Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка» («Спасск-Дальний») расположен в 5 километрах северо-восточнее г.Спасск-Дальний.
Имел взлётно-посадочную полосу первой категории с бетонным покрытием ВПП 05/23 шириной 62 метра и длиной 3073 метра.
3 апреля 1954 года над Хвалынкой прошёл американский самолёт-разведчик RF-86, аэроснимки которого остались в истории —

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэрофотосъёмка 1963 года —

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

1-я легкобомбардировочная авиаэскадрилья (ЛБАЭ) им. В.И.Ленина (дислокацировавшаяся в г.Липецк) в 1926 году была перевооружена на самолёты Р-1, переименована в 40-ю отдельную авиаэскадрилью им. В.И.Ленина и переброшена на ДВК в г.Спасск-Дальний.
В составе 19-го Приморского корпуса эскадрилья принимала участие в районах Мишаньфу, Дишудчжень, Мули, Санчагоу в течение всего конфликта 1929 года. Участвовала в составе 15 самолётов в операции на реке Сунгари совместно с Амурской флотилией и земными войсками по уничтожению бело-китайского Сунгарийского флота. С 18 по 21 ноября 1929 года эскадрилья участвовала в операциях под Лишаньфу, совместно с кавалерийской бригадой и пехотными частями по уничтожению бело-китайской кавалерии и пехотных частей. За участие в боях при защите Советской республики в период гражданской войны восемь Красвоенлётов награждены орденом «Красного знамени».
25 июня 1932 года 40-я оаэ им. В.И.Ленина переходит на новые штаты и новую матчасть – многоцелевой разведчик-штурмовик Р-5. Приказом по ОКДВА от 27 января 1933 года эскадрилья переименована в 29-ю легкобомбардировочную им. В.И.Ленина. В 1934 году на аэродром Спасск-Дальний перебазируется из Гатчины эскадрилья самолётов-разведчиков Р-5.
В 1934 году у берегов Чукотки был зажат льдами ледокол «Челюскин». Решением правительства СССР от 29-й ЛБАЭ была составлена группа лётчиков из 7 человек, которую возглавил командир звена капитан Н.П.Камарин, убывшая на операцию по спасению. За образцовое выполнение правительственного задания и проявленные при этом мужество и героизм Н.П.Камарин удостоен звания Героя Советского Союза. Четыре человека награждены орденом «Ленина», два человека орденом «Красного знамени», а один – «Красной звезды».
В конце 1936 года авиаэскадилья получает новую матчасть – скоростной бомбардировщик СБ. В январе 1937 года 29-я ЛБАЭ им. В.И.Ленина переходит на новые штаты и переименована в 59-ю скоростную бомбардировочную аэ им. В.И.Ленина с дислокацией на аэродроме Хвалынка г.Спасск-Дальний.
В соответствии с приказом Ком. ОКДВА от 28 июня 1938 года был сформирован 36-й скоростной бомбардировочный авиаполк в составе пяти эскадрилий. Штаб авиаполка и первые три авиаэскадрильи дислоцировались на аэродроме Красный Кут, 4-я и 5-я АЭ – в Хвалынке. Полк вошёл в состав 25 авиабригады 1-й ОКА. Основой формирования полка явились: 59-я сбаэ им. В.И.Ленина и частично 58-я СБАЭ.
В 1938 году на базе гатчинской эскадрильи , на аэродроме г.Спасск-Дальний был сформирован 55-й бомбардировочный авиаполк на самолетах СБ. Именно здесь приземлился ДБ-3 – серийный дальний бомбардировщик Ильюшина под именем «Москва», стартовавший 27 июня 1938 года со Щелковского аэродрома в Подмосковье и преодолевший 7580 километров за 24 часа 36 минут без промежуточной посадки. Пилоты «Москвы» В.К.Коккинаки и А.М.Бряндинский стали Героями Советского Союза.
В 1938 году 36-й и 55-й бомбардировочные авиационные полки из Спасска участвовали в разгроме японцев у озера Хасан.
Из 4-й и 5-й аэ сформирована сводная авиаэскадрилья (САЭ) в составе 12 самолётов СБ. 24 августа 1938 года она перелетела на аэродром Кневичи и была подчинена штабу 1-й Армии; из 1-й, 3-й и части 2-й аэ была сформирована 2-я САЭ с дислокацией на аэродроме Красный Кут; из 1-й, 2-й, 5-й АЭ была сформирована 3-я САЭ в составе 13 самолётов СБ с дислокацией на аэродроме Хвалынка. 6 августа 1938 года в день генеральной атаки 3-я САЭ вылетела с аэродрома Хвалынка в составе 13 СБ на бомбардировку противника, все самолёты вернулись на аэродром.
В соответствии с приказом наркома обороны от 28 января 1940 года и приказа ВВС 1 КА от 2 февраля 1940 года – 4 февраля 1940 года 24 экипажа из Спасска-Дальнего в количестве 72 человек откомандированы на Советско-Финскую войну для участия в боях на северо-западном фронте (Карельский перешеек). Некоторые из них награждены орденами СССР.
В конце июля 1941 года 55-й СБАП перебазировался из Спасска в Тамбов. Затем полк вошёл в состав Юго-западного фронта (Полтава) и участвовал в боевых действиях.

Днём рождения 219-го ОДРАП официально считается 15 сентября 1942 года. Суровые реалии Холодной войны, которая началась практически сразу после окончания войны второй мировой, сделали необходимость воссоздания Дальней Авиации в полном объёме; создавалась воздушная армия с управлением в Хабаровске. В начале 1950-х на Спасском аэродроме базируются дальние бомбардировщики Ту-2, Ту-4.
В 1957–58 годах в 219-й ОДРАП стали поступать дальние разведчики – самолеты Ту-16Р. Разведчики были единственными самолётами, решавшими конкретные боевые задачи в мирное время. Самолёты полка выполняли боевые вылеты на все виды воздушной разведки: визуальной, радиотехнической, радиационной, радиолокационной. Производили дневную и ночную, маршрутную плановую и перспективную фотосъёмку. Разведчики широко использовались как в интересах сухопутных войск, так и флота, особенно при поиске корабельных соединений и отдельных судов вероятного противника.
Экипажи 219-ого ОДРАП в конце 1950-х освоили дозаправку в воздухе, в начале 1960-х стали осваивать Арктику, регулярными стали полёты на северные аэродромы.
В 1980 году после очередной реформы Дальней Авиации на основе корпусов было сформированы три воздушные армии Верховного Главнокомандования – 46-я (Смоленск), 24-я (Винница) и 30-я (Иркутск), а командование ДА было упразднено. 219-й ОДРАП вошёл в состав 30-й ВА.

В мае 1985 года в рамках празднования 40-летия Победы были взаимные визиты авиационных военных делегаций Советского Союза и Корейской Народно-Демократической Республики. 10 советских экипажей на самолётах МиГ-23МЛД от 821-го ИАП нанесли визит в Корею, наша сторона принимала корейскую десятку МиГ-21ПФ на аэродроме Хвалынка. В подготовке к визиту корейцев принимали участие 821-й ИАП,инструкторы из Кубинки, 219-й ОДРАП, ряд других воинских частей и целая мотострелковая дивизия.

1992 год. Перестройка, смутное время, развал СССР и сокращение армии. Увольнялся и личный состав 219-го ОДРАП. Взлётно-посадочная полоса аэродрома была закрыта на ремонт. Экипажи одной эскадрильи 219-го ОДРАП переучивались в Шайковке на новую технику – самолет Ту-22М3. Тогда 52-й гв.тбап организационно входил в состав 43-го Центра боевой подготовки и переучивания лётного состава Дальней Авиации. Два экипажа полка в апреле 1992 года участвовали в авиашоу в гарнизоне Кубинка. Самолеты Ту-16 перегонялись на аэродром Белая.
Позже в 1998 году полк был расформирован, некоторое время на Хвалынке был аэродромом подскока с военной комендатурой.

Некоторое время (примерно с 1960-х) на аэродроме базировался ещё 821-й истребительный авиационный ордена Суворова полк (ИАП). Имел на вооружении истребители-бомбардировщики Су-7, истребители-перехватчики Як-28П. В 1980 году полк передали из войск ПВО в состав ВВС и он был перевооружён на фронтовые многоцелевые истребители МиГ-23МЛ, на которых летал до самого расформирования в 1994 году.

В 1998 году внесена корректировка генерального плана г.Спасска-Дальнего. У города появилась потребность в новых территориях и возникла необходимость обеспечить защиту Спасска от наводнений рек Спасовки и Кулешовки. В муниципальную собственность переведены земли, ранее занимаемые воинскими частями. Горожанам планировалось выделять под строительство нового жилья территорию в восточной части города, в районе бывшего аэродрома. В будущем планировалась ориентация в основном на малоэтажные здания.
В июне 2004 года (и после в 2007 году) на аэродроме Хвалынка прошёл традиционный слёт членов федераций лёгкой и сверхлёгкой авиации Приморья. С аэродрома Приморского отделения РОСТО в Новонежино двухместный самолёт «Бланик», изготовленный преподавателями и студентами Приморского авиационного техникума, прилетел в Хвалынку.

Сейчас аэродром как таковой не действует. КПП закрыто. Взлётно-посадочная полоса зарастает и неуклонно разрушается, как и вся прочая аэродромная инфраструктура. При аэродроме вроде ещё теплится авиаремонтное предприятие. На территории гарнизона стоит в качестве мемориала самолёт в память лётчикам-истребителям, павшим в годы ВОВ.

Современное состояние аэродрома. Фотографии июня 2011 года.

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Аэродром «Хвалынка»

Автор: Bulat.
Источник.

Новость отредактировал catberry - 19-02-2016, 08:51
19-02-2016, 09:51 by TiamatПросмотров: 4 155Комментарии: 4
+8

Ключевые слова: Приморский край аэродром заброшка военный объект

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: PUFIK
21 февраля 2016 10:21
0
Группа: Активные Пользователи
Репутация: (1518|1)
Публикаций: 21
Комментариев: 1 866
Просто замечательная подборка)) Обожаю авиацию и все, что с ней связано)) +
     
#2 написал: Летяга
28 февраля 2016 20:59
0
Онлайн
Группа: Модераторы
Репутация: Выкл.
Публикаций: 634
Комментариев: 7 838
Как всё это жалко, слов нет. И брошенные раскуроченные самолёты-вертолёты, и заросшие взлётки и рулёжки.
Плюс.
                        
#3 написал: Winnie-the-Pooh
29 февраля 2016 14:14
0
Группа: Комментаторы
Репутация: (2830|-1)
Публикаций: 33
Комментариев: 9 401
Публикация вызывает смешанные чувства. Фотографии классные, но так жаль, что всё это в запустении! Я до пяти лет жил в военном городке при авиабазе, отец - бывший старший офицер (офицеров бывших не бывает). Мне по-своему дорого всё, связанное с военной авиацией. Плюс за публикацию!
               
#4 написал: Сделано_в_СССР
14 октября 2017 05:25
+1
Группа: Журналисты
Репутация: (2456|0)
Публикаций: 1 298
Комментариев: 8 853
Супер история! Очень понравилось! Дай бог,что когда нибудь этот аэродром снова начнёт действовать! +++
                           
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.