Оскверненная церковь

Не скрою - были в моей туристской жизни моменты, когда я думала: "Кой чёрт занёс меня на эти галеры? Сидела бы я дома - как было бы хорошо!" К счастью, таких моментов я могу насчитать немного. Об одном из них я расскажу сейчас.

Колесили мы по Рязанской области втроем: я, Аня, Илюха. На великах. Поля, перелески, жаркий солнечный день, грунтовые дороги - как говорится, "ничто не предвещало". Хотя с точки зрения метеорологии как раз предвещало. Грозу.
И ее натянуло с запада. Когда я увидела эту свинцовую громаду, закрывшую горизонт, я поняла, что шутки кончились. Мы быстро сориентировались по карте и обнаружили левее пути следования, километрах в трех, несколько "отдельно стоящих строений" и церковь. "Повезло!" - решили мы и вкрутили что есть сил.
Сперва мы увидели колокольню, и душу мою скребанул кот беспокойства: без креста, без колокола, видать, заброшенная. В покинутых церквях мне приходилось бывать и ранее - я люблю фотографировать руины, но перспектива искать укрытия от дождя в таком месте не радовала. Однако с намеченного пути мы решили не сворачивать - некуда. Реденькие березовые рощицы вряд ли защитили бы нас от непогоды.
Три часа пополудни. Тишина. Низовой, порывистый ветер переносит с места на место облачка пыли вместе с былинками и редким мусором. Ярко светит солнце, но свет его уже тревожный. Кто бывал перед грозой в поле, тому знакома эта беспокойная ясность предгрозья, когда виден каждый трепещущий листик на березе за добрую сотню метров, каждая ямка на дороге, каждый кирпич в показавшемся из-за поворота строении. Воздух наэлектризован и упруг, от него встают дыбом волоски на руках. Опасливо косясь на тучу, мы подъехали к тому месту, где планировали укрываться от непогоды. Три дома: два решето, а третий крепок, но окна заложены кирпичом, а на двери мощнейший навесной замок. Овраг с жиденькими кустиками ракиты. Несколько пирамидальных тополей чахлого вида.
Церковь была в плачевном состоянии: выбиты рамы окон, всё, что было железного - снято, всё, что можно было выломать, не прибегая к помощи техники - выломано. Мы нерешительно замерли возле паперти. Входить или не входить? Крупные капли - пока еще редкие - уже пятнали наши плечи и пыль вокруг нас. Илья чуть заметно перекрестился и прошептал что-то про себя.
- А не шандарахнет нас тут молнией? - осторожно спросила Аня.
- Не должно, - неуверенно произнес Илья и первым поднялся на паперть. Мы пошли следом.
Церковное крыльцо. Мусор по углам, доски пола сорваны, порог обгажен голубями. Слева - обломки ступеней на колокольню, справа - какое-то помещение непонятного мне назначения. Но кирпичный свод над головой укрывал от непогоды. Мы кое-как прислонили велосипеды и стали оглядываться. На улице стемнело, ветер гудел, налетая мощными порывами, сорванные листья и мусор мелькали в воздухе, дождь уже захлестывал в дверной проем.
Меня пробрал озноб. "Надо перекусить!" - подумала я и достала из рюкзака шоколадный батончик. Поев и убрав обертки, мы поуспокоились и решили зайти в притвор.
- Только ничего там не делайте! - предупредил Илья. Он был очень верующим человеком.
- Мы только посмотрим! - пообещала Аня.
Смотреть было особо нечего. В синем грозовом сумраке церковь казалась неправдоподобно высокой. Полы тоже были содраны, кое-где штукатурка была отбита до кирпича, фрески потрескались. Следов современных вандалов с их тупыми заборными надписями было не много, похоже, место не пользовалось популярностью даже у отмороженной шантрапы. Но при этом было заметно какое-то остервенелое разрушение всего и вся: вмятины на штукатурке от ударов чем-то тяжелым - может, железным брусом, а повыше - следы от камней. Чёрные языки некогда горевшего костра. Паникадило было не просто снято - вырвано с корнем, и высоко на колоннах - грязные следы, точно кто-то раскачивался на нём, пиная ногами роспись. Мне стало жутко от вида этого разгрома, захотелось поскорее уйти. Вдруг мы увидели, как Илья прошел между нами и двинулся к стене алтаря. Возвышения амвона - как и вообще пола - в церкви не было, но на той высоте, где он был раньше, в белой пыльной стене чернели дыры. Илья приблизился и начал разглядывать их. При этом он побелел и желваки заходили под кожей его щек.
Полыхнула молния. В ее свете мой спутник показался мне жутким. Он стоял и водил рукой вдоль стены, не касаясь ее, а его губы извивались. Мы подошли ближе.
- Мерзавцы, какие мерзавцы! - шептал Илья, и слезы текли из его злых глаз, а брови были сведены в одну линию.
Ударил гром, и мы присели - так громко и страшно он зазвучал. Гроза приближалась. Молнии вспыхивали всё чаще.
- Осквернили, - Илья повернулся к нам. Белое лицо его было перекошено от ненависти. - Видите эти дыры? Это пули, понимаете, пули! А вот тут - это штык. Эту церковь не просто разграбили - ее осквернили кровавой жертвой. Тут расстреливали, много расстреливали. А потом добивали штыками.
Молния полыхнула так, что стало больно глазам. Мы невольно зажмурились.
- Подожди, - сказала Аня, кладя свою руку на плечо Илье. - Ну может, не расстреляли! Может, просто куражились по стенам?
- Нет. Ты же видишь - на уровне роста.
Гром грянул точно выстрел, и я в ужасе оглянулась. Со стен, с остатков фресок на меня смотрели печальные кроткие лики. Но почти у всех были дырки вместо глаз, кое-у кого изрешечены пулями "срамные места". Стреляли метко, бессмысленно, патронов не жалели. Но было несколько мест у алтаря, где скопление дырок было странно плотным. Хотя, если сопоставить высоту несуществующего пола, больше всего их было на уровне головы и груди взрослого человека, стоявшего на этом полу. Некоторые - почти возле самого пола.
Расстреливали. И добивали.
Я в испуге покосилась себе под ноги. Получается, я стою на крови. Давно ставшей прахом, но крови, которая протекала сквозь доски. Я попятилась.
Вспышка молнии и удар грома раздались практически одновременно. И какой-то скрежет вдруг послышался над головой. Я посмотрела и задохнулась от ужаса.
Лики святых в мертвенном синем свете молний вдруг стали жуткими, как у оживших мертвецов. Сквозь краску проступали ухмылки бескровных ртов с гнилыми зубами, на руках проступили зеленые гнилостные вены, чёрные провалы глаз показались зрачками. Грохот был такой, словно камни с небес хотели обрушиться на нас.
Гроза была прямо над нами. Она сыпала молниями без остановки, и в призрачном свете молний оскверненные фрески преображались. А я не могла отвести от них глаз.
- Ай! Что это?! - воскликнула Аня и указала пальцем куда-то вверх. Она тоже заметила жуткие метаморфозы фресок. Только Илья не потерял рассудок: он схватил нас за плечи и потащил прочь под свод крыльца, ближе к свежему воздуху и дождю. Мы волоклись за ним, спотыкаясь, и с каким-то мазохистским любопытством норовили покоситься наверх, где кривлялись, скалили рты и сверлили нас дырами глаз жуткие личины.
Гроза грохотала еще час, а мы тряслись возле входа. Илья успокоил нас, сказав, что ничего плохого нам не сделают, хотя место это - плохое, но к чистому грязь не липнет. Мы молились - просто повторяли "Отче наш" и славили Господа. А потом гроза прошла, и дождь прошел, и выглянуло солнце. Илья ненадолго оставил нас одних и вернулся в оскверненную церковь. Он долго стоял у "расстрельной стены", повернувшись к нам спиной, наклонив голову - наверное, молился, а может, о чём-то думал. Потом мы вывели велосипеды и поехали своей дорогой.
Смеркалось. Грунтовку развезло, и на покрышки липла грязь, мы еле волоклись, очень устали и в маленький городок Б. прибыли уже затемно. В единственной захудалой гостиничке нам даже не открыли дверь, из здания автовокзала выгнали за грязный вид великов, а в магазин за едой просто пускать не хотели (мы путешествовали налегке, без палатки и запаса еды, так как не планировали "полевых" ночёвок). Единственным, кто проникся к нам сочувствием, казался местный алкоголик, который посоветовал обратиться в милицию: "Сёдни Сирёга дежурит, он мужик с пониманием". "Сирёга" оказался "шкафом с антресолями" лет сорока со следами пороха на щеке, и в самом деле "мужик с пониманием", так что ночевали мы в ОВД, а "Сирёгина" жена даже накормила нас пшенкой "по-флотски" - специально пришла и принесла кастрюлю в полотенцах, чтобы мы не издевались над желудками посредством дежурных "Дошираков".
Но и без "Дошираков" нам пришлось солоно: на третий день после той грозы - мы только вернулись из путешествия - нас "накрыло". Больше всего это было похоже на отравление: температура, рвота, понос, липкий пот, слабость. В добавок ко всему губы обметало "лихорадкой" так, что невозможно было есть, а на веках выскочили "ячмени". Длилось это трое суток, и как раз в тот момент, когда отчаявшиеся мамы уже сговорились отправить нас в "инфекционку" - всё прекратилось, как рукой сняло. И больше не возвращалось.
Про церковь я как ни старалась, так ничего и не узнала, хотя пару раз приезжала в те края и общалась со старожилами из близлежащих деревень. Скорее всего, Илья был прав: церковь осквернили "пламенные революционеры" из числа молодёжи. Судя по размаху и остервенению у их вожака были какие-то личные счеты с религией или со священниками (нередко так себя вели отпрыски духовного сословия, разошедшиеся с отцами). И, вероятно, там действительно "приносились жертвы кровавые на алтарь революции". Вот уж воистину: "Бесов не Бог создаёт. Это человеки по грехам своим бесов рождают..."


Новость отредактировал Оляна - 21-02-2013, 13:29
21-02-2013, 13:29 by YarrrПросмотров: 7 000Комментарии: 61
+84

Ключевые слова: Туризм туристы церковь шок осквернённая расстрел следы фрески гроза

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: holsten
21 февраля 2013 13:51
0
Группа: Посетители
Репутация: (3|-2)
Публикаций: 3
Комментариев: 506
Я тоже как-то была в заброшенной и разграбленной церкви. Решетки на окнах вырваны, краска со стен сбита, надписи тупые... Корова на пороге мин наложила. Сейчас идет реставрация этого храма. Фотки есть классные, только выложить не получается sad
 
#2 написал: Jaide
21 февраля 2013 13:58
0
Группа: Посетители
Репутация: (36|-1)
Публикаций: 93
Комментариев: 3 585
++++++++++++++++++++
         
#3 написал: ugo
21 февраля 2013 14:06
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 54
Комментариев: 982
Отлично написаная история! +++++++
   
#4 написал: Lord McGrey
21 февраля 2013 14:39
0
Группа: Активные Пользователи
Репутация: (3|0)
Публикаций: 8
Комментариев: 1 740
.... Хорошая история. Сколько по России было таких оскверненных храмов и не сосчитать! А как раньше строили, их разрушали, а они стоят до сих пор..

Автору ПЛЮС!!!
    
#5 написал: Mumla Suomi
21 февраля 2013 14:40
+1
Группа: Активные Пользователи
Репутация: (2|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 7 457
не впечатлило..
История- тирада оскорбленного верующего
           
#6 написал: Green Wind
21 февраля 2013 15:04
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: Выкл.
Публикаций: 23
Комментариев: 9 047
Скорее всего, Илья был прав: церковь осквернили "пламенные революционеры" из числа молодёжи.


Какие еще пламенные революционеры из числа молодёжи?

Посмотрел статистику:
Большевики: Возрастной состав: около половины от 26 до 35 лет, каждый пятнадцатый моложе 26 лет.


На каком основании можно сделать вывод о том, что пламенные революционеров состояли именно из молодежи? Напомню, до революции молодежью считались лица не достигшие 25-ти лет. Не думаю, что после революции возрастной ценз поднялся как сейчас до 36 лет ))))

Декрет «Об отделении Церкви от государства» был издан в 1918 году, кампании по изъятию церковных ценностей начали в 1922 г. В 1923–1928 гг. были арестованы сотни священнослужителей, но почти не было смертных приговоров. Усиление террора в отношении Церкви, приведшее к массовым расстрелам и арестам, произошло в 1929–1931 гг, потом число арестов уменьшилось, смертные приговоры почти не выносились.

То есть если священников и расстреливали то исключительно после ареста по приговору суда. И арестовывали священников обычно в случаях их воспрепятствования изъятию ЦЦ, приравнивая это к контрреволюционной деятельности. Да и то исполнение приговоров никогда не проходили на местах, священников расстреливали в тюрьмах.

Судя по размаху и остервенению у их вожака были какие-то личные счеты с религией или со священниками.


Изъятием, занимались специальные команды большевиков. И лично ни с кем они знакомы не были, так как ездили по всем церквям, а не по месту жительства.

нередко так себя вели отпрыски духовного сословия, разошедшиеся с отцами).


Если это такая нередкость можно ссылку на источник, где этот приведён этот факт? Я о таком слышу впервые...

И, вероятно, там действительно "приносились жертвы кровавые на алтарь революции"


Случаи расстрелов священников на местах конечно были, но чаще всего это имело место когда священники оказывали сопротивление изъятию ЦЦ, причем большевики никого к стенке не ставили, а убивали сразу в случае если чувствовали угрозу.

Но хорошо, давайте представим, что Ваша версия имела место быть. То есть получается такая картина:

1. В деревню приехал вооружённый отряд большевиков.
2. Их командир действительно был из местных и имел зуб на настоятеля прихода.
3. Священника действительно ставят к стенке и расстреливают.

Теперь такой вопрос? Откуда там следы расстрела по описанию как минимум нескольких десятков людей? Откуда в небольшом сельском приходе столько "контрреволюционных элементов", что их даже без суда и следствия расстреляли на месте? Или отряд изъятия пол деревни крестьян до кучи расстрелял?

История, очень интересна и стиль написания прекрасный. Однако версия с расстрелом строится только на каких-то дырках в стене. Поэтому совершенно не убедительна. Извините конечно, но оснований чтобы делать по дыркам в стене такие выводы не то чтобы мало их просто вообще нет!

Но это ни как не повлияет на оценку истории, так как история мне понравилась, не смотря на необоснованность выводов, ставлю плюс. smile
                  
#7 написал: coto-face-on
21 февраля 2013 15:22
0
Группа: Нарушители
Репутация: (10|0)
Публикаций: 86
Комментариев: 3 434
Да ладно Вам...

Хорошая история... достоверно, не достоверно...

+++++++++++++++++
         
#8 написал: Green Wind
21 февраля 2013 15:27
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: Выкл.
Публикаций: 23
Комментариев: 9 047
Цитата: coto-face-on
Хорошая история... достоверно, не достоверно...


Да тут просто версия совершенно не обоснованная. С таким же успехом можно сказать, что пьяные местные мужики стреляли по бутылкам. Если вообще отверстия в стене были действительно следами от пуль ( в чем я сильно сомневаюсь), а не отверстиями для крепления иконостаса, например, или следами деятельности мародёров, проверяющих качество кирпича и толщину кладки.
                  
#9 написал: Энма
21 февраля 2013 16:07
0
Группа: Посетители
Репутация: (971|0)
Публикаций: 22
Комментариев: 5 102
+++++++++++++++++++
             
#10 написал: Ирина Теплова
21 февраля 2013 16:16
0
Группа: Посетители
Репутация: (2|0)
Публикаций: 8
Комментариев: 162
Green Wind конечно, доводы привел разгромные. Но история написана интересно и профессионально. А расстреливать там могли и немцы в войну.. А может и просто вандалы безголовые..
#11 написал: Green Wind
21 февраля 2013 16:44
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: Выкл.
Публикаций: 23
Комментариев: 9 047
Цитата: Ирина Теплова
Но история написана интересно и профессионально.


Так я с этим не спорю smile

Цитата: Ирина Теплова
А расстреливать там могли и немцы в войну..


Вот эта версия уже мне больше нравится и действительно она выглядит куда более правдоподобнее и убедительнее чем "красный террор". Просто ортодоксальные православные настолько агрессивные, что везде им мерещатся враги Церкви.

Илья повернулся к нам. Белое лицо его было перекошено от ненависти. - Видите эти дыры? Это пули, понимаете, пули! А вот тут - это штык. Эту церковь не просто разграбили - ее осквернили кровавой жертвой. Тут расстреливали, много расстреливали. А потом добивали штыками.


- Мерзавцы, какие мерзавцы! - шептал Илья, и слезы текли из его злых глаз, а брови были сведены в одну линию.


Вот откуда столько ненависти, злости и гнева у христианина? Где же христианское смирение и всепрощение?
                  
#12 написал: DreamDron85
21 февраля 2013 16:48
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 7
Комментариев: 676
Просто плюс без рассуждений
  
#13 написал: Kalendor
21 февраля 2013 17:37
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 289
почему бы и нет +++
#14 написал: kica77
21 февраля 2013 18:37
0
Группа: Посетители
Репутация: (1|0)
Публикаций: 41
Комментариев: 2 070
только +++++++++++++++++++
      
#15 написал: lafrenka
21 февраля 2013 19:02
0
Группа: Посетители
Репутация: (2|0)
Публикаций: 4
Комментариев: 368
Очень понравилась история.Охотно верю.Несомненно плюс
 
#16 написал: lor4ik
21 февраля 2013 20:04
0
Группа: Посетители
Репутация: (6|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 7 596
Однозначно +
           
#17 написал: Ирина Теплова
21 февраля 2013 23:10
0
Группа: Посетители
Репутация: (2|0)
Публикаций: 8
Комментариев: 162
Green Wind,
Хм.. Православные крестовые походы, например на Казань тоже неплохо было бы как-то к христианскому смирению привязать... Но не получается) вообще - религия штука очень многогранная и многоликая)..
#18 написал: Green Wind
21 февраля 2013 23:13
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: Выкл.
Публикаций: 23
Комментариев: 9 047
Цитата: Ирина Теплова
Хм.. Православные крестовые походы, например на Казань тоже неплохо было бы как-то к христианскому смирению привязать...


В походах на Казань не было религиозной подоплёки smile Это была чистая политика.
                  
#19 написал: wedmochka
21 февраля 2013 23:46
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 1
Комментариев: 862
много описания грозы, это напрягало. не вижу здесь ничего мистического и страшного. столько лет стоит церковь, здесь могло быть что угодно. а отравились пшенкой.
  
#20 написал: Ирина Теплова
22 февраля 2013 02:59
0
Группа: Посетители
Репутация: (2|0)
Публикаций: 8
Комментариев: 162
Green Wind,
Да ладно)) людям-то другое талдычили), что мол идут освобождать наших братьев христиан, которых притесняет мусульманство) вот и пошли войска крестным ходом. Три дня вокруг Казани хоругви носили. Осаду устроили. А потом и захватили. Что у батюшки-царя на уме было- это второй вопрос), главное, что народ православный верил, что за Бога идут воевать)
#21 написал: Green Wind
22 февраля 2013 12:41
+1
Группа: Друзья Сайта
Репутация: Выкл.
Публикаций: 23
Комментариев: 9 047
Цитата: Ирина Теплова
Green Wind,Да ладно)) людям-то другое талдычили), что мол идут освобождать наших братьев христиан, которых притесняет мусульманство)


Да неее, люди тогда вообще не знали, что какие-то военные походы на Казань были ))) Объяснять что-то населению у царя не было ни возможности, ни необходимости, ни желания. Это же монархия, как царь решил так и будет. Объясню почему Казанскую кампанию нельзя назвать крестовым походом.

1. Цель крестового похода исключительно религиозная. Задачи, которые ставит перед собой крестовый поход это обращение в христианство.

Цель с которой Иван четвертый пошёл на Казань была одна захватить территорию и обеспечить безопасность границ. Так как татары регулярно совершали набеги на близлежайшие территории, грабили, убивали и брали в плен. Больше 100 000 русских содержалось в рабстве в Казанском ханстве.

2. Всех кто не хочет принимать христианство крестоносцы убивали.

В Казани не убили никого руководствуясь исключительно религиозными убеждениями. Наши войска просто взяли город в осаду, блокировали все водные и торговые пути и выдвинули ультиматум. Никакой резни не было ни до ни после подписания ультиматума. И никто мусульман в православных насильно не крестил, мечети не разрушал и не принуждал менять религию под страхом смерти.

3. Крестовый поход благословляет Церковь и возглавляет духовное лицо.

Этого не было.

Следовательно поход на Казань ничего общего с понятием крестовых походов не имел. Это было просто устранение внешней угрозы, разрушение Казанской государственности, захват территорий и расширение политического влияния Руси. Цели уничтожить Казанское ханство по религиозным убеждениям не было, обычный средневековый военный поход.
                  
#22 написал: Amata
22 февраля 2013 14:38
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 7
Цитата: Green Wind
Где же христианское смирение и всепрощение?

давно здесь, но это первый коммент, который заставил меня писать ответ. зачем же путать всепрощение с идиотизмом? согласна, что в канонах это указывается, однако, достоверно не нельзя верить ни одному завету, т.к. сильные мира сего часто переписывали все заветы и аксиомы для более удобного управления людьми. по сути, религия - это то, что объединяет совершенно разных и непохожих людей, и каждый лидер управляет так, как ему удобнее. поэтому, текущий комментарий - не аргумент :)
в остальном - согласна, история хороша, а искать "корни" дырок в стене - дело не благодарное))
#23 написал: Green Wind
22 февраля 2013 14:56
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: Выкл.
Публикаций: 23
Комментариев: 9 047
Цитата: Amata
который заставил меня писать ответ. зачем же путать всепрощение с идиотизмом?


Объясните какое отношение христианская мораль имеет к одной из форм слабоумия? Где связь?

Цитата: Amata
по сути, религия - это то, что объединяет совершенно разных и непохожих людей, и каждый лидер управляет так, как ему удобнее.


Допустим, но какое это имеет отношение к истории? Здесь вопрос о сущности религии не поднимался.

Цитата: Amata
поэтому, текущий комментарий - не аргумент :)


Собственно говоря, не аргумент в пользу чего? smile Вопрос по поводу агрессивности и ограниченности некоторых адептов христианской религии вообще-то не был задан в качестве какого-либо аргумента. Так как изначально мною не было выдвинуто ни одного тезиса по поводу христианской религии. )))
                  
#24 написал: Ирина Теплова
22 февраля 2013 15:24
0
Группа: Посетители
Репутация: (2|0)
Публикаций: 8
Комментариев: 162
Green Wind,
Скопипастила для вас.
Известный церковный историк XIX в. граф Мих. Толстой, при описании покорения Грозным Царём Казанского ханства, не обинуясь прилагает к "казанскому взятию" самое понятие "крестовый поход". Он пишет: "В последний раз взволновалась Казань и возбудила гнев Иоанна. Сильные приготовления воинские предшествовали величайшему из ратных подвигов того времени. На пути к мятежному городу заложена была Свияжская крепость; увещательные грамоты митрополита возбудили её новых поселенцев и собравшиеся полки к святому исполнению своего долга. Наконец поднялся сам Иоанн; блистательный поход его имел совершенное подобие крестового; торжественность обрядов церковных мешалась с упражнениями воинскими; молебствия начинали и заключали каждый подвиг. В виду Казани расположился необъятный стан русский, и близ шатра царского разбит шатёр церковный. Пред началом приступа всё войско очистило совесть исповедью. Царь молился в походном храме, при совершении литургии готовясь к приобщению Святых Тайн. Когда диакон возгласил слова Евангелия: "Будет едино стадо и един пастырь!", грянул гром первого взрыва подкопов; при словах ектении: "Покорити под нозе его всякого врага и супостата" - второй взрыв поднял на воздух стены Казанские. Сеча закипела, но Царь причастился и дождался конца литургии. Едва успел он сесть на коня, как принесли ему весть: "Казань взята!". Это событие совершилось 1 октября 1552 года и сопровождалось избавлением 60 тысяч христиан, томившихся в неволе мусульманской.
#25 написал: Green Wind
22 февраля 2013 15:35
+1
Группа: Друзья Сайта
Репутация: Выкл.
Публикаций: 23
Комментариев: 9 047
Ирина Теплова, собственно, прочитал отрывок "известного церковного историка XIX века" но в этом куске текста выдернутом из контекста содержится только описание подготовки к штурму Казани, который начался 2 октября 1952 года. И больше ничего, никакой информации, даже косвенной о сути конфликта. Про цели и задачи походов на Казань ни слова.

Там во-первых, тезиса, что походы носили крестовый характер даже не содержится, а скорее используется худежественный эпитет. Во-вторых, где аргументы доказывающие то, что Казанский походы носили крестовый характер? smile Напомню, аргументы строятся по следующему принципу: походы Ивана Четвёртого на Казань можно назвать крестовыми потому что...


P.S. Кстати во время моего обучения на историко-политологическом факультете университета имя этого известного церковного историка мне ни разу не встречалось wink Можно узнать кто это такой? И чем же он известен?

И еще момент, если ссылаетесь на источник, то пишите полное название работы, год издания и полное имя автора. Без этих данных этот текст вообще никакого смысла не несет.
                  
#26 написал: Ирина Теплова
22 февраля 2013 15:51
0
Группа: Посетители
Репутация: (2|0)
Публикаций: 8
Комментариев: 162
Green Wind,
Полностью статью можно по тексту найти через поисковик в интернете, здесь в комментах мало места, чтобы привести ее всю).
По факту практически все крестовые походы, носили захватнический характер. Просто религиозная подоплека была хорошим мотивацией для участников этих походов и приемлемой отмазкой для заинтересованной в объяснении мировой общественности того времени.
Что касается церковного историка Михаила Толстого, так же и многих иных, имена которых не вошли в учебники - история очень неоднозначная наука) вы же знаете) и точно воссоздать события того или иного исторического действа практически невозможно. Можно приблизиться, если изучить абсолютно весь материал, который имеет к нему отношение.
Я же считаю, что православные крестовые походы имели место быть, одно из ярчайших доказательств - взятие Казани. Пару лет назад сражалась на форумах по этой теме. В сети тоже можно найти. Сейчас снова глубоко копать эту тему для меня нет смысла).
#27 написал: Green Wind
22 февраля 2013 16:20
+1
Группа: Друзья Сайта
Репутация: Выкл.
Публикаций: 23
Комментариев: 9 047
Цитата: Ирина Теплова
Полностью статью можно по тексту найти через поисковик в интернете, здесь в комментах мало места, чтобы привести ее всю).


Понимаете мне не интересно читать статью какого-то дилетанта. У него нет ни научных исследований, не публикаций, ни образования скорее всего. То есть он никакого авторитета как историк не представляет. И опираться на его художественную, но не историческую статью как исторический документ нельзя.

Цитата: Ирина Теплова
По факту практически все крестовые походы, носили захватнический характер. Просто религиозная подоплека была хорошим мотивацией для участников этих походов и приемлемой отмазкой для заинтересованной в объяснении мировой общественности того времени.


Допустим. Однако когда Иван Четвёртый организовывал свои походы на Казань нет ни в одном источнике информации, что он позиционировал их как крестовые. Он сразу открыто объявил мы идем захватывать территорию и грабить. Все!

А чем отличается крестовый поход от грабительского? Да тем, что организатор крестового похода заявляет мы идем не грабить, не захватывать, а проповедовать и нести крест. Иван Грозный как раз-таки заявил обратное, мы идем отвоёвывать территорию.

По поводу мировой общественности, Вы что смеётесь wink какая мировая общественность в 16 веке? Вся Европа охвачена войнами, реформацией, колониальными завоеваниями, эпидемиями и переворотами. Да всем плевать, что там у соседей происходит, во-первых. Во-вторых, как Вы себе представляете систему коммуникаций в то время?

Цитата: Ирина Теплова
Что касается церковного историка Михаила Толстого, так же и многих иных, имена которых не вошли в учебники - история очень неоднозначная наука) вы же знаете)


Ну начнём с того, что историю я изучал не по учебникам, а по источникам. Если я и опирался на какие-либо монографии в своей работе, то опирался на исследования учёных. Какой-то граф Мих. Толстой к таковым явно не относиться, я о нем даже информации не смог найти кто он вообще такой. И какое его полное имя. Потому что графов с именем Михаил Толстой в 19 веке было как минимум шестеро.

Цитата: Ирина Теплова
Я же считаю, что православные крестовые походы имели место быть, одно из ярчайших доказательств - взятие Казани.


Так Вы это докажите, приведите аргументы по принципу о котором я писал: "Военные походы ивана Грозного можно считать крестовыми потому что..."

Ну или хотя бы оспорьте мои тезисы почему эти походы считать крестовыми нельзя:

1. Не было заявления, что цель похода это насаждение православной религии.
2. Нет фактов, указывающих на то, что после взятия Казани был геноцид по религиозному признаку.
3. Духовенство не принимало участия в казанских походах, что абсолютно не возможно в случае если бы походы носили религиозный смысл.

ВЫВОД: Казанские походы Ивана Грозного не носили крестовый характер!
                  
#28 написал: Ирина Теплова
22 февраля 2013 16:44
0
Группа: Посетители
Репутация: (2|0)
Публикаций: 8
Комментариев: 162
Green Wind,
Этот церковный историк не единственный, приводящий в своих трудах доказательства того, что православные крестовые походы имели место быть. Кроме него есть масса статей и других, более именитых и известных людей) поищите в сети. Хотя, сомневаюсь, что вы будете это делать, потому что читаю ваш вывод зеленым цветом). Разбор данного события (Казань) на отдельные доказательства своей правоты делать не буду. Потому что в поисковике на 2 странице выскакивает православный форум, на котором эта тема мной и другими участниками подробно обсуждена. Позже, когда буду за компом скину ссылку в личку, если действительно интересно) с телефона это сложно.
П.С. Откровенно говоря, если человек имеет отличную от моей точку зрения, которая для него подтверждена фактами, которые его устраивают - никогда не стремлюсь эту точку зрения изменить )
#29 написал: Green Wind
22 февраля 2013 17:11
+1
Группа: Друзья Сайта
Репутация: Выкл.
Публикаций: 23
Комментариев: 9 047
Цитата: Ирина Теплова
Этот церковный историк не единственный, приводящий в своих трудах доказательства того, что православные крестовые походы имели место быть.


Да сейчас полно различных, так называемых Science freaks, которые пишут всякую ересь.

Цитата: Ирина Теплова
Кроме него есть масса статей и других, более именитых и известных людей) поищите в сети.


Да что вы меня все время искать что-то куда-то отправляете? Я Вам уже привел кучу аргументов, что походы Ивана Грозного не были крестовыми. Если Вы заявляете обратное, то Вы и ищите. smile

Цитата: Ирина Теплова
отому что в поисковике на 2 странице выскакивает православный форум, на котором эта тема мной и другими участниками подробно обсуждена. Позже, когда буду за компом скину ссылку в личку, если действительно интересно) с телефона это сложно.


Да не нужны мне Ваши ссылки, на какие-то форумы. Я от от Вас прошу конкретных аргументов, уж если Вы заявили, что походы Ивана Грозного на Казань имели крестовый характер, то будьте любезны это доказать. smile

Почему я Вам формулирую конкретные тезисы и аргументы, а вы мне пытаетесь впарить какие-то ссылки на православные форумы? Вы контраргуменитируйте конкретно по пунктам:

1. Не было заявления, что цель похода это насаждение православной религии.
2. Нет фактов, указывающих на то, что после взятия Казани был геноцид по религиозному признаку.
3. Духовенство не принимало участия в казанских походах, что абсолютно не возможно в случае если бы походы носили религиозный смысл.

Цитата: Ирина Теплова
П.С. Откровенно говоря, если человек имеет отличную от моей точку зрения, которая для него подтверждена фактами, которые его устраивают - никогда не стремлюсь эту точку зрения изменить )


Так и я не пытаюсь ее изменить, я от от Вас пытаюсь добиться единственного ответа на вопрос почему походы Ивана Грозного на Казань можно считать крестовыми? smile

Вы же мне не можете на это никак ответить, приведите мне хотя названия научных работ и фамилии их авторов в которых имеет место быть это утвержение. Не ссылки на православные форумы, не кусок текста неизвестного автора.

А строго по порядку:

1. Название работы(статья, монография, диссертация и т.д.) в которой содержится утверждение о том, что походы Ивана Грозного на Казань имели крестовый характер.

2. Фамилию Имя Отчество или хотя бы инициалы автора работы

3. Желательно выходные данные: где и когда работа была опубликована.

Цитата: Ирина Теплова
Позже, когда буду за компом скину ссылку в личку, если действительно интересно) с телефона это сложно.


Мне возможно стане интересно если Вы хотя бы один аргумент приведёте в пользу Вашей версии ))))
                  
#30 написал: Rimanez
22 февраля 2013 17:17
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 51
Описание грозы очень понравилось +

Страницы:   1 2 3
На страницу:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.