Смерти вопреки
"В средневековой Японии существовало религиозное течение сюгэндо - смесь различных вероучений: государственной религии- буддизма, древнего японского язычества синто, китайской философии дао. Целью сюгэндо было обретение человеком тайного знания и развития своих магических способностей. Со временем под этим названием стала подразумеваться практика сюгэндо, её адепт поднимался до уровня Будды и уходил в нирвану в собственном теле. При этом, укрепляя свой дух, он должен был подвергнуть своё физическое тело полной аскезе, изжить в себе всё мирское и телесное. Приверженцы этого религиозного течения практиковали сложнейшую технику, позволявшую их телам сохраняться нетленными и после смерти. Фактически они сами мумифицировали себя заживо.Основоположником столь странного способа умерщвления собственной плоти стал видный японский религиозный деятель, а впоследствии и буддистский монах Кукай. Несмотря на то что отдельные случаи самомумификации были известны и раньше, именно он является автором философской доктрины сингон, предлагавшей в качестве альтернативы естественной смерти этот необычный способ. В возрасте 61-го года монах отказался от пищи и воды, погрузился в уединение, медитировал и молился. Через три недели Кукай тихо незаметно скончался. Его тело, не подвергающееся тлену, было посажено на горе Коя Сан, где оно находилось на всеобщем обозрении, после чего перенесено в храм на той же горе и захоронено в нём. Со временем личность Кукая обросла легендами, ему был дан титул Кобо Дайси — великий учитель. Также его признали бодхисатвой — человеком, подобным Будде - и возвели в его честь множество памятников.
На протяжении столетий японские аскеты оттачивали мастерство самомумификации. Процесс усыхания заживо имел свою чёткую технологию, включавшую в себя особый режим питания и психологической подготовки. Проходил он в три этапа, каждый из которых длился 1000 дней. Первоначально монах, решивший окончить свой путь таким образом, уединялся и переставал принимать привычную пищу, питался только собственноручно собранными травами и орехами. На втором этапе следовало принимать в пищу только корни и кору деревьев и практически не пить жидкости.
На последнем этапе монах, от тела которого уже оставались лишь кожа да кости, пил специальный отвар, приготовленный из побегов лакового дерева. Это ядовитое снадобье способствовало мумификации тела. По истечении всех этапов ещё живого монаха помещали в специальный каменный ящик. В руки ему давали колокол, при помощи которого он давал сигнал о том, что ещё жив. Когда звон из саркофага прекращался, тело аскета изымали и хоронили. Но на погребении путешествия тела не заканчивались. Через два года останки монаха извлекались из склепа. Если признаков разложения не наблюдалось, то новоиспечённую мумию переносили в храм и выставляли для всеобщего поклонения в буддистском храме. Нетленное тело подвижника считалось божественным чудом.
Однако далеко не каждый последователь учения сингон достигал поставленной цели. Известно, что большинство монахов, вставших на этот путь, не выдерживали строгих условий поста и умирали ещё на первом этапе действа. Их тела, подвергшиеся тлену, попросту кремировали.
Власти Японии, где самомумификация с каждым годом набирала всё большую популярность, осуждали эту практику. По их мнению, мистическое учение сюгэндо шло вразрез с традицией классического буддизма, требовавшего полного уничтожения останков человека после смерти. Это привело к официальному запрету самомумификации и её преследованию. Но вопреки гонениям культ сюгэндо пользовался большой популярностью в народе,по этому практика продолжала существовать.
Мумий, возраст которых исчисляется столетиями, и по сей день выставляются в буддистских монастырях Японии, Китая и Вьетнама как объекты поклонения. Согласно буддистским легендам, все те люди, что подвергли себя прижизненной мумификации, на самом деле не умерли, а находятся в состоянии глубокого мистического сна, ожидая очередного пришествия Будды.
Практика самомумификации характерны для буддистов и за пределами Японии. Одним из самых ярких примеров тому стал сравнительно недавний случай, произошедший в Бурятии. В 2003 году по инициативе бурятского духовенства было вскрыто захоронение Хамбо Ламы Итигэлова, покинувшего этот мир более 80-ти лет назад. К всеобщему удивлению, тело Ламы сохранилось в прекрасном состоянии, будто время над ним не властно. Не говоря уже об отсутствии разложения, тело не подвергалось окоченению, суставы у него подвижны, а кожа мягкая.
Исследования этого феномена также установили, что мозг Итигэлова до сих пор проявляет едва заметную активность. Считается, что при жизни лама достиг высшего мастерства буддистских монахов и вовсе не умер, а находится в состоянии глубочайшей медитации. Драгоценное тело Хамбо Ламы достаточно быстро стало буддистской реликвией. Сейчас оно находится в Иволгинском монастыре Улан-Удэ. Каждый день на поклон к божественному старцу приходят сотни паломников.
Нельзя сказать наверняка, являлась ли самомумификация средством достижения высшего знания или была высшей степенью проявления религиозного фанатизма. Древние по-прежнему не перестают удивлять нас. Возможно, сюгэндо был их способом оставить послание для потомков, чтобы помочь им раскрыть тайну вечной жизни?"