Долгая дорога в Припять. Часть 3
В четыре часа утра я вышел из заброшенной сельской хаты в темно-серую тьму чернобыльской ночи. Было холодно, сыро и мрачно. Я быстро пошел по улице мертвого села мимо черных очертаний брошенных домов и огородов. Трава была сырой, и брюки до колен сразу вымокли. Через некоторое время я понял, что в темноте потерял ориентацию, поэтому достал компас и пошел строго на север через бурелом кустов практически вслепую. Наконец, я вышел на асфальтовую дорогу и пошел по ней в восточном направлении так быстро, как только мог. Впереди меня ждал мост в неизвестность.Вокруг было тихо, слышалось лишь пение редких птиц, которым не спалось в такую рань. Надо мной проплыли провода ЛЭП, а я шел дальше и дальше по мокрому асфальту. Небо светлело слишком быстро, и уже можно было разглядеть обочину дороги, а мне до моста еще оставалось несколько километров. Я почти бежал, но с рюкзаком это было непросто. Возможно, мне не стоило так торопиться, но я понимал, что опаздываю, т. к. планировал перейти мост до рассвета. Я шел и шел, дыхания не хватало, сердце колотилось, а в ногах растекалась боль.
Наконец, я подошел к перекрестку – здесь дорога, по которой шел я, примыкала к главной дороге Дитятки – Чернобыль, на которой была видна свежая белая разметка. Я осмотрелся, но не заметил ни патруля, ни чего-либо опасного для меня и пошел дальше по размеченной дороге. Через какое-то время я почувствовал отчетливый автомобильно-технический запах, по которому понял, что прохожу мимо старой автомойки, находившейся восточнее от меня. Временами я останавливался и прислушивался к ночной тишине. Так я дошел до следующего перекрестка – впереди был виден долгожданный мост. Это меня окрылило, я забыл про боль и усталость и увеличил скорость. За мостом было расположено село Черевач.
Местность южнее реки достаточно заболочена и имеет множество небольших озер и заливов.
Мост вместе с подъездной дорогой имеет несколько сотен метров в длину. Если на обычной дороге в случае проезжающей машины можно было скрыться в кустах или траве, то на мосту никаких укрытий не было.
К счастью, в такую рань нормальные люди не ходят и не ездят по этому мосту, и я в одиночестве перешел на левый берег. Пока я шел по мосту, начал накрапывать мелкий дождь.
Вскоре слева показались первые дома. Я дошел до перекрестка, где главная дорога уходила вправо на Чернобыль, а мой путь вел влево.
Я прошел мимо пожарной вышки и приблизился к западной окраине села.
Теперь мне нужно было выбрать дом, чтобы можно было спокойно позавтракать и отдохнуть. Я осмотрел несколько построек недалеко от дороги, но все они оказались в крайне плачевном состоянии. Я углубился в лес к югу и нашел дом, который, вероятно, некогда служил чем-то вроде администрации Черевачского лесного хозяйства. В доме было несколько комнат, в которых была разбросана масса каких-то учетных и канцелярских бумаг датированных до 1986 года. Посреди одной из комнат лежал большой железный сейф. Тут я и решил сделать привал.
Несмотря на утренний холод, я взмок от такого марафона и порядком устал. Я вскипятил воды, заварил и поел овсянки со сгущенкой, попил чаю с бубликами. После завтрака я осмотрел помещения и бумаги. В соседней комнате была разрушенная печь, а все остальные были пусты.
Ранее я заметил, что во всех хатах, где мне пришлось побывать за этот поход, я находил на полу и чердаках сухие крылья бабочек, в основном павлиньего глаза. Эти бабочки зимуют в защищенных местах. Вероятно, часть из них не доживает до теплых времен, оставляя после себя лишь крылья. В этом доме я также случайно обнаружил крылья перламутровки. Обе эти бабочки принадлежат к семейству нимфалид и распространены по всему миру.
В сенях был лаз в погреб. Я посветил туда фонарем и на дне увидел скелет небольшого животного, вероятно, зайца. Животное очень давно угодило туда и не смогло выбраться.
Было уже около девяти утра, и со стороны дороги периодически стали доносится звуки проезжающих машин.
После завтрака у меня освободилась часть тары из-под воды, и я решил заполнить ее водой из реки, т. к. не знал, когда обнаружу следующий источник. Я собрал рюкзак, оделся и выдвинулся от дома в южную сторону в направлении реки.
Особенность Черевача заключалась в том, что хаты, расположенные ближе к реке, находятся в низине на несколько метров ниже тех хат, которые ближе к дороге. Поэтому мне пришлось спуститься с крутого пригорка. Дальше я прошел через заболоченную местность, заросшую камышом и высокой травой, и спустился к воде. Рядом росло старое дерево, основание которого подгрыз бобер, а вокруг валялась куча стружек.
На обратном пути я заметил колодец. В нем была вода, но вся ее поверхность была усыпана гнилыми листьями. Я также решил заглянуть в один из домов, но там почти все доски пола были сгнившими, а под полом был глубокий погреб, и я решил не рисковать.
К тому времени было уже почти десять утра. Я оставил осмотр домов и вышел на дорогу, по которой пошел на восток в направлении села Новоселки. Далее со мной произошел один незабываемый случай.
Утро было солнечное, но ветреное. Асфальтовая дорога вела на восток через лес, и я прошел по ней несколько сотен метров. Вдруг совсем рядом, сзади себя, я услышал звук мотора легковой машины, который принял сперва за шум ветра в кронах деревьев. Я бросился вправо к обочине, где вдоль дороги росли молодые сосны, и упал вместе с рюкзаком в траву. С дороги меня не должно было быть видно. Судя по звуку, патрульная машина ехала не так быстро, и, проехав мимо меня несколько метров, она остановилась. Я понял, что меня заметили, но, вероятно, не видели, где именно я спрятался. Что было делать? С рюкзаком далеко убежать не получится, а без рюкзака, воды и еды долго не протянешь. К тому же справа, севернее от дороги, было открытое поле, и я был бы там как на ладони. Я почувствовал, как от адреналина в крови меня начало трясти. Я решил не двигаться в надежде, что меня не найдут. Я лежал в траве, солнце припекало, я чувствовал свежий запах молодой травы возле лица и наблюдал, как по моей руке ползет клещ. Но все это было неважно. И тут я услышал, что машина медленно едет куда-то дальше, сворачивая с дороги. Вскоре ее звук стих где-то южнее в лесу.
Оказалось, что впереди, метрах в десяти, был поворот на старую лесную дорогу, ведущую к селу с юго-западной стороны, куда машина и уехала. Вероятно, это были люди, приехавшие сюда на поминальный день, т. к. это был понедельник, второе мая.
Дальше я решил идти справа от дороги, где меня не будет видно. Это было значительно тяжелее, чем идти по асфальту, но можно было не бояться машин.
Вскоре начался старый сосновый лес. Пока я шел по лесу, по дороге проехало несколько машин. Затем асфальтовая дорога ушла левее, а я вышел на противопожарную просеку и пошел по ней на северо-запад. Здесь я услышал впереди себя топот и увидел в нескольких десятках метров от себя несколько убегающих косуль.
Лес был мрачен. В нем было жарко и душно, а в вершинах сосен гулял ветер, от которого деревья громко и жутко скрипели.
Так, я прошел несколько километров. Это был тяжелый переход, т. к. часть его пришлось просто по бездорожью. В лесу было много лежащих стволов деревьев, которые приходилось обходить, что занимало немало времени и сил. Этот лес также был слабо радиоактивен.
Около двух часов дня я сделал длинный привал, потому что порядком устал и проголодался. Несмотря на радиацию, пришлось отдыхать и есть на радиоактивном мху, т. к. он был повсюду и деваться было некуда. От шума ветра и скрипа стволов мне часто мерещилось за деревьями какое-то движение, и я невольно все время вслушивался и оглядывался.
После перекуса консервами не хотелось никуда идти, да и вообще двигаться. Однако я пошел дальше в северо-западном направлении. Вскоре я вышел к открытой местности. После старого леса равнина с молодыми березами показалась сказкой.
Однако, пока я шел лесом, я немного потерял ориентацию и теперь точно не знал, где нахожусь. Я продолжал идти на северо-восток, стараясь не сворачивать в мрачный лес, тянувшийся слева.
Местность была преимущественно лесостепная, с невероятно большим количеством кабаньих следов и навоза. В одном месте я обнаружил поляну с ямами, вырытыми словно небольшим экскаватором. Вероятно, это было дело кабаньих рыл, и от этого мне было не по себе.
Я давно заметил, что кабаны более предпочитают открытую степную местность, тогда как косули и лоси – лес.
Я уходил дальше на северо-запад, где простиралась бескрайняя степь с небольшими деревцами. МЭДГИ тут была около 0.15 мкЗв/час.
Как-то я наткнулся на лосиные рога на земле, которые могли бы стать хорошим сувениром. Однако я сразу откинул эту мысль, оценив их размер и вес в несколько килограмм.
Всю оставшуюся часть дня я шел через степь. Она казалась бесконечной. Под травой было скрыто много ям и кочек, а дорог тут не было. Значительно проявлялась усталость, но тяжелее было от постоянного морального напряжения. Здесь я сделать привал и уселся на землю, где стоял. Я сидел под молодым деревом и думал о том, что, возможно, когда-то сотни лет назад мои предки точно так же брели через такую дикую степь. А вокруг на многие километры, как и сейчас, не было ни одного человека, лишь ветер – древний житель степной, шумел над сухой травой.
Я пошел дальше и через некоторое время неожиданно для себя справа, на северо-востоке, далеко за степью и лесом, я увидел антенны ЗГРЛС «Дуга» Чернобыль-2.
Чернобыль-2 - чрезвычайно интересное место, однако оно было расположено немного в стороне от моего запланированного маршрута.
Теперь по карте и сторонам света я точней представлял свое местонахождение, хотя заблудиться я и так не мог. Я сфотографировал Антенны с максимально возможным для моего объектива зумом.
Также я увидел на горизонте слева от себя опору электрической линии.
Это была та ЛЭП, которая встречала меня в самом начале пути в приграничной полосе. Она шла с юга практически прямо, не сворачивая, над бескрайними просторами Чернобыльской Зоны, легко переступая километровыми шагами через реки, поля, болота и леса, в то время, когда мне пришлось изрядно петлять человеческими шажками.
Это был хороший ориентир, и я почти уверился, что не останусь в этой степи навсегда. День клонился к вечеру, и вскоре на западе я увидел телеграфную линию и подошел к грунтовой дороге, ведущей, согласно карте, прямо к восточной окраине следующего на моем пути села – Корогод.
Автор - Алексей (Vrem).
Источник.
Ключевые слова: Припять поход путешествие заброшенная деревня ЛЭП