Себурова избушка

Историю мне рассказал мой муж. Но поскольку он человек совсем не мистического склада, то видит в происшедшем только цепь случайных совпадений. Я расскажу ее по-своему, придерживаясь, однако, фактов, изложенных мне мужем.

Итак, этой зимой муж с напарником Жорой решили на выходные отправиться в охотничью избушку. Сезон охоты уже кончился, и надо было сделать кое-какие дела: запасти дров на весну, спрятать продукты от мышей, развешать постели для просушки. Опять же, собак прогулять – засиделись в своих вольерах. Ну и, само собой, отдохнуть в чисто мужской компании от тягот семейной жизни.
Выехали в пятницу после работы. От нашего поселка до зимовья два часа на снегоходе. По дороге заехали в небольшую национальную деревню за своим приятелем – местным жителем Родей. Имея массу неоспоримых достоинств, таких, например, как веселый характер, добродушие, незлобивость, широта души, Родя имеет и один существенный недостаток – очень любит выпить. Меры при этом не знает, и, сколько бы ни выпил – всё ему кажется мало. В пьяном виде море ему становится по колено, и он совершенно теряет способность критически мыслить. Да что там «критически»! Вообще!

К избушке подъехали уже в темноте. Затопили печь, накормили собак, себе сварили немудрящий ужин и сели поговорить «за жизнь» под водочку. Но мужики–то собирались работать, а не пировать, поэтому водки взяли немного, всего две бутылки. Роде этого показалось катастрофически мало, и, когда водка кончилась, он вскочил из-за стола, громко возвещая миру о своем решении поехать в деревню за «ещём». Муж с напарником и глазом моргнуть не успели, как услышали рёв «Бурана» под окном, и Родя был таков. Ну, ладно. Легли спать. Было это в ночь с пятницы на субботу, ближе к полуночи.

Утром они особо не удивлялись, что приятеля нет. Дело в том, что у Роди есть жена Олья, тоже большая любительница «зеленого змия». В этом деле они обычно действуют в тандеме, а если муж пирует где-то один, Олья бывает очень недовольна. Вот и подумали, что Олья наложила на приятеля своё «вето». Занялись хозяйственными делами.
Обратно собрались в воскресенье после обеда. По дороге опять заехали к Роде. Услышав рев снегоходов, на порог выскочила улыбающаяся Олья. Но её лицо мгновенно вытянулось, когда она увидела, что мужа с ними нет. Выяснилось, что Родя как уехал с ними в пятницу вечером, так ещё не возвращался. Чертыхаясь и матерясь, мужики повернули обратно.

Как искать? Выручало то, что муж с напарником были на «Ямахах», а у Роди отечественный «Буран». Но снега давно не было, и вокруг избы было наезжено немало. Выбрали след посвежее и, петляя по нему, наконец нашли «потеряшку». Родя «утопил» свой «Буран» в огромном сугробе. Сам сидел под елкой у небольшого костерка. За его спиной в осиннике виднелись почерневшие останки старой развалившейся охотничьей избушки, крытой изгнившей берестой.
Импульсивный Жора бросился на приятеля с кулаками и матом, проклиная его и всю его родню до седьмого колена. Но Родя был какой-то заторможенный, ничего толком не мог объяснить и только бормотал: «Видите, мужики… «Буран» вот утопил… дурак я, дурак…»
С большим трудом выкопав «Буран» из сугроба, доставили его вместе с «потеряшкой» домой.
Так бы и забылся этот случай, но осенью всё повторилось.

Той же компанией рыбачили и собирали шишку. Родя должен был периодически увозить добытое к себе домой для дальнейшей переработки, благо до деревни по реке всего несколько километров. Он уже сделал несколько рейсов, и было видно, что дома его встречали хорошо – был изрядно навеселе. Когда он исчез, по обыкновению «по-английски», не попрощавшись, друзья опять не обеспокоились, решив, что он снова поехал отвозить улов и орех. Когда на следующий день спустились к реке, чтобы ехать домой, увидели, что Родина «деревяшка» привязана к причалу, орех сложен на берегу в мешках, а рыба плещется себе в садке.
Конечно, ходили по берегу, кричали, но было видно, что зря – на песке не было его следов, зато было большое количество медвежьих.

Как искать? Решили ходить по просекам, кричать и стрелять. Разделились – муж пошел в одну сторону, а Жора в другую. Когда муж в ответ на свои крики и стрельбу услышал далекий выстрел, он и представить себе не мог, что выйдет на знакомое место. Конечно, его трудно было узнать после схода зимних сугробов, но чёрный остов знакомой избушки вновь виднелся в осиннике за Родиным плечом.
На этот раз приятель был гораздо более адекватен. На вопрос мужа, почему он не шел домой, к зимовью, тот разразился целой тирадой, суть которой сводилась к следующему: он пытался, пытался много раз, но в какую бы сторону ни пошел, опять оказывался в этом чертовом месте! А у него с собой спичек даже нет, и в ружье всего два патрона, на случай встречи с недоброжелательно настроенным «хозяином»! В какой-то момент он понял, что ему отсюда не уйти, сел и просто стал ждать, когда его найдут. Как он сюда попал? Сам не помнит, пьяненький немного был.

Все вместе вернулись в деревню и стали перерабатывать шишку. К ним подошел староста деревни Тимофей, и в разговоре случайно упомянули, что Родя потерялся в одном и том же месте два раза. Тогда Тимофей рассказал такую историю.
Сам он не знает, но слышал от отца, что в послевоенное время в этой избушке жил старик Себуров со своей женой. Тогда эта деревня была намного больше, было много жителей, колхоз и рыбучасток. Держали коров, ловили и сдавали рыбу. В колхозе была артель по заготовке пушнины. Но старик Себуров не хотел вступать в колхоз, поэтому поселился со своей женой в лесу, на другом берегу реки. Да и не старик он был вовсе, просто носил бороду, да и одет был не ахти, поэтому казался стариком. По местным обычаям его жена всегда носила платок, закрывающий пол-лица, и длинную одежду, и тоже из-за этого казалась старушкой. Однако сам хозяин был хорошим охотником и рыбаком, добывал много пушнины, а жена была мастерицей – шила из меха и шкур традиционную одежду и обувь. Через знакомых колхозников это всё продавали и имели небольшую денежку. А так в основном жили тем, что природа давала. Детей у них не было. Оба супруга любили выпить и регулярно наведывались через реку в деревенский магазинчик за очередной порцией «веселящей воды».
Вот продавщица магазина и заметила, что стариков Себуровых что-то давно не видать. Близких родственников у них не было, и проведать их отправился староста деревни с сыновьями, дед нынешнего старосты Тимофея.
Муж и жена лежали в своей избушке на нарах, как будто спали, только оба были мертвы. Односельчане пришли к выводу, что они уснули пьяными и не заметили, как во сне угорели от чадящей печки. Похоронили их на старом национальном кладбище по местным обычаям.

Как я уже упоминала, народу тогда в деревнях было много, и тайга не стояла пустой. Охотники ходили, и рыбаки, многие строили свои зимовья по таежным рекам. Только стали замечать, что если пройдет мимо Себуровой избушки выпивший человек коренной национальности, то как в капкан попадает, кружит вокруг, а уйти не может. Трезвый – иди, пожалуйста, куда хочешь. Другой национальности человек – путь свободен. А вот если ты коренной, да пьян – сидеть тебе у избы, пока друзья или родня тебя не выведут. Говорили, не любит покойный старик Себуров пьяных и то ли наказывает, то ли предупреждает их, что пьянка до добра не доведет. Уже и избушка истлела, развалилась, а зачарованное место не потеряло своих колдовских свойств.

Но потом старики все умерли, колхоз развалился, молодежь разъехалась по городам, и опустела тайга. Давно уже никто не вспоминал о Себуровой избушке - вот что рассказывал Тимофей. Он припомнил рассказ отца, только услышав о приключениях Роди в тех местах. Он сам проезжал там неоднократно, но никогда с ним ничего подобного не случалось. Добавлю от себя, что Тимофей - потомственный староста, мужик степенный и непьющий, с крепкой деловой хваткой, - совсем не чета нашему бесшабашному Роде.
А история вся.

Новость отредактировал YuliaS - 3-10-2017, 16:31
Причина: Стилистика автора сохранена
17-09-2017, 11:30 by ГюльнараПросмотров: 5 488Комментарии: 17
+87

Ключевые слова: Избушка тайга водка лес поиски авторская история популярное

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: Энма
17 сентября 2017 11:46
+9
Группа: Посетители
Репутация: (679|0)
Публикаций: 22
Комментариев: 5 056
Суперская история и замечательный стиль изложения.
Огромный плюс.
             
#2 написал: Lynx
17 сентября 2017 11:47
+7
Группа: Главные Редакторы
Репутация: (2924|0)
Публикаций: 279
Комментариев: 1 720
Заблудиться пьяным у избушки - еще куда ни шло. А вот погибнуть - дело страшное. Два дня назад муж отмечал день рождения. На работе коллегам накрыл стол, а сам ушел домой со мной праздновать. Коллеги до свинячьего визга напились. Один сел на электричку, его переклинило, и он вышел на три остановки раньше и пошел домой прямо по путям. В итоге попал под поезд. Травмы не совместимы с жизнью. Осталась беременная жена, почти вот-вот рожать, и трое детей.
Алкоголь не доводит до хорошего, в крайнем случае - только до гроба.

Истории плюс.
            
#3 написал: Сделано_в_СССР
17 сентября 2017 13:55
+1
Группа: Журналисты
Репутация: (549|0)
Публикаций: 347
Комментариев: 1 537
Красивая история,можно бы и продолжение почитать! А дух старика Себура молодец,спас алкаша Родю,и причём дважды! Плюс за историю+++++++++
           
#4 написал: Tigger power
17 сентября 2017 15:09
+1
Группа: Комментаторы
Репутация: (776|0)
Публикаций: 1
Комментариев: 1 782
История хороша! Плюс
    
#5 написал: Шарлотта Корде
17 сентября 2017 15:25
+4
Группа: Посетители
Репутация: (23|0)
Публикаций: 30
Комментариев: 259
Интересно, почему только до коренной национальности есть дело старому Себурову?
 
#6 написал: семишна
17 сентября 2017 18:29
+9
Группа: Посетители
Репутация: (59|0)
Публикаций: 4
Комментариев: 98
Цитата: Шарлотта Корде
Интересно, почему только до коренной национальности есть дело старому Себурову?

Может их мало осталось, вот он и переживает , сопьются , вымрут и никого не останется.
#7 написал: Минди
18 сентября 2017 12:42
+2
Группа: Посетители
Репутация: (68|0)
Публикаций: 4
Комментариев: 644
Какая здоровская история! Описание поведения Роди - шик! smile От прочтения одно удовольствие! Плюс.
  
#8 написал: TiTaN_2017
18 сентября 2017 13:34
+2
Группа: Посетители
Репутация: Выкл.
Публикаций: 62
Комментариев: 601
Все несчастья от алкоголя.+++
    
#9 написал: Talisha
18 сентября 2017 14:38
+2
Группа: Посетители
Репутация: (1118|0)
Публикаций: 44
Комментариев: 2 379
Хорошее какое место. Пить вредно
       
#10 написал: Васнецова
19 сентября 2017 04:57
0
Группа: Посетители
Репутация: (38|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 251
Очень интересно. Спасибо !
#11 написал: Жудит
19 сентября 2017 12:37
+1
Группа: Посетители
Репутация: (2|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 138
А что за национальность-то?
Плюс, история шикарная, автору большое спасибо.
#12 написал: Kreisleiter13
21 сентября 2017 22:25
+1
Группа: Посетители
Репутация: Выкл.
Публикаций: 0
Комментариев: 965
Вот и хорошая байка(лекция) для злоупотребляющих, итог - синька до добра недоводит. +
  
#13 написал: Гюльнара
28 сентября 2017 12:38
+8
Группа: Посетители
Репутация: (11|0)
Публикаций: 3
Комментариев: 238
Большое спасибо всем за комментарии.
Родя по национальности хант, а вот Себуровы, возможно, были манси. Эти народности близкородственные, часто вступают в смешанные браки.
На вопрос "почему именно до коренной национальности есть дело Себурову"? ответить я, конечно, не могу. Однако в наших краях ходит такая байка: эту землю изучала венгерская исследовательница Ева Шмидт. Она считала, что венгры - потомки хантов, так как венгерский язык очень похож на хантыйский. Есть люди, с которыми она общалась (умерла в 2002 г.), и они утверждают, что она в разговоре с ними признавала хантов своими предками, и говорила, что она, мол, тоже хантыйка. Эта женщина изучала местные обряды, причем такие, участие в которых для женщин табу по местным обычаям, и посещала святые места, на которых женщинам нельзя бывать, и даже смотреть нельзя в их сторону. Женщины других национальностей, бывавшие вместе с ней, живы-здоровы, а она скоропостижно умерла. Местные говорят, что это из-за того, что она признала себя "коренной", мол, боги приняли ее за "свою" и наказали, как положено наказывать своих. Не знаю, как к этому отнестись, но существует в наших краях такая версия.
#14 написал: Жудит
28 сентября 2017 12:42
+4
Группа: Посетители
Репутация: (2|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 138
Цитата: Гюльнара
Большое спасибо всем за комментарии.
Родя по национальности хант, а вот Себуровы, возможно, были манси. Эти народности близкородственные, часто вступают в смешанные браки.
На вопрос "почему именно до коренной национальности есть дело Себурову"? ответить я, конечно, не могу. Однако в наших краях ходит такая байка: эту землю изучала венгерская исследовательница Ева Шмидт. Она считала, что венгры - потомки хантов, так как венгерский язык очень похож на хантыйский. Есть люди, с которыми она общалась (умерла в 2002 г.), и они утверждают, что она в разговоре с ними признавала хантов своими предками, и говорила, что она, мол, тоже хантыйка. Эта женщина изучала местные обряды, причем такие, участие в которых для женщин табу по местным обычаям, и посещала святые места, на которых женщинам нельзя бывать, и даже смотреть нельзя в их сторону. Женщины других национальностей, бывавшие вместе с ней, живы-здоровы, а она скоропостижно умерла. Местные говорят, что это из-за того, что она признала себя "коренной", мол, боги приняли ее за "свою" и наказали, как положено наказывать своих. Не знаю, как к этому отнестись, но существует в наших краях такая версия.

Ух ты. Еще одна отличная история. И еще раз спасибо автору. )
#15 написал: Летяга
28 сентября 2017 15:40
+2
Группа: Модераторы
Репутация: (8564|-3)
Публикаций: 297
Комментариев: 6 379
И истории плюс, и поясняющему комментарию. Интересные истории, спасибо!
                   
#16 написал: Pmariam
2 октября 2017 13:00
+1
Группа: Посетители
Репутация: (373|0)
Публикаций: 6
Комментариев: 1 040
уж в следующий раз берегите своего неродирого Родю :)
+
   
#17 написал: Серебряная пуля
14 октября 2017 23:07
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (1898|-1)
Публикаций: 81
Комментариев: 5 408
"Огненная вода" косит северные народы с незапамятных времён. Плюс (уже поставила) Очень интересно.
              
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.