Мертва казка Личаківського цвинтарю (Мёртвая сказка Лычаковского кладбища). Часть 2
Думаю, что мне повезло, что я посетила Лычаковку именно зимой – холодный зимний ветер, низкое свинцовое небо, облетевшая листва и голые деревья создают особую атмосферу, благодаря которой острее ощущается ветхость и скоротечность бытия. А это чувство не покидает тебя, пока ты бродишь по аллеям кладбища, вглядываешься в портреты на могилах, касаешься замшелых, ледяных могильных плит. Есть фото кладбища, сделанные летом, но они не так впечатляют - солнечные лучи, озаряя своим светом этот город мёртвых, несут в себе жизнь и ослабляют это чувство. В этой второй части моего повествования я расскажу о нескольких могилах, которые, на мой взгляд, особенно интересны.Фото 1.
Эта могила - своеобразный панегирик верности. В ней похоронен человек, рано потерявший жену. В новый брак он не вступил, пронеся верность своей покойной жене через всю жизнь. Зато завёл двух собак. Когда его не стало, то оба пёсика пришли на могилу своего хозяина – бедные животные так тосковали за ним, что предпочли умереть на его могиле. Эта история впечатлила одного скульптора, который и создал такое вот надгробие. Если подойти к нему поближе, то можно увидеть на собачьих мордах высеченные из камня слёзы. Эти слёзы – символ количества дней, которые провели на могиле собачки, причём у одного пёсика на одну слезу больше – он пережил своего товарища на один день. К моему стыду, я запамятовала и фамилию покойника, и фамилию скульптора. Что поделаешь – старость не радость!
Фото 2.
Это могила Юзефа Торосевича (1784-1869 гг.) - польского доктора медицины армянского происхождения. При своей жизни Торосевич прославился тем, что основал во Львове приют для детей-сирот, а после смерти завещал все свои сбережения детям-сиротам. Благодарные горожане в 1871 году установили на его могиле вот такое символичное надгробие – доктор прижимает к себе двух босоногих деток.
Фото 3-6. Спящая красавица Лычаковского кладбища.
Это надгробие Йозефы Марковской. Оно примечательно тем, что на нём мастерски выполнена женщина, которая словно навеки уснула на софе в непринуждённой позе. Автор надгробия - Юлиан Марковский (1846-1903 гг.), львовский скульптор. Сложно передать словами, какое впечатление производят каменные складки покрывала, которое наброшено на Йозефу, а пряди её волос, рассыпавшиеся по подушке, словно вот-вот взметнёт декабрьский ветер. Особый оттенок грусти придаёт надгробию серость и замшелость камня, осыпавшиеся, порыжевшие иголки ели. К сожалению, это надгробие успело пострадать от людской алчности – скульптор установил в изголовье статуи Йозефы Ангела Боли, но предприимчивые личности похитили его ещё в 1914 году. Это неудивительно – ведь этот ансамбль был признан шедевром ещё при жизни скульптора и принёс ему бешеную популярность.
Сама же Йозефа, по одной версии, была актрисой и скончалась в молодом возрасте прямо на сцене; по другой – будучи замужней женщиной, завела роман с молодым ловеласом и, узнав о его многочисленных изменах, приняла яд; третья, наиболее трогательная, – сердце молодой женщины просто не смогло перенести трагическую утрату – смерть малолетних сыновей. Оба мальчика, семи и двух лет отроду, похоронены вместе с матерью. Но в любом случае, каковы бы ни были причины смерти этой женщины, мне очень жаль, что она умерла такой молодой.
Фото 7. Надгробие Ядвиги.
На мой взгляд, это самое трогательное и милое надгробие во всём Лычаковском кладбище. Здесь похоронена девятилетняя Ядвига. Статуя девочки опирается на деревянный крест, увитый плющом – как объяснил экскурсовод, деревянный крест символизирует юную жизнь, которая так и не успела вырасти и обречена на увядание.
Фото 8,9. Склеп банкира.
Этот склеп примечателен тем, что там похоронен очень богатый львовский банкир, скончавшийся в конце XIX столетия. Даже его склеп выполнен в форме сейфа. По легенде в этом склепе банкир спрятал все свои богатства, все, что «нажил непосильным трудом», а его наследники смогли бы получить их только при условии, что разгадают код. Но наследники так и не смогли разгадать этот своеобразный «код банкира», поэтому и остались ни с чем.
Неизвестно, действительно ли банкир припрятал там своё золотишко, но эта легенда вдохновила некоторых предприимчивых личностей, которые отважились вскрыть его склеп. На фото видно, что плита, закрывающая вход в склеп, была вскрыта и не особенно аккуратно замазана цементом. Думаю, единственные богатства, которые им удалось отыскать, так это трупный смрад и прах банкира.
Фото 10. Надгробие армяно-католического архиепископа Самвела Кирилла Стефановича.
История этого надгробия в какой-то мере комична. По легенде пан епископ в возрасте 75 лет тяжело заболел. Ну и, естественно, чтобы оставить свой след на земле не только служением Богу (я уже умалчиваю о служении своей пастве), заказал себе надгробие. К моменту окончания работ состояние больного резко улучшилось и поп пошел на поправку. Правда, немного оклемавшись, пан епископ закатил скульптору скандал, дескать, он выглядит слишком старым на собственной статуе. Скульптор улучшил изображение, но пан Стефанович этим не удовлетворился – в течении 28 лет после болезни его собственное изображение «страдало» от улучшения. Но, думаю, скульптор страдал гораздо больше от привередливости своего клиента.
Рассказывая о Лычаковке, грешно обойти вниманием его склепы. А склепы здесь знатные – некоторые напоминают маленькие дворцы, поскольку выполнены в разных стилях – от готики до классицизма. Между нами говоря, некоторые похожи на «сахарные домики», которые радуют глаз, как на фото 11-13. Внутри этих склепов устроенные маленькие часовенки, где родственники могут помолиться о своих усопших предков.
А некоторые производят гнетущее, тягостное впечатление – от них словно веет скорбью и тоской (фото 14-15).
Фото 16 -19 – аллеи Лычаковского кладбища.
Новость отредактировал Qusto - 15-09-2015, 17:01
Причина: Добавлен раздел "Лучшие истории сайта".
Ключевые слова: Кладбище Лычаковка могилы склепы легенда памятник страшные фото авторская история