Себурова избушка
Историю мне рассказал мой муж. Но поскольку он человек совсем не мистического склада, то видит в происшедшем только цепь случайных совпадений. Я расскажу ее по-своему, придерживаясь, однако, фактов, изложенных мне мужем.Итак, этой зимой муж с напарником Жорой решили на выходные отправиться в охотничью избушку. Сезон охоты уже кончился, и надо было сделать кое-какие дела: запасти дров на весну, спрятать продукты от мышей, развешать постели для просушки. Опять же, собак прогулять – засиделись в своих вольерах. Ну и, само собой, отдохнуть в чисто мужской компании от тягот семейной жизни.
Выехали в пятницу после работы. От нашего поселка до зимовья два часа на снегоходе. По дороге заехали в небольшую национальную деревню за своим приятелем – местным жителем Родей. Имея массу неоспоримых достоинств, таких, например, как веселый характер, добродушие, незлобивость, широта души, Родя имеет и один существенный недостаток – очень любит выпить. Меры при этом не знает, и, сколько бы ни выпил – всё ему кажется мало. В пьяном виде море ему становится по колено, и он совершенно теряет способность критически мыслить. Да что там «критически»! Вообще!
К избушке подъехали уже в темноте. Затопили печь, накормили собак, себе сварили немудрящий ужин и сели поговорить «за жизнь» под водочку. Но мужики–то собирались работать, а не пировать, поэтому водки взяли немного, всего две бутылки. Роде этого показалось катастрофически мало, и, когда водка кончилась, он вскочил из-за стола, громко возвещая миру о своем решении поехать в деревню за «ещём». Муж с напарником и глазом моргнуть не успели, как услышали рёв «Бурана» под окном, и Родя был таков. Ну, ладно. Легли спать. Было это в ночь с пятницы на субботу, ближе к полуночи.
Утром они особо не удивлялись, что приятеля нет. Дело в том, что у Роди есть жена Олья, тоже большая любительница «зеленого змия». В этом деле они обычно действуют в тандеме, а если муж пирует где-то один, Олья бывает очень недовольна. Вот и подумали, что Олья наложила на приятеля своё «вето». Занялись хозяйственными делами.
Обратно собрались в воскресенье после обеда. По дороге опять заехали к Роде. Услышав рев снегоходов, на порог выскочила улыбающаяся Олья. Но её лицо мгновенно вытянулось, когда она увидела, что мужа с ними нет. Выяснилось, что Родя как уехал с ними в пятницу вечером, так ещё не возвращался. Чертыхаясь и матерясь, мужики повернули обратно.
Как искать? Выручало то, что муж с напарником были на «Ямахах», а у Роди отечественный «Буран». Но снега давно не было, и вокруг избы было наезжено немало. Выбрали след посвежее и, петляя по нему, наконец нашли «потеряшку». Родя «утопил» свой «Буран» в огромном сугробе. Сам сидел под елкой у небольшого костерка. За его спиной в осиннике виднелись почерневшие останки старой развалившейся охотничьей избушки, крытой изгнившей берестой.
Импульсивный Жора бросился на приятеля с кулаками и матом, проклиная его и всю его родню до седьмого колена. Но Родя был какой-то заторможенный, ничего толком не мог объяснить и только бормотал: «Видите, мужики… «Буран» вот утопил… дурак я, дурак…»
С большим трудом выкопав «Буран» из сугроба, доставили его вместе с «потеряшкой» домой.
Так бы и забылся этот случай, но осенью всё повторилось.
Той же компанией рыбачили и собирали шишку. Родя должен был периодически увозить добытое к себе домой для дальнейшей переработки, благо до деревни по реке всего несколько километров. Он уже сделал несколько рейсов, и было видно, что дома его встречали хорошо – был изрядно навеселе. Когда он исчез, по обыкновению «по-английски», не попрощавшись, друзья опять не обеспокоились, решив, что он снова поехал отвозить улов и орех. Когда на следующий день спустились к реке, чтобы ехать домой, увидели, что Родина «деревяшка» привязана к причалу, орех сложен на берегу в мешках, а рыба плещется себе в садке.
Конечно, ходили по берегу, кричали, но было видно, что зря – на песке не было его следов, зато было большое количество медвежьих.
Как искать? Решили ходить по просекам, кричать и стрелять. Разделились – муж пошел в одну сторону, а Жора в другую. Когда муж в ответ на свои крики и стрельбу услышал далекий выстрел, он и представить себе не мог, что выйдет на знакомое место. Конечно, его трудно было узнать после схода зимних сугробов, но чёрный остов знакомой избушки вновь виднелся в осиннике за Родиным плечом.
На этот раз приятель был гораздо более адекватен. На вопрос мужа, почему он не шел домой, к зимовью, тот разразился целой тирадой, суть которой сводилась к следующему: он пытался, пытался много раз, но в какую бы сторону ни пошел, опять оказывался в этом чертовом месте! А у него с собой спичек даже нет, и в ружье всего два патрона, на случай встречи с недоброжелательно настроенным «хозяином»! В какой-то момент он понял, что ему отсюда не уйти, сел и просто стал ждать, когда его найдут. Как он сюда попал? Сам не помнит, пьяненький немного был.
Все вместе вернулись в деревню и стали перерабатывать шишку. К ним подошел староста деревни Тимофей, и в разговоре случайно упомянули, что Родя потерялся в одном и том же месте два раза. Тогда Тимофей рассказал такую историю.
Сам он не знает, но слышал от отца, что в послевоенное время в этой избушке жил старик Себуров со своей женой. Тогда эта деревня была намного больше, было много жителей, колхоз и рыбучасток. Держали коров, ловили и сдавали рыбу. В колхозе была артель по заготовке пушнины. Но старик Себуров не хотел вступать в колхоз, поэтому поселился со своей женой в лесу, на другом берегу реки. Да и не старик он был вовсе, просто носил бороду, да и одет был не ахти, поэтому казался стариком. По местным обычаям его жена всегда носила платок, закрывающий пол-лица, и длинную одежду, и тоже из-за этого казалась старушкой. Однако сам хозяин был хорошим охотником и рыбаком, добывал много пушнины, а жена была мастерицей – шила из меха и шкур традиционную одежду и обувь. Через знакомых колхозников это всё продавали и имели небольшую денежку. А так в основном жили тем, что природа давала. Детей у них не было. Оба супруга любили выпить и регулярно наведывались через реку в деревенский магазинчик за очередной порцией «веселящей воды».
Вот продавщица магазина и заметила, что стариков Себуровых что-то давно не видать. Близких родственников у них не было, и проведать их отправился староста деревни с сыновьями, дед нынешнего старосты Тимофея.
Муж и жена лежали в своей избушке на нарах, как будто спали, только оба были мертвы. Односельчане пришли к выводу, что они уснули пьяными и не заметили, как во сне угорели от чадящей печки. Похоронили их на старом национальном кладбище по местным обычаям.
Как я уже упоминала, народу тогда в деревнях было много, и тайга не стояла пустой. Охотники ходили, и рыбаки, многие строили свои зимовья по таежным рекам. Только стали замечать, что если пройдет мимо Себуровой избушки выпивший человек коренной национальности, то как в капкан попадает, кружит вокруг, а уйти не может. Трезвый – иди, пожалуйста, куда хочешь. Другой национальности человек – путь свободен. А вот если ты коренной, да пьян – сидеть тебе у избы, пока друзья или родня тебя не выведут. Говорили, не любит покойный старик Себуров пьяных и то ли наказывает, то ли предупреждает их, что пьянка до добра не доведет. Уже и избушка истлела, развалилась, а зачарованное место не потеряло своих колдовских свойств.
Но потом старики все умерли, колхоз развалился, молодежь разъехалась по городам, и опустела тайга. Давно уже никто не вспоминал о Себуровой избушке - вот что рассказывал Тимофей. Он припомнил рассказ отца, только услышав о приключениях Роди в тех местах. Он сам проезжал там неоднократно, но никогда с ним ничего подобного не случалось. Добавлю от себя, что Тимофей - потомственный староста, мужик степенный и непьющий, с крепкой деловой хваткой, - совсем не чета нашему бесшабашному Роде.
А история вся.
Новость отредактировал YuliaS - 3-10-2017, 16:31
Причина: Стилистика автора сохранена
Ключевые слова: Избушка тайга водка лес поиски авторская история популярное