Обзор на Five nights at Freddy's
Полное название: Five Nights at Freddy’s
Дата выхода: 2014
Локализация: Текст
Жанр: Survival horror, point-n-click
На чем можно поиграть: ПК, Android, в будущем - IOS
Мультиплеер: Нет
Кооператив: Нет
Five Nights at Freddy’s — креативный инди-ужастик от разработчиков — «GB Games». Игрокам предстоит отправиться на ночное дежурство в детское кафе, где по ночам начинают происходить жуткие вещи. Сможете ли вы дожить до утра?
Главный герой игры устраивается на работу ночным охранником в детское увеселительное заведение (пиццерию), где ему нужно отработать всего пять ночных смен по шесть часов. Казалось бы, плёвая работёнка — не бей лежачего. Сиди себе и пялься в мониторы камер слежения, полистывай журнальчики или играй в телефон. Да кому вообще сдалась эта пиццерия, чего там воровать-то?
С таким настроем главный герой заступает на дежурство. В первый же рабочий день он узнаёт, что, оказывается, в кафе есть дорогостоящие роботы-игрушки, которые во время детских праздников поют песенки, стишки и в общем всячески развлекают ребятню, а по ночам прозябают в кладовке. Видимо, их и нужно охранять. После начала первой смены поступает очень неприятный и тревожный звонок.
Слегка нервничающий и явно что-то скрывающий человек (участвующий в вашем найме, видимо) рассказывает ГГ, что компании сейчас приходится нелегко и для его ночного дежурства выделяется ограниченный запас электроэнергии — всё ради экономии. Если энергия кончится, то остаток рабочего дня ему придётся просидеть во тьме.
Настала первое дежурство. Когда кафе опустело, а стрелка часов пробила двенадцать, из коридора послышались странные, жутковатые звуки. С ужасом главный герой обнаруживает, что кто-то или что-то перемещает игрушки из чулана. Силуэты стали приближаться всё ближе и ближе, каждый раз замирая во тьме, когда камера наблюдения ловила их на объектив.
Теперь до ГГ начало доходить, что металлические двери в его комнатке тут поставили не просто так. Нужно дожить до утра, не подпустив этих «созданий» к себе. Лишь бы хватило электричества, лишь бы хватило электричества…
Геймплей игры
Как уже упоминалось, Five Nights at Freddy’s — это незаковыристый инди-хоррор в жанре point-n-click («наведи и кликни»). В игре нам предстоит просто скакать по камерам наблюдения и закрывать двери в свою кабинку перед лицом «бабаек». Ходить в ней нельзя и по всем немногочисленным локациям будут бродить только «бабайки». Клавиатура в игре не участвует, только мышь, а интерфейс примитивен до безобразия, всего четыре кнопки и одна небольшая миникарта.
Суть игры заключается в том, что нужно просто выжить, вернее дожить, до спасительного рассвета, не дав местным «скримерам» проникнуть в ваше убежище и наорать в экран. Для этого мы можем «зыркать» на них через камеры наблюдения, расставленные в каждой комнате.
Сами бабайки, не спешат к вам и как только попадают в объектив — замирают на месте, как в какой-то детской игре (не все, конечно). Всю ситуацию осложняет ограниченный ресурс электроэнергии, который расходуется на каждое действие, будь то наблюдение через камеру, запечатывание двери или включение света. И чем больше электроники пашет одновременно, тем сильнее расход. Думаю, на этом стоит закончить с разбором механики и перейти к более интересным вопросам.
А будет страшно?
Five Nights at Freddy’s — не совсем классический ужастик, в нём напрочь отсутствуют основные жанровые генераторы ужаса — прятки и погони. Всю игру мы просидим в кресле охранника, перед мониторами, изредка отвлекаясь от происходящего, проверяя коридоры рядом с комнаткой (мало ли что там околачивается). Но даже при отсутствии «экшена» как такового пощекотать нервы этой игрой можно на славу.
«Пробивает» она быстро, причем сразу же и без каких-либо поблажек. В игре всего пять уровней, по одному на каждую ночь дежурства, поэтому разработчики вываливают свои идеи сходу. В авангарде идёт мрачная, местами жутковатая атмосфера, нагнетаемая знакомыми многим образами уродливых кукол из малобюджетных кино начала 90-ых. Вслед за ними идёт хорошая работа со звуком, и, конечно же, не обходится без классического «скримера», что бьёт в самый неподходящий момент, заставляя сердце замирать на мгновение.
Но сильней всего накаляет атмосферу ожидание. Они точно придут… Они уже рядом *зубы стучат*, но у тебя нет лишней энергии, чтобы подсмотреть. А если нервы не выдерживают и ты начинаешь в панике метаться и закрывать двери, то вероятный итог — кончится энергия и твари доберутся до вас.
Жутковатых «Мишек и Степашек» хватает. Всего пять видов, каждый из которых имеет собственные «таланты» и действует исключительно своего профиля. Если с парой самых первых видов «тварей» (зайчиком и курочкой) всё понятно (их хоть как-то можно контролировать), то две остальные бестии способны бесцеремонно прорваться мимо вашего взора и в очередной раз заставить производить кирпичи. Про золотого мишку, эм… В общем, сами посмотрите, будет сюрпризом.
Одна (лисичка) проделывает молниеносный рывок, быстро пробегая от позиции респауна до вашего героя. У меня прям сердце останавливается, когда я случайно натыкаюсь на место её респауна, обнаружив распахнутые шторки (это значит она уже в пути). Вторая (медвежонок) крадётся во тьме, изредка поблёскивая глазками. Трудней всего узреть её и ещё тяжелее отогнать. Настоящий кошмар начинается, когда всё они уже вплотную подобрались к вашему убежищу и начинают осаду сообща.
Бывает, обступят со всех сторон, и даже свет включить не можешь, а они там… ждут. И если даже ты закроешься дверями, то в безопасности окажешься совсем не надолго. Не менее пугающее зрелище — это наблюдать на стремительно убывающую энергию, как на догорающую последнюю спичку. И когда она иссякнет — система защиты распахнёт двери, открыв вход всем кошмарам. А они войдут, но торопиться не будут, нет. В полном мраке вы будете слышать их шаги и до костей пробирающие жуткие песенки. Всё по закону жанра.
Итого…
Игра способна неплохо встряхнуть всех фанатов хоррора. Даже в знаменитых высокобюджетных ужастиках не всегда можно получить столько адреналина и «фана». Чудесным образом эта казуальная игрушка способна напугать похлеще некоторых ААА экшен-проектов.
И несмотря на всю свою кажущуюся простоту, Five Nights at Freddy’s достаточно сложна в освоении и не позволяет проскочить все пять этапов махом. Изучить каждую тварь и локации придётся в любом случае, механика хоть и простая, но уже слишком мало места для манёвра оставляет. Между прочим, настроек сложности в ней нет.
Недостатков у игры, конечно же, хватает, но они скорей являются стандартным балластом, присущим большинству инди-игр. Невнятная графика, отсутствие русского языка, обучения и каких-либо открытых настроек, всего пять заданий и одна небольшая игровая карта — контента явно маловато. В остальном, это приличная для своих масштабов «индюшатинка» с оригинальной идеей, причем реализованной достаточно недурно. Рекомендую попробовать этот хоррор, если в этом жанре вы всегда ищите что-то необычное.
Источник
Ключевые слова: Игра хоррор кафе пиццерия охраник роботы