Икотка: Северный бес
ЗАРАЗАИзвестный советский писатель Ф. Абрамов писал: «Есть на Севере, а точнее сказать, на Пинеге и на Мезени, такая женская болезнь — икота, которая, правда, сейчас немного поутихла, а еще совсем недавно редкую работную бабу не трепала. Найдет, накатит на бедную — и мутит, и ломает, и душит, и крик и рев на все голоса: по-собачьи, по-кошачьи, и даже самая непотребная матерщина иной раз срывается с губ...»
Самое широкое распространение икотки наблюдалось до середины 50-х годов прошлого века в селе Пинега Архангельской области. В населенном пункте было настолько много заболевших женщин, что ученые заговорили о наследственности заболевания.
В народе таких женщин стали называть «пинежскими икотницами», и по сей день многие опасаются их присутствия поблизости. Не удивительно, ведь болезнь, появившись у одной из жительниц села, буквально за несколько дней охватывает целые населенные пункты. Симптомы икотки могут бесследно исчезнуть через пару недель и вернуться вновь спустя год или два. Можно было бы предположить, что все это выдумки темных людей, живших два века назад, но современные описания болезни похожи на те, которые появлялись и сто, и двести лет назад.
ОХОТА НА ВЕДЬМ
Впервые упомянул об икотке епископ Архангельский и Холмогорский Вениамин в 1785 году в своем письме к Синоду, который считал, что это особый вид порчи и одержимость злым духом. Вениамин связывал возникновение странной болезни с языческими верованиями местного населения, перешедшими к ним от жившего в тех краях древнего народа, называемого «чудь белоглазая», который по преданиям обладал паранормальными способностями.
Вера в то, что икотку напускают колдуны и знахари, была настолько сильна в народе, что в XIX веке по этому поводу состоялось несколько судебных разбирательств: например, в 1815 году суд приговорил Ми-хайло Чукрая, жителя Пинеги, к 45 ударам плетью за наведение порчи на свою сестру. А в 1862 году в этих краях произошел народный бунт, во время которого жгли дома колдунов, подозреваемых в порче. Усмирить народные волнения удалось только с помощью войск и духовенства.
Исследователи этого странного заболевания выделяют три разновидности икотки: «немая» — у больного происходит неудержимая зевота, текут слезы и дрожат конечности; «ревущая» — сопровождается спазмом гортани, голос меняется до неузнаваемости; «говорящая» — начинается продолжительным иканием, сопровождающимся выкрикиванием слов и фраз, чаще всего грубых и нецензурных.
При этом икотка выполняет своеобразные посреднические задачи. Например, «говорливая икотка» прорицает будущее, находит пропавшие вещи, то есть сообщает ту информацию или особое знание, которыми ее «носительница» не обладает.
ЖИВАЯ ПЛЕСЕНЬ
Считается, что икотка - это сущность, внешне похожая на плесень, которую колдуны при помощи магических практик выращивают на остатках еды или определенных напитков. После того как икотка зародилась, ее «подсаживают» человеку, в котором она будет жить. Происходит это, как правило, так: заколдованную плесень помещают в квас, морс или пиво и дают выпить жертве. Любопытен и необъясним тот факт, что икотку невозможно вырастить в крепких спиртных напитках: ну не любит она водку и самогон, потому они не подходят для магических ритуалов.
После того как сущность попала в носителя, она может принимать разную форму: человека, насекомого, лягушки, черта и т. д. О своем внешнем виде икотка очень любит рассказывать устами своего носителя. С таким же удовольствием она сообщает свое имя — как правило, человеческое: Егорка, Павлик, Даша и др. Икотка растет внутри своей жертвы годами. И вещать она начинает не всегда сразу после порчи, иногда она долго молчит и лишь спустя некоторое время заявляет о себе.
Самый длительный срок, зафиксированный этнографами, — 32 года (Егорка жил в носительнице 35 лет, а «говорить» начал только последние три года).
Проникнув в человека, бес «поселяется» где-то в животе, но бывает, что и по всему телу — такие ощущения испытывает носитель. Первым признаком незваного гостя является постоянно появляющаяся икота, которую невозможно остановить. Одновременно в человеке могут существовать две икотки, которые редко уживаются друг с другом, поэтому одна из них должна быть «изгнана». Еще одна интересная особенность заболевания — это то, что ему наиболее подвержены беременные женщины или женщины, живущие в тяжелых семейно-бытовых условиях.
Икотка всегда знает заранее, когда ее носителю придет срок умирать, и решает сама, уйти ли ей вместе с человеком или «переехать» в новое жилище (в родственника или знакомого). Однако если умершего вовремя перекрестить, то бес прекратит свое существование вместе с ним или уйдет в землю.
КАПРИЗНАЯ СУЩНОСТЬ
Иногда молчавшая годами икотка начинает подавать голос только после того, как носитель собирается ее изгнать или... напоить молоком кобылы. А до той поры сущность молча руководит «порченым» человеком, вынуждая его совершать совершенно несвойственные ему поступки: нецензурно выражаться, пить вино, есть вредную пищу и т. д. Кроме того, держит под контролем всю его жизнь. Для примера можно привести слова одной «икотницы»: «Егорка говорит: «Матка, пошли спать, я спать хочу». И вот мы с ним и спим».
За столько лет тесного сосуществования с икоткой люди Севера смогли определить присущие ей привычки и предпочтения: любит темноту, не принимает крещеную пищу, пьет только красное вино (белое отвергает), не ест мед, не любит водку, чеснок, лук, перец, хрен, редьку и полынь.
Сущность не переносит молитвы, боится кукиша, особенно если при этом слышит: «Тебе фигу, мне силу». Особенно ей не нравится одежда и постельное белье красного цвета или с «колючим» рисунком, поэтому женщины в той местности, где это заболевание имеет массовый характер, предпочитают такие расцветки ткани.
МЕДИЦИНА БЕССИЛЬНА
Распространение заболевания не ограничивается только печально известной Пинегой. Об икотке знали карельские народы, мордва, вятичи, пермяки и другие северяне. Не обошла стороной эта участь поселения Урала и Сибири. Получается, что икотка предпочитает территории, где всегда жили финно-угорские народы. Староверы, живущие в глухих местах Сибири, строили монастыри, в которых лечили больных икоткой.
Правда, приемы лечения, которыми они пользовались, были довольно жестоки: «порченых» морили голодом, били, пугали цепными медведями или собаками, держали на морозе, обливали ледяной водой. Иногда это помогало и люди (если выживали, конечно, после таких испытаний) возвращались домой полностью излечившимися.
Ученые медики считают причинами, вызывающими массовое заболевание, кислородное голодание мозговых клеток, недостаточное или избыточное содержание в организме заболевших йода, кальция, цинка, витаминов группы В. Саму икотку они называют феноменом психического заражения и относят ее к навязчивым психозам или вялотекущей шизофрении.
А лечить болезнь предлагают с помощью глубокого гипноза. Однако еще никому не удалось избавиться от икотки таким способом. Мало того, сущность вступала с докторами в спор и выдавала такие подробности их жизни, что приводила в замешательство и смущение, чему откровенно радовалась.
Чтобы защититься от проникновения икотки, знахари рекомендуют вечернюю и утреннюю молитву, обереги в виде щепотки соли, мака или красного лоскутка. Если же беда уже произошла, то больному предписываются строгий пост и отпаивание заговоренной водой. После семи дней таких процедур у заболевшего начинается сильная рвота и исторгается нечто, похожее на чайный гриб, которое следует сжечь, а пепел закопать.
Считается, что излечившийся человек в течение трех лет защищен от козней даже самых сильных колдунов. Так что же такое икотка, проклятие или дар? А может быть, на Русском Севере есть двери в другие миры, откуда к нам приходят гости, чтобы поделиться с человечеством своими знаниями?
Ссылка
Автор:Галина Белышева
Новость отредактировал Арника - 6-06-2014, 10:01
Ключевые слова: Икотка болезнь бес