Были и небылицы московского метро
Метро в XIX столетииМалоизвестен факт, что первый проект подземной железной дороги в Москве был предложен еще в 1872 году инженером Василием Титовым.
Он задумал провести пути от нынешнего Курского вокзала до Лубянской площади. В 1890 году родился другой проект, на сей раз линии «метро» должны были проходить в подземных туннелях под эстакадами, а «метровокзал», откуда отправлялись бы все поезда, обустраивался на самой Красной площади, примерно там, где сейчас стоит Мавзолей. Уже начались исследования почвы, однако городская Дума проект отклонила, во многом из-за протестов извозчиков, которые в случае строительства «подземки» попросту лишились бы куска хлеба. Недовольны были и представители духовенства.
Вот отрывок из письма одного архиерея московскому митрополиту: «Возможно ли допустить сию греховную мечту? Не унизит ли себя человек, созданный по образу и подобию Божию, спустившись в преисподнюю?» Официальной же версией отказа от строительства стала экономическая нецелесообразность.
К идее сооружения метро вернулись только при Сталине, когда религию признали «опиумом для народа», и уже никакое духовенство не могло помешать осуществить великое начинание.
Из чего сделаны стены?
И по сей день при раскопках в столичных недрах находят останки давно вымерших морских животных: аммонитов – головоногих моллюсков, белемнитов – каракатиц (в старину эти образования из-за их оригинальной формы называли «чертовыми пальцами»), рыбоящеров – ихтиозавров и плезиозавров. Следы этих окаменелостей можно заметить на мраморных колоннах некоторых станций метро. Причудливый узор из звездочек, спиралей и кругов украшает мрамор на станции «Площадь Ильича». Это окаменевшие наутилусы и морские лилии.
А в переходе со станции «Библиотека имени Ленина» на «Боровицкую» красуется огромная раковина брюхоногого моллюска. Мрамор добывали здесь же, под столицей.
Сохранилось предание о том, что первые станции Сокольнической и Филевской линий отделали белым камнем, из которого был построен разобранный в 1934 году Серпуховский кремль. Говорят, что несколько таких камней использовали и для отделки станции «Серпуховская», открытой только в 1983 году.
Метрохрамы
Помпезные вестибюли и колонны, высокие своды, скульптуры, мозаичные панно – и все это только для того, чтобы пассажиры могли любоваться красотами во время поездок?
Вряд ли… Очень многие исследователи усматривают в структуре и архитектуре Московского метрополитена особый, сакральный смысл. И скорее всего, они правы.
Так, на станции «Октябрьская» сооружен самый настоящий алтарь. Отчетливо просматриваются царские врата, на каждой половинке которых издали будто даже виден православный крест. Правда, когда подойдешь ближе, то обнаруживаешь, что это не крест, а сложное изображение, состоящее из перекладин, шара и пятиконечной звезды.
Но иногда религиозная, православная тематика в украшении станций таки присутствует! Вот одна подобная история. Автор мозаик на «Комсомольской», известный художник Павел Корин, был потомственным иконописцем. На панно «Александр Невский» Павел Дмитриевич попытался воссоздать утраченный шедевр новгородской живописи – лик Спаса Нередицкого. И на мозаике, посвященной Куликовской битве, в руки Дмитрию Донскому художник тоже вложил знамя с ликом Спаса. Да, изобразить на стягах, например, лица членов Политбюро было бы, конечно, идеологически выверенным шагом, но разве это соответствовало бы исторической правде?
Результат религиозного бунтарства Корина заметили не сразу. Но незадолго до открытия «Комсомольской» кто-то все же донес в органы: мол, в метро рисуют иконы. Художника вызвали «на ковер». Однако тогдашнему министру культуры Екатерине Фурцевой коринские панно так понравились, что она пошла к Хрущеву и заступилась за живописца. Никита Сергеевич ему посоветовал: «Да вы просто сделайте так, будто на знамена ветер дует. Лик Христа останется, но все ж таки не икона!
Станции и переходы, которых нет на схеме
На станции «Курская» можно увидеть табличку «Курская Большого кольца». А где же тогда Малое кольцо Московского метрополитена? Такого просто не существует!
В конце 1940-х годов, когда шла работа над проектом Кольцевой линии, планировалось под бульварами провести и Малую Кольцевую. Однако этот проект так и не был реализован.
Масса преданий существует о так называемых станциях-призраках московского метро.
Так, станцию «Советская» должны были соорудить на перегоне между «Театральной» и «Маяковской», а наземную ее часть – в районе Советской (ныне Тверской) площади. Строительство начали, но не завершили – из-за неблагоприятной гидрогеологической обстановки, которая не позволила подвести к станции перегонные туннели. Впоследствии центральный зал «Советской» превратили в подземный пункт управления Московского штаба ГО. Он находится прямо под жилым домом по адресу Тверская, 8/2, строение 4. В наши дни первый и второй этажи этого здания занимает Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы.
До открытия нынешней станции «Первомайская» в 1961 году существовала станция с таким же названием в депо «Измайлово». В ее помещении сейчас разместился цех подъемочного ремонта. На стенах еще сохранились кафель, лепные украшения и даже остатки позолоты. Говорят, снаружи до сих пор висит табличка «Метрополитен имени Л.М. Кагановича», а вестибюль бывшей станции заставлен остовами старых вагонов.
Та же история произошла и с «Калужской». Раньше она была конечной и располагалась на поверхности одноименного депо. После того как Калужско-Рижскую линию продлили, возникла новая одноименная станция, а старую закрыли.
Станция «Волоколамская» была построена уже в брежневское время – в 1975 году. Находилась она на перегоне между «Щукинской» и «Тушинской». До сих пор пассажиры проносящихся мимо поездов видят из окон стены с фиолетовым кафелем и внутренний зал без отделки. Почему же работу не довели до конца? Дело в том, что наверху раскинулся Тушинский аэродром, который собирались подвергнуть застройке. Но затем проект отклонили. А станцию соорудили просто так, на всякий случай. Ходят слухи, что с нее можно попасть на поверхность, но пока эти сведения не подтверждаются.
На станции «Новоясеневская» (бывший «Битцевский парк») есть закрытый выход в город. В конце 80-х годов в этом районе планировали построить большой зоопарк. Туда и должен был вести отдельный выход. О неосуществленном замысле напоминает сегодня лишь портик с железным флюгером, на котором изображены звери и птицы.
Имеются в московском метро и две станции с тремя путями: это «Партизанская» и «Полежаевская». В районе «Партизанской» когда-то намеревались возвести огромный стадион, и третий путь появился, чтобы увеличить пропускную способность станции.
Движение должно было идти по «вилке», южную ветку предполагалось протянуть вдоль Измайловского проспекта (как и поступили позднее), а северную – под Измайловским бульваром.
От «Полежаевской» же хотели провести ветку в Серебряный Бор и Строгино. Сегодня в районе улицы Берзарина можно увидеть следы этого несостоявшегося строительства. Кстати, многие фильмы и рекламные ролики, где действие происходит в метро, снимаются именно на «Полежаевской», вернее, на нефункционирующем втором перроне.
Следующая станция – «Физтех»
В 1996 году в некоторых вагонах на схемах линий метро появился значок якобы строящейся станции «Физтех» – прямо вслед за станцией «Алтуфьево». Многих москвичей это ввело в заблуждение. Между тем никто не планировал тянуть ветку в подмосковный город Долгопрудный, где находится знаменитый МФТИ. Так пошутили студенты физтеха, нарисовавшие «альтернативные» схемы на компьютере, распечатавшие их на принтере и затем расклеившие по вагонам. Говорят, потом в метро люди еще не раз натыкались на фальшивые схемы со станцией «Физтех» то на одной, то на другой ветке.
Периодически возникают слухи о строительстве метро в подмосковных Мытищах и Бирюлеве. Одно время на схемах можно было даже увидеть значок планировавшейся станции «Челобитьево». Но пока все это остается лишь на уровне проектов.
Ирина ШЛИОНСКАЯ
Источник
Новость отредактировал Melford - 27-06-2014, 21:53
Ключевые слова: Метро станции проект площадь алтарь