умершие солдаты так до сих пор и витают над зданием, — сказали они жителям.
Люди были в шоке. А впечатленный происходящим глава сельсовета Самит Хабибулаев пообещал при первой же возможности проклятое здание снести. Тем более что оно и так уже давно стоит полуразрушенным. Дети не учатся в нем вот уже больше десяти лет, после того как было построено новое, современное здание. Но прошло полгода, а обещание так и не выполнено. Старая школа с зияющими дырами вместо окон так и стоит на своем месте.
***
Посовещавшись, гадалки решили, что обряд жертвоприношения поможет прекратить череду смертей. Они посоветовали сельчанам всем вместе скинуться, купить черного барана и принести его в жертву.
— И тогда вы откупитесь от 99 несчастий, сказали нам медиумы, — вспоминает Рамиля.
Оказалось, что в Курченко все бараны белые. Тогда односельчане быстро собрали 3500 рублей, и группа активистов поехала по району в поисках барана. Прибыл, как нельзя кстати, и муфтий из соседнего села. Он согласился провести обряд.
— Все село собралось на этот обряд, — рассказывает Бибинур Валиева. — Даже те, кто скептически относился ко всей этой затее. С того времени прошло полгода...
За прошедшее время ни одних похорон в селе Курченко не было. Но в этом самом здании в конце лета произошло страшное преступление: уголовник, только что вышедший из тюрьмы, изнасиловал несовершеннолетнюю. Слава богу, девочка осталась жива и рассказала все матери. Педофила ловили всем селом, и сейчас он уже за решеткой. А жители, не дожидаясь решения сельсовета, намерены сами убрать проклятое здание. Они свято верят, что тогда все их несчастья прекратятся.
Ключевые слова: Висельники деревня догадки люди смерти