Мертва казка Личаківського цвинтарю (Мёртвая сказка Лычаковского кладбища). Часть 3: Практически Ромео и Джульетта...
Эта часть будет посвящена одному-единственному надгробию, которое принадлежит польскому художнику Артуру Гроттгеру (1837-1867 гг.), представителю романтизма. Гроттгер писал исторические композиции, портреты, батальные и жанровые сцены, создал циклы картонов, посвящённые драматическим событиям национально-освободительной борьбы Польши и Польского восстания 1863-1864 гг.Но более всего примечательна его история любви, которая напрямую связана с его надгробием.
Как известно, большинство художников в течение жизни обречены на бедность. Не избежал этой участи и Гроттгер, да ещё его скудное материальное положение осложнилось болезнью лёгких. Но, как бы ни был беден человек, никто не может запретить ему любить. В 1866 году 29-летний Артур переезжает жить во Львов из Снятына, где на балу знакомился с 16-летней полькой с французскими корнями Вандой Монне де Ля Тур, очаровательной и умной племянницей известного львовского кондитера Михала Монне, и влюбляется в неё с первого взгляда. Естественно, что не без взаимности. Примечательно, что влюбленный Артур искал встреч со своей Вандой в кондитерской её дяди: притон сладкоежек стал приютом для двух влюблённых – Ванда и Артур частенько встречались в кондитерской.
Родители Ванды, узнав об этом романе, были в принципе не против такого зятя, не смущаясь ни разницей в возрасте влюбленных, ни его болезнью, да только вот смущала их его нищета. Ну а далее по классике жанра - Артур, чтобы скопить капитал, напряжённо работает. Но, к сожалению, все усилия Артура были бесплодны. Тогда в последней надежде улучшить своё материальное положение он отправляется в Париж, где, не смотря на обострившуюся болезнь, работает не покладая рук. Рядом с его мольбертом всегда лежали письма Ванды и подаренный ею перстень с опалом.
Да простят меня современные мужчины, но неужели для многих из вас невозможно вот так же просто и трогательно выразить свою любовь словами, как сделал Артур в своём письме к Ванде: «Моя ты самая дорогая! Я ничего не вижу, ни не слышу, кроме тебя единой. Я стал человеком без мыслей, жизни и содержания, если речь идет о делах, которые не затрагивают Тебя или мою любовь. Одним словом, без Тебя ничего нет ни в мыслях, ни в поступках»? Может, тогда действительно было иное время, но ничто не ново под луной – современные дамы не против слышать красивые слова от своих мужчин.
Ценой неимоверных усилий Гроттгеру удается в срок закончить свой последний цикл «Война» и представить его на Всемирной Выставке в Париже в 1867 году. Земляки-иммигранты знакомят Гроттгера с академиком Жаном - Леоном Жеромом. С его подачи картины Артура покупает в свою частную коллекцию сам император Австро-Венгрии Франц Иосиф. После такого успеха совершенно обессиленного Гроттгера врачи направили на лечение на юг Франции в курортное местечко Амьен-Лес-Бейнс на границе с Испанией. Но благодатный климат Пиренеев не помог Артуру, 13 декабря 1867 года он умирает на руках монахов-бернардинцев в монастыре.
Узнав об этом трагическом известии, Ванда оделась в траур, продала все свои драгоценности, чтобы исполнить последнюю волю своего умершего жениха - однажды, прогуливаясь с Вандой по Лычаковке, Артур попросил ее в случае его смерти похоронить его именно здесь. Но для доставки останков художника с Пиренеев во Львов были запрошены огромные деньги, и Ванде все равно не хватало денег, вырученных от продажи драгоценностей. Тогда она упала перед родителями на колени и в слезах вымолила у них часть предназначенного ей приданого. Наконец, собрав необходимую сумму, Ванда с друзьями и близкими Артура поехала за телом возлюбленного.
В 1868 году останки Артура Гроттгера перевезли во Львов и с почестями перезахоронили на Лычаковском кладбище.
Памятник на его могиле выполнил скульптор Парис Филиппи. Он выполнил работу абсолютно бескорыстно, не взяв с Ванды денег.
На надгробной тумбе находится фигура девушки с лицом Ванды; у ее ног распростерся сокол – символ любви и верности, а также лира с лопнувшими струнами и сломанным мольбертом – символом безвременно оборвавшейся жизни и таланта Артура. Ещё на каменных листах высечены названия самых знаменитых его картин – «Варшава», «Полония» («Polonia» на латыни «Польша»), «Война» и прочие.
На тумбе виден овальный медальон с профилем Гроттгера – это работа выполнена самой Вандой (специально для этого она научилась резьбе по камню). На фасаде надгробия видна эпитафия: «Пусть тебя примет Христос, который к себе вызвал; а на небо тебя пусть вознесут Ангелы!», а рядом посвящение: «Святой Его памяти сие надгробие поставила Ванда».
А это портрет Ванды Монне
Более мне нечего рассказать о Лычаковском кладбище, кроме того, что я безмерно замёрзла за свою часовую экскурсию по этому городу мёртвых. Конечно, мой муж не так красноречив и романтичен, как Гроттгер, но зато весьма заботлив и практичен - он попросту отвёл меня в уютное кафе в центре средневекового Львова отогреваться и пить горячий глинтвейн.
Новость отредактировал Qusto - 15-09-2015, 17:00
Причина: Добавлен раздел "Лучшие истории сайта".
Ключевые слова: Кладбище любовь смерть легенда печаль надгробие Лычаковка страшные фото авторская история