Винновская роща в городе Ульяновск
Не все, наверное, знают, о таком городе, лежащем на Волге, под названием Ульяновск. Родина великого человека, В.И. Ленина. В этом городе я и живу. Но несмотря на то, что живу я тут чуть меньше, чем мне всего лет (живу в Ульяновске уже 17 лет, самому мне недавно стукнуло 20), я только недавно узнал о том, что у нас есть весьма интересные аномальные и загадочные исторические места. Об одном из них и пойдет речь сегодня.Тайны «склепа» Киндяковых
На карте города Ульяновска немало загадочных мест. Одно из них – подземелье в Винновской роще в Железнодорожном районе. Сооружение странной архитектуры служило то ли последним приютом членам барского семейства, то ли масонским храмом, то ли просто погребом… Овеянное легендами место в простонародье прозвали просто склепом. Молва утверждает, что именно здесь обитает винновское привидение, пугающее припозднившихся гостей парка…
ПОГРЕБ
Скептики утверждают, что в прошлую эпоху здесь находился погреб. В нём бывшие баре Киндяковы хранили то ли вино, то ли картошку. Но с какой стати над погребом возводить огромный крест? Какими бы самодурами ни были члены легендарного семейства, богохульствовать, установив крест над складом овощей, они бы не стали…
Было время, когда ретивое партийное руководство решило покончить с каменным крестом. Пригнали гусеничный трактор, обвязали крест стальным тросом. Но, как ни тужилась мощная махина, изгибая символ христианской веры, сломать его у атеистов не получилось. В конце концов трос лопнул, а крест так и остался стоять – погнутый, но не поверженный…
Не исключено, что сооружение действительно является склепом. Доподлинно известно, что в Винновской роще похоронен как минимум один человек – Дженни Томпкинс, любимая гувернантка помещицы Кетлин-Эмилии Перси-Френч (1864-1938, симбирская помещица, подданная Великобритании, до революции владела Киндяковкой и Винновской рощей, ее имя переиначили на русский манер – Екатерина Максимилиановна) Помещица была чуть ли не самой влиятельной дамой в Симбирской губернии и очень щедрым меценатом, и души не чаяла в своей гувернантке, заменившей ей мать. Когда в 1893 году няня скончалась от старости, ее похоронили в Винновской роще. Где именно – история умалчивает. Но не исключено, что благодарная госпожа почтила память воспитавшей ее женщины внушительным склепом. Так что можно предположить, что в склепе покоится или покоилась мисс Дженни Томпкинс. Хотя вряд ли няня, упокоившаяся с миром, будет нагонять страх на случайных прохожих…
Сохранился не то слух, не.то быль, что каменный крест «убил» летчика. «Красный» авиатор погиб в июле 1918 года, во время Гражданской войны. Якобы зрелище креста на земле так его поразило, что он, отвлекшись, уже не смог вывести из пике свою «птицу». Похоронили его недалеко от места трагедии – возле того самого склепа. Возможно, именно его дух бродит по окрестностям…
Молва сохранила и другую историю. В годы сталинских репрессий в склепе поселился не то дедушка, не то старушка – то ли просто бомж, то ли редкий праведник, предрекавший скорую расплату за коллективизацию и безбожие. И за свои «прогнозы» был жестоко убит. Его ли неупокоенная душа бродит по Винновке по ночам, или это просто домыслы, но люди стараются обходить зловещее место стороной. Местные жители утверждают, что в том месте Винновской рощи, где установлен склеп, по ночам слышны стоны, иные даже уверяют, что видели призрака…
Таинственный склеп пользовался дурной славой во все времена. В пору Великой Отечественной войны там «квартировала» большая семья беженцев. Несчастья шли за ними по пятам: похоронки, переломы, люди обваривались кипятком и погибали под колесами поезда… Из всего огромного семейства остались единицы, а те, кто выжил, съехали, тем самым оборвав цепь несчастий.
ТАЙНЫЙ МАСОНСКИЙ ХРАМ?
Но сооружение могло быть не только склепом. Не исключено, что оно там появилось куда раньше, чем владелицей поместья стала Екатерина Максимилиановна.
Крест из дикого камня был одним из символов масонов -«вольных каменщиков», могущественной всемирной организации.
Масонство отчасти похоже на христианство. Но только отчасти. Если христианство – религия для всех, то в масоны шли влиятельные люди, которые даже в вере не хотели шагать рука об руку с простым народом. Так и появилась эта вера для избранных, религиозное течение, куда могли вступить только сильные мира сего. О принадлежности к этому течению не принято было говорить вслух, люди хранили это в тайне. Однако известно, что один из предков Екатерины Максимилиановны, симбирский помещик Василий Афанасьевич Киндяков был выдающимся масоном. Он даже выстроил настоящий масонский храм у себя в имении. Храм был построен в виде беседки, и всем посторонним, кто оказывался в его владениях, Василий Афанасьевич запрещал туда входить под тем предлогом, что там находятся его личные вещи, которые ему не хотелось бы демонстрировать малознакомым людям. Возможно, беседка скрывала вход в подземелье, где проводились масонские ритуалы…
Сохранились фотографии храма-беседки – это фундаментальное сооружение, увенчанное скульптурой святого Иоанна Крестителя, особо почитаемого масонами. С четырех сторон были устроены барельефы – символические атрибуты бренности человеческой жизни: разбитая урна с текущей водой, изломанный якорь, залитая волнами ладья и человеческий череп с костями, а наверху, на красивом резном куполе, стоял гипсовый ангел с вызолоченным крестом – как символ вечности и спасения. Мало кто из симбирян знал, что это не просто архитектурные изыски, а знаки, имеющие тайный смысл. Разбитая урна с вытекающей из нее водой – символ уходящей жизни; изломанный якорь – крушение надежд и жизненных планов. А ладья – символ смерти, которую еще никто не смог перехитрить. Четвертый символ, человеческий череп с костями – традиционный масонский знак…
Самое значимое торжество масонов проходило в ночь на праздник Рождества Иоанна Крестителя – дату, известную в народе как праздник Ивана Купала. Ночь на Ивана Купалу традиционно связывалась в народном сознании с буйством нечистой силы, с цветением папоротника, нашествием ведьм, оборотнеи, колдунов и водяных. Главный праздник масонов, случайно совпавший с буйством нечисти, приверженцы культа старались провести под землей, чтобы спрятаться от посторонних глаз и всевозможной дьявольщины. Ведь из-за совпадения этих двух праздников масоны и пользовались дурной славой. В народе считали, что, если они празднуют что-то в «черный» день, то и течение это «темное», бесовское. Масонам приписывали и жертвоприношения, и сексуальные оргии. А как оно было на самом деле в сводах подземелий – не расскажет никто…
Храм-беседка простояла до 30-х годов прошлого века. В народе ее именовали незатейливо -«статуйкой». И в прежнем Симбирске беседка пользовалась пугающей славой. Про нее рассказывали много страшных историй и говорили, что место это – неспокойное, черное…
Но, пока люди говорят, Винновская роща продолжает хранить свои тайны…
……………………
Склепы хранят тайны
Географ-краевед Евгения Владимировна Мясина много лет занимается изучением легенд Винновской рощи. Не секрет, что Винновка хранит в себе немало загадочного, до конца не исследованного.
- Одним из таинственных уголков Винновской рощи я считаю склеп, в котором по преданию были похоронены Киндяковы, - рассказывает Евгения Владимировна. - Но почти никто не знает, что метрах в 20 от него располагается другой склеп, старший по возрасту и «полузаваленный» землей. С этими склепами связано несколько историй.
До начала войны считалось, что именно в них хоронятся несметные сокровища, якобы оставленные тут после отъезда в 1919 году хозяев к новому местожительству. И нередко жители Тутей и Винновки ходили сюда с заступами в сумеречное время в поисках легкой добычи, да кроме костей усопших, встреч с ночными птицами и внезапных провалов в скрытые ямы, ничего не находили.
А вот как они выглядели по описаниям моего дедушки Петра Тихоновича: самый большой из них перед войной был в отличном состоянии. Издали можно было видеть на нем двухметровый крест, и многим казалось, что он вечный. На рельсах сцементирован камень-песчаник слоем в 20-30 см. Склеп возвышался над землей примерно на 2 метра. Насыпь была покрыта сплошной травой. Вход с восточной стороны, представлял собой железную дверь. За ней находилась вторая кирпичная кладка склепа, закрытая массивной железной дверью. Первую стену отделяла от второй «воздушная подушка» шириной полметра. Внутри склеп был размером 5Х5 метров. Бетонный пол, потолок сводчатый, все было выкрашено в белоснежный цвет. Из окна, обращенного на юг, лился свет сквозь цветные стекла. Снаружи окно закрыто решеткой.
В период войны в нем поселились эвакуированная семья: мать - парашютистка с дочкой Майей (дочка после войны разбилась, неудачно прыгнув с парашютом). Сторож, проживающий неподалеку от склепа в домике посоветовал им огородить склеп и посадить вокруг картошку, чтобы пережить годы лихолетья, а в помещении установить железную печурку с трубой, выведенной в окно.
Сейчас все это разрушено. Крест над склепом уничтожен, да и сам склеп осел да так загажен, что и смотреть на него не хочется.
……………………….
Подземелья Ульяновска
В 60-х годах в районе улицы Федерации произошел странный случай — житель одного из домов на собственном огороде провалился в подземелье. Увы, ничего кроме осколков кирпичей и обломков утвари он там не нашёл, а провал поспешил закопать — огород оказался важнее каких-то странных тайн.
Впрочем, особой тайны и не оказалось — наш земляк просто попал в одну из ям, оставшихся от старинных кирпичных заводов. Приблизительно в 20-е годы эти ямы закапывали, заодно и скидывая в них ненужный бытовой мусор. Этот мусор и дал усадку.
А вот другая известная история имеет гораздо больше связей с неизведанными тайнами. Речь идёт о подземных ходах, входы в которые обнажились при строительстве ленинского мемориала. Есть несколько свидетельств от людей, которые не только видели эти ходы, но и проходили по ним. Заканчивались они якобы на волжском склоне «дырами со старинными чугунными решетками». Эту историю сейчас привычно списывают на воображение искателей, которые в те годы были мальчишками, но, может быть, ходы действительно были?
Для этого есть несколько оснований. Во-первых, с северной части нынешнего мемориального комплекса находилось архиерейское подворье — большой старинный дом с обширными надворными постройками. Толщина и качество его стен были таковы, что когда его сносили, сломать стены с первого раза просто не удалось. Чугунная баба просто отскакивала от массивной кирпичной кладки. В итоге дом взорвали, а площадку выровняли.
Во-вторых, для строительства тайного подземного хода у церкви были все основания. Достаточно вспомнить историю основания Соловецкой пустыни, которая располагалась недалеко от нынешнего села Новая Беденьга. По мнению известного исследователя нашего края К.Невоструева, пустынь была основана монахами Успенского монастыря, которые бежали туда от погромов, вызванных нашествием на город разинских армий. Впрочем, существует и иная версия основания пустыни, согласно которой она была основана раньше восстания Разина. В этом случае выходит, что пустынь среди глухих лесов и глубоких оврагов была своеобразным «запасным аэродромом» для монахов. Вспоминая события 17 века, этому не удивляешься. Но как же покидать город? По водоразделу Волги и Свияги — опасно, местность открытая, любая более-менее обширная группа людей с пожитками вызовет подозрение, переходить Свиягу — страшно, при любых народных волнениях она на виду. Остаётся только путь вдоль Волги — по бечевнику или на лодках. И чтобы попасть на эту спасительную узкую полоску земли идеально подходит подземный ход, выходящий на склон. Так можно с легкостью миновать любые посты и преграды.
Впрочем, «конспирологическая» версия легко даёт трещину, если вспомнить о другом факте — на волжском склоне уже в 19 веке существовала небольшая дренажная система. «Тайные подземные ходы» вполне могли оказаться просто её частью — строили тогда добротно.
Стоит отметить, что со временем легенда обросла подробностями, особенно в последние годы, на фоне увлечения диггерством и кладокопательством. Например, нам доводилось не раз слышать о сундуках с золотом в тайных подземных комнатах и о замурованных скелетах в боковых ответвлениях. Романтика средневековых замков вряд ли имеет хоть какое-то отношение к действительности, но воображение будоражит. Само собой, что в роли «Али Бабы» во всех случаях выступает Степан Разин, который давно уже стал абсолютно мифологической фигурой. Вопросом о том, как ему за несколько дней удалось прорыть огромные ходы и выложить их кирпичной кладкой в полностью деревянном городе, настоящим романтикам кажется на фоне блеска мифического золота уже не столь важным…
Смущает искателей сокровищ только одно — неудобство поиска. Склон уже перерыт много раз во время строительства парка, устройства дренажной системы и разбивки садов — там никаких входов без тяжелой техники уже никак не найти. А сверху — глыба мемориала, которая навеки погребла под собой любые ходы, даже если они и существовали…
А вот в Винновской роще простор для «роющей» деятельности есть, а значит, найдутся и неразгаданные тайны. Так, легенда о тайных подземных ходах Киндяковых ходит уже больше сотни лет. Пламени в огонь романтикам добавляет и стоявший неподалеку масонский храм. Достаточно широко известны воспоминания о другом симбирском масонском центре — имении Баратаева, где существовала особая подземная комната для собраний. Логично допустить, что такая комната была и в имении Киндяковых, связь которых с масонами не подлежит сомнению. Конечно же, комнату до сих пор не нашли, но в воображении она уже успела «разрастись» кустистой системой подземных ходов. Как рассказал нам фанатичный искатель древностей Сергей, по его мнению, под всем имением Киндяковых была разветвленная система подземных ходов, соединявшая имение с Волгой, рощей, подземной комнатой и системой склепов. Краевед-знаток Винновской рощи Д.Ю. Семенов логично замечает, что смысла в таких ходах не было никакого. Но любители неизведанного всё равно продолжают поиски. Так, в последние годы активно долбят стены и пол в склепе, который до сих пор остался в роще — ищут как минимум клад, а как максимум — вход в тайные подземные «хоромы».
Но искатели обращаются не только к «седой» древности и «заговоренным кладам», но и к подземным тайнам более близкого нам времени. Так, нынешние диггеры не теряют надежды найти в Ульяновске огромное бомбоубежище, аналог знаменитого «Бункера Сталина» в Самаре. Подтолкнула на поиски их культовая в определенных кругах книга Павловича и Ратника «Тайна волжских подземелий», где в рассказе о подземельях времен ВОВ приводятся данные из постановления ГКО N945-СС от 22 ноября 1941 года. В книге указано, что в Ульяновске было построено бомбоубежище площадью 1200 кв. метров. Огромное сооружение где только ни располагали — и на Верхней Террасе, и в Засвияжье, и под площадью Ленина… Но истина оказывается банальней — в книге просто перепутали цифры. В исходном постановлении сказано:
«Строительство, помимо Куйбышева, производить по типу, принятому для города Горького, с полезной площадью в Горьком — 300 квадратных метров, в Саратове, Ярославле, Казани, Ульяновске, Сталинграде — 200 квадратных метров».
Бомбоубежище же площадью 200 «квадратов» – это вполне обычное укрытие, которое и было построено в 1942 году. Так что, скорее всего, своего «Бункера Сталина» в Ульяновске нет…
Вообще же рукотворный подземный мир города не слишком богат. Из часто посещаемых и очевидных мест можно вспомнить только дренажную систему (весьма протяженную) на волжском склоне и коллектор реки Симбирка. Это не считая разнообразных бомбоубежищ, которых в городе больше сотни, и разнообразных «индустриальных» подземелий на многочисленных заводах.
В области интересней, но это тема отдельного рассказа.
………………..
Село ВИННОВКА
Винновка - старинное село. Раньше носило названия деревня Винная на ключе и село Богородское. Ведет свое начало со времен Ивана Грозного.
В глубокую старину эти места уже были обжиты древними людьми. Около села раскопано два древних селища, относимых к 3-5 векам нашей эры.
Винновский овраг прорезает горы на 15 километров вглубь. С 1768 года село значилось в описи владений графа Орлова.
На небольшой возвышенности на берегу стоит возрождённая в начальных годах века настоящего и вновь освящённая в 2008 году Казанско-Богородицкая церковь. Изначально церковь была построена при деятельном участии графини А.А.Орловой-Чесменской и прихожан в 1851г. Рядом с церковью строится современный монастырь (или церковное училище).
Современное село растет вглубь Самарской Луки. Старое поселение было расположено в 4 километрах вверх по оврагу, где сохранилось несколько колодцев. Вода местных источников содержит в значительном количестве поваренную соль, кальций и магний.
Вниз по течению Волги через 1 км. - местечко ВЕСЕЛАЯ поляна - удобное место для стоянок лодок. Представляет собой остаток террасы, разрушаемой небольшим овражком. Во время половодья в этот овражек заходит вода, создавая бухту, защищенную деревьями. Малые группы туристов останавливаются тут для ночлега.
Рядом расположена пристань "ВИННОВКА". На склонах гор растут дикие яблони, шиповник, тёрн. В 2-х километрах вглубь плато расположено село ОСИНОВКА, основанное, как предполага-ют, в конце 30-х годов 17 века.
Возле сел Винновка и Осиновка были обнаружены остатки поселений, возраст которых около 1 500 лет, жили в них булгары - Самарская Лука была южной областью большого Булгарского государства. Занятия селян были в основном связаны с обработкой земли, но были и другие промыслы.
В 1911г. в Винновке имелось: 3 пильщика, 4 санника, 1 дегтярь, 2 кузнеца, 5 лапотников, 1 хозяин кирпичной мастерской. В селе Осиновка - 5 пильщиков, 2 столяра, 1 бондарь, 1 слесарь, 7 сапожников, 21 портной.
На берегу вниз по течению от села можно обнаружить целые россыпи окаменелостей, называемых в народе "чертовыми пальцами" - это остатки древнего морского моллюска, передвигавщегося с большой скоростью в воде. Его раковина располагалась на переднем конце тела. Горный склон западнее села носит название Казачьий подъём - указывая на место казачьих станов.
Вблизи села расположены урочища ВОЛЬНИЦА и ВОРОТА. Первое название связано с нарицательным словом в двух возможных значениях: "самовольная запашка или захват сенокоса; место сбора вольной братии, гулливых и своевольных людей", второе название имеет такие значения, как "проход, глубокое ущелье, прорезающее горную гряду; узкие участки долины, через которые прорывается река, овраг."
Фото:
Ключевые слова: Ульяновск винновска роща мистика история аномалия