Энергия олимпийской мысли
Обратная сторона спортаВ середине 1990-х годов профессор Санкт-Петербургского государственного научно-исследовательского института физической культуры Павел Владимирович Бундзен задался вопросом: в чем отличие олимпийского чемпиона от спортсмена хорошего, но не способного достигнуть высших рубежей? И правда, какие спортсмены становятся олимпийцами? Те, кто тренируются больше всех, или же просто любимчики удачи? Можно ли среди юношей и девушек, посещающих спортивные секции, выявить потенциальных олимпийцев?
На этот вопрос в течение многих лет пытаются ответить в десятках лабораторий мира, оснащенных самым совершенным оборудованием. При этом ни для кого не секрет, что долгое время олимпийские рекорды готовились в секретных фармакологических лабораториях. Показывает парень или девушка хорошие результаты, подходит по физическим данным − и за него, помимо тренера, берется команда медиков. Специальные препараты для увеличения мышечной массы, поднятия общей энергетики, мгновенного изменения формулы крови… В 1970-е Олимпиады становились соревнованием медиков и биохимиков, и по окончании Игр в каждой стране-победительнице вручали секретные награды и группам ученых. Мировой элитарный спорт превратился в соревнование лабораторий по производству допингов.
Потом началось время допинг-контроля. Это заставило тренеров и ученых искать «естественные» методы достижения победы. Спортивная наука занялась пристальным изучением физиологии, психологии и генетики спортсменов. И тут вдруг выяснилось, что никто толком не знает, чем же великие спортсмены отличаются от обычных.
Ощущение скалы
Автору этой статьи довелось серьезно заниматься скалолазанием и альпинизмом. Скалолазы, как известно, лезут по вертикальной скале – кто быстрей. У них хорошая страховка, и в случае срыва ничего страшного не происходит – участник соревнований повисает на веревке, и его спускают вниз. Чтобы жизнь не казалась медом, на скале рисуют специальные маршруты, исключая наиболее привлекательные зацепки и уступы. Схватился за такой уступ – выбываешь, сорвался – вылетел (в прямом смысле этого слова). Такие соревнования проводятся не только на естественных кручах, но и на специально построенных скалодромах.
В 1970-е годы в мире скалолазания появилось новое имя – Виктор Маркелов. А случилось это так. Виктор (тогда ему не было еще и 30 лет) приехал на тренировочные скалы под Питером – друзья позвали. Шутки ради, прицепился к веревке и как был – в армейских сапогах – полез по скале. И произошло невероятное! Этот салага обогнал всех спортсменов, годами ползавших по карельским кручам. Оказалось, у Виктора присутствует удивительный природный дар – своеобразное ощущение скалы. Каждое его движение плавно перетекает в следующее, тело как бы скользит вверх по вертикальной скале, на самых сложных участках Виктор не задерживается ни на долю секунды. Рука сама знает за что схватиться, а ноги уверенно становятся на мельчайшие шероховатости кручи. Попытки воспроизвести этот стиль оказывались безрезультатными, и в течение многих лет Виктор Маркелов становился чемпионом страны сначала по скалолазанию, а потом и по альпинизму. Но во всех его победах, помимо природного дара и прекрасной физической формы, было еще несколько факторов, которые многие годы составляли секрет выдающегося мастера. Что же это за факторы?
Племя супермарафонцев
Конечно же, физическая форма. Но! Часто бывает так: прекрасные результаты на тренировках, мировой рекорд, можно сказать, в кармане, а на крупных соревнованиях – полный провал. Причин множество: тяжелый перелет к месту состязания, непривычная иностранная пища, косые взгляды судей, массовый сговор соперников… Да мало ли! Зовут психологов. Те предлагают специальные тренинги. Помогает. Особенно если психологи имеют особое чутье, интуицию. Такие специалисты есть, но их мало. На всех не хватает. А может быть, существует какой-то не слишком сложный, общедоступный метод, который позволит побеждать несмотря ни на что? Разработкой такого метода занялся коллектив под руководством профессора П.В. Бундзена, с упоминания о котором мы начали эту статью.
Ученые обследовали сотни спортсменов, от физкультурников среднего уровня до олимпийских чемпионов. Через несколько лет исследований выстроилась определенная схема условий, необходимых спортсмену для достижения им олимпийских высот.
Прежде всего, это определенные генетические данные. Понятно, что баскетболист должен быть высоким и прыгучим. Хотя бывают исключения. Например, если заглянуть в историю НБА, мы обнаружим там успешных баскетболистов Эрла Бойкинса ростом 1,65 метра и Магси Богза ростом 1,6 метра. Впрочем, такие исключения лишь подтверждают правило. Бегун на длинные дистанции должен иметь определенный тип мышц и активные легкие. Прыгун с трамплина не должен бояться высоты. Сейчас даже обнаружены специальные гены, позволяющие добиться успеха в том или ином виде спорта. Но это не значит, что на основании генетических исследований можно сказать, чем данному ребенку заниматься. Этот фактор может помочь, но не является определяющим. К тому же, в ходе тренировок роль генетического фактора постепенно снижается. Конечно, если вы родились в индейском племени тараумара в одном из горных районов Мексики, вам от природы дан карт-бланш на то, чтобы стать марафонцем. Эти индейцы известны тем, что, охотясь на оленя, преследуют его до тех пор, пока он не обессилеет. Иногда они пробегают при этом более 150 километров. Их называют племенем супермарафонцев. Но заметим сразу, что даже если ваш папа – гроссмейстер по шахматам, это не дает вам никаких преимуществ перед остальными любителями. Если, конечно, папа не приобщил вас к этой интеллектуальной игре еще в раннем детстве.
Тренировки, тренировки… А что еще?
Переходим к следующему условию достижения чемпионского титула. Тренировки, тренировки и тренировки… Разница между физкультурой и спортом заключается в том, что первой можно заниматься в свободное время, а второй - предполагает постоянные тренировки. Любой перерыв, хорошее застолье, нервная перегрузка – все это вредит профессиональному спортсмену, отбрасывает его к нижним ступеням пьедестала. При этом любой тренер знает: на сотни активно тренирующихся ребят, лишь несколько выйдут на уровень всероссийских отборов, и лишь одному суждено подняться на мировой уровень. Но этого одного не было бы без той сотни. В спорте наглядно действует закон больших чисел.
Когда ребята выходят на высокий уровень, начинает работать психологический фактор. Ведь предстартовое волнение может помочь настроиться на победу или не позволить попасть шнурками в дырочки кроссовок.
Ваше благородие, госпожа Удача
И еще одно важное условие – удачливость. Можно долго тренироваться, готовиться психологически, но за неделю до соревнований потянуть связки или подхватить грипп… А можно в последний момент попасть в сборную и завоевать медаль на международных соревнованиях.
В везении, удачливости − еще один компонент успеха спортсмена. Есть люди, которым при общих равных условиях все само идет в руки, и есть неудачники, которые могут разбить голову об открытый багажник собственного автомобиля. Этот фактор важен во всех областях жизни, но в спорте – особенно.
Преодолеть барьер
Итак, мы с вами выделили четыре необходимых компонента спортивного успеха: природные данные, упорные тренировки, психологический настрой, удачливость.
Все эти компоненты известны профессионалам. Но мастера спорта от олимпийского чемпиона отделяет барьер, некий рубеж. И Бундзену с коллегами удалось разгадать его суть.
Идея заключается в том, что победа достигается не только физическим телом, но и особым состоянием сознания, в которое переходит спортсмен в момент старта. Конечно, скажет кто-то, спортсмен должен быть настроен на победу. Что же тут нового? А новое – это выявление соревновательной готовности выдающихся спортсменов, как особого ментального состояния. Оно характеризуется специфической организацией работы как мозга, так и всей энергетической системы человека.
Известный американский исследователь П. Мэрфи в книге «Психология спорта» привел свидетельства великих спортсменов об особых состояниях, которые они испытывали, ставя очередной рекорд. В этих состояниях они как бы получали дополнительный источник энергии, позволявшей им демонстрировать результаты, во многом превосходившие предыдущие. Так было с американцем Бобом Бимоном, поставившим мировой рекорд в прыжках в длину, который потом много лет никто (в том числе и он сам) не мог повторить.
В искусстве восточных единоборств намеренно развивается умение мобилизовать внутреннюю энергию в единении сознания и физического тела. Нам довелось наблюдать китайского мастера Чи Гонга, худенького человека, который легко тащил на веревке, обвязанной вокруг пояса, многотонный грузовик.
Мысль становится материальной!
Благодаря использованию современной научной аппаратуры удалось показать, что состояние выдающихся спортсменов в момент соревнования действительно объективно отличается от обычного состояния человека. Основными методами, использованными в исследованиях, были два: электроэнцефалография (ЭЭГ) и газоразрядная визуализация (биоэлектрография). Поясним здесь, что это за методы. Для примера возьмем альпинизм как один из видов спорта, связанных с максимальной нагрузкой и риском. Перед выходом на маршрут Виктор Маркелов, о котором мы говорили выше, проходил его мысленно. Он словно проигрывал весь подъем по скале в своем сознании: каждый день восхождения, каждый участок скалы, уступы, мельчайшие зацепки. И реальная скала становилась практическим воплощением той, ментальной. Таким образом, Виктор не только готовился к восхождению, но и формировал пространство будущего.
И каждый великий спортсмен выступает не только в физическом пространстве, но и в ментальном. Человек, погруженный в процесс своего ментального выступления, со стороны смотрится странно. Он сидит с остановившимся взглядом, не замечая окружающих, не реагируя на происходящее. Этот человек находится в измененном состоянии сознания. Чемпионы легко переходят в такое состояние, это часть их победной тактики. Они приходят к этому разными путями, но легко осваивают способность переходить из нормального состояния в измененное, проигрывают победу в уме и делают ее реальностью. Мысль становится материальной!
Сила – есть. Ум тоже нужен!
Сегодня, проводя исследования, мы закрепляем на теле спортсмена различные датчики и просим выполнять определенные физические и психологические задачи. Одна из них – мысленное участие в соревнованиях. Причем спортсмен должен делать это на максимуме своих возможностей. Вот тут-то и проявляется разница картины биологического поля, окружающего тело человека. У атлетов среднего уровня картина поля практически не меняется – действительно, о чем говорить: подумал о соревновании! Но у чемпионов, как настоящих, так и будущих, происходит кардинальное изменение. П.В. Бундзен с коллегами утверждают, что это изменение может быть сопоставлено с вхождением спортсмена в измененное состояние сознания. Это и есть главное отличие атлета высокого уровня: он выигрывает не только за счет мышц, но и за счет мозга. Следовательно, спорт – это особый вид интеллектуальной деятельности!
В последние годы это утверждение научились доказывать с помощью приборов. Метод электроэнцефалографии позволяет исследовать характер электрической активности мозга, метод биоэлектрографии дает информацию о распределении биологического поля. Сейчас все большее распространение получает метод анализа кардиоинтервалов – тонкой реакции сердца на внешние события. Каждый из этих методов сообщает исследователю о том или ином аспекте сознательной и подсознательной деятельности человека. Получение этой информации немыслимо без компьютерной обработки данных, основанной на сложных математических моделях.
Побеждают сильные духом
Представьте: в лабораторию приходит группа спортсменов. Их обследуют в обычном состоянии, потом дают физическую нагрузку и, наконец, просят представить себе наиболее ответственный момент предстоящих соревнований. Датчики снимают информацию с области груди и пальцев до, во время и по окончании тестов. После этого компьютерная программа вычисляет определенные коэффициенты и формирует рейтинг спортсменов: распределяет их по уровню соревновательной готовности. Тренеры сопоставляют этот рейтинг со своими представлениями и решают, включать ли того или иного атлета в состав сборной. Программа также подсказывает тренеру, на какую сторону подготовки спортсмена надо обратить особое внимание: физическую, ментальную, или энергетическую.
Кстати, что касается совпадения приборных исследований с представлением тренеров о том или ином спортсмене, то оказалось, что компьютерный анализ совпадает с оценками тренерского совета в восьми случаях из десяти.
Павел Владимирович Бундзен ушел из жизни, но его идеи получили новое развитие. Теперь уже почти никто не сомневается, что для побед в спорте развитие духа не менее важно, чем тренировка тела.
Источник
Автор: Константин КОРОТКОВ
Новость отредактировал IRISKA666 - 11-07-2014, 15:32
Ключевые слова: Мысли спортсемены рекорды