Марийский ритуальный обряд
Пришлось мне как-то оказаться в одной марийской деревне на Урале. Поездка моя туда была связана с одним печальным событием, произошедшем в нашей семье, а именно смертью моей бабушки Гали. Бабушка моя - тоже марийка, родилась и выросла в этой самой деревне, но последние 8 лет жила в Краснодарском крае. Однако, в связи с тем, что все родственники по отцовской линии похоронены именно на Урале, неподалёку от этой самой деревни, решено было перевозить бабушку на историческую родину, отпевать и хоронить там. Отпевание происходило в обычном деревенском доме, ныне пустующем, где жила некогда семья бабушкиного мужа. Я сама была неоднократно в этом доме во времена своего детства и отлично его помнила. Бабушка же моя здесь провела немало времени, поэтому решено было проводить "прощание" именно здесь.Проводить в последний путь мою бабушку пришло, помимо многочисленных родственников, много народа со всей деревни. Вообще, марийцы, на мой взгляд, очень сплочённый народ, хоть и довольно хитрый. Пришло много соседских бабушек-мариек, все они очень быстро болтали на марийском языке, которым я, к сожалению, не владею. Они принесли с собой некоторые специальные вещи для проведения ритуального обряда, которые положили в гроб и рядом с ним. Весь ритуальный обряд состоял из украшения гроба, песнопений и специальной марийской молитвы. Но что показалось мне наиболее интересным - это обряд "кормления умерших". Да, есть такое поверье у марийцев, что, когда умирает человек, на какое-то время открывается как бы "портал" в иной мир и в это время можно общаться во сне со своими умершими родственниками, а так же передать им туда какие-то вещи.
Все эти бабушки принесли с собой большие тазы, трёхлитровые банки, поставили их на стол у гроба и приготовились к "кормлению". Каждая из них крошила в тазы булки, хлеб, различную выпечку, а в банки наливали воду, компот или даже немного водки, напевая какую-то песню на марийском, в промежутках между неизвестными мне словами вставляя вполне себе понятные имена разных людей. Когда я только увидела начало всего этого действа, я спросила какую-то бабушку, сидевшую с самого края, что они делают. Тогда она мне всё объяснила, сказав, что, делая это, они кормят и поят мёртвых. А когда в песне они называют имя - это значит, что эта еда предназначается именно ему. Для меня это всё, конечно, было немного дико и, сказать по правде, веры во всё это было 50/50.
Тогда та же бабушка, которая мне всё это рассказывала, вероятно, почувствовав моё недоверие, сказала: "Вот и мне, доченька, за несколько дней, как узнала, что Галина умерла, приснился мой сыночек, давно умерший и просил поесть. Я тогда проснулась и сразу поняла - быть покойнику".
Вот такой интересный народ - марийцы, жизнь которых и по сей день часто связана с мистическими вещами, различными обрядами и нестандартными способами лечения болезней.
А мне же, как потомку этой удивительной культуры, очень приятно от того, что у меня такие необычные корни.
Новость отредактировал Таис - 9-02-2015, 20:41
Ключевые слова: Бабушка смерть похороны отпевание деревня обряд марийцы марийка авторская история