Восемь польских картин о смерти

Смерть — неотъемлемая часть жизни. Несмотря на огромный прогресс, человечество все еще не изобрело рецепт бессмертия, хотя некоторые верят, что однажды мы к этому придем. В XIX веке существовал только один способ обрести вечную жизнь: творить искусство.
В Польше День всех святых — время, когда по традиции вспоминают тех, кого уже нет среди нас. Но смерть — это тема, которая неоднократно звучит во многих известных произведениях поляков.Представляем подборку выдающихся польских полотен конца XIX столетия, посвященных этой мрачной теме.

«Крестьянский гроб», Александр Герымский

Крестьянский гроб.
Александр Герымский «Крестьянский гроб», холст, масло, 141 х 195, фото: Национальный музей в Кракове

Картина «Крестьянский гроб» написана одним из польских художников-реалистов Александром Герымским в 1894–1895 годах. На момент своего создания это потрясающее полотно, которое изображало горе простых людей, было непохоже ни на одно произведение в европейском искусстве. Трагичность ситуации подчеркивается простой композицией и своеобразным колористическим решением, наиболее заметный элемент которого — голубой детский гроб справа. Картину признали шедевром, кроме того, художник и преподаватель Познаньского художественного университета профессор Януш Марчиняк назвал полотно «живописным эссе на тему судьбы человека, живописным рассказом о тонкости границы между жизнью и смертью».

«Шествие смерти», Чеслав Танский

Шествие смерти
Чеслав Танский «Шествие смерти по пути жизни», холст, масло, 71 х 106,5 см, 1898, фото: Музей искусств в Лодзи

Автор этого произведения, Чеслав Танский, известен не только как художник, но и, что удивительно, как пионер в области аэронавтики. В 1896 году он построил первый польский планер. Учитывая его достижения и в искусстве, и в технике, его иногда сравнивают с Леонардо да Винчи. Картина «Шествие смерти», созданное Танским около 1898 года, представляет собой любопытную вариацию на тему danse macabre — средневековой «Пляски смерти». Картина показывает, что все — и богатые, и бедные, и молодые, и старые — равны перед лицом смерти, которая здесь представлена зловещей фигурой с косой, ведущей за собой толпу. Среди группы людей, одетых в одежды XIX века и символизирующих социальный срез общества, можно увидеть танцующую пару — прямую отсылку к средневековой «Пляске смерти».

«Траурный марш Шопена», Владислав Подковиньский

Траурный марш Шопена
Владислав Подковиньский «Траурный марш Шопена», 1894, холст, масло, 83,5 х 119,5 см, фото: Национальный музей в Кракове

Эта незаконченная работа стала последней картиной известного импрессиониста и символиста Владислава Подковиньского. Когда он работал над ней, он уже был в последней стадии туберкулеза. Некоторые утверждают, что художник предчувствовал скорую кончину, отсюда трагичность темы и названия полотна. Отчаявшийся мужчина практически в центре композиции, вздымающий руки к светящемуся траурному шествию, несущему открытый гроб с телом женщины, по всей видимости, символизирует отчаяние самого художника. Интересно, что Подковиньский утверждал, что на создание этой картины его вдохновила не знаменитая композиция Шопена, а стихотворение, написанное под впечатлением произведения Конрада Уейского «Похоронный марш».

«Смерть Паганини», Эдвард Окунь

Смерть Паганини
Эдвард Окунь «Смерть Паганини», 1898, холст, масло, 184 х 138 см, Музей Люблинского воеводства, Люблин

Художник Эдвард Окунь, символист и модернист, создал это тревожное полотно в 1898 году и в том же году переехал в Италию, где провел более двух десятилетий. «Смерть Паганини» иллюстрирует легенду о знаменитом итальянском композиторе и скрипаче- виртуозе, в которой говорится, что он продал душу дьяволу в обмен на музыкальный талант. На картине Окуня мы видим фигуру дьявола, который, очевидно считая, что момент расплаты настал, играет на скрипке у тела мертвого виртуоза. Окунь дал своей картине и второе название — «Сон Паганини», что, возможно, отсылает к истории о Джузеппе Тартини, итальянском композиторе, утверждавшем, что написал свою «Дьявольскую сонату» после того, как ему приснился сатана, играющий на скрипке.

«Смерть смягчит любого», Мариан Вавженецкий

Смерть смягчит любого
Мариан Вавженецкий «Смерть смягчит любого», ок. 1899, холст, масло, 36 х 52 см, фото: Национальный музей в Кракове

Это произведение Мариан Вавженецкий создал примерно в 1899 году. Искусствовед Анджей Пенькос в книге «Мотив смерти в изобразительном искусстве» описывает художника как «единственного польского художника, последовательно обращающегося к мрачному и обманчивому образу смерти в символизме». В каталоге выставки «Образы смерти», прошедшей в 2000 году в Национальном музее в Кракове, специалист по творчеству Вавженецкого Ханна Гжещук пишет, что на картине «“Смерть смягчит любого” изображение женщины есть символ смерти, а нагота — символ правды (...). Бык — символ власти, жизненной энергии — становится атрибутом девушки-смерти».

«Смерть Елены», Яцек Мальчевский

Смерть Елены
Яцек Мальчевский «Смерть Елены», 1883, холст, масло, 212 х 370 см, фото: Национальный музей в Кракове

Полотно 1883 года «Смерть Елены» написал известный художник-символист Яцек Мальчевский. Оно изображает сцену из поэмы в прозе «Ангелли» Юлиуша Словацкого, одного из самых значимых польских поэтов-романтиков. Эта картина — фантазия на тему тяжкой судьбы поляков, сосланных в Сибирь после Ноябрьского восстания 1830–1831 годов. Главный герой Ангелли, юноша с чистым сердцем, претерпел многие страдания. Он знакомится с Еленой, которая в прошлом совершила тяжкое преступление, и они начинают жить вместе в уединенной хижине. Его спутница в конце концов умирает от тоски, а Ангелли «не смея тронуть тело, ни сложить вытянутых рук, сел на краю ложа и рыдал». Драматизм сцены подчеркнут скудной цветовой палитрой и иератической композицией, где покойная расположена горизонтально, а живой — вертикально.

«Похороны», Войцех Вейс

Похороны
Войцех Вейс «Похороны», 1895, собственность Фонда им.Рачинских в Краковском историческом музее, масло, холст, 48,5 х 54, фото: Томаш Каларус / Краковский исторический музей

В отличие от предыдущей картины, изображающей вымышленную сцену, на полотне «Похороны» все кажется абсолютно реальным: страдания скорбящих, скромность кладбища, скудность пейзажа. Аутентичность этой картины, написанной в 1895 году, объясняется личным опытом ее создателя. Известный художник-модернист Войцех Вейс о своем произведении говорил так: «Я писал “Похороны”, когда мне было всего 20 лет. Выражение боли. Группа людей на деревенском кладбище скорбит и падает на колени перед свежей могилой. Я видел это некогда в молодости».

«Утешение», Петр Стахевич

Утешение
Петр Стахевич, «Утешение», 1883–1885, картон, масло, 60 х 43 см, фото: Национальный музей в Кракове

«Утешение» — картина известного живописца и графика Петра Стахевича. Это последняя из пяти полотен серии «Призраки в мастерской», созданной в 1883–1885 годах. Режиссер и журналист Йозеф Котарбинский говорил, что это серия о «борьбе души художника с человеческой иронией и завистью, с печалью и бедами». Стахевич также дал картине второе название — «Смерть», не оставляя никаких сомнений в том, что за фигура изображена в центре этой загадочной композиции. Два этих названия дают понять, что смерть, покрывающая пустую кровать белым саваном, показана здесь как друг, который приходит, чтобы положить конец людским тревогам.

Автор - Marek Kępa.
Источник.


Новость отредактировал A.Norton - 15-07-2018, 20:49
15-07-2018, 20:41 by КосмонастьПросмотров: 2 595Комментарии: 12
+12

Ключевые слова: Смерть картины живопись художники страшные арты

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: A.Norton
15 июля 2018 20:49
+1
Группа: Активные Пользователи
Репутация: Выкл.
Публикаций: 93
Комментариев: 294
Нравится мне такое мрачное искусство.
  
#2 написал: Сделано_в_СССР
15 июля 2018 21:04
+3
Группа: Журналисты
Репутация: (3680|-1)
Публикаций: 2 685
Комментариев: 13 744
Поразительные картины. Очень понравились. +++
                                      
#3 написал: PabloEscobar
16 июля 2018 09:05
+1
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 25
А вот меня не очень зацепили эти арты. Уж больно логично, что ли. Нет возможности самому додумать картину. Но положительную оценку я всё-таки поставлю, автор постарался.
#4 написал: Zero Endorphine
16 июля 2018 13:24
+1
Группа: Посетители
Репутация: (24|0)
Публикаций: 7
Комментариев: 552
Как-то не зацепило.
Первая картина вообще странная, если не видеть гроба сбоку - то и непонятно, что за эмоции в сидящих людях хотел передать автор. Я так понимаю, это горюющие родственники умершего ребенка, но выглядят они как просто сидящие на лавочке соседи.

Про последнюю почему-то подумала, что это не смерть накрывает саваном, а кто-то из родственников накрывает опустевшую кровать умершего.

Про остальные присоединюсь к предыдущему комментатору:
Уж больно логично, что ли. Нет возможности самому додумать картину.


За статью спасибо!
 
#5 написал: Tigger power
16 июля 2018 13:59
+1
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (2900|-7)
Публикаций: 13
Комментариев: 5 997
У данного художника символиста очень много захватывающих произведений связанных со смертью и с потусторонним или нечистью. По моему цикл Танатос более интересен. В "Смерть Елены" мужчина по моему более мертв чем почившая, причем автор на многих полотнах изображал себя, здесь вроде не он. +
            
#6 написал: Red Scorpion
16 июля 2018 14:22
+4
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (5621|0)
Публикаций: 13
Комментариев: 682
......... Как бы то ни было, все трагично .... За подборку плюс..
  
#7 написал: МертвецкиЖив
16 июля 2018 15:52
+1
Группа: Посетители
Репутация: Выкл.
Публикаций: 10
Комментариев: 753
Много мыслей о смерти и внимания ей. Как по мне, так живым живое, а мертвым мертвое. Картина должна, конечно же наводить на разные мысли человека, в том числе и о смерти - но не должна же быть смерть везде. Жизнь в картинах, все же лучше...
  
#8 написал: Asheera
16 июля 2018 16:50
+1
Группа: Посетители
Репутация: Выкл.
Публикаций: 4
Комментариев: 922
Цитата: МертвецкиЖив
Много мыслей о смерти и внимания ей. Как по мне, так живым живое, а мертвым мертвое. Картина должна, конечно же наводить на разные мысли человека, в том числе и о смерти - но не должна же быть смерть везде. Жизнь в картинах, все же лучше...

Главное, чтобы картины с такими сюжетами висели в музее, а не в спальнях и гостиных.
В том числе и репродукции. У мамы в коридоре Юдифь Джорджоне висела, сколько себя помню, так вот экстрасенс ее на сеансе попросил нарисовать план квартиры и на то место сразу пальцем указал, что там портал. А обстановочка в доме далека от радужной.
  
#9 написал: МертвецкиЖив
16 июля 2018 17:07
+1
Группа: Посетители
Репутация: Выкл.
Публикаций: 10
Комментариев: 753
Цитата: Asheera
Цитата: МертвецкиЖив
Много мыслей о смерти и внимания ей. Как по мне, так живым живое, а мертвым мертвое. Картина должна, конечно же наводить на разные мысли человека, в том числе и о смерти - но не должна же быть смерть везде. Жизнь в картинах, все же лучше...

Главное, чтобы картины с такими сюжетами висели в музее, а не в спальнях и гостиных.
В том числе и репродукции. У мамы в коридоре Юдифь Джорджоне висела, сколько себя помню, так вот экстрасенс ее на сеансе попросил нарисовать план квартиры и на то место сразу пальцем указал, что там портал. А обстановочка в доме далека от радужной.

Это где женщина с мечом стоит ногой на отрубленной голове?
  
#10 написал: Asheera
16 июля 2018 17:12
+1
Группа: Посетители
Репутация: Выкл.
Публикаций: 4
Комментариев: 922
Цитата: МертвецкиЖив
Цитата: Asheera
Цитата: МертвецкиЖив
Много мыслей о смерти и внимания ей. Как по мне, так живым живое, а мертвым мертвое. Картина должна, конечно же наводить на разные мысли человека, в том числе и о смерти - но не должна же быть смерть везде. Жизнь в картинах, все же лучше...

Главное, чтобы картины с такими сюжетами висели в музее, а не в спальнях и гостиных.
В том числе и репродукции. У мамы в коридоре Юдифь Джорджоне висела, сколько себя помню, так вот экстрасенс ее на сеансе попросил нарисовать план квартиры и на то место сразу пальцем указал, что там портал. А обстановочка в доме далека от радужной.

Это где женщина с мечом стоит ногой на отрубленной голове?

Она самая.
  
#11 написал: Nik_dk
7 февраля 2019 00:15
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (208|1)
Публикаций: 1 116
Комментариев: 487
У себя на квартире не повесил бы
                    
#12 написал: Mazot_24
22 октября 2021 18:09
0
Группа: Посетители
Репутация: (1|0)
Публикаций: 1
Комментариев: 620
Последний рисунок не очень, но остальные норм
  
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.