Южноамериканские мифические существа
Южная Америка, подобная смуглой кокетливой сеньорите с томным взглядом и взрывным темпераментом, казалось, была сотворена, чтобы привлекать своей яркой красотой и восхищать поразительным разнообразием — древними индейскими традициями, богатой испанской и португальской культурой, неповторимой музыкой, страстными танцами и элегантной архитектурой. Первые люди, североамериканские индейцы, ступили на землю Южной Америки 15-17 тыс. лет назад, быстро осваивая континент, который заселился позднее других материков, но, несмотря на это, как будто пропитался кровью из-за последующих трагических исторических событий. Ледники и пустыни, бесконечные пляжи и джунгли, горы и саванны — везде обитали люди, молясь своим богам и рассказывая истории, где фигурировали страшные и загадочные мистические создания, вера в которых осталась жива, и самых заметных из них мы представляем вам в нашем списке.1. Яра.
Персонаж бразильского фольклора, схожий с морскими нимфами, европейскими сиренами и русалками. Яра выглядит как красивая молодая женщина, иногда описывается с зелёными волосами, светло-коричневой или медного цвета кожей и карими глазами. Её нижняя часть тела — как у пресноводного дельфина, ламантина или рыбы. Яру часто можно увидеть сидящей на речных камнях, расчёсывающей волосы или дремлющей на солнце. Когда она чувствует присутствие человека, она начинает нежно напевать, чтобы заманить его поближе. Под воздействием её колдовских чар человек может оставить что угодно ради того, чтобы навсегда остаться жить с ярой в её подводном царстве. Такая судьба не считается среди местных чем-то опасным или плохим, так как яра привлекательна и будет заботиться о человеке всю его оставшуюся жизнь. Яры бессмертны, но их любовники стареют и умирают, а это значит, что яры часто остаются одни и регулярно находятся в поиске новых возлюбленных. До XVIII века эта речная красавица считалась жестоким чудовищем, заманивающим рыбаков, чтобы их проглотить или утопить, а не соблазнить. Легенда о яре была одним из привычных объяснений исчезновения тех, кто отважился в одиночку отправиться в джунгли. Яра также является популярным женским именем в Бразилии.
2. Сигуанаба (Сигуа).
Дух родом из Центральной Америки, который сзади выглядит как прекрасно сложённая женщина с длинными волосами. Она заманивает мужчин, а после оборачивается, показывая своё лицо — череп или морду лошади. Легенды об этом духе и подобных ему призраках были завезены в Латинскую Америку из Испании в колониальный период. Чаще всего люди видят её возле рек, озёр и других водоёмов, обнажённую или одетую в тонкие белые одежды, купающейся или занятой стиркой. Сигуанаба любит заманивать одиноких мужчин в тёмные, безлунные ночи, не давая им заранее увидеть своё лицо и незаметно уводя их с тропы в глубокие каньоны. В Коста-Рике сигуанаба появляется только в ненаселённых людьми местах и часто бродит прямо в табуне, сея панику среди лошадей и пастухов. Сигуанаба в Гватемале обладает исключительно длинными и пышными волосами, развевающимися гривой за её спиной, и прячет своё лицо за ними до последнего момента. Если её жертва (обычно неверный муж) не умирает от страха, видя вместо ожидаемого прелестного лика череп, лошадиную морду или лошадиный череп, то сходит с ума, не вынеся такого зрелища. Иногда сигуанаба может издалека принять вид возлюбленной этого человека, и привлечённый благодаря такому обману мужчина гонится за призраком, не замечая того, что даже бегом он не способен приблизиться к желанной цели, и того, что погоня происходит всё дальше и дальше от жилых районов и дороги. Дети видят сигуанабу в облике своей матери и так же гонятся за ней, не в силах её догнать. После её прикосновения ребёнок сходит с ума и погибает, оставленный сигуанабой в пустыне, лесу или прерии. С сигуанабой нужно бороться молитвой, например, в Гватемале и Сальвадоре советуют перекрестить призрак или укусить свой мачете, одновременно повторяя молитву против злых сил.
3. Виуда.
Призрак женщины в чёрном, чьё имя переводится как «вдова». Легенда о вдове является частью культурной традиции стран Южной Америки и передаётся из уст в уста в течение многих поколений. Виуда выглядит как высокая стройная женщина сорока лет, которая кажется очень юной. Несмотря на то, что никто не видел её лица, люди утверждают, что она очень красива. Другие же описывают её как старую женщину, лицо которой нельзя увидеть. Женщина носит чёрные шелестящие одежды, из-под которых видны лишь белые ступни, и вуаль. Она появляется перед мужчинами и заставляет их трепетать от страха, хватая тех за плечо и одурманивая своим дыханием. Она может утащить неосторожного мужчину в свою лачугу и заставить выполнять все её желания. Наутро она оставляет его вдалеке от родного дома, бросая в любом удобном месте. Обычно шок настолько силён, что молодые мужчины приходят в себя лишь через несколько дней, хотя иного вреда для них нет. Мужчинам, обманывающим своих жён, или чей любовный роман завершился смертью женщины, следует быть крайне осторожными, идя по дороге или мосту в полночь, ибо чёрная вдова желает отомстить им за тех, кому они причинили страдание. Как гласит легенда, мстящий женский дух может появиться перед мужчиной по различным причинам, среди которых следует назвать неверность жене, смерть женщины по вине мужчины, даже если любовницу убила его ревнивая жена. Опасность мести грозит мужчине и в случае, если он не сдержал данного жене обещания не вступать после её смерти в новый брак или любовные отношения. Ещё чёрная вдова любит пугать до смерти одиноких всадников, скачущих по безлюдным тропам и дорогам. Вдова заскакивает на круп лошади и просто сводит её с ума так, что всадник и лошадь в конце концов находят свою смерть где-нибудь в лесном овраге.
4. Брукса.
Вампир из Бразилии и соседних с ней стран. Брукса исключительно женского пола, поскольку это транформация женщины, занимавшейся при жизни колдовством и поэтому превратившейся в демоническое существо. Днём это внешне нормальная женщина, ведущая обычную, казалось бы, жизнь, может быть, даже замужняя и имеющая детей. Ночью же брукса превращается в призрачную птицу, нападает на людей и высасывает из них кровь. Убить бруксу невозможно, серебро и протыкание осиновыми колами совершенно неэффективны в отличие от мер предосторожности против европейских вампиров. Единственная защита от бруксы — это осторожность и молитва. В Новый Свет бруксу завезли на кораблях из Испании и Португалии. Там, где в ходу испанский язык, её называют «bruja». Но особенно часто она встречается в Бразилии, где известна также под названием «jaracaca».
5. Энкантадо.
Существа из бразильского фольклора, проживающие глубоко под водой, их имя по-португальски означает «зачарованный». Чаще всего их видят в облике пресноводного дельфина или змеи, которые могут оборачиваться людьми. Они характеризуются необыкновенным музыкальным талантом и способностью к обольщению. Превращение энкантадо в человека происходит редко и в основном ночью. В человеческом обличии энкантадо вынужден носить головной убор, чтобы скрыть выступающий, характерный для дельфинов лоб. Эти создания могут управлять штормами и заколдовывать людей, а также пользуются различными магическими методами, причиняя болезнь и даже смерть. Они известны как похитители детей и взрослых. Местные жители из-за этого не спускаются ночью к берегам Амазонки. Индейцы Южной Америки верят в существование энкантадо и утверждают, что неоднократно встречали этих существ.
6. Дуэнде.
Домовой в испаноязычных странах Латинской Америки. Множество раз отмечалось, что в традиционном народном взгляде на домовых духов сочетаются два принципиально разных типа их происхождения. Первый взгляд связывает домовых с понятием «заложный покойник». Это люди, преждевременно умершие неестественной смертью, то есть обычно без проведения всех соответствующих ритуалов, которые должны обеспечить умершему человеку такое существование на том свете, при котором ему не потребуется возвращаться в мир живых и тревожить живущих там. Второй взгляд связывает домовых с духами предков, как бы «первоначальными» хозяевами домов. Естественно, что первая ипостась домовых больше ответственна за беспокойную часть совместного проживания с живыми. Второй тип происхождения, то есть дух предков, при правильном к ним отношении, обеспечивает процветание хозяйства. Дуэнде страшно не любят ленивых и неопрятных. Дуэнде обычно описывают как маленьких человечков, нередко со стариковскими лицами. В литературе часто встречается упоминание, что одна рука у них сделана из шерсти, а другая — из металла. Внезапные крики или смешки, которые слышат люди в доме или в амбаре, приписываются дуэнде. Избавиться от них, переехав, невозможно. Но выгнать их можно другим способом — перекладывая на них все мелкие неприятности.
7. Кучивило.
Кучивило живёт в прибрежных районах Чили, предпочитая заболоченные местности или пещеры. Морда и верхняя часть туловища у этого животного выглядят в точности как у свиньи, однако с середины его тело постепенно превращается в змеиный хвост, который это двуногое животное волочит за собой, оставляя характерный след. Кучивило хрюкает точно так же, как свинья, и чтобы услышать разницу, нужно быть колдуном. Кучивило выплывает в морские воды, которые становятся после этого заразными на чесотку, а тело купающихся в тех местах покрывается паршой. Кучивило — не столько опасное для людей существо, столько вредящее. Это связано практически со всеми его чертами. Услышать хрюканье кучивило считается плохой приметой, так как те, кто его слышат, не будут жить долго. Основную часть ненависти кучивило заслужили из-за своих рейдов на специальные приспособления для ловли рыбы, которые используют индейцы на всём чилийском побережье. Они представляют собой огороженные ямы, вырытые в песке, которые наполняются водой во время прилива, а во время отлива вместе с водой в ямах оказывается оставшаяся там рыба и другая морская живность. Такой способ ловли рыбы очень распространён в Чили. Именно их разоряют и поедают в них всё живое кучивило. Но не это самое плохое, поскольку загон для рыбы, в котором побывал кучивило, считается проклятым, и чтобы его использовать в дальнейшем, нужно провести обряд очищения. Кучивило — это своеобразный вымышленный двойник свиньи. Свиней в Чили нередко используют для поиска моллюсков в прибрежном песке. Поэтому свиньи часто соседствуют с подобными загонами для рыбы и, бывает, разоряют их.
8. Кадехо.
Ночной дух-спутник человека из мифологии майя в виде пса. Вся Центральная Америка до Мексики верит, что эти сверхъестественные псы появляются ночью на пустынных дорогах — огромные, лохматые, с горящими красными глазами и козьими копытами. Как и положено фольклорным образам, они известны практически всем, но каждому — по-своему. Поэтому можно говорить о нескольких видах кадехо: парном, демоническом и колдовском. Самой популярной является парная интерпретация кадехо, которые непримиримо враждуют между собой. В разных регионах Центральной Америки о них рассказывают разное, но чаще всего считается, что кадехо на стороне добра — белой масти и охраняет странников, в то время как кадехо на стороне зла вредит ночным путникам и имеет чёрную шерсть. Считается, что если человека сопровождает белый кадехо, то путнику ничего не угрожает до самого дома. И даже если он заснет на обочине пьяный, его никто не убьёт, не ограбит, он даже не заболеет. Это наилучший вариант духа-защитника на ночной дороге. К сожалению, белый кадехо не всегда успевает приступить к своим охранным функциям. Часто его опережает чёрный кадехо. И встреча с ним вполне может окончиться смертью незадачливого ночного путника, особенно если у последнего нет с собой каких-либо освящённых в церкви артефактов. Против кадехо бессильны и пули, и ножи. Единственная надежда — только белый кадехо, который может встать на пути своего чёрного собрата и дать ему достойный бой. В рамках демонической традиции кадехо — это посланник дьявола. Считается, что у него искрящийся мех, ему сопутствует ужасное зловоние наподобие козлиного и шелестящий звук железных цепей, раскалённых докрасна и свисающих с оканчивающихся копытами ног. Характерно, что этот дьявольский вид кадехо сам не причиняет какого-либо вреда человеку, но встреча с ним никогда не проходит бесследно. Особого внимания кадехо удостаиваются пьяные ночные путники. В придорожных барах Сальвадора иногда рассказывают истории о странных собутыльниках, с которым человек знакомится за стаканчиком текилы. Всё вроде идет как обычно: знакомство-тосты-разговоры. Однако по мере увеличения выпитого новый собутыльник начинает приобретать странные черты и в конце концов превращается в демонического пса, лохматого, с копытами на лапах и адским огнём в глазах. Это кадехо. Говорят, если он лизнёт человека в лицо, тот потеряет душу. Кадехо также подкарауливает пьяного путника на пустынной дороге по пути домой. Ещё один вариант кадехо — это кадехо-оборотень. Говорят, он может принимать разные облики, но чаще рассказывают или о кадехо-козле, или о кадехо-собаке, в которых превращаются колдуны и ведьмы.
9. Чончон.
Летающая человеческая голова без тела, которая пользуется удивительно огромными ушами как крыльями, в мифологии южноамериканских индейцев мапуче (арауканов), проживающих на территории Чили и Аргентины. Явление чончона — свидетельство сильной магии, при которой колдун наносит на свою шею волшебную мазь. Его уши начинают трансформироваться в крылья, снабжённые острыми когтями, и хлопают так сильно, что голова отделяется от тела и улетает. В безлунные ночи чончон охотится за добычей, паря в воздухе на своих ушах-крыльях. Чончону подвластно любое колдовство, и его может заметить только другой колдун, в то время как для обычных людей он остаётся невидимым, если сам этого пожелает. Некоторые источники говорят, что превращение в чончона происходит только после того, как колдун уже умер. Индейцы мапуче в том же районе говорят, что чончон — это птица, в которую оборотился колдун, крик которой звучит как «туи-туи.» Но независимо от того, выглядит чончон в виде птицы или летающей головы, он питается человеческой кровью, а если возвращается к прежнему облику, то выглядит как человек с необычайно большими ушами.
10. Трауко.
Любвеобильный карлик-уродец из чилийской мифологии. Чилийцы представляют его могучим, но невысоким созданием, ростом не более чем в половину взрослого мужчины. Одет он обычно в лохмотья из растительных волокон, на голове шляпа — пук травы. Питается кореньями и лесными плодами, а ноги его заканчиваются уродливыми обрубками, потому при ходьбе он часто опирается на маленькую трость или каменный топор. Живёт это создание на ветках высокого дерева, откуда ему видно всех, кто забредает в лес. Природа обделила Трауко красотой, но взамен она наградила его недюжинной силой. Этот безобразный коротышка способен повалить любое дерево всего лишь тремя ударами своего каменного топора. Однако ещё более страшное оружие трауко — его гипнотизирующий и смертоносный взгляд. Пылая лютой ненавистью ко всему роду человеческому, злобный лесной дух издалека чует заплутавшую в лесу одинокую жертву. Мужчину взгляд Трауко чаще всего убивает либо калечит — в отместку за собственное уродство карлик непременно постарается сделать здорового, сильного человека хромым и увечным. Индейцы говорят, что тот, кто посмотрит в глаза Трауко раньше, чем это сделает он сам, принудит лесного карлика служить себе в течение одного года или умереть. На женщин же он действует совершенно по-другому. Трауко питает порочную страсть к юным незамужним девушкам и молодым женщинам, которые не могут противиться сладким чарам его завораживающего, чувственного взгляда. Как только Трауко завидит молодую симпатичную девушку, собирающую в одиночестве плоды, он спускается с дерева, подкрадывается к жертве, три раза стучит своим топором по дереву, и когда девушка обернётся, пристально смотрит ей в глаза. Достаточно единственного взгляда, и девица мгновенно теряет рассудок и точно начинает видеть сны наяву, где колченогий уродец видится ей прекрасным юношей-сердцеедом, богатым землевладельцем или даже благопристойным священником. Потому считается, что если не знавшая мужчин одинокая девушка внезапно оказывается беременной, и никто не хочет признать себя отцом её ребенка, то это дитя от Трауко. Когда Трауко умирает, его дети слышат зов леса и идут туда, чтобы занять место отца и продолжить его дело и его род.
11. Фиура.
Уродливая лесная женщина, приходящаяся женой Трауко, а потому её саму иногда называют Траука. Согласно мифу, она часто танцует на тонком, хрупком покрове болота, совсем не боясь провалиться и утонуть. Иногда она прерывает свой танец, чтобы полюбоваться своим отражением в болотной воде и расчесать свои длинные волосы сверкающим серебряным или хрустальным гребнем. Фиура пугается даже малейшего шороха и время от времени внезапно замирает в причудливых, настороженных позах. Она корчит рожицы, сверкая маленькими глазками, почти незаметными на фоне громадного носа. Фиура протягивает во все стороны свои ручищи и нервно шевелит пальцами в надежде найти жертву, чтобы наложить на неё заклятье. Будучи кокеткой, Фиура любит купаться в водопадах, а затем часами обсыхать, сидя нагишом на постели из мха. Она бесстыдна и очень любит одиноких мужчин. Замужество никоим образом не мешает ей предлагать свою любовь другим, коим она даёт возможность овладевать собой с закрытыми глазами, так как она не позволяет никому смотреть на неё, даже животным. За мимолётный взгляд она тут же наказывает жертву. Фиура легко может скрутить навеки какую-либо часть тела того глупца, будь то женщина или мужчина, что дерзнет взглянуть ей в лицо. Если на неё взглянет ребенок или животное, то его нога, рука или лапа искривятся так, что тот не сможет больше ходить или двигаться. Фиура любит насылать заклятья на молодых лесорубов, забравшихся глубоко в лес, ошеломляя их и заставляя забывать дорогу из леса. Когда они оказываются в таком положении, она принуждает их вступить с ней в любовную связь. Сражаться с ней и победить попросту невозможно, ибо она так искусна и могущественна, что может побить разом множество мужчин, оставляя их в ужасном состоянии. Её невозможно ударить, ведь бить её – всё равно что бить тень.
12. Имбунче.
Чилийский демон, чудовище, охраняющее вход в пещеру ведьм и колдунов и создаваемое из человеческих детей. Колдуны и ведьмы могут создать и обучить такого стража, выкрав некрещёного первенца у нищей семьи или же заплатив какому-нибудь негодяю за то, чтобы он выкрал дитя и отдал им. Бывали случаи, как рассказывают, что порой сами отцы отдавали своих детей в обмен на деньги или какие-то услуги колдунов, поскольку мать, зная о том, кто такой имбунче, скорее предпочтёт смерть младенца, чем обречь его на подобную судьбу. Процесс превращения ребёнка в стража страшен и беспощаден. Ему ломают одну ногу, заворачивают её за спину и пришивают для верности, чтобы у того не оставалось ни единого шанса ускользнуть. Новое существо не может сбежать, потому что способно передвигаться только на трёх конечностях. Чтобы сделать стража устойчивым к холодам, его кожу натирают специальной мазью, после чего он весь обрастает густой шерстью. Язык несчастному разрезают надвое, и он становится похож на змеиный. Пока будущий страж растёт, его кормят плотью мертвецов (по другим источникам, козлятиной) и поят молоком индейской женщины. Имбунче не может разговаривать и способен издавать лишь ужасные визги и вопли, от которых кровь стынет в жилах. Взрослого стража кормят мясом младенцев, иногда и взрослых. Пропитание для него обеспечивают колдуны и ведьмы. Порой они позволяют стражу выходить из пещеры и самому искать себе пропитание. Задачей имбунче является охрана пещеры ведьм и колдунов, и только они могут видеть его. В присутствии же прочих людей страж притворяется неодушевлённым предметом. Если кому-то всё же и удаётся его увидеть, то он об этом тут же забывает, шокированный столь страшным зрелищем. Когда колдун или ведьма желает пройти внутрь пещеры, охраняемой имбунче, он или она должен сказать пароль или поцеловать стража сзади пониже спины — так же, как европейские ведьмы целовали дьявола на своих шабашах.
13. Камауэто.
Легенда об этом быке-единороге зафиксирована только в южных областях материкового Чили и Чилийского архипелага у индейского народа арауканов. Он живёт в море в прибрежных водах, из-за чего там становится опасно. Его действиям могли приписывать те случаи, когда после шторма и крушения корабля неподалёку от земли на берег не выносило ни одного тела. Считалось, что камауэто топил корабли и съедал весь экипаж. Когда ведьмам или колдунам тех краёв нужно совершить далёкое путешествие, они делают это на спинах камауэто. Рог камауэто имеет свойство отрастать, если сломается, и ценится за свои лечебные свойства. Поймать камауэто может только колдун и только при помощи толстой верёвки из бурых водорослей, которая единственная в состоянии удержать неистового быка. В отличие от многих фантастических существ предания описывают весь цикл его жизни от рождения до взросления. Камауэто рождаются из рога взрослой особи на болотах или в озёрах. Сначала этот рог нужно посадить, и сделать это может чаще всего только колдун, который должен аккуратно подобрать место для будущего рождения зверя. Цикл развития камауэто длится от 20 до 30 лет, после которых он развивается во взрослую особь и готов отправиться в путешествие в ту среду обитания, в которой проводит всю остальную жизнь, — в море. Для этого путешествия камауэто выбирает беспокойную ночь с ураганом и дождём, и во время его путешествия ему обязательно попадается ручей или река. Всю эту ночь слышен ужасающий шум, который внушает панический страх каждому, кто его слышит. Реки Патагонии известны очень резкими и быстрыми повышениями уровня воды, которые вызваны сильными дождями в горах, и часто прилив воды сопровождается шумом, видимо, который и объясняется переходом через речку камауэто. Камауэто невероятно сильны и волокут на своём пути к морю всё, что за них может зацепиться. Они могут утащить за собой даже часть холма. В море, кроме того, что эти животные охотятся на рыб и людей, устраивая крушения кораблей, камауэто делают дыры в прибрежных скалах своими рогами и иногда обрушивают их. Такая легенда объясняет внешний вид южного чилийского побережья Тихого океана.
14. Патасола.
Лесная одноногая женщина, которая кажется мужчинам прекрасной соблазнительницей или же принимает облик их возлюбленной. Заманив несчастного глубже в лес, она открывает свое истинное лицо — отвратительного чудища, пожирающего плоть и выпивающего кровь подобно вампиру. По народным поверьям, она населяет горные массивы и девственные леса, где у края джунглей и в основном по ночам прельщает мужчин — охотников, лесорубов, шахтёров, мельников и пастухов, когда те думают о девушках. Патасола также всячески препятствует их работе, дезориентирует в лесу и сбивает со следа собак. Образ патасолы воспринимается как агрессивный человеку природный дух, защищающий свои владения от тех, кто вредит лесу. Существа, подобные патасоле, встречаются по всей территории Латинской Америки, хотя точное имя и некоторые детали мифа могут и отличаться в зависимости от региона. Самой примечательной особенностью патасолы, как следует из её имени («одноногая»), является её единственная нога, оканчивающаяся коровьим копытом. Несмотря на это, патасола стремительно передвигается по любым зарослям, легко взбирается на вершины деревьев и гор, где поёт свою победную песню. В своём натуральном облике она внушает настоящий ужас — у неё одна грудь, выпуклые глаза, нос крючком, выпяченные губы, копна спутанных волос и клыки как у кошки, которыми патасола высасывает кровь жертвы и разрывает плоть на куски. Считается также, что она может превращаться в большую чёрную собаку или корову. Истории происхождения патасолы варьируются, но неизменно повествуют о недостойной, неверной, презренной женщине. По одним легендам, патасола была преступной матерью, убившей родного сына и изгнанной после этого на вечные лесные скитания. Другие считают её злой искусительницей, жестокой как к мужчинам, так и к женщинам, которые изуродовали её, отрубив топором одну ногу и бросив саму соблазнительницу в огонь. Умерев в мучениях после своих ран, патасола превратилась в опасный призрак лесов и гор. А по третьей версии, патасола была лживой женой, изменявшей мужу, которую зарубил ревнивый супруг.
15. Воладора.
Колдунья низшего ранга в Аргентине и Чили, обладающая способностью становиться птицей. Она играет роль посланника, курьера между ведьмами и колдунами. Когда необходимы её услуги, она получает от наставника особую микстуру из моржового жира и горького сока целебного дерева. После того, как ведьма выпивает этот напиток, её запирают в тёмной комнате на несколько ночей, пока зелье не начинает действовать. Она складывает свои кишки в сосуд, сделанный из дерева сируэлильо или сандракового дерева. Её тело начинает усыхать и покрываться перьями. У ведьмы отрастает клюв, и, в конце концов, она становится птицей. Когда процесс полностью завершён, она тщательно прячет деревянный сосуд со своими внутренностями в лесу и принимается за выполнение порученных заданий. Воладоре уже не требуется волшебное средство макунь, которое используют прочие колдуны и ведьмы для полётов. Несмотря на это преимущество, воладоре не дозволяется участвовать на собраниях и церемониях ведьм и колдунов. Когда её задание выполнено, ведьма достаёт деревянный сосуд с кишками, проглатывает их и ждёт, пока не прекратится действие заклятья, чтобы вновь принять человеческий облик. Если же кто-то украдёт сосуд с внутренностями ведьмы, или какое-нибудь животное съест их, воладора никогда уже не станет человеком и вскоре умрёт в птичьем облике за неимением кишечника.
16. Морской конь (Кабальо марино).
Обитает в Атлантическом океане в районе западного побережья Южной Америки. Этот сильный конь с золотой гривой считается ездовым животным колдунов и ведьм. Питаются морские кони водорослями, и поэтому сами они становятся цвета водорослей — тёмно-жёлто-зелёного. Только лишь ведьмы и колдуны могут видеть морских коней, и только они имеют право использовать их в своих целях. Ведьмы и колдуны могут выбирать морских коней по своему вкусу, оставляя на избранниках специальные метки. После этого морской конь с меткой колдуна или ведьмы становится их слугой. Когда ведьме или колдуну нужно отправиться в путешествие по морю, они выходят к берегу и свистят определённым образом четыре раза, призывая своего морского коня. Конь послушно является к зовущему хозяину. Колдун набрасывает на шею морского коня лассо, сплетённое из водорослей, хлещет по крупу и взбирается на зверя верхом. Морской конь плывёт по морю мягко и быстро, оставляя после себя след на поверхности воды и обгоняя всех прочих морских обитателей. У каждого колдуна или ведьмы может быть по несколько морских коней. Некоторые из них так огромны (больше двенадцати метров в длину и четырёх метров в высоту), что могут переносить на своей спине до тринадцати колдунов или ведьм. Жизнь морского коня коротка и длится не долее четырёх лет. После смерти морской конь становится морской пеной, которая растворяется в море, иногда достигая берега.
17. Куэро.
Опасный и весьма необычный монстр, обитающий в реках и озёрах, но его излюбленным местом обитания являются тёмные и маленькие лагуны на юге Чили. Куэро по форме напоминает длинный кусок бычьей кожи. Коренные жители называют его на своём языке «злая кожа». На теле куэро расположены острые когти. Немногим людям удавалось увидеть его голову, но рассказывают, что на ней есть усики, на которых сидит пара моргающих красных глаз. Другие люди утверждают, что видели его лицо и что оно жутко страшное. Но о его пасти все говорят одинаково – она огромна, находится внизу, по центру тела, и похожа на присоску, с помощью которой чудовище высасывает всю кровь из тела жертв. Куэро бесшумно плавает в воде в поисках пропитания. Людям следует остерегаться ходить по берегам тех водоёмов, в которых обитает куэро, потому что чудовище может использовать колдовство, чтобы заставить жертву приблизиться, или поднять уровень воды. Если уровень воды достаточно высок, то куэро подплывает к своей жертве, оборачивается вокруг неё и утаскивает на глубину, где с удовольствием пожирает. Когда человек или животное проплывает в его водах, то куэро всегда использует возможность удовлетворить свою нескончаемую жажду крови. Чтобы избавиться от прожорливого чудовища, требуются услуги опытного доброго колдуна мачи. С помощью своей магии колдун призывает куэро на берег. Когда тот приближается, мачи обманывает его, кидает в чудовище колючие ветви растения калафате и ослепляет своей магией. Куэро бросается на колючую ветвь, думая, что аппетитный обед. Шипы растения раздирают его внутренности, и куэро умирает от потери крови.
18. Пеучен.
Летающий змей в мифологии индейцев Аргентины и Чили, источающий чёрный дым. Он активен ночью, когда нападает на людей и пьёт их кровь, после чего те ослабевают и заболевают, что часто приводит к смерти, если вовремя не исправить положение. Пеучен также предсказывает смерть тому человеку, на которого посмотрит. Пеучен имеет черты не только змея, но и птицы, рыбы и даже летучей мыши. Его тело всегда покрыто ветками, плесенью, грибами и мхом. Иногда его замечают летящим над морем и топящим корабли. Пеучен может достигать гигантских размеров – до трёх метров в длину. Человек, который рискнет искупаться в водах, где был Пеучен, заболеет, его кожа покроется сыпью и коростами. Рыбы уплывают из тех мест, где побывал Пеучен, поэтому рыбакам приходится звать на помощь богов, чтобы они призвали рыб вернуться. Единственный способ отогнать Пеучена откуда-нибудь и помешать ему возвращаться туда впредь – бросить в него освящённую соль. После такого змей будет сторониться того района.
19. Карбунко.
Страж подземных металлов и сокровищ на западе и юге Южной Америки. В тёмные и спокойные ночи, когда приближается зимнее солнцестояние, он появляется на поверхности в виде красивого пса, окружённого зелёно-красным сиянием. Другим людям он является в виде отражённого от поверхности двустворчатого моллюска сияния светлячков. Может он появиться внезапно и из пламени. Мелькнёт и тут же исчезнет, только его и видели. Или же он выскакивает из-под земли и ускользает в кусты. Если кому-то посчастливится увидеть карбунко, то нужно постараться успеть накинуть на него верёвку или любой другой предмет. Карбунко исчезнет, но на следующий день перед рассветом человек может отыскать на том месте брошенный предмет. Обычно он находится у корней дерева калафате, указывая на зарытые под ним сокровища. Чтобы добыть их, нужно выполнить определённые условия. По одной версии, сопровождать человека должны чёрный кот и старая вдова, но другие люди утверждают, что присутствие женщины может испортить всю охоту за сокровищами. Следует выкопать яму и бросить туда чёрного кота, который тут же исчезнет. Потом нужно выкопать ещё одну яму такой же глубины, и тогда кот вернётся, появившись на руках старой женщины. Этого кота нужно немедленно вновь бросить в яму и выкопать ещё одну. Процедуру эту следует повторять до тех пор, пока не отыщется сокровище. Если человек медлит и не бросит кота в яму в нужное время, то такая ошибка может привести к гибели охотника за сокровищами. Причиной смерти в таком случае становятся газы, исходящие из драгоценных металлов, находящихся под землей. Кроме того, охотник за сокровищами должен быть достаточно храбр, иначе клад превратится в обычные камни. Ещё рассказывают, что иногда карбунко появляется из-под земли на фермах на юге Чили в обличии зайца, который начинает метаться и удирает в кусты, где, согласно легенде, можно отыскать скрытые сокровища.
20. Мильялобо.
Морской дух из мифологии Аргентины и Чили с преобладанием черт тюленя и головой, напоминающей и рыбью, и человечью. Он покрыт золотисто-коричневым мехом, как у морского льва. Мильялобо появился на свет от связи красивой женщины и морского льва во время битвы между Тен-Тен Вилу и Каи-Каи Вилу. Мильялобо, аналогичный Посейдону из греческой мифологии, является властителем всех морских существ. Каждому созданию, живущему в воде, он даёт определённые поручения, он контролирует размножение и уход рыбы и моллюсков от берегов, их развитие и поведение, следит за штормами и тайфунами. Рассмотренные нами выше существа — куэро, кучивилу и пеучен — также подчиняются его приказам. Мильялобо не умеет говорить, его речь подобна лаю тюленей, но, несмотря на это, люди, случайно встретившие его, не испытывают трудностей в понимании того, что сообщил им морской дух. Во времена приливов Мильялобо опасен там, что может подкарауливать неосторожных женщин и утаскивать их с собой, а в тихие ясные дни он любит лежать на камнях под солнечными лучами. Очевидно, что в образе Мильялобо воплотилось морское божество с капризным и изменчивым характером, требующее поклонения и имеющее облик обычного морского льва, внушающего индейцам уважение.
21. Випоньи.
Это название на языке индейцев гуарани произошло от слов «рептилия, змей» и «картофель». Випоньи – это рептилия, живущая на картофельных полях. Она похожа на огромную ящерицу и прячется в амбарах, где находит себе пропитание. Её любимым блюдом являются мыши и пауки. Хозяин випоньи – это колдун или ведьма, и випоньи должна выполнять их задания. Она охраняет, защищает урожай, принадлежащий её хозяину, и не даёт распространяться болезням, которые могут повредить выращиваемым растениям. Кроме того, випоньи посылают, чтобы уничтожить урожай врагов её хозяина-колдуна. Пользуясь ненасытным аппетитом випоньи, который разыгрывается к ночи, хозяин посылает ящерицу на картофельные поля какого-нибудь несчастного человека, где она пожирает ростки картофеля, не давая созреть урожаю. Жертвами випоньи обычно становятся люди, не заплатившие дань колдуну. Те же, кто заплатил требуемое, наоборот, получают выгоду в лице випоньи, которая защищает их картофельные поля. Випоньи каждый год впадает в долгую спячку и просыпается только, когда сильно голодна.
22. Безголовый мул.
Согласно бразильским легендам, при жизни или после смерти женщина, проклятая Богом за свои грехи, осуждена в облике огнедышащего мула без головы носиться галопом по деревням с заката четверга до восхода солнца пятницы. В зависимости от региона грехи преступницы могут меняться — блуд, детоубийство, кощунство; внешний вид мула также варьируется. Шкура мула чаще всего коричневая, иногда чёрная. У него серебряные или железные подковы, стучащие по мостовой громче, чем у любой лошади. Несмотря на отсутствие головы, мул издаёт громкое ржание, а когда он стонет, явственно слышатся женский плач. У мула есть даже уздечка, закреплённая на несуществующей голове, но чьи очертания угадываются через огонь, изрыгаемый мулом из невидимых ноздрей или отрубленной шеи. Каждый раз безголовый мул обречён проскакать через территорию семи приходов. По некоторым верованиям, его скачка начинается и заканчивается возле того прихода, где был совершён грех, а основная трансформация происходит на перекрёстке. Проклятие безголового мула не может быть передано (в отличие от проклятия вампира или оборотня), потому что оно приобретается в результате греха, совершённого проклятой женщиной умышленно. Превращение живого человека в мула может быть задержано на время, если пролить кровь грешницы, проткнув её кожу иголкой. Если привязать её к кресту, в этом случае женщина останется человеком до рассвета. Однако лучшим способом снять проклятие является снятие уздечки с несчастного мула. Когда с мула снимают уздечку, он тут же возвращает себе человеческий облик и предстаёт в виде женщины — нагой, потной, изнеможённой и с сильным запахом серы. После снятия проклятия освобождённые женщины каются в грехах и иногда выходят замуж за мужчину, освободившего их от уздечки. Грешница перестанет превращаться, пока тот, кто это сделал, жив. Если надеть уздечку на женщину снова или человек, снявший уздечку, умрёт, проклятие вернётся, и бедная женщина будет снова становиться мулом каждую неделю. Человек, который случайно встречает безголового мула, ни в коем случае не должен пересекать его путь или дать мулу себя заметить, иначе мул будет его преследовать с намерением растоптать. Если путник недостаточно храбр, чтобы сорвать с мула его уздечку, то должен немедленно лечь лицом на землю, прикрывая зубы, ногти и всё, что блестит, надеясь на то, что доведённый до отчаяния мул промчится мимо в своём бешеном галопе. Считается, что у этого сказания средневековое происхождение, и подобные истории были привезены в Бразилию в начале колониальной эпохи. Похожие призраки существуют и в соседних латиноамериканских странах.
23. Ао-ао.
Огромные хищные пекари с большими клыками из мифологии гуарани — народа, населяющего Парагвай, Боливию и Бразилию. Название «ао-ао» походит на звуки, которые издают чудовищные свиньи, преследующие жертву. Ао-ао также олицетворяет собой дух плодородия и выполняет защитную функцию для полей и гор от экспансии человека. Про ао-ао говорят, что люди — это их единственный источник пищи. Хотя в монстрах-пекари нет ничего от человека, но их предки были людьми, и таким образом, ао-ао является в некотором роде каннибалом и даже ест одежду. Согласно мифам, ненасытные ао-ао преследуют несчастную жертву без отдыха, пока не загонят её и не пронзят своими клыками. Если человек пытается спастись, взобравшись на дерево, ао-ао с воем будет кружить вокруг ствола и подкапывать корни, пока дерево не упадёт. По легендам, единственный способ спастись от ао-ао — взобраться на пальму, так как в ней содержится магическая сила, которой ао-ао не в силах противостоять.
24. Кайпора.
Лесной дух из бразильской мифологии. Это темнокожий маленький индеец с неизменной сигарой или трубкой во рту, очень озорной и ездящий на огромном пекари. На других изображениях он коренаст, волосат и с головой лисы. Некоторые легенды гласят, что его ноги повёрнуты пятками вперёд, чтобы запутать следопытов. Кайпора помогает людям, добрым к джунглям, и вредит тем, кто хочет погубить его лесные владения и их обитателей. Кайпора известен не только как лесной житель, но и глава всех животных. Он жестоко мстит непорядочным и жадным охотникам и браконьерам, убивающим всех зверей без разбору во время охоты. Кайпора защищает животных от бессмысленного уничтожения и больше всего опекает матерей с детёнышами и беременных самок. О кайпоре говорят, что он отпугивает добычу, запутывает и скрывает следы животных, своим неистовым свистом пугает или сводит с ума людей, уводит охотников от своих товарищей и знакомых троп и может их даже убить.
25. Черуфе.
Злой великан из камней и магмы из мифологии индейцев мапуче, живущих на юге и западе континента. Черуфе населяет бассейны магмы, расположенные в вулканических глубинах и являющиеся источником землетрясений и извержений. Индейцы также считают, что Черуфе виновен в падении на землю «камней колдунов и ведьм» — метеоритов. Единственный способ хотя бы на время умерить жажду к разрушению у Черуфе — удовлетворить его кровожадность, бросая в пещеры ему на съедение людей, в особенности невинных девушек. Такой обычай безусловно роднит Черуфе с европейскими драконами. В криптозоологии Черуфе описывается как огромная гуманоидная рептилия или дракон со способностью жить при высочайших температурах, что напоминает европейских саламандр. В некоторых индейских легендах Черуфе представлен в виде гигантского змея, живущего под океаном и вызывающего тайфуны и цунами. Например, перуанского Черуфе называют также матерью-землёй, веря, что страшные разрушения являются платой человечества за право жить, возделывать землю и ловить рыбу. Очевидно, что вера в Черуфе возникла, чтобы объяснить природные катастрофы.
26. Коло-коло.
Зловредное существо из фольклора индейцев Аргентины и Чили, чей внешний вид варьируется в зависимости от региона. Иногда коло-коло описывается как пернатая крыса, иногда как змея или ящерица с крысиной головой, реже всего он изображается просто как огромная крыса. Коло-коло вылупляется из яйца змеи, которое высиживает петух. После появления на свет коло-коло прячется в жилище, где он питается человеческой слюной. Когда коло-коло кормится от кого-то, то этот человек чувствует себя опустошённым и усталым. Если коло-коло не остановить, пострадавший может даже умереть. О коло-коло говорят, что это существо может спровоцировать ряд серьезных заболеваний. Можно говорить о присутствии в доме коло-коло, если человек постоянно чувствует себя беспричинно уставшим, и если в доме слышны звуки, напоминающие плач младенца. Когда есть подозрения, что коло-коло находится в доме, нужно немедленно вызвать для его изгнания священника. Иногда единственный выход избавления от коло-коло — сжечь дом, тогда он погибнет.
27. Бойтата.
Огромная чёрная змея из бразильской мифологии, ведущая ночной образ жизни и являющаяся самым могущественным существом джунглей Амазонии. У Бойтаты, которую ещё называют Змеёй с Тысячью Глаз, множество огненных глаз, расположенных не только на голове, но и на всём теле. Бойтата, почти слепая днём, всевидяща по ночам. Чтобы изгнать незадачливых рыбаков со своей территории, она может принимать самый разнообразный облик, начиная от женщины и заканчивая каноэ. Согласно легенде, Бойтата — самая древняя змея в мире, она пережила даже Великий потоп. Для своего спасения она заползла в глубокую пещеру и оставалась в полной темноте в течение многих веков, где и росли её многочисленные глаза. После того, как Бойтата наконец покинула пещеру, она питалась не только трупами, но также людьми и животными.
28. Векуфе.
Дух из мифологии индейцев Аргентины и Чили, чьё название переводится как «демон за пределами бытия». С момента укрепления позиций католицизма в Латинской Америке суть векуфе расширилась — он мог представлять собой предмет, качество либо одушевлённое существо в зависимости от ситуации. Однако термин «векуфе» используется обычно как обобщённое название нечто сверхъестественного, имеющего злые намерения по отношению к человеку. Эти существа могут иметь как твёрдые (материальные) тела, так и быть призраком или сущностью. Энергия векуфе характеризуется своей склонностью нарушать или уничтожать баланс мирового природного порядка. Таким образом, они вызывают болезни, разрушения, смерть и другие бедствия среди индейцев. Исследовавшие индейский фольклор миссионеры неверно интерпретировали верования относительно векуфе, трактуя это понятие как синоним дьявола. Легенды гласят, что векуфе происходят из неких земель к западу от континента. Они возникли из сил или энергий, которые намерены уничтожить мировой порядок и посеять хаос. В отличие от людей, животных и других духов, обладающих душой, векуфе бездушны. По индейским верованиям, многие векуфе позволяют колдунам и ведьмам использовать себя при обрядах чёрной магии в качестве средства для получения власти. Постепенно колдун сам становится рабом векуфе, который всё больше заставляет колдуна вызывать болезнь и смерть других людей. Для причинения кому-либо зла с помощью векуфе колдун должен подселить его в тело жертвы. Обычно это достигается с помощью либо кусочка дерева, либо пучка соломы, либо фрагмента ящерицы или лягушки, так как проделать процедуру подселения напрямую через энергетическую атаку намного сложнее для векуфе. Векуфе также обладает силой, чтобы захватить и поработить дух недавно умершего, который отказывается оставить тело. Векуфе также подчиняются высшим духам природы, которые могут позволить векуфе навредить людям в случае нарушения кодекса поведения, подобающего индейцу. Например, подлых поступков, отсутствия молитв за благодеяния богов, кощунства, употребления в пищу чего-либо, не попросив на это разрешения у животных, растительных и минеральных духов. Поэтому, пока племя выполняет все церемонии и соблюдает законы, высшие духи держат векуфе под контролем. Избавиться от векуфе можно лишь при помощи шамана. Так как чёрный цвет был единственным цветом в одежде, который носят индейские шаманы, индейцы всегда боятся обидеть человека в чёрном из опасения прогневать его и подчинённых ему злых сил.
29. Мапингвари.
Животное, живущее в амазонских тропических лесах Бразилии и Боливии, чьё название переводится как «зловонное животное» либо «ревущий зверь». В соответствии с местным фольклором, у мапингвари только один глаз, мощные когти, непропорционально длинные руки и второй рот на животе. Более поздние свидетельства очевидцев неизменно описывают мапингвари как зверя, либо напоминающего обезьяну, либо гигантского ленивца, покрытого густой свалявшейся рыжей шерстью, высотой в полный рост более двух метров, способного разрывать стволы пальм. Мапингвари довольно медлителен, но свиреп и опасен прежде всего из-за своей способности совершенно бесшумно передвигаться среди любой растительности, неизменно приводя в ужас ничего не подозревающих местных жителей. Многочисленные попытки убить мапингвари стрелами или пулями не увенчались успехом, так как не смогли пробить его толстую, как у каймана, шкуру. Мапингвари стараются избегать водоёмов, так как они ограничивают способность животных быстро передвигаться по ареалу, особенно в сезон дождей. Мапингвари считается плотоядным, так как в 1937 году полученный полицейский отчёт из Центральной Бразилии обвинил мапингвари в убийстве ста коров в течение трёх недель. Однако мапингвари никогда не был замечен в поедании людей, хотя, когда он чует человеческое присутствие, он с рёвом встаёт на задние ноги, напоминая поведение медведей гризли. Это существо заинтересовало многих криптозоологов, которые часто отвергают мифическое происхождение некоторых животных, считая их сохранившимися в народной памяти древними животными, жившими в Южной Америке в плейстоцене. Предположения учёных включали гигантского примата, ленивца и даже муравьеда. Теория о гигантском наземном ленивце объясняла его пуленепробиваемую кожу, так как образцы, найденные в XIX веке, доказывали, что у некоторых древних животных для защиты от хищников была необыкновенная твёрдая и толстая кожа.
30. Нгурувилу.
Живущее в воде существо из мифологии индейцев Перу и Боливии, чьё имя переводится как сочетание слов «лисица» и «змея». В соответствии со своим названием нгурувилу выглядит как странная лиса с необычайно вытянутым змееподобным телом и длинным хвостом, используемым в качестве крюка. Нгурувилу являются причиной опасных водоворотов, которые убивают людей, пытающихся перейти реки. Эти лисо-змеи делают неглубокий вход в воду с обеих сторон, чтобы внушить людям, что переход реки вброд в данном месте безопасен. Тем не менее, единственный безопасный способ пересечь водоём с живущим в нём нгурувилу — это переправа лодкой. Единственный способ избавиться от нгурувилу — обратиться за помощью к шаману или колдуну, которому предлагаются щедрые подарки в обмен на избавление от лисо-змеи, так как за эту процедуру берётся далеко не каждый. Колдун или ведьма (пол в данном случае не важен) переходит реку маленькими шагами, пока не дойдёт до водоворота. Когда водоворот затягивает колдуна в воду, колдун с помощью магии ловит нгурувилу, живущего на самой глубине, и крепко держит его в руках, поднимаясь на поверхность. Затем колдун длинным острым ножом угрожает изувечить нгурувилу, если он когда-либо нанесёт вред человеку, пустившемуся вброд, а затем отпускает присмиревшего нгурувилу обратно в воду.
А какое мифическое создание запомнилось вам больше всего?
Автор: Malina.
Источник.
Новость отредактировал Лида Лазарева - 15-09-2015, 11:52
Ключевые слова: Существа духи чудовища колдуны мифы легенды