Призраки Опры и катастрофа "Истлэнда"
Чикаго, немного к западу от реки и самых оживленных центральных улиц, стоит большое здание, принадлежащее студии "Харпо".Совсем недавно именно в это здание собрались десятки звезд современного киноискусства, музыки, журналистики и даже политики, чтобы поприсутствовать на прощальном эпизоде телешоу знаменитой Опры Винфри.
Случаются тут встречи и куда более редкие и необычные, чем с Джастином Тимберлейком, Марией Шрайвер или даже Бараком Обамой.
Работники рассказывают, что порой в здании внезапно и без причины захлопываются открытые двери; резко падает температура; порой раздается детский смех и топот, порой - вздохи и плач, кто-то слышит музыку начала прошлого века, кто-то - звон бокалов. В главном лобби часто слышится громкий шум шагов, как если бы прошла большая группа людей. Некоторые рассказывают о призрачной женской фигуре в длинном сером наряде, которая бродит по зданию, оплакивая своих детей. Острословы окрестили фигуру "призраком Опры," при этом одни шепчутся, что сама Опра не решается после наступления темноты ходить по зданию в-одиночку, другие же уверяют, что она с призраками на короткой ноге.
Что же за чудовищное событие оставило здесь свой след?
Двадцать четвертого июля 1915-го года - ровно девяносто семь лет назад - крупная иллинойская компания Вестерн Электрик устраивала пикник для своих сотрудников - традиция, существующая во многих крупных американских корпорациях и дожившая в том или ином виде до сегодняшнего дня. Для большинства работников и членов их семей это была редкая, едва ли не единственная возможность выбраться за город. Три крупных прогулочных корабля ожидали пассажиров у пристани на Чикаго-ривер, между мостами улиц Кларк и ЛаСэлль. Два из них носили названия "Теодор Рузвельт" и "Петоски." Третьим, самым большим и роскошным, был "Истлэнд", известный среди публики как "скоростная королева Великих Озер." Корабль был способен развить скорость порядка 22 узлов - весьма быстроходно для своего времени.
Среди моряков, впрочем, корабль был известен своей нестабильностью и "капризностью". Первые владельцы намеревались использовать его для перевозки фруктов и заказывали изготовителю корабль быстрый, с небольшой осадкой (чтобы безпрепятственно входить в неглубокую гавань Саус Хэвена, штат Мичиган). Корабль к тому же обладал узким корпусом, что давало ему преимущество в скорости, но ухудшало остойчивость. Фирма-изготовитель имела отличную репутацию, однако специализировалась на грузовых кораблях, и "Истлэнд" оказался единственным построеным ими пассажирским кораблем. Как впоследствии с полным основанием утверждал глава фирмы, после того, как судно сошло с их верфей, они не имели ни малейшего контроля над тем, кто и как именно будет его использовать.
К моменту описываемых событий судно сменило несколько владельцев. Недавние изменения, предпринятые последними, имели целью сделать пароход более комфортабельным для пассажиров (в частности, была добавлена недавно изобретенная система охлаждения воздуха). Эти изменения значительно утяжелили верхнюю часть и без того не самого устойчивого судна.
Система распределения балласта, используемая на "Истлэнде", имела ряд недостатков с точки зрения пассажирского корабля. Вода в балластные отсеки подавалась по одной основной трубе, что не позволяло ни перекачивать воду с одного борта в отсеки другого, ни заполнять забортной водой отсеки одного борта, одновременно сбрасывая воду из другого - это можно было проделывать лишь по очереди. Датчиков, указывающих уровень воды в отсеках, тоже не было, и механик должен был либо оценивать количество воды исходя из времени работы насосов; либо измерять его вручную с помощью довольно долгого процесса. В довершение всего, в марте 1915-го года был принят закон, обязывающий каждый корабль иметь достаточно спасательных шлюпок для всех пассажиров. Как ни парадоксально, соблюдение этого закона, принятого вскоре после гибели "Титаника", сделало "Истлэнд" еще более опасным, чем прежде - к верхней части и без того не слишком стабильного корабля были добавлены шлюпки и плоты общим весом в несколько тонн. "Истлэнд" несколько раз буквально чудом (и, вероятно, мастерством команды) избегал трагедии - что же, судьба не любит, когда люди слишком пренебрежительно относятся к её предупреждениям.
Разумеется, никто из поднимавшихся в этот день много лет назад на борт не знал о проблемах с кораблём, либо же просто не задумывался. В конце концов, если бы корабль не был безопасен, на него бы не пустили людей, верно? Отбытие было назначено на семь тридцать утра, и в половине седьмого молодые люди и семьи с детьми начали посадку в предвкушении прекрасного дня. Многие сразу же спускались на нижние палубы - утро выдалось прохладным и дождливым, а внизу было тепло и светло, в общем зале подавали еду и напитки. Другие оставались наверху, махали руками друзьям, осматривали окрестности.
Уже через десять минут корабль принялся крениться вправо, на ту сторону, с которой поднимались пассажиры - в этом не было ничего необычного, впрочем. Главный механик Эриксон немедленно приказал выровнять крен, и в балластные трюмы по левому борту закачали больше воды. Корабль немедленно выровнялся, но вскоре вновь начал крениться - теперь уже влево. Эриксон приказал положить судно на ровный киль, и на какое-то время это удалось.
К семи часам, когда уже порядка тысячи пассажиров поднялись на борт, судно вновь накренилось влево, на этот раз совсем слегка. Эриксон приказал запустить моторы, а вскоре - выкачать балласт из одного из левых трюмов.
К семи часам десяти минутам на борт поднялось порядка двух с половиной тысяч человек - максимально допустимое количество пассажиров. Некоторые источники утверждают, что это количество было превышено, но доказательств тому мне не удалось найти - да и мало ли что говорили потом.
Итак, посадка на этом закончилась - к изрядному разочарованию людей, ждавших в очереди и желавших попасть именно на "Истлэнд". Матросы стали готовиться убирать трап, предлагая прочим пройти на один из двух других кораблей. Прибывший в это время в гавань начальник порта Адам Веклер впоследствии оценил крен корабля в семь градусов. Один из офицеров корабля на верхней палубе тоже заметил крен и попытался попросить пассажиров перейти на правый борт. Однако особого эффекта его действия не возымели - судя по некоторым источникам, в это время на Чикаго-ривер проходило соревнование по гребле на байдарках, и пассажиры, разумеется, не желали пропускать это красочное зрелище. Другие говорят, что мимо проходило пожарное судно, и это на него засмотрелись пассажиры.
На прогулочной палубе в кормовой части корабля заиграл оркестр. Некоторые принялись танцевать.
ем временем, крен продолжал увеличиваться. К семи пятнадцати он уже достиг примерно пятнадцати или шестнадцати градусов. Эриксон отдал приказ закачать балласт в два отсека правого борта - однако по неизвестной причине приказ этот не был выполнен в течении семи следующих минут. Корабль немного выровнялся, однако по-прежнему оставался в неустойчивом положении и вскоре вновь принялся крениться влево.
Этих нескольких минут, однако, оказалось достаточным, чтобы команда начала готовиться к отплытию. Трап был убран, кормовой конец отдан. Однако, обнаружив, что через люк на левом борту на палубу проникает вода, главный механик отдал приказ остановить машины.
Теперь крен уже заметили и пассажиры, и это сделало их несколько более послушными. По просьбе офицеров команды они переходят на правый борт, и на время крен вновь выправлен. Паники пока нет - напротив, некоторые посмеивались, что корабль качает из стороны в сторону, словно он пропустил пару лишних кружек в баре.
Теперь события развиваются все быстрее и быстрее. Члены команды замечают, что вода начала проникать внутрь через отверстия для трапов по левому борту. Еще не знающий об этом капитан Педерсен тем временем начинает готовиться к отбытию. Второй кормовой конец уже отдан, и на носу ждут приказа отдавать носовые. Капитан направляет Веклеру сигнал с просьбой поднять мост по улице Кларк, однако ему с некоторым удивлением отвечают отказом и предлагают сперва выровнять крен. Капитан окидывает взглядом корабль и приказывает не отдавать носовых концов. Крен увеличивается, он достигает примерно 20-25 градусов, и кое-кто из наблюдателей уже оценивают ситуацию как безнадежную.
С другой стороны реки происходящее видит Рэй ЛеБо, работник из корабельной мастерской Митчелла в двух кварталах от места происшествия. Понимая, что вот-вот произойдет несчастье, он мчится к мастерской, в которую врывается с криком: "Посмотрите на 'Истлэнд!!!'". Хозяин, кинув один взгляд в предложенном направлении, немедленно зовет всех, кто работал в тот день под его началом. Все вместе люди грузятся на буксир "Кэрри Райерсон",; над которым как раз работали, и спешат к терпящему бедствие параходу.
По соседству, в помещении компании "Данхэм Товинг анд Рекинг", на работе всего три человека - но рядом под парами стоит буксир "Рита МакДональд". Суперинтендент Ф. Д. Фредерикс качает головой - ему, вообще-то, не положено становиться к штурвалу, и лицензии с собой нет, но, кроме него, некому. Еще один буксир спешит к "Истлэнду", не обращая внимания на речные сигналы.
Тем временем освобожденная корма корабля начинает отодвигаться от пристани, а нос, напротив, в неё упираться, и корабль в последний раз выравнивается. Увы, ненадолго. Крен почти сразу же возобновляется, на этот раз достигая 25-30 градусов. Вода течет в трюм и даже включенные насосы не помогают.
Кочегары и прочие члены команды с нижних палуб торопливо поднимаются наверх - они-то прекрасно знают, чем грозит такой крен вкупе с течью и где им лучше сейчас находиться.
Музыканты, с трудом удерживаясь на ногах и видя, что танцевать люди уже не могут из-за слишком сильного наклона, не прекращают игры, но теперь их музыка другая - развлекательная, отвлекающая, не танцевальная. Фраза "помирать, так с музыкой" приобретает мрачное, буквальное значение.
Крен достигает сорока пяти градусов.
Музыка останавливается.
Где-то внизу сыпятся с полок тарелки, со страшным грохотом скользит и падает огромный холодильник.
Капитан и старший механик еще пытаются отдавать приказы, но ситуация давно вышла из-под контроля. Пассажиры и команда с верхней палубы начинают прыгать за борт - кто-то оказывается на пристани, кто-то - в грязной речной воде. Вода хлещет внутрь. Начинается паника, пассажиры бросаются наверх, но выбраться успевают, увы, далеко не все.
Впоследствии очевидцы катастрофы единодушно писали, что просто не могли поверить происходящему у них на глазах - чтобы в реке глубиной в 20 футов, при гладкой воде и полном безветрии, в десятке футов от причала перевернулся огромный параход, унося жизни сотен людей.
В качестве морга для погибших пришлось использовать пустующий на тот момент оружейный склад примерно в полумиле к западу от места происшествия.
Опознание заняло несколько дней, поскольку погибло 22 целых семьи, и потребовалось время, чтобы найти ближайших родственников.
Общее число жертв составило более восьмиста человек (в различных источниках мне попадались разные цифры в диапазоне от 820 до 860).
С тех пор оружейный склад неоднократно менял владельцев, пока не был куплен Опрой Винфри.
Здание изменилось, и в современном сооружении, покрытом стеклом и аллюминием, лишь смутно проступают черты старого кирпичного оружейного склада на окраине города. Случалось ли новой владелице лично встречаться с призраками давно минувшей катастрофы, нам не известно.
Ключевые слова: корабль катастрофа Баба Валя