Североамериканские мифические существа
Новый Свет, высокомерно названный так много лет назад старой доброй старушкой Европой, вовсе не новый, как мы знаем теперь. Он может похвастаться древнейшими цивилизациями, которые безвозвратно исчезли, но от которых сохранились немногие архитектурные памятники. Исчезали и целые народы, и, к сожалению, их историю мы не узнаем никогда. Какие-то их мифы умерли так же, как и племена, их рассказывающие; какие-то сохранились, а некоторые из них трансформировались под воздействием новых условий. Северная Америка — причудливый сплав старого и нового, родного и пришлого, трагичного и нелепого. Давайте посмотрим на мифических созданий этого загадочного континента.1) Вендиго
Дух-каннибал в мифах племён североамериканских индейцев, на языке которых слово «вендиго» означает «всепожирающее зло». Вендиго воплощает метафизический дух зимней стужи и голода. Исходя из мифа эти существа высокие, с безгубым ртом и острыми зубами, его силуэт похож на человеческий, тогда как тело полупрозрачное и неимоверно худое, несмотря на ненасытность. Вендиго никогда не перестаёт охотиться: наевшись, они копят свои жертвы, оставляя их в тёмных и сырых пещерах. Вендиго получает неимоверное наслаждение от постепенно нарастающего ужаса преследуемой жертвы, так как он могуществен и силён, как никто другой, а любые раны вендиго моментально зарубцовываются. Одинокий путник, оказавшийся в лесу, начинает слышать странные звуки. Он оглядывается в поисках источника, но ничего не видит, кроме мелькания чего-то, что двигается слишком быстро, чтобы его мог засечь человеческий глаз. Вендиго может подражать голосам людей и шелесту ветра. Ему нет необходимости устраивать засады на свою жертву. Считается, что вендиго не берёт обычное оружие, кроме произведённых из серебра. Только две вещи — огонь и серебро — для вендиго очень болезненны и даже смертельны. Одни истории утверждают, что вендиго был создан, когда отважный воин продал душу, чтобы отвести угрозу от своего племени. Когда угроза была устранена, он ушел в лесную чащу, и с тех пор о нём ничего не слышали. По другим легендам, вендиго постепенно терял человеческий облик из-за использования чёрной магии, помноженной на каннибализм. Ещё превратиться в вендиго можно было в результате проклятия знахаря, укуса вендиго, встречи с ним лицом к лицу или даже во сне. Как бы то ни было, вендиго стоит считать одним из самых опасных мифологических существ. Также есть теория, что вендиго — это бывший человек, который заблудился в лесу и на грани смерти от голода съел своего попутчика. Однако после трапезы проходят недели, и человек теряет свой внешний облик, и наступает голод, который он может утолить только человеческим мясом, и больше он не может strashno.com.ua вернуться к нормальной жизни. Вендиго не могут прожить без человеческого мяса, но пока превращение не дошло до конца и в них есть проблески сознания, многие прячутся в лесах, чтобы не причинить никому вреда, некоторые даже кончают жизнь самоубийством.
2) Чупакабра
Кровососущее существо, похожее на собаку или койота, часто покрытое шипами. Также многие свидетельства указывали на наличие в чупакабре черт кенгуру, летучей мыши, рептилии и насекомого. Название происходит от испанских слов «сосать» и «коза», дословно — «сосущий коз», «козий вампир». Согласно легенде, чупакабра убивает животных (преимущественно коз) и высасывает у них кровь. С конца XX века в США, Мексике и других странах Латинской Америки периодически появляются сообщения о необъяснимых нападениях на коз, у которых якобы была высосана кровь. В середине 1990-х годов легенда приобрела широкое распространение, в основном благодаря телевидению и интернету. Тем не менее, достоверных научных сведений, подтверждающих существование чупакабры, нет. В научных учреждениях некоторых стран ведутся исследования на основе раздобытых следов, оставленных предположительно этим существом. Чупакабра часто становится героем художественных фильмов, сериалов, книг и мультфильмов. СМИ периодически распространяют свидетельства очевидцев, якобы видевших чупакабру, поступающие из различных регионов. Зачастую за чупакабру принимают животных (собак, койотов, лисиц, шакалов, свиней), видоизменённых в результате болезней или мутаций.
3) Козлочеловек
Двуногий гуманоид, напоминающий фавнов и сатиров древней мифологии, нападающий на людей и животных и известный в американских штатах Луизиана, Мэриленд и Техас. Самый знаменитый из них — по прозвищу монстр из Поуп Лик, живущий под железнодорожной эстакадой в восточном округе Джефферсон, штат Кентукки, неподалеку от Луисвилля. Первые сообщения о наблюдениях монстра появились в конце 1940-х и в начале 1950-х годов. Большинство очевидцев описывали его с телом человека, хотя и полностью покрытым шерстью, и головой, как у козла. На голове растут бараньи или, по некоторым описаниям, козьи рога. Рост существа описывают по-разному — от 1,2 метра до 3,5. Хотя чаще всего упоминается рост 1,8 – 2,4 метра. В США сообщения о подобном существе поступали также из штатов Алабама, Арканзас, Калифорния, Флорида, Индиана и Мичиган.
4) Джерсийский дьявол
Историю легенды о Дьяволе из Джерси можно проследить ещё со времён североамериканских индейцев. Одно из местных племён делаваров называло торфяники на юге американского штата Нью-Джерси «землёй дракона» и «землями злых духов». С XVIII века было несколько тысяч сообщений о якобы встречах с Дьяволом из Джерси, но ни одна из них, за исключением наблюдения в 1909 году, не имеет даже призрачных доказательств реальности события. Джерсийского дьявола часто описывают как прямоходящее существо ростом от 1 до 1,8 м с телом, покрытым чёрным пухом, с копытами и крыльями, похожими на крылья летучей мыши, тёмно-красными глазами и головой, похожей на лошадиную или собачью, длинной шеей и рогами. В некоторых местах южного Нью-Джерси ходили слухи, что Дьявол из Джерси живёт в неком месте около фабрики, производящей гербициды, которая якобы расположена среди лесов и песков. В южной части Нью-Джерси широко распространена легенда о том, что женщина, ожидавшая ребёнка в первый раз, очень надеялась, что он родился идеальным. Когда же он родился, то был настолько уродлив, что никого ужаснее она никогда не видела. Мать разгневалась и сказала: «Он не мой сын, а сын Дьявола, так пусть же к нему и возвращается!», после чего бросила его в реку, где он сразу же утонул. С тех пор также существует легенда о реке, в которой живёт Дьявол: будто бы на каменном дне реки живёт существо, которое всасывает воздух, и некоторые плавающие люди могут быть им «засосаны» под воду, где их ожидает неминуемая гибель. Якобы трупы этих людей потом всплывают со дна на поверхность воды, что неоднократно наблюдалось очевидцами. Дьявол из Джерси оставался малоизвестной легендой на протяжении XVIII—XIX веков, но в XX веке легенда о нём оказала огромное влияние на американскую и мировую массовую культуру, в его честь даже названа хоккейная команда.
5) Человек-мотылёк
Существо, предположительно неоднократно наблюдавшееся в Пойнт-Плезант (Западная Виргиния) в 1960-х годах. Очевидцы описывают его как серое существо высотой приблизительно 2,5 метра с цилиндрическим торсом, напоминающим туловище человека. Головы у существа не наблюдалось, но отмечалось наличие двух горящих красным светом огоньков (предполагаемых глаз) спереди. На плечах у этого способного летать существа отмечалось наличие крыльев размахом около трёх метров. Ноги, как утверждалось, похожи на человеческие, а рук не наблюдалось. Все те, кто с ним якобы встречались, утверждали, что это существо излучало какое-то гипнотическое воздействие. Одна из гипотез гласит, что указанное существо — гигантский филин или сова. В пользу этой гипотезы говорят пропорции тела и наличие светящихся глаз, поскольку глаза сов очень хорошо отражают свет.
6) Ходаг
Чудовище, первоначально являвшееся результатом мистификации-шутки, но затем ставшее частью фольклора американского штата Висконсин и нашедшее отражение в массовой культуре. Его описания кардинально отличаются друг от друга, из чего можно предположить, что внешний вид ходага не принадлежит к тем его чертам, которые его определяют. Согласно одному описанию, это медленное крупное животное, размером и формой напоминающее носорога, но вместо рога у него на голове ромбовидный отросток, от которого отходят фаланги таким образом, что это животное может видеть только прямо. Питается оно исключительно белыми бульдогами, сокращение количества которых ведёт к уменьшению популяции самого ходага. Согласно другому описанию, это исключительно уродливое существо, покрытое костяными наростами на голове и спине, очень грозное, и спастись от которого можно, только имея с собой лимон, который ходаг не выносит.
7) Сквонк
Существо, якобы обитающее в тсуговых лесах северной Пенсильвании, США. Легенды о сквонке, вероятно, появились в конце XIX века в разгар развития в Пенсильвании лесной промышленности и вырубки лесов. Легенда гласит, что кожа существа очень плохая, покрыта бородавками, наростами и пятнами, и поэтому оно скрывается от посторонних глаз и постоянно горько плачет из-за своего уродства. Существо якобы склонно к уединению и выходит из своего убежища только ночью. Его присутствие можно заметить по мокрым следам или звукам плача. Легче всего обнаружить сквонка в холодную погоду при полной луне; тогда он менее подвижен, его легче заметить, а его плач слышен лучше. Охотники, которые пытались поймать сквонка, обнаружили, что существо способно избежать пленения путём полного растворения в собственных слезах, когда загнано в угол. Термин «сквонк» также известен в химии и биологии. Так называются некоторые вещества, устойчивые в растворе, которые не могут быть изолированы без катализации их полимеризации или разложения.
8) Нагуаль
Оборотень или колдун, который может превращаться в животное или даже природное явление, например, в комету или грозовую тучу. Впервые этимология слова «нагуаль» была предложена в 1656 году от ацтекского слова «nahualtia», что значит «скрываться, принимать другой облик, маскироваться». С продвижением ацтеков на юг это понятие смешивалось с понятием «тоналя» — животного-двойника, который есть у каждого человека и жизнь которого неразрывно связана с этим человеком. Со словом «нагуаль» издавна существует довольно существенная путаница, так как в разных регионах Мезоамерики исследователи XIX-XX веков, встречавшие его, усваивали разное применение этого слова. На севере и в центре Мексики этот термин употребляется преимущественно в форме для обозначения монстра или животного, в которое умеет превращаться колдун для своей деятельности или использовать другое животное через вселение. В 1944 году вышло определяющее на сегодняшний день исследование, которое разделило понятие «нагуаля» и «тоналя», оставив за первым умение человека превращаться в другое животное. С тех пор учёным большинством поддерживается это мнение, хотя многие неоднократно признавались в том, что при полевом исследовании народных верований их подчас бывает очень трудно отделить. Например, полевое исследование в 1963-1964 году в Гватемале показало, что у народа киче слово «нагуаль» употребляется в массе контекстов, среди которых: животное-двойник, знак определяющего судьбу зодиака, обозначение святого, знака дня по календарю майя. Отличие от привычного нам понимания оборотня заключается в том, что если оборотнем называют человека во всех его ипостасях, то нагуаль — это почти всегда только то, во что превращается человек, но не сам человек. Ему необязательно быть колдуном. В поверьях негроидных метисов мексиканского штата Оаксака термины тональ и нагуаль применяются взамозаменяемо, но предпочтителен последний термин. Эти представления входят в большой комплекс представлений о колдунах. Эффективность колдовства у негроидов этого района обеспечивается тем же постулатом, что и вуду Луизианы: колдовству, как и колдовскому лечению, подвержен только тот, кто в него верит. И нагуаль — это подчинённое колдуну животное, но в то же время и животное, которое становится двойником человека без согласия родителей, а сам процесс осуществляется как результат колдовской деятельности. Это всегда происходит до крещения ребёнка. Нагуалем может быть дикое животное, как ягуар или заяц, но может быть и домашнее, такое как бык или собака. Нагуали есть не у всех, но все, у кого есть нагуали, знают о своих двойниках и могут в них превращаться или использовать их в основном для злых целей. Эти представления напоминают европейские истории про вервольфов, которые тоже часто становятся такими не по своему желанию, а в силу проклятия или чьей-то вредоносной деятельности. Интересно, что в Мексике бытовали похожие на европейские истории про намеренное приобретение животного-двойника как результата договора с дьяволом, при этом сам дьявол являлся людям для заключения этого договора в облике нагуаля. Их появление явно вызвано влиянием европейских поверий в вервольфов, но наложились они на ацтекские и месоамериканские представления о животном двойнике — «тонале» или близкую веру индейцев Северной Америки, которую иногда называют ещё «индивидуальным тотемизмом».
9) Лечуса (Лечуза)
Ведьма-оборотень в латиноамериканском фольклоре, легенды о ней особенно популярны в Мексике и штате Техас. Лечуса размером с человека и выглядит как сова с женским лицом. Лечусами являются женщины, продавшие свои души дьяволу в обмен на магические силы. Ночью они превращаются в монстров, похожих на карикатурные изображения гарпии из греческой мифологии. Превратившись в птицу, они летят сквозь ночь в поисках добычи. Когда лечуса обнаруживает подходящую добычу, она обгоняет жертву и подстерегает её там, где легко спрятаться, издавая странный свист или подражая младенческому плачу. Когда жертва приближается, лечуса набрасывается на неё из засады, резко пикируя сверху. По некоторым поверьям, лечуса является духом ведьмы, убитой местными жителями. После убийства её дух возвращается в виде птицы-монстра, чтобы отомстить. В других сказках лечуса — это мстительный дух женщины, которая вернулась из могилы, чтобы мучить живых и мстить за свою ужасную смерть. В настоящее время большинство столкновений с ведьмой-птицей происходит во время поездок в машине на безлюдных ночных дорогах. Одна из способностей лечусы — дар вызывать бури и ураганы. Как правило, нападения ведьмы совпадают с грозами и ненастьями. Считается, что крик лечусы является предзнаменованием того, что кто-то в семье умрет, что безусловно роднит лечусу с банши. Лечусы невосприимчивы к оружию и, возможно, бессмертны. Поскольку лечусы боятся соли, это лучшее средство защиты против ведьмы. Услышав крик лечусы, нужно немедленно прогонять её ругательствами и бранью и не пытаться установить источник ночного свиста или детского плача за окном.
10) Ругару (Лугару)
Разновидность фольклорных оборотней, представляющая собой человека с волчьей головой или «гибриды» человека с собаками, свиньями, коровами или даже цыплятами. Происходит от французского термина «loup-garou» — оборотень. Ругару является частью фольклора франкофонных поселенцев в Луизиане. Среди вариантов этой легенды наиболее распространёнными являются такие: — Ругару становятся те, кто продал душу дьяволу. — Ругару преследует непослушных детей либо католиков, нарушивших пост (по одной из версий, человек, семь лет подряд не соблюдавший пост, становится ругару). — Ругару проклят на 101 день. По истечении этого срока проклятие перемещается на человека, чью кровь ругару испил. При этом днём существо выглядит как человек и, хотя ведёт себя странновато, пытается скрыть своё состояние. Чтобы убить ругару, достаточно заколоть его ножом, пристрелить или сжечь. Но есть способ спасти человека от этого проклятия — в некоторых версиях легенды ругару превращается обратно в человека, если пролить его кровь. Правда, в более мрачном варианте этой легенды человек, проливший кровь ругару, через год умирает. По легенде, это существо бродит среди болот и лесов, что раскинулись между Акадианой и Новым Орлеаном. Чаще всего его описывают как человека с волчьей или собачьей головой. Ругару перевоплощаются не как оборотни — тело не трансформируется, а как бы выворачивается наизнанку, быстро, без каких-либо физических неудобств и боли. Прежде чем полностью превратиться, ругару выглядят как обычные люди. Но превратившись, приобретают невероятную силу, их кости меняются, и они становятся монстрами. В человеческом обличье ругару хранит в себе звериную сущность, то есть легко поддаётся вспышкам гнева и держится на расстоянии от людей, хотя многое зависит от характера. Когда ругару в зверином обличье, внутри него остаётся человек, он сохраняет человеческий разум и может контролировать животные желания, в отличие от классического оборотня. Ругару не преобразится, если не дать ему попробовать человеческой крови. Также ругару — наследственный ген, который передается от отца к ребенку. Ругару можно убить, если сжечь его.
11) Ауисотль
Детище мифов народов майя и ацтеков, ауисотль выглядит чем-то средним между чёрной небольшой собакой и выдрой, у него полоски на голове, маленькие уши и очень длинный, сильный хвост, заканчивающийся рукой. Миф о нём появился на основании внешнего вида выдры и хорька. Согласно легендам, ауисотль подстерегает свою добычу, погружаясь в озеро или поток, и при виде человека начинает жалобно стонать и плакать подобно маленькому ребёнку или испуганной девушке. Прохожий слышит трогательные причитания и немедленно спешит на помощь «беспомощной жертве». При приближении к воде рука на хвосте ауисотля душит «спасителя», а сам он вырывает жертве глаза, ногти и зубы и съедает их. Затем выбрасывает бежизненное тело на берег и поджидает следующего путника.
12) Великий змей
Является главным змеем в доколумбовой истории индейцев майя. Змеи были необычайно важным социальным и религиозным символом, настолько почитаемым майя, что одного из основных мезоамериканских божеств, Кецалькоатля, представляли в виде пернатого змея. Их мифология описывает змей в качестве вспомогательного средства, с помощью которого небесные тела, такие как Солнце, Луна и звёзды, пересекают небесное пространство. Смена змеями своей кожи сделали их символом возрождения и обновления. Великого Змея обычно изображали бородатым, имеющим две головы и с духом бога или предка, выходящим из его челюстей. Во время кровавых жертвоприношений участники ритуала впадали в транс, в этом состоянии они общались с богами или своими предками. Эти видения принимали форму гигантского змея, который служил воротами в царство духов. Таким образом, Великий Змей прочно ассоциировался с проводником, который помогает общению со сверхъестественными существами и астральным миром, мостом между миром божественным и нашим, физическим. Великий Змей восходит к более ранним представлениям майя и находится в центре мировой оси на вершине мирового Древа. Возлежащий на Древе Великий Змей, представляющий императора, создал ту самую грань, связывающую духовный и земной мир. Через кровавые ритуалы Великий Змей мог открыть проём в духовный мир и наделить приносящих жертву невиданной властью. Каждое крупное политическое или религиозное событие непременно включало жертвоприношения, осуществляемые главным жрецом, через тело которого боги могли участвовать в церемонии, а после его устами давать советы и указания.
13) Ангиак
Мстительный дух ребёнка, возвращающийся пить кровь своих живых родственников. Ранее, в особо тяжёлые времена, среди эскимосов Аляски бытовал обычай: детей, которых не могли прокормить, уносили в тундру и оставляли умирать на холоде. По поверью, после смерти такой ребенок становился ангиаком. Ночью он проникал в дом оставившей его семьи и сосал грудь бросившей его матери. Со временем, становясь сильнее, ангиак приобретал способность превращаться в различных диких животных, в облике которых убивал членов своей семьи одного за другим. Спастись от ангиака можно было, лишь сменив место стоянки. А чтобы брошенный ребёнок не становился ангиаком, ему не следует давать имя, ибо именно в имени живёт душа человека. Обычай оставлять умирать слабого или нежелательного ребёнка был широко распространён у северных народов в силу крайне тяжёлых условий жизни. Практически у всех из них развились свои легенды про мстительных духов, в которых превращаются умершие младенцы.
14) Огопого (нха-а-тик, найтака)
Чудовище длиной до девяти метров, согласно индейским легендам, обитающее в озере Оканаган (Британская Колумбия, Канада). Архивные записи о встречах с огопого существуют с 1872 года, всего о наблюдении сообщали свыше 200 человек. Исконное индейское название монстра — нха-а-тик или найтака («озёрный демон»). В районе озера сохранились петроглифические изображения чудовища. Рисунки изображают существо с длинной шеей, узким телом и четырьмя плавниками. Нха-а-тик обитает на пустынном островке Рэттлснейк и является хищником. Согласно архивным записям, пересекая озеро, индейцы всегда брали с собой маленькое животное, чтобы сбросить его в середине пути, задабривая духа. В «Истории оканаганской миссии» сообщается, что в определённых местах озера индейцы никогда не рыбачили. Первые европейские поселенцы, в свою очередь, настолько уверовали в реальность нха-а-тика, что даже организовали патрулирование берега в целях защиты от чудовища. В 1926 году, когда по озеру начал ходить паром, власти предполагали оснастить его средствами для отпугивания чудовища. Наиболее ранние архивные упоминания о встрече белых канадцев с нха-а-тиком относятся к 1872 году. Наиболее массовое свидетельство о встрече с озёрным монстром относится к 1926 году, когда его одновременно видели пассажиры примерно тридцати автомобилей. В 1947 году огопого одновременно наблюдали пассажиры нескольких лодок. Сообщения о наблюдениях участились после открытия понтонного моста в милю длиной в 1958 году; многие новые сообщения приходили от людей, пересекавших этот мост. Кроме нескольких видеозаписей, существуют также многочисленные фотографии, снятые разными людьми в последние десятилетия. Если знаменитую Несси многие считают дожившим до наших дней плезиозавром, то в отношении огопого подобного единодушия нет. Некоторые считают, что и он является плезиозавром; но есть также версия, что речь идёт о примитивном ките зейглодоне или базилозавре. В то же время высказываются сомнения в возможности существования огопого, в частности, основанные на том, что биомасса озера неспособна поддержать существование животного таких размеров. Одно из альтернативных объяснений предполагает, что наблюдатели могли видеть выводок выдр, плывущих одна за другой, чьи спины виднелись из воды. Другие объяснения упоминают осетров и других крупных рыб, бобров, оленей и просто брёвна.
15) Адлет
В мифологии эскимосов Лабрадора и побережья Гудзонова залива чудовища, которые пьют человеческую кровь, отпрыски женщины и волка. Пятеро из десяти детей женщины были волками, которые, согласно мифу, пересекли море и дали начало европейским народам. Другие пятеро стали чудовищами. Поначалу было всего пять адлетов, но потом они расплодились, их потомки известны также как эркигдлит. Они бывают каннибалами и поедают собак и волков. Когда настигают жертву, то сначала впиваются в её горло и пьют тёплую кровь, а затем съедают её целиком. Адлеты обычно охотятся вместе, чтобы легче было поймать добычу. Зубы этого получеловека-полуволка похожи на волчьи, с выступающими вперёд клыками и острыми резцами, готовыми кусать и рвать плоть жертвы. Грудная клетка у адлета большая и крепкая, внутри неё бьётся сердце дикого зверя. Он может долго бежать, ничуть не уставая. Предок адлета — рыжий волк, поэтому у всех адлетов красноватый оттенок шерсти. Адлет больше похож на человека, чем на волка, у него длинные, хорошо развитые ноги, строение которых сильно отличается от передних конечностей. Он ходит на двух ногах, как человек. А на передних лапах пять длинных и костлявых пальцев, похожих на человеческие руки.
16) Зубная фея
Сказочный персонаж, традиционный для современной западной культуры. По этой теме были сняты многочисленные фильмы, главным образом ужасы. Зубная фея, как гласит легенда, даёт ребёнку небольшую сумму денег или иногда подарок вместо выпавшего у ребёнка молочного зуба, положенного под подушку. Обычно ребёнок, у которого выпал молочный зуб (особенно первый), кладёт его вечером под подушку. Утром он находит монетку или подарок вместо зуба. Реже ребёнок кладёт зуб в стакан воды около кровати. Утром вместо зуба обнаруживается монета. Этот вариант становится всё популярнее, так как родителям гораздо проще вытащить зуб из стакана с водой, чем лезть под подушку с риском разбудить ребёнка. Главная польза от зубной феи состоит в том, что ребёнок получает компенсацию за боль или неприятности, которыми сопровождается потеря зуба. Кроме того, он привыкает следить за собой, что ему может пригодиться позже. Также считается, что ритуал зубной феи помогает детям понять разницу между реальностью и воображением. Зубы можно дарить фее в любой день, кроме Рождества. Если подарить зуб фее в Рождество, она умрёт.
17) Подводная пантера
Могучее существо в мифологии индейцев региона Великих озёр. Подводные пантеры занимали важное место в юго-восточном церемониальном комплексе миссисипской культуры доисторического юго-востока США. Водные чудовища существуют в мифологии многих культур, однако именно у индейцев они сочетают черты диких кошачьих, например, пумы или рыси, с чертами змей. Подводная пантера нередко сочетает черты многих зверей: она может иметь рога оленя или бизона, змеиную чешую, птичьи перья, тело и хвост пумы, а также части тел других животных в зависимости от конкретного мифа. Считалось, что они обитали в самых глубоких местах озёр и рек. В редких мифах они помогали людям, однако в большинстве случаев считались злыми существами, приносящими смерть и неудачу. Чтобы задобрить подводных пантер и обеспечить удачный улов, индейцы приносили им в жертву собак, бросая их в воду. В мифологии алгонкинов подводная пантера была самым могучим из потусторонних существ. Племя оджибва считало их повелителями всех водных существ, а также змей.
18) Вака де лумбре
Демоническая корова из мексиканского фольклора, бегающая по городам и сёлам, чьё название буквально означает «огненная (пылающая) корова». Появляется эта демоническая корова только ночью, причём, как передают легенды, предпочитает делать это в одном и том же месте. Выглядит она весьма угрожающе: вся будто охвачена пламенем, а из ноздрей валит дым, искры и даже пламя. Носится она так быстро, что напоминает огненный вихрь. Считается, что вака де лумбре видят только взрослые, но этому есть простое объяснение — ночью все дети спят. Статус у коровы, несомненно, демонический, но как бы ни был грозен её облик, вака де лумбре не причиняет никому вреда. Указывалось несколько параллелей этой корове в испанском фольклоре. У басков существует подобная легенда про призрачную, пылающую огнём корову. Вака де лумбре имеет больше всего общего с демоническими псами из европейского фольклора. Некоторые исследователи сравнивают легенду об этой корове с мексиканским предрассудком, который касался зарывания сокровищ. Когда кто-то хотел защитить зарытые сокровища, то убивал в том месте священника и закапывал его вместе с ними. Если кто-то начинал копать в том месте, то внезапно появлялся разъярённый бык, у которого из ноздрей вырывался огонь, и нападал на копающего.
19) Бугимэн
Легендарный призрак-бука, не имеющий конкретного облика. Говорят, что чудовище принимает форму самого жуткого страха конкретного ребёнка, чтобы питаться его энергией. Зачастую родители используют этот страх как способ контролировать непослушных детей и рассказывают им выдуманные истории о чудище, прячущемся в шкафах, под кроватью и в стенах. Бугимэн представляет собой неясную тень. Термин «бугимэн» также используется метафорически, чтобы обозначить человека или вещь, которые внушают иррациональный страх. У детей страх бугимэна заключается в вере, что кто-то пугающий прячется в их спальне, это может быть место за дверью, за шторой или в бельевой strashno.com.ua корзине. Бугимэн затаивается в определённых местах, чаще всего одних и тех же. Говорят, чем неряшливей ребёнок и неаккуратней комната, тем больше мест, подходящих бугимэну для убежища. Он появляется только тогда, когда ребёнок находится в одиночестве в затемнённой комнате, ожидая, чтобы наброситься, как только его жертва впадает в глубокий сон. Если его не бояться, то он безвреден и не представляет никакой опасности, хотя бугимэна и обвиняют иногда в похищении детей. Этимология слова «бугимэн» является неопределённой, но некоторые исследователи относят первые упоминания об этом существе к XVI веку в качестве одного из староанглийских названий дьявола или кельтского слова «призрак».
20) Ла Йорона
Плачущая по своим детям призрачная женщина, чьё имя переводится как «плакальщица». Это один из самых распространённых и известных фольклорных образов в культуре Мексики и соседних с ней американских штатов. Чаще всего Ла Йорона изображается в виде женщины в белом одеянии, которая блуждает с рыданиями и причитаниями по ночам по пустынным улицам городов или возле водоёмов, довольно часто держащей на руках ребёнка или свёрток в виде спеленутого младенца. Иногда она стучится в дома и долго ходит у дверей и окон, но хозяева знают, что отпирать ей не стоит. В некоторых районах Ла Йорона — женщина в чёрном, которая волочит за собой тяжёлые цепи. Там считается, что Ла Йорона — это то ли дух, вышедший из чистилища и обязанный в наказание за свои грехи носить за собой цепи и беспрерывно рыдать, то ли адский демон, который пытается проникнуть в дома тех, кого ждёт несчастье. Возникновение легенды о ней типично для патриархального общества с сильной классовой системой. Это связь бедной крестьянки с богатым и знатным идальго, результатом которой становится один или несколько детей, а итогом — их убийство в качестве мести за женитьбу любовника на девушке своего круга. Мотив неравной связи, результатом которой были незаконнорожденные дети, конечно, не извинял детоубийство, но вызывал определённую жалость к брошенной девушке. Ла Йорона, будучи уже духом или скитающейся душой, ищет своих детей. Почти в каждом случае любая встреча с Ла Йороной чревата для человека большими неприятностями. В классической легенде говорится, что попытка разговора с ней заканчивается смертью человека, причём практически немедленной. В ипостаси смертельно опасного пугала, адского демона Ла Йорона часто используется родителями для запугивания непослушных детей, которым угрожают тем, что их заберёт Ла Йорона. Она может украсть чужого ребёнка, посчитав его своим. Образ Плакальщицы и её история тесно связаны с водой. Её часто видят у рек или озёр. Её появления иногда происходят только в определённые часы, в которые, как считается, она и совершила своё преступление, или только в ночи, когда идёт сильный дождь.
21) Калупалик
Водяной в фольклоре канадских инуитов. У него очень большие ступни ног, которые похожи на надутую шкуру тюленя, плавающую по воде. В его описаниях может встречаться такие характеристики внешнего вида как чешуйчатая кожа, покрытая наростами, как у морского ежа, обращённые вниз глаза и рот. Его одежда сделана из птицы гаги, хотя некоторые описания предполагают, что одеяние калупалика можно рассматривать как его неотъемлемую часть. Амаути — традиционная одежда инуитов, содержащая заплечную сумку, где носят детей, а сама сумка — это часть одежды и фактически представляет собой обширный карман, но у калупалика он настолько огромный, что в него проваливаются как в пропасть. В эту сумку калупалик помещает похищенных им людей. В большинстве случаев это дети. Это существо традиционно присутствует в форме запугивания детей, чтобы они не играли у кромки льда, где, по словам взрослых, их похитит калупалик, засунув в свою сумку на спине и унесёт под воду. Иногда калупалик уносит взрослых, его жертвой считаются утонувшие охотники. Похищение ребёнка калупаликом необязательно значит, что его больше нельзя увидеть. В некоторых историях малыша отдают водяному сами люди, а калупалик выпускает его поиграть на поверхность. Считалось, что на калупалика можно охотиться и его убить. Его мясо ядовито для человека, но вполне пригодно для кормления собак. Калупалики иногда сидели у кромки льда или у трещин, на плавучих льдинах, а летом грелись на камнях. Некоторые охотники подбирались к заснувшему на поверхности калупалику и кидали в него свой гарпун. После этого требовалось отвести глаза от калупалика и не смотреть на него, пока он не умрёт. В противном случае существо перевернёт лодку и убьёт охотников. Обычное местопребывание их всё же вода. Разумеется, калупалик считался отличным пловцом. Его иногда видели под водой или выныривающим на поверхность. Плавая, он производил очень много шума, всплёскивая руками и ногами по воде. Калупалика хорошо слышно не только на поверхности воды, но и в тех случаях, когда он выбирается на сушу и бродит среди домов людей. Калупалик не умеет говорить, но о его присутствии можно понять по звукам, которые он издаёт.
22) Джакалоп
Рогатый заяц, кролень, иногда джекалоп (англ. jackalope от «jackrabbit» и «антилопа») или зайцелоп — вымышленное животное (химера), фигурирующее в различных фольклорных, литературных и журналистских источниках в качестве мистификации или метафоры. По всей вероятности, в древности существование рогатого зайца представлялось возможным: его изображение встречается на гравюрах художников, в книгах и других европейских источниках вплоть до XVIII века. Предполагается, что основанием для таких рисунков могли послужить особи зайцев и кроликов, поражённых специфическим кроличьим папилломавирусом, способным образовывать наросты причудливой формы на голове животного. В США рогатый заяц приобрёл особую популярность в течение XX века. Рогатый заяц так или иначе фигурирует во многих произведениях американской культуры.
23) Кровавая Мэри
Один из самых опасных призраков, появляющийся из зеркала, местом рождения легенды о котором считается штат Пенсильвания, США. По поверью, Кровавой Мэри называли старушку, жившую в глубине леса, которую подозревали в колдовстве. Поскольку в ближайших деревнях без следа пропадал порой тот или иной ребёнок, родители денно и нощно охраняли своих детей. Один мельник однажды ночью по чистой случайности увидел свою дочь идущей в лес в бессознательном состоянии. Односельчане все вместе выследили девочку, которая пришла в итоге к жилищу Кровавой Мэри. Разъярённые селяне схватили ведьму, притащили на площадь, где соорудили огромный костёр и сожгли Мэри. Вскоре после её смерти жители посёлка отправились к её дому в лесу и нашли могилы пропавших детей. Ведьма убивала их, а их кровь использовала, чтобы омолодиться. Сгорая на костре, Кровавая Мэри выкрикнула проклятие. К любому, кто упомянет её имя перед зеркалом, придет её мстительный дух, и человек погибнет ужасной смертью. С тех пор любой, кто настолько глуп, что трижды произнесет «Кровавая Мэри» перед зеркалом в тёмной комнате при свете свечи, вызывает дух ведьмы. Этим несчастным уготована мучительная смерть, а их души, пойманные в зеркальную ловушку, будут вечно гореть в адском пламени, поскольку сама Кровавая Мэри была сожжена. У пенсильванской легенды, вполне вероятно, есть более ранние английские корни. Английская королева Мария I Тюдор (1516—1558), славившаяся своей жестокостью, получила в народе прозвище Кровавая Мэри. Ярая католичка, за пять лет своего правления она отправила на костёр более трёхсот людей, включая архиепископа. Ходили слухи, что она использовала кровь девочек-протестанток, чтобы продлить свою молодость. История о Мэри также часто выступает в роли обряда гадания на суженого, преимущественно осуществляемое на Хэллоуин. Согласно поверью, молодые девушки должны в тёмном доме подняться по лестнице, идя спиной вперёд, и провести свечой перед зеркалом. После этого они должны постараться увидеть в отражении лицо суженого. Но также существует возможность, что девушка увидит череп, и это будет означать, что она умрёт до свадьбы.
24) Женщина-олень
Оборотень из индейской мифологии западных и северных штатов США. Она появляется в разных обличьях — и как старая женщина, и как молодая прекрасная дева, и как олень. А по некоторым описаниям, у неё верхняя часть тела как у человека, а нижняя — как у белохвостого оленя. Женщина-олень видится мужчинам в виде заблудившейся красавицы, призывающей к себе на помощь. Она выглядит как совершенно обычная девушка, и не каждый сразу заметит её ноги-копыта и огромные карие оленьи глаза. Мужчины, ослеплённые её чарующей красотой, часто слишком поздно понимают, что она не человек, и оборотень затаптывает их насмерть своими сильными копытами. Другие истории описывают появление женщины-оленя как предупреждение или кардинальную перемену в жизни. Как говорят, женщина-олень любит танцевать и иногда присоединяется незамеченной к общему танцу, уходя только тогда, когда перестаёт бить барабан. Она может быть изгнана посредством использования табака, запаха которого не выносит, как любые другие звери. Её чары будут разрушены, если взглянуть на её ноги, потому что она не может спрятать свои оленьи копыта. Как только она понимает, что её разоблачили, она убегает прочь.
25) Чихуатетео
Согласно ацтекской мифологии, это женщины, умершие в родах, но чьё желание жизни так сильно, что они восстали из мёртвых и стали вампирами. Роды считались у ацтеков формой сражения за свою жизнь и жизнь младенца, и погибшие в этом бою были почитаемы как павшие воины. Считалось, что мощи умерших рожениц могли укрепить боевой дух и силы воинов-мужчин, а души таких женщин становились чихуатетео, которых очень боялись. По легендам, чихуатетео сопровождали воинов на закате, а ночью подстерегали неосторожных путников на перекрёстках дорог, таились во тьме около храмов, похищали детей, чтобы пить кровь, и соблазняли мужчин подобно европейским суккубам для отъёма чувственной энергии. Чтобы очаровывать и подчинять своих жертв, чихуатетео практикуют сильное колдовство, но боятся солнечного света. Ацтеки верили, что чихуатетео вызывают болезни, особенно нервные припадки и безумие. Они изображаются с черепом вместо лица, бледной кожей, украшениями из человеческих костей и иногда с орлиными лапами вместо рук. Эти демоны являются посланниками Миктлана, мира мёртвых, и принадлежат свите богини земли и деторождения, а также войны — Сиуакоатль, питающейся кровью, как и весь пантеон почитаемых ацтеками богов. Именно по велению Сиуакоатль, иначе называемой «богиней-змеёй», чихуатетео сеют разрушение и хаос повсюду, где только возможно.
26) Кеатли
Лягушкоподобные детища Тлатекутли — морского чудовища, сформировавшегося из хаоса. Боги Тескатлипока и Кецалькоатль решили разорвать её на части для создания планеты Земля. Они подбросили часть Тлатекутли вверх, таким образом создав облака, а другая часть Тлатекутли превратилась в море. Сама Тлатекутли осталась в живых и постоянно требовала человеческой крови. После падения империи ацтеков ненасытная Тлатекутли, оставшаяся без жертвоприношений, была в ярости и начала пожирать оставшихся индейцев. Так как боги Ацтлана (мифической прародины ацтеков) были заняты восстановлением павшей империи и старались изо всех сил восстановить былую славу, они послали самых искусных и смелых воинов, чтобы уничтожить кровожадную Тлатекутли раз и навсегда. В результате все воины пали, но и Тлатекутли была сметена с лица земли. Её кровь породила новых созданий, получивших имя кеатлей. Пылавшие местью кеатли готовились свергнуть и уничтожить всех богов Ацтлана на нашей планете и вернуть к жизни свою мать Тлатекутли, но их заговор был раскрыт. Сами кеатли могут достигать раличного размера. Маленькие лягушки — капли крови Тлатекутли, они настолько ядовиты, что их яд разъедает даже тела полубожественных сущностей. Маленькие лягушки часто маскируются под обычных лягушек и живут стаями, однако они не причиняют никакого вреда смертным, помня о том, что люди — еда strashno.com.ua для их матери Тлатекутли, которую они всё же надеются возродить. Лягушки гигантских размеров живут только в море и питаются рыбой и крупными млекопитающими, в том числе человеком.
27) Чипактли
В мифологии ацтеков Чипактли был первобытным морским чудовищем неопределённого пола, сочетающим в себе черты крокодила, рыбы и жабы. У вечно ненасытного Чипактли каждая конечность была снабжена дополнительным ртом. Бог Тескатлипока пожертвовал своей ногой и использовал её как приманку, чтобы Чипактли приблизился. Вместе с Кецалькоатлем Тескатлипока создал землю из тела Чипактли. В мифологии майя Чипактли соответствует Сипакна — демон, сотрясающий землю. В ацтекской космологии крокодил символизировал землю, плавающую в океане. Согласно ацтекским традиционным верованиям, божественные крокодилы благополучно пережили всемирный потоп, и земля снова была заселена благодаря им. День, посвящённый Чипактли («крокодилу» или «кайману»), был первым днём в календаре ацтеков, а первому предсказателю принадлежал так называемый «Знак Чипактли».
28) Балам
Духи в облике ягуаров, выполняющие охранные функции по ночам против демонов и тёмных сущностей для индейских поселений и земель. Баламы происходят из мексиканского фольклора, наследующего многие легенды майя. Слово «балам» на древнем языке майя и значит «ягуар». Во всех племенах обеих Америк ягуаров обожествляли, им поклонялись, их покровительства искали и считали за честь носить связанное с ними имя. Многие воины, особенно вожди племён, одевали во время боя шкуры и маски ягуара, веря, что дух зверя поможет одержать им победу в сражении. Баламы практически всегда передвигаются группами, и их чаще всего пятеро. Боги создали этих духов-защитников из белой и жёлтой маисовой муки после Великого наводнения. Их имена: Лунный Ягуар, Ночной Ягуар, Улыбающийся Ягуар, Знаменитый Ягуар. Имя пятого ягуара известно только богам, хотя он и самый маленький по размеру, но он глава всех остальных. Когда божественные ягуары приближаются к деревне, которую им приказали охранять боги либо попросили через колдовство шаманы, они разделяются, так чтобы четыре ягуара восседали каждый возле края деревни или участка, тогда как пятый ягуар (Ягуар-Чьё-Имя-Никому-Из-Смертных-Неведомо) остаётся в центре и координирует действия остальных.
29) Ачери
В фольклоре североамериканских индейцев привидение в облике маленькой истощённой девочки, умершей от болезни или голода и одетой в изношенную старую одежду. Считается, что они обитают в горах или на вершинах холмов, откуда спускаются по ночам к человеческим поселениям и, исполняя ритуальные танцы под удары незримого бубна, напускают болезни на детей, стариков и других ослабленных людей. Ачери часто изображают с неестественными, необычными для людей глазами и порой называют «североамериканским маленьким народцем», как злых европейских фей. Появление ачери сулит неминуемую смерть либо видевшему её, либо тому, на кого упала её тень, либо тому, о ком она поёт свою скорбную песню. Защититься от ачери можно, повязав горло красной нитью. Более того, человек, одетый во всё красное, якобы был способен без вреда для себя слушать пение ачери.
30) Бейкок
Злобный дух мертвеца из мифологии индейцев чероки и навахо, который выглядит как истощённый воин либо скелет с красными глазами, горящими как угли. Бейкоки одеты в лохмотья или одежду, которую носили при жизни чаще всего, обычно охотничью. После своей смерти индеец становится бейкоком, если умирает позорной смертью, в том числе и в случае совершения им при жизни неподобающих поступков — братоубийства, инцеста, клеветы и т.п. Бейкоку не найти покоя, потому что его кости часто разбросаны или покоятся на дне озёр, брошенные теми, кому они причинили зло, что служит препятствием для бейкока к продвижению по тропе загробной жизни. Бейкоки охотятся только на воинов, но делают это крайне безжалостно, причиняя жертве страдания. Совершенно невидимые человеческому глазу, проносятся они сквозь ночную тьму, издавая резкие пронзительные вопли, что вселяет ужас в сердца тех, кто их слышит. Как только жертва замирает от страха и прислушивается, бейкок поражает человека своими невидимыми стрелами или томагавком, убивая или всего лишь оглушая его, затем разрывает грудную клетку жертвы и жадно пожирает печень. В некоторых историях говорится, что прекратить бесчинства бейкока можно, если собрать все его кости и устроить достойные похороны, что позволит монстру наконец отправиться в загробный мир.
Новость отредактировал Dr. Kripke - 14-09-2015, 20:31
Ключевые слова: Существа вендиго чупакабра легенды мифы