Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск – Холмск была построена японцами после завоевания ими Южного Сахалина.

23 августа 1905 года между Россией и Японией был заключен Портсмутский договор, в соответствии с которым южная часть острова отошла Японии. Летом 1906 года японцы начали строительство железной дороги на Южном Сахалине, переименовав его в Карафуто. Административным центром губернаторства стал город Тоёхара (ныне Южно-Сахалинск).

В 1921 году началось строительство железнодорожной ветки от Тоёхары до Маока (Южно-Сахалинск – Холмск, 83,9 км).

Строительство шло с большими трудностями. Большая часть дороги проходила через горы, крутые спуски и подъёмы, которые чередовались с резкими поворотами, переходами через многочисленные горные речки и таёжные леса.

Самым сложным и тяжёлым оказался отрезок железнодорожной ветки в районе станции Экинохара (Николайчук), где для прохождения горных склонов и глубоких ущелий пришлось возвести несколько тоннелей и мостов на небольшом участке, в том числе и знаменитый Чёртов мост. По мнению даже сегодняшних экспертов, при проектировании этого объекта было принято уникальное инженерное решение. Оно заключалось в том, что линию железнодорожного полотна выполнили в виде петли. Поезд, проехав через два тоннеля, делал крутой поворот, выезжал почти на вершину сопки, и далее путь его проходил по Чёртовому мосту на высоте около 38 метров. В своё время этот мост был известен во всей Японии из-за необычной конструкции объекта. Однако тяжело далось строительство данного участка дороги, много людей здесь погибло от болезней и тяжёлых травм. Говорят, что на опорах Чертова моста покоится прах строителей этой дороги.

Железные дороги строились главным образом силами "тако" — подневольных рабочих-корейцев. Условия их труда и быта были ужасными. Есть мнение, что на каждую шпалу, уложенную на тяжелейшем горном маршруте Южно-Сахалинск – Холмск, приходится по одному погибшему.

Семь лет продолжалось строительство железной дороги, и в сентябре 1928 года была сдана в эксплуатацию железнодорожная линия Тоёхара – Маока, самая сложная по рельефу на острове.

В августе 1945 года началось освобождение Южного Сахалина от японцев. В районе Чёртова моста шли ожесточённые бои. Боевые действия здесь вела 113-я отдельная стрелковая бригада. Десантники, высадившись в порту Маока утром 20 августа к 16 часам овладели городом. 21 августа бригада продолжила наступление вглубь острова. В районе Чёртова моста одна из штурмовых групп, которую возглавлял Борис Николайчук, встретила упорное сопротивление японцев. Младший сержант Николайчук умело руководил орудийным расчётом. Он подавил несколько огневых точек противника, но, получив пулевое ранение в руку, а потом осколочное от японского гранатомета, погиб.

23 августа 1945 года японские войска отступили. После войны дорога активно использовалась уже Советским Союзом как прямой путь от парома в Холмске к Южно-Сахалинску.

Обслуживались двухвагонными японскими дизель-поездами с обозначением К («Ки-Ха»). К 2001 году все дизель-поезда Ки-Ха были списаны.

Перестала функционировать с конца марта 1994 года после сильнейшего снежного бурана из-за аварийного состояния некоторых участков.

Построенный ценой огромных жертв горный участок считался самым красивым в СССР. Он имел большое значение для экономики Сахалина.

Однако, когда встал вопрос о реконструкции 12 тоннелей суммарной протяжённостью 5087 м и 35 мостов суммарной длиной 1047 м, местные власти сочли, что проще не заниматься её обслуживанием.

В настоящее время грузовое железнодорожное сообщение между этими городами осуществляется окружным путём через станцию Ильинск, а что касается старой железной дороги, то работают лишь два её небольших участка: с востока Южно-Сахалинск – Новодеревенская, и с запада Холмск – Николайчук. Оба участка функционируют с мая по октябрь (иногда с конца мая по начало ноября), обслуживая дачников.

На протяжении дороги рельсы местами разобраны, местами сохранились, ржавые, и полотно кое-где заросло, но по-прежнему можно пройти по всей трассе бывшей дороги, увидеть интересные инженерные сооружения и просто полюбоваться природой. Этот объект – победитель в народном конкурсе «Семь чудес Сахалина» – тянет к себе туристов летом и зимой.

Поход по заброшенной железной дороге требует осторожности из-за аварийного состояния мостов, а также минимального туристического снаряжения, включая фонарь для преодоления тоннелей.

Дорогу делят на 3 участка: восточный (ст. Новодеревенская – бывш. ст. Перевал), центральный (бывш. ст. Перевал – пос. Ожидаево – пос. Пятиречье) и западный (пос. Чапланово – ст. Николайчук – пос. Поляково).

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Автор: Ринат.
Источник.


Новость отредактировал YuliaS - 9-04-2016, 07:46
9-04-2016, 07:46 by TiamatПросмотров: 6 167Комментарии: 11
+17

Ключевые слова: Тоннель заброшка железная дорога Сахалин

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: PUFIK
9 апреля 2016 10:02
+2
Группа: Активные Пользователи
Репутация: (1519|1)
Публикаций: 21
Комментариев: 1 861
Очень живописно, и как всегда жаль, что все пришло в упадок и негодность. +
     
#2 написал: Winnie-the-Pooh
9 апреля 2016 10:28
+2
Группа: Активные Пользователи
Репутация: (2867|-1)
Публикаций: 34
Комментариев: 9 572
Шикарные места!! Вот бы побродить там часок, пофотографировать... А природа какая!!! Уух!
               
#3 написал: Летяга
9 апреля 2016 12:49
+1
Группа: Главные Редакторы
Репутация: (12454|-4)
Публикаций: 1 132
Комментариев: 9 730
Красотища! Жаль, что всё раскурочено. С удовольствием бы там побродила.
Плюс!
                                 
#4 написал: marbls
9 апреля 2016 12:56
+1
Группа: Посетители
Репутация: (123|0)
Публикаций: 13
Комментариев: 109
Да, интересно там, даже романтично. Природа берёт своё, побеждает то, что построено людьми.
 
#5 написал: Серебряная пуля
9 апреля 2016 14:11
+1
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (3030|-1)
Публикаций: 105
Комментариев: 6 224
Да, природа конечно берёт своё. Плюс.
                
#6 написал: Morana
10 апреля 2016 10:02
0
Группа: Посетители
Репутация: (2548|0)
Публикаций: 9
Комментариев: 312
Ах, какая природа.. Своеобразное очарование во всем этом.
Конечно, плюс.
 
#7 написал: nerenga
10 апреля 2016 19:51
0
Группа: Посетители
Репутация: Выкл.
Публикаций: 0
Комментариев: 738
Обожаю такие материалы читать. Очень похоже на здесь же опубликованные дневники Экспедиции ученых РГО по Трансполярной магистрали, тоже заброшенной.
  
#8 написал: vojd86
18 апреля 2016 16:39
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 21
строили строили и бросили(
#9 написал: КИМ
22 апреля 2016 22:34
+1
Группа: Друзья Сайта
Репутация: Выкл.
Публикаций: 45
Комментариев: 5 208
Да уж,там бы побродить,вы правы друзья.И желательно в одиночестве,тогда фантазия лучше работает)+
           
#10 написал: Сделано_в_СССР
15 октября 2017 05:43
+1
Группа: Журналисты
Репутация: (3680|-1)
Публикаций: 2 685
Комментариев: 13 744
Хорошая дорога, оставалось только довести до ума и бросили нипочём. +++
                                      
#11 написал: Евангелион
20 июля 2020 18:24
0
Группа: Посетители
Репутация: (85|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 1 222
Ни че се. Классные места. Жаль, что бросили все
   
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.