Ареал обитания существ: Азия (1. Индия)
Мантикора - чудовище с кроваво-алым телом льва, человеческим лицом и хвостом скорпиона."A manticore I see;
I think it is a she.
It's going to the ocean;
because of the commotion.
It had soft orage fur;
yet I could hear it's purr.
It had a human face;
so I sped up my pace.
I heard a trumpet blow;
It's red teeth it did show.
And then i knew no more;
about the manticore."
A poem by Nancy Christian
"У третьего из зверей находилась на львиных плечах и при хвосте скорпиона почти человеческая голова: глаза голубые, тонкий точеный нос и раззявленный рот, в котором как вверху, так и внизу обреталось по тройственному ряду заостренных, как бритвы, зубов."
Умберто Эко "Баудолино"
Мантикора принадлежит к разряду многочисленных зооморфных и антропоморфных существ, созданных античным воображением. Несмотря на обилие отличительных признаков этого существа, большинство из них сохранились за ним в течении двух тысячелетий. Это далеко не самое гармоничное животное (по сравнению с теми же кентаврами), тем не менее было довольно известно среди интересующихся миром животных как в античности так и в средние века, заняла своё место в средневековых бестиариях. Нарождающаяся зоология Нового времени с презрением отмела эту, по их мнению, выдумку и ретиво занялась поисками оригинала — существа, которое подвигло древних на создание столь странной зверюги, совершенно забывая о том, что позднейшие образы мантикоры вообще не были связанны с первоисточниками информации о нём, — в Средние века мантикора была целиком самостоятельным животным. Отцом этого дивного создания был Ктесий, грек, личный врач персидского царя Артаксеркса II, написавший в начале IV в. до н. э. первый в античности труд посвящённый Индии — "Индику". Сам этот труд до нас не дошёл, поэтому, что точно Ктесий сообщал о мантикоре неизвестно. Судя по сообщениям других античных авторов, опирающихся на Ктесия, мантикора представлял собой животное размером со льва, с похожими на человеческие лицо и ушами, с хвостом как у скорпиона, усаженным вдобавок шипами, которыми мантикора может выстреливать, поражая таким образом врагов, и голосом, сочетающим в себе звуки флейты и трубы. Мантикора кроваво-красного цвета, он очень дикий, и любит человеческое мясо. Живёт этот зверь в Индии.
Надо сказать, что уже в античности на это сообщение смотрели с сомнением, а само сочинение Ктесия удостаивалось чаще эпитетов ругательных, чем хвалебных. Так великий насмешник II в. н. э. Лукиан говорил о Ктесии, что он не был в Индии и не сообщил о ней ничего правдивого(в Индии он, видимо, действительно не был).
Ни одно из животных этого вида (имеются ввиду четвероногие, плотоядные и живородящие — прим.пер.) не имеет двойного ряда зубов. Хотя, если верить Ктесию, подобное животное существует. Он уверяет, что индийский зверь "мартихора" (martichora) имеет тройной ряд зубов на обеих, — нижней и верхней челюстях, и он величиной со льва и настолько же волосат, его ноги походят на ноги льва; его лицо и уши имеют сходство с человеческими; его глаза голубые, а сам он ярко-красного цвета; хвост его такой же как и у земляного скорпиона, — в хвосте у него жало и он имеет способность выстреливать, как стрелами, иглами прикреплёнными у него к хвосту; голос его нечто среднее между звуком свирели и трубы; он может бегать также быстро как олень и ещё он дикий и людоед.
Аристотель "История животных"
Если Аристотель только колебался признать существование этого животного, то Павсаний прямо заявил, что всё это выдумки и, видимо, под мантикорой скрывается тигр:
О звере описанном Ктесием в его индийской истории ("Индике" — прим. пер.), о котором он говорит, что индийцы его называют мартихора (martichora), а греки — людоед, я склонен думать, что это тигр. Но этот имеет три ряда зубов вдоль каждой челюсти, и кончик его хвоста усажен шипами, которыми он защищает себя с близкого расстояния, и выстреливает ими как стрелами в более удалённых врагов; всё это, я думаю, выдумка, которую индийцы передают один другому, и которая происходит от их чрезмерного страха перед этим зверем.
Их также ввёл в заблуждение его цвет: всякий раз когда тигр появляется в свете солнца он кажется однородного красного цвета, либо, из-за его скорости, или, когда он не бежит, — по причине его постоянных поворотов и извиваний, особенно когда его видно издалека.
Павсаний "Описание Эллады IX. XXI. 4-5
Подобные мысли высказывали и позднейшие исследователи. Джеймс писал "Он (Ктесий — прим.авт.) называет его мартихора, и как было показано, он пытался передать персидское слово "людоед" и то, что он описал в таких ярких красках было ни чем иным, как тигром". Существовала версии, что прототипом мантикоры выступила гиена. Однако далеко не все поддерживали теорию, что в основе сообщения о мантикоре лежит информация о каком-то реально существующем животном. Существовало мнение, что Ктесий описал мантикору с иероглифического изображения, распространённого в то время на Востоке, Райт считал, что мантикора была изображена на барельефах Персеполя (столица Древнеперсидского царства) и, возможно, считалась царём злых хищников, подчинённых зороастрийскому богу тьмы Ариману.
В античности образ мантикоры не поддался существенным изменениям. В латиноязычной традиции, представленной Плинием и Солином, мантикора лишилась своего хвоста, усаженного колючками, которыми она выстреливает во врагов.
Ктесий сообщает нам, что среди тех же эфиопов, есть зверь, которого он называет мантикора; у него тройной ряд зубов, которые заходят друг в друга, как гребни, лицо и уши как у человека, голубые глаза, сам — цвета крови; у него тело льва, и хвост заканчивающийся жалом, как у скорпиона. Его голос напоминает смесь звука флейты и трубы; он поразительно быстр, и особо любит человеческое мясо.
Юба рассказывает нам, что мантикора в Эфиопии также может подражать человеческому голосу.
Плиний "Естественная история"
Водится здесь и зверь, называемый мантихора. У него три ряда зубов, которые при смыкании челюстей заходят друг за друга. У мантихоры человеческое лицо, глаза серые, схожее со львом тело кроваво-красного цвета, а хвост с жалом, словно у скорпиона. Он издаёт свист, напоминающий звучание согласно играющих свирелей и труб... Мантихора обожает человеческое мясо. Ноги у него так мощны, прыжок так далёк, что его не может остановить никакое удаление, никакое препятствие.
Солин "Собрание достопримечательностей"
Посредством этих двух авторов мантикора и стала известна в средневековой Европе. Интересно, что создатель первой христианской энциклопедии, Исидор Севильский, собравший казалось бы всё, что можно о странных и необычных существах, населяющих мир, ни словом не упоминает о мантикоре. Однако мантикора попадает в бестиарии даже несмотря на то, что оба их основных источника (Физиолог и Исидор) о мантикоре молчат; мантикора периодически попадает на средневековые карты, причём всегда это существо связывается с Индией. Средневековые изображения мантикоры в основном обедняют снаряжение этого индийского зверя, оставляя только некоторые его характерные особенности, как то, цвет, человеческое лицо, хвост с жалом, и иногда человеческую ногу в зубах (75) (чтобы подчеркнуть её людоедство). В то же время в литературе у мантикоры появляются и новые особенности. Так например, Гонорий Августодонский, автор XII в., и создатель популярнейшего произведения "Образ мира" наделяет мантикору способностью летать, а значит, видимо, снабжает её крыльями:
Есть там (в Индии — прим.пер.) также мантикора, зверь, лицом человек, с тройным рядом зубов, телом лев, хвостом скорпион, глаза голубые, шерсть цветом кроваво-красная, голос — змеиное шипение, избегая опасности, взлетает; бег её быстрее полёта птицы; употребляет человеческое мясо.
Гонорий Августодонский "Образ мира" (Imago mundi)
Бартоломей Английский (XIII в.), автор популярной до XVII в. энциклопедии "О свойствах вещей", кажется вновь восстанавливает ещё античный образ мантикоры с хвостом, утыканным иглами, причём кажется невероятным, что он имел доступ к греческим авторам в это время. Источник таких сведений становится понятным по упоминанию Бартоломеем Авиценны (X в.), арабского комментатора Аристотеля, через которого возможно и попала в его сочинение античная традиция. Сам Авиценна также описывает этого зверя под именем Марион или Марикоморион, и сообщает новые подробности о мантикоре: индийцы, оказывается, приручают мантикору, однако сложность составляют эти самые их хвосты; они бросают детёныша мантикоры об землю, чтобы тот ударился задом и хвостом, и после этого, как уверяет Авиценна, иглы на хвосте больше не растут и его можно приручать без опаски.
Теперь, поговорим, насколько это возможно, об облике мантикоры. Определённое количество признаков этого зверя прошло с ним через всю его историю — это человеческое лицо, людоедство, кроваво-красный цвет, скорпионий хвост с жалом, три ряда зубов и голубые глаза (на самом деле, какие именно глаза у мантикоры сказать довольно сложно. В переводах греческих авторов везде указывается голубой цвет её глаз. В латинских текстах цвет глаз мантикоры обозначался словом "glauca", которое переводится как "голубой", так и "серо-голубой" и даже "зеленоватый". Поэтому в некоторых переводах цвет её глаз обозначен как серый и этому не надо удивляться. Вообще мантикору в Средние века описывали практически одинаковыми словами, и поэтому кроме некоторых случаев, расхождений в переводах немного). Сложно сказать почему у Гонория мантикора полетела, хотя у Солина говорится, что мантикора умеет очень далеко прыгать, — возможно Гонорий вдохновившись этими словами совсем оторвал мантикору от земли. Проблему составляет пол этого существа. У Плиния, Солина и в тексте на Херефордской карте мантикора — мужского рода, у Гонория — женского, причём нет возможности говорить, что первые говорили о самце, другой о самке, так как этот вопрос не затрагивается никем вообще и, видимо, на него не обращали внимания.
В XX веке представления о мантикоре продолжали развиваться. Например, в бестиарии Анджея Сапковского мантикора обзавелась крыльями и научилась выстреливать в любом направлении своими отравленными шипами:
"Живет в Индии. Тело у нее львиное, а голова и морда человечьи, но с пастию ужасной, в три ряда зубищ острых снабженной. Крылья у мантикоры орлиные, хвост же скорпионий, ядовитой иглой оканчивающийся. Яд свой, мгновенно отравляющий, берет мантикора из дерева богун упас именуемого. Нападает на людей из засады, убивает и сжирает так, что ни косточки, ни даже металлических "молний" от курток и пуговиц от штанов не остается. И когда Иоанн Богослов "Откровении" (9:3,5) говорит: "И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы..." "...и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека" ("et de fiito exierant lucustae terrain et data est illis pptestas sicut habent potestatem scorpiones e"), то святой в благочестивой простоте своей никакую саранчу (lucustae) имел в виду, а именно мантикор, которые в Судный день из пучин выйдут и будут истязать грешников жалами своими."
Бестиарий А.Сапковского в переводе Е.Вайсброта
В книге английской писательницы Дж.Роулинг "Волшебные твари и где их искать" мантикора "после поглощения очередной жертвы начинает тихонько мурлыкать". Также, согласно Роулинг "шкура мантикоры отражает практически все известные заклятия". В рассказе отечественного фантаста Николая Басова "Охотник на демонов" (107) мантикора обладает способностью практически мгновенно залечивать свои раны.
"...Он всмотрелся в желтые, немного навыкате глаза чудовища и понял, что если и можно кого-либо обмануть, то только не этого спокойного, жестокого и неуязвимого зверя, который ни разу в жизни не потерпел поражения...
...Она стала хлестать себя своим членистым, жестким, как кремень, хвостом, аккуратно и заученно обращая к телу боковые, плоские грани футового жала.
...Крыло оказалось очень сильным, но кости под нежными... перьями были очень легкими и ощутимо расходились в тонких, почти бессильных суставах.
Эти чудовища залечивали себя с такой быстротой, что не боялись практически никакой серьезной раны."
Николай Басов "Охотник на Демонов"
А в романе "Мантикора" американского писателя Р.Дэвиса она научилась разговаривать.
I think it is a she.
It's going to the ocean;
because of the commotion.
It had soft orage fur;
yet I could hear it's purr.
It had a human face;
so I sped up my pace.
I heard a trumpet blow;
It's red teeth it did show.
And then i knew no more;
about the manticore."
A poem by Nancy Christian
"У третьего из зверей находилась на львиных плечах и при хвосте скорпиона почти человеческая голова: глаза голубые, тонкий точеный нос и раззявленный рот, в котором как вверху, так и внизу обреталось по тройственному ряду заостренных, как бритвы, зубов."
Умберто Эко "Баудолино"
Мантикора принадлежит к разряду многочисленных зооморфных и антропоморфных существ, созданных античным воображением. Несмотря на обилие отличительных признаков этого существа, большинство из них сохранились за ним в течении двух тысячелетий. Это далеко не самое гармоничное животное (по сравнению с теми же кентаврами), тем не менее было довольно известно среди интересующихся миром животных как в античности так и в средние века, заняла своё место в средневековых бестиариях. Нарождающаяся зоология Нового времени с презрением отмела эту, по их мнению, выдумку и ретиво занялась поисками оригинала — существа, которое подвигло древних на создание столь странной зверюги, совершенно забывая о том, что позднейшие образы мантикоры вообще не были связанны с первоисточниками информации о нём, — в Средние века мантикора была целиком самостоятельным животным. Отцом этого дивного создания был Ктесий, грек, личный врач персидского царя Артаксеркса II, написавший в начале IV в. до н. э. первый в античности труд посвящённый Индии — "Индику". Сам этот труд до нас не дошёл, поэтому, что точно Ктесий сообщал о мантикоре неизвестно. Судя по сообщениям других античных авторов, опирающихся на Ктесия, мантикора представлял собой животное размером со льва, с похожими на человеческие лицо и ушами, с хвостом как у скорпиона, усаженным вдобавок шипами, которыми мантикора может выстреливать, поражая таким образом врагов, и голосом, сочетающим в себе звуки флейты и трубы. Мантикора кроваво-красного цвета, он очень дикий, и любит человеческое мясо. Живёт этот зверь в Индии.
Надо сказать, что уже в античности на это сообщение смотрели с сомнением, а само сочинение Ктесия удостаивалось чаще эпитетов ругательных, чем хвалебных. Так великий насмешник II в. н. э. Лукиан говорил о Ктесии, что он не был в Индии и не сообщил о ней ничего правдивого(в Индии он, видимо, действительно не был).
Ни одно из животных этого вида (имеются ввиду четвероногие, плотоядные и живородящие — прим.пер.) не имеет двойного ряда зубов. Хотя, если верить Ктесию, подобное животное существует. Он уверяет, что индийский зверь "мартихора" (martichora) имеет тройной ряд зубов на обеих, — нижней и верхней челюстях, и он величиной со льва и настолько же волосат, его ноги походят на ноги льва; его лицо и уши имеют сходство с человеческими; его глаза голубые, а сам он ярко-красного цвета; хвост его такой же как и у земляного скорпиона, — в хвосте у него жало и он имеет способность выстреливать, как стрелами, иглами прикреплёнными у него к хвосту; голос его нечто среднее между звуком свирели и трубы; он может бегать также быстро как олень и ещё он дикий и людоед.
Аристотель "История животных"
Если Аристотель только колебался признать существование этого животного, то Павсаний прямо заявил, что всё это выдумки и, видимо, под мантикорой скрывается тигр:
О звере описанном Ктесием в его индийской истории ("Индике" — прим. пер.), о котором он говорит, что индийцы его называют мартихора (martichora), а греки — людоед, я склонен думать, что это тигр. Но этот имеет три ряда зубов вдоль каждой челюсти, и кончик его хвоста усажен шипами, которыми он защищает себя с близкого расстояния, и выстреливает ими как стрелами в более удалённых врагов; всё это, я думаю, выдумка, которую индийцы передают один другому, и которая происходит от их чрезмерного страха перед этим зверем.
Их также ввёл в заблуждение его цвет: всякий раз когда тигр появляется в свете солнца он кажется однородного красного цвета, либо, из-за его скорости, или, когда он не бежит, — по причине его постоянных поворотов и извиваний, особенно когда его видно издалека.
Павсаний "Описание Эллады IX. XXI. 4-5
Подобные мысли высказывали и позднейшие исследователи. Джеймс писал "Он (Ктесий — прим.авт.) называет его мартихора, и как было показано, он пытался передать персидское слово "людоед" и то, что он описал в таких ярких красках было ни чем иным, как тигром". Существовала версии, что прототипом мантикоры выступила гиена. Однако далеко не все поддерживали теорию, что в основе сообщения о мантикоре лежит информация о каком-то реально существующем животном. Существовало мнение, что Ктесий описал мантикору с иероглифического изображения, распространённого в то время на Востоке, Райт считал, что мантикора была изображена на барельефах Персеполя (столица Древнеперсидского царства) и, возможно, считалась царём злых хищников, подчинённых зороастрийскому богу тьмы Ариману.
В античности образ мантикоры не поддался существенным изменениям. В латиноязычной традиции, представленной Плинием и Солином, мантикора лишилась своего хвоста, усаженного колючками, которыми она выстреливает во врагов.
Ктесий сообщает нам, что среди тех же эфиопов, есть зверь, которого он называет мантикора; у него тройной ряд зубов, которые заходят друг в друга, как гребни, лицо и уши как у человека, голубые глаза, сам — цвета крови; у него тело льва, и хвост заканчивающийся жалом, как у скорпиона. Его голос напоминает смесь звука флейты и трубы; он поразительно быстр, и особо любит человеческое мясо.
Юба рассказывает нам, что мантикора в Эфиопии также может подражать человеческому голосу.
Плиний "Естественная история"
Водится здесь и зверь, называемый мантихора. У него три ряда зубов, которые при смыкании челюстей заходят друг за друга. У мантихоры человеческое лицо, глаза серые, схожее со львом тело кроваво-красного цвета, а хвост с жалом, словно у скорпиона. Он издаёт свист, напоминающий звучание согласно играющих свирелей и труб... Мантихора обожает человеческое мясо. Ноги у него так мощны, прыжок так далёк, что его не может остановить никакое удаление, никакое препятствие.
Солин "Собрание достопримечательностей"
Посредством этих двух авторов мантикора и стала известна в средневековой Европе. Интересно, что создатель первой христианской энциклопедии, Исидор Севильский, собравший казалось бы всё, что можно о странных и необычных существах, населяющих мир, ни словом не упоминает о мантикоре. Однако мантикора попадает в бестиарии даже несмотря на то, что оба их основных источника (Физиолог и Исидор) о мантикоре молчат; мантикора периодически попадает на средневековые карты, причём всегда это существо связывается с Индией. Средневековые изображения мантикоры в основном обедняют снаряжение этого индийского зверя, оставляя только некоторые его характерные особенности, как то, цвет, человеческое лицо, хвост с жалом, и иногда человеческую ногу в зубах (75) (чтобы подчеркнуть её людоедство). В то же время в литературе у мантикоры появляются и новые особенности. Так например, Гонорий Августодонский, автор XII в., и создатель популярнейшего произведения "Образ мира" наделяет мантикору способностью летать, а значит, видимо, снабжает её крыльями:
Есть там (в Индии — прим.пер.) также мантикора, зверь, лицом человек, с тройным рядом зубов, телом лев, хвостом скорпион, глаза голубые, шерсть цветом кроваво-красная, голос — змеиное шипение, избегая опасности, взлетает; бег её быстрее полёта птицы; употребляет человеческое мясо.
Гонорий Августодонский "Образ мира" (Imago mundi)
Бартоломей Английский (XIII в.), автор популярной до XVII в. энциклопедии "О свойствах вещей", кажется вновь восстанавливает ещё античный образ мантикоры с хвостом, утыканным иглами, причём кажется невероятным, что он имел доступ к греческим авторам в это время. Источник таких сведений становится понятным по упоминанию Бартоломеем Авиценны (X в.), арабского комментатора Аристотеля, через которого возможно и попала в его сочинение античная традиция. Сам Авиценна также описывает этого зверя под именем Марион или Марикоморион, и сообщает новые подробности о мантикоре: индийцы, оказывается, приручают мантикору, однако сложность составляют эти самые их хвосты; они бросают детёныша мантикоры об землю, чтобы тот ударился задом и хвостом, и после этого, как уверяет Авиценна, иглы на хвосте больше не растут и его можно приручать без опаски.
Теперь, поговорим, насколько это возможно, об облике мантикоры. Определённое количество признаков этого зверя прошло с ним через всю его историю — это человеческое лицо, людоедство, кроваво-красный цвет, скорпионий хвост с жалом, три ряда зубов и голубые глаза (на самом деле, какие именно глаза у мантикоры сказать довольно сложно. В переводах греческих авторов везде указывается голубой цвет её глаз. В латинских текстах цвет глаз мантикоры обозначался словом "glauca", которое переводится как "голубой", так и "серо-голубой" и даже "зеленоватый". Поэтому в некоторых переводах цвет её глаз обозначен как серый и этому не надо удивляться. Вообще мантикору в Средние века описывали практически одинаковыми словами, и поэтому кроме некоторых случаев, расхождений в переводах немного). Сложно сказать почему у Гонория мантикора полетела, хотя у Солина говорится, что мантикора умеет очень далеко прыгать, — возможно Гонорий вдохновившись этими словами совсем оторвал мантикору от земли. Проблему составляет пол этого существа. У Плиния, Солина и в тексте на Херефордской карте мантикора — мужского рода, у Гонория — женского, причём нет возможности говорить, что первые говорили о самце, другой о самке, так как этот вопрос не затрагивается никем вообще и, видимо, на него не обращали внимания.
В XX веке представления о мантикоре продолжали развиваться. Например, в бестиарии Анджея Сапковского мантикора обзавелась крыльями и научилась выстреливать в любом направлении своими отравленными шипами:
"Живет в Индии. Тело у нее львиное, а голова и морда человечьи, но с пастию ужасной, в три ряда зубищ острых снабженной. Крылья у мантикоры орлиные, хвост же скорпионий, ядовитой иглой оканчивающийся. Яд свой, мгновенно отравляющий, берет мантикора из дерева богун упас именуемого. Нападает на людей из засады, убивает и сжирает так, что ни косточки, ни даже металлических "молний" от курток и пуговиц от штанов не остается. И когда Иоанн Богослов "Откровении" (9:3,5) говорит: "И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы..." "...и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека" ("et de fiito exierant lucustae terrain et data est illis pptestas sicut habent potestatem scorpiones e"), то святой в благочестивой простоте своей никакую саранчу (lucustae) имел в виду, а именно мантикор, которые в Судный день из пучин выйдут и будут истязать грешников жалами своими."
Бестиарий А.Сапковского в переводе Е.Вайсброта
В книге английской писательницы Дж.Роулинг "Волшебные твари и где их искать" мантикора "после поглощения очередной жертвы начинает тихонько мурлыкать". Также, согласно Роулинг "шкура мантикоры отражает практически все известные заклятия". В рассказе отечественного фантаста Николая Басова "Охотник на демонов" (107) мантикора обладает способностью практически мгновенно залечивать свои раны.
"...Он всмотрелся в желтые, немного навыкате глаза чудовища и понял, что если и можно кого-либо обмануть, то только не этого спокойного, жестокого и неуязвимого зверя, который ни разу в жизни не потерпел поражения...
...Она стала хлестать себя своим членистым, жестким, как кремень, хвостом, аккуратно и заученно обращая к телу боковые, плоские грани футового жала.
...Крыло оказалось очень сильным, но кости под нежными... перьями были очень легкими и ощутимо расходились в тонких, почти бессильных суставах.
Эти чудовища залечивали себя с такой быстротой, что не боялись практически никакой серьезной раны."
Николай Басов "Охотник на Демонов"
А в романе "Мантикора" американского писателя Р.Дэвиса она научилась разговаривать.
Мирмиколеон - существо средневековых бестиариев, наполовину муравей, наполовину лев.
Диковинное животное из античных преданий и легенд. Согласно древнегреческому историку и географу Страбону (I век до Р.Х.), мраволев имел львиную морду и передние и задние конечности муравья (очевидно, увеличенного размера).
На известном побережье от Диры до Ноту-Керас находятся также столпы и жертвенники Пифолая, Лихи, Пифангела, Льва, Хариморта, однако расстояние неизвестно. В этой стране очень много слонов и львов, называемых муравьями. Половые органы последних обращены назад; цвет шерсти у них золотистый, но шерсть менее густая, чем у арабских львов.
Страбон "География", XVI.4.15
Неарх утверждает, что видел шкуры муравьев, роющих золото, похожие на леопардовые шкуры. Мегасфен же передает об этих муравьях следующее: в стране дердов, большого индийского племени, живущего к востоку в горах, есть плоскогорье почти 3000 стадий в окружности. Под этим плоскогорьем находятся золотые рудники, где рудокопами — муравьи, животные величиной не меньше лисиц; они отличаются необычайной быстротой и живут ловлей зверей. Зимой это животное копает землю и собирает ее в кучи у входов в норы подобно кротам. Это — золотой песок, требующий только незначительной плавки. Соседние жители тайком приезжают за этим песком на вьючных животных; если это происходит открыто, то муравьи упорно борются с ними и преследуют бегущих; настигнув людей, они убивают их вместе с вьючными животными. Для того чтобы муравьи их не заметили, похитители разбрасывают в разных местах куски мяса диких зверей и, когда муравьи разбегаются за добычей, уносят золотой песок. Не умея выплавлять золото, они продают песок в необработанном виде купцам за любую цену.
Страбон "География", XV.1.44
По Геродоту, Плинию и Элиану, мраволев напоминает большую собаку с львиными лапами и страстью раскапывать золотые копи. Жил мраволев в Индии, хотя Страбон помещает его в Аравию.
В средневековых бестиариях у него львиная голова и тело гигантского муравья. Поскольку муравьиный желудок не в силах переварить ту пищу, которую пожирает львиная пасть, мирмеколев умирает с голоду вскоре после своего рождения.
О мравольве
Елифаз, царь Феманский, говорит: «Мраволев погибает, так как не имеет пищи».
Физиолог говорит о мравольве, что у него перед льва, а зад муравья. И отец его плотояден, а мать питается овощами. Когда рождают мравольва, рождают его имеющим оба свойства: не может есть ни мяса — из-за материнской природы, ни овощей — из-за отцовской природы. И погибает, потому что не имеет пищи.
Толкование.
Так и всякий «колеблющийся человек непостоянен во всех путях своих». «Горе, — говорит, — двойственному сердцу и грешнику, ходящему по двум стезям» . Не следует говорить да-нет, ни нет-да, но да-да или нет-нет, как сказал Господь наш Иисус Христос.
Физиолог
В Индии множество гор, рек и островов. Там встречаются: зверь, похожий на лань, с острым рогом, убивающий льва*и носорог; другой зверь похожий на льва, но с мордой острой и длинной; камелопарды, корьян, обезьяны, петухи с перьями на бороде, слоны, тигры, драконы, громадные муравьи, львы-муравьи, мыши, бешкмшко [мускусный зверек], зверь крокодил, единорог, большой зверь с когтем на хребте, убивающий льва языком, птица гриф, мускусная кабарга и рогатый осел.
Армянская география
The ant-lion is so called either because it is equally lion and ant, or because it is the lion of ants. It is a small animal that is hostile to ants; it hides in the sand and kills other ants that are carrying grain. In this way it is like a lion to ants though it is like an ant to other animals.
Isidore of Seville. Etymologies
Муравьиный лев(formicoleon) назван вследствие того, что либо он лев для муравьев, либо — равным образом — и муравей, и лев. Это маленькое животное, добровольно враждебное муравьям, так как он скрывается в пыли и убивает муравьев, несущих пищу. Соответственно называется он "лев" (lео) и "муравей" (formica), так как для других животных он как муравей, а для муравьев подобен льву.
Исидор Севильский "Этимологии", книга XII "О животных"
Гюстав Флобер поместил это чудище среди других в драме "Искушение Святого Антония" (1849-1874):
И возникает множество разных страшных зверей: Трагелаф — полуолень-полубык; Мирмеколеон — спереди лев, сзади муравей с половыми органами навыворот; пифон Аксар, в шестьдесят локтей, ужаснувший Моисея; огромная ласка Пастинака, мертвящая деревья своим запахом; Престер — своим прикосновением вызывающий столбняк; Мираг — рогатый заяц, живущий на морских островах. Леопард Фалмант воет так, что у него лопается брюхо; трехголовый медведь Сенад раздирает языком своих медвежат; собака Кеп разбрызгивает по скалам голубое молоко своих сосцов. Москиты принимаются жужжать, жабы прыгать, змеи свистеть. Сверкают молнии. Идет град.
Гюстав Флобер "Искушение Святого Антония"
На него ссылается Борхес:
Муравьиный лев — невообразимое чудище, описанное Флобером следующим образом: «Спереди лев, сзади муравей с половыми органами навыворот». История этого чудища также весьма странна. В Библии мы читаем: «Могучий лев погибает без добычи». По-еврейски «лев» назван «лайиш»; слово это, необычное для обозначения льва, видимо, привело к столь же необычному переводу. В переводе Семидесяти толковников, вспомнив какого-то арабского льва, которого Элиан и Страбон называли «myrmex», сочинили слово «мирмеколион» — «муравьиный лев». «Мирмекс» по-гречески «муравей». Из странного выражения: «Муравьиный лев погибает без добычи» — возник фантастический образ, который средневековые бестиарии с успехом дополнили...
Х.Л.Борхес "Книга вымышленных существ"
Конечно, очень трудно себе представит, как может произойти скрещивание между львом и муравьем, но это недоумение разъясняет армянская версия "Физиолога": "В необитаемой далекой пустыне живет муравей ростом с овцу. Лев смешивается с ним, и муравей рождает детеныша, у которого...".
Надо сознаться, что приведенный рисунок еще усугубляет неправдоподобие мравольва. Дело в том, что половые особи муравьев практически никогда не попадаются нам на глаза, и широко известны только рабочие особи, не способные откладывать яйца. Если дать волю фантазии и допустить, что после спаривания со львом совершилось такое чудо и было отложено яйцо, то из него должна была бы вылупиться безногая личинка с головой львенка. А далее, как следует из легенды, этот мравольвенок должен погибнуть от голода, не успев достичь такого состояния, какое изображено на приведенном рисунке. Придется сделать еще одно допущение — что муравьиха-мать искусственно выкармливает своего детеныша. А почему и нет?
Должно быть, в родственных отношениях с мравольвом находится фигурирующий в австралийском фольклоре чудовищный воуви — огромный муравей с головой ящерицы.
О.М.Иванова-Казас "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"
В более поздних бестиариях это описание было отвергнуто как полная нелепица и предложена другая версия. Это существо называется муравьиным львом потому, что оно прячется в песке и охотится, подобно льву, на других муравьев, высасывая из их тел соки и разграбляя запасы зерна, сделанные ими на зиму. Основываясь на данной точке зрения, натуралисты стали употреблять термин «муравьиный лев» для описания одного из видов гусениц сетчатокрылых. Эта гусеница зарывается на дно песчаного тоннеля, оставляя на поверхности только рот, чтобы пожирать насекомых, проваливающихся в тоннель.
Вдруг, откуда, ни возьмись, появился муравьиный леви стал расхаживать по песку, а потом злобно завопил:
– Это мой берег! Убирайтесь отсюда!
– Вот еще, вовсе он не твой, – ответила мама. – Вот так!
Тогда лев начал рыть песок задними лапами и кидать его маме в глаза, он рыл песок задними лапами, он швырял его до тех пор, пока мама уже ничего не могла видеть, он подкрадывался к ней все ближе и ближе, а потом внезапно стал зарываться в песок, да так, что яма вокруг него становилась все глубже и глубже. И вот уже на дне ямы виднелись только его глаза, а он все продолжал швырять песком в маму Муми-тролля. Она начала уже соскальзывать в эту воронку и отчаянно боролась, пытаясь снова подняться наверх.
– Помогите, помогите! – кричала она, выплевывая песок. – Спасите меня!
Муми-тролль услыхал ее крик и ринулся из воды на берег. Ему удалось схватить маму за уши, и он, надрываясь и ругая на чем свет стоит муравьиного льва, начал вытаскивать ее из ямы. Подбежавшие Тюлиппа и маленький зверек помогли ему, и им удалось в конце концов перекинуть маму через край ямы и спасти ее. (А муравьиный лев теперь уже от злости продолжал зарываться все глубже и глубже, и никто так и не знает, выбрался он когда-нибудь наверх или нет.)
Туве Янссон "Маленькие тролли и большое наводнение" (***)
Подойдя к дому, Муми-тролль сунул лапы в рот и издал три долгих свистка (что означало: произошло неслыханное событие). Друзья сбежались к нему со всех сторон и сгрудились вокруг банки.
— Что там у вас? — спросил Снифф.
— Муравьиный лев, — гордо отвечал Муми-тролль. — Самый взаправдашний злющий муравьиный лев, мы поймали его.
— Подумать только, какие вы смелые! — с восхищением сказала фрекен Снорк.
— А теперь мы хотим пересадить его в шляпу, — сказал Снорк.
— Чтобы он превратился в страшилище, как случилось со мной, — сказал Муми-тролль.
— Говори прямо, если хочешь, чтобы тебя понимали, — сказал Хемуль.
— Ну, стало быть, я спрятался в цилиндр, оттого и преобразился, — пояснил Муми-тролль. — А теперь хотим поставить контрольный опыт — посмотреть, превратится ли муравьиный лев во что-нибудь.
— Но ведь он может превратиться в кого угодно! — воскликнул Снифф. — И станет еще страшнее, чем муравьиный лев! Вот возьмет и съест всех нас!
Некоторое время все стояли в боязливом молчании, разглядывая банку и слушая приглушенные вопли, доносившиеся изнутри.
— Ой! — сказала фрекен Снорк. — Ой! — И совершенно обесцветилась. [Снорки часто меняют окраску при душевном волнении.]
— А мы спрячемся под столом, пока он будет преображаться, а шляпу прикроем толстой книгой, — предложил Снусмумрик. — Кто экспериментирует, тот всегда рискует. Валите его в шляпу!
Снифф метнулся под стол. Муми-тролль, Снусмумрик и Хемуль держали банку над шляпой Волшебника, а фрекен Снорк осторожно отвинчивала крышку. В вихрях песка муравьиный лев провалился в шляпу, и Снорк тут же прикрыл шляпу словарем иностранных слов. После этого все кучей бросились к столу и спрятались под ним. Но ничего особенного не произошло.
Они выглядывали из-под скатерти и ждали. Их беспокойство все возрастало. Но в шляпе все было тихо.
— Все это ерунда, — сказал Снифф.
И как раз в это мгновение словарь иностранных слов начал съеживаться. Снифф от волнения укусил Хемуля за палец.
— Осторожно! — сердито сказал Хемуль. — Ты укусил меня за палец.
— Ой, прости, — сказал Снифф. — Я думал, это мой палец.
А словарь съеживался и съеживался. Его страницы походили теперь на увядшие листья. Иностранные слова вылезли из него и расползлись по полу.
— Это надо же! — сказал Муми-тролль.
И вдруг что-то произошло. С полей шляпы закапало. Полилось. Вода потоками выплескивалась на ковер, и иностранным словам пришлось искать спасения на стенах.
— Муравьиный лев превратился в воду, и все, — разочарованно сказал Снусмумрик.
— А мне кажется, это песок стал водой, — прошептал Снорк. — Сейчас появится и сам лев.
Снова потянулось невыносимое ожидание. Фрекен Снорк спрятала голову на груди Муми-тролля, Снифф попискивал от страха. И вот на полях шляпы показался ежик — наверное, самый маленький ежик на свете. Весь взъерошенный, мокрый, он поводил носом во все стороны, подслеповато щуря глаза.
Несколько секунд в комнате стояла мертвая тишина. А потом Снусмумрик расхохотался. Когда он остановился перевести дух, остальные продолжили за него. Все не то что смеялись, а буквально ревели и катались от радости под столом. Не смеялся один только Хемуль. Он с удивлением поглядел на своих друзей и сказал:
— Да, но ведь мы и так знали, что муравьиный лев преобразится! Ума не приложу, чего вы всегда поднимаете столько шуму из-за самых обыкновенных вещей.
А ежик тем временем с торжественным и чуточку печальным видом прошествовал к выходу и спустился с крыльца. Вода перестала лить из шляпы и лужей растеклась по полу веранды. А весь потолок кишел иностранными словами.
Туве Янссон "Шляпа волшебника"
Муравьиные львы — ряд вымышленных насекомообразных инопланетных созданий из серии компьютерных игр Half-Life.
На известном побережье от Диры до Ноту-Керас находятся также столпы и жертвенники Пифолая, Лихи, Пифангела, Льва, Хариморта, однако расстояние неизвестно. В этой стране очень много слонов и львов, называемых муравьями. Половые органы последних обращены назад; цвет шерсти у них золотистый, но шерсть менее густая, чем у арабских львов.
Страбон "География", XVI.4.15
Неарх утверждает, что видел шкуры муравьев, роющих золото, похожие на леопардовые шкуры. Мегасфен же передает об этих муравьях следующее: в стране дердов, большого индийского племени, живущего к востоку в горах, есть плоскогорье почти 3000 стадий в окружности. Под этим плоскогорьем находятся золотые рудники, где рудокопами — муравьи, животные величиной не меньше лисиц; они отличаются необычайной быстротой и живут ловлей зверей. Зимой это животное копает землю и собирает ее в кучи у входов в норы подобно кротам. Это — золотой песок, требующий только незначительной плавки. Соседние жители тайком приезжают за этим песком на вьючных животных; если это происходит открыто, то муравьи упорно борются с ними и преследуют бегущих; настигнув людей, они убивают их вместе с вьючными животными. Для того чтобы муравьи их не заметили, похитители разбрасывают в разных местах куски мяса диких зверей и, когда муравьи разбегаются за добычей, уносят золотой песок. Не умея выплавлять золото, они продают песок в необработанном виде купцам за любую цену.
Страбон "География", XV.1.44
По Геродоту, Плинию и Элиану, мраволев напоминает большую собаку с львиными лапами и страстью раскапывать золотые копи. Жил мраволев в Индии, хотя Страбон помещает его в Аравию.
В средневековых бестиариях у него львиная голова и тело гигантского муравья. Поскольку муравьиный желудок не в силах переварить ту пищу, которую пожирает львиная пасть, мирмеколев умирает с голоду вскоре после своего рождения.
О мравольве
Елифаз, царь Феманский, говорит: «Мраволев погибает, так как не имеет пищи».
Физиолог говорит о мравольве, что у него перед льва, а зад муравья. И отец его плотояден, а мать питается овощами. Когда рождают мравольва, рождают его имеющим оба свойства: не может есть ни мяса — из-за материнской природы, ни овощей — из-за отцовской природы. И погибает, потому что не имеет пищи.
Толкование.
Так и всякий «колеблющийся человек непостоянен во всех путях своих». «Горе, — говорит, — двойственному сердцу и грешнику, ходящему по двум стезям» . Не следует говорить да-нет, ни нет-да, но да-да или нет-нет, как сказал Господь наш Иисус Христос.
Физиолог
В Индии множество гор, рек и островов. Там встречаются: зверь, похожий на лань, с острым рогом, убивающий льва*и носорог; другой зверь похожий на льва, но с мордой острой и длинной; камелопарды, корьян, обезьяны, петухи с перьями на бороде, слоны, тигры, драконы, громадные муравьи, львы-муравьи, мыши, бешкмшко [мускусный зверек], зверь крокодил, единорог, большой зверь с когтем на хребте, убивающий льва языком, птица гриф, мускусная кабарга и рогатый осел.
Армянская география
The ant-lion is so called either because it is equally lion and ant, or because it is the lion of ants. It is a small animal that is hostile to ants; it hides in the sand and kills other ants that are carrying grain. In this way it is like a lion to ants though it is like an ant to other animals.
Isidore of Seville. Etymologies
Муравьиный лев(formicoleon) назван вследствие того, что либо он лев для муравьев, либо — равным образом — и муравей, и лев. Это маленькое животное, добровольно враждебное муравьям, так как он скрывается в пыли и убивает муравьев, несущих пищу. Соответственно называется он "лев" (lео) и "муравей" (formica), так как для других животных он как муравей, а для муравьев подобен льву.
Исидор Севильский "Этимологии", книга XII "О животных"
Гюстав Флобер поместил это чудище среди других в драме "Искушение Святого Антония" (1849-1874):
И возникает множество разных страшных зверей: Трагелаф — полуолень-полубык; Мирмеколеон — спереди лев, сзади муравей с половыми органами навыворот; пифон Аксар, в шестьдесят локтей, ужаснувший Моисея; огромная ласка Пастинака, мертвящая деревья своим запахом; Престер — своим прикосновением вызывающий столбняк; Мираг — рогатый заяц, живущий на морских островах. Леопард Фалмант воет так, что у него лопается брюхо; трехголовый медведь Сенад раздирает языком своих медвежат; собака Кеп разбрызгивает по скалам голубое молоко своих сосцов. Москиты принимаются жужжать, жабы прыгать, змеи свистеть. Сверкают молнии. Идет град.
Гюстав Флобер "Искушение Святого Антония"
На него ссылается Борхес:
Муравьиный лев — невообразимое чудище, описанное Флобером следующим образом: «Спереди лев, сзади муравей с половыми органами навыворот». История этого чудища также весьма странна. В Библии мы читаем: «Могучий лев погибает без добычи». По-еврейски «лев» назван «лайиш»; слово это, необычное для обозначения льва, видимо, привело к столь же необычному переводу. В переводе Семидесяти толковников, вспомнив какого-то арабского льва, которого Элиан и Страбон называли «myrmex», сочинили слово «мирмеколион» — «муравьиный лев». «Мирмекс» по-гречески «муравей». Из странного выражения: «Муравьиный лев погибает без добычи» — возник фантастический образ, который средневековые бестиарии с успехом дополнили...
Х.Л.Борхес "Книга вымышленных существ"
Конечно, очень трудно себе представит, как может произойти скрещивание между львом и муравьем, но это недоумение разъясняет армянская версия "Физиолога": "В необитаемой далекой пустыне живет муравей ростом с овцу. Лев смешивается с ним, и муравей рождает детеныша, у которого...".
Надо сознаться, что приведенный рисунок еще усугубляет неправдоподобие мравольва. Дело в том, что половые особи муравьев практически никогда не попадаются нам на глаза, и широко известны только рабочие особи, не способные откладывать яйца. Если дать волю фантазии и допустить, что после спаривания со львом совершилось такое чудо и было отложено яйцо, то из него должна была бы вылупиться безногая личинка с головой львенка. А далее, как следует из легенды, этот мравольвенок должен погибнуть от голода, не успев достичь такого состояния, какое изображено на приведенном рисунке. Придется сделать еще одно допущение — что муравьиха-мать искусственно выкармливает своего детеныша. А почему и нет?
Должно быть, в родственных отношениях с мравольвом находится фигурирующий в австралийском фольклоре чудовищный воуви — огромный муравей с головой ящерицы.
О.М.Иванова-Казас "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"
В более поздних бестиариях это описание было отвергнуто как полная нелепица и предложена другая версия. Это существо называется муравьиным львом потому, что оно прячется в песке и охотится, подобно льву, на других муравьев, высасывая из их тел соки и разграбляя запасы зерна, сделанные ими на зиму. Основываясь на данной точке зрения, натуралисты стали употреблять термин «муравьиный лев» для описания одного из видов гусениц сетчатокрылых. Эта гусеница зарывается на дно песчаного тоннеля, оставляя на поверхности только рот, чтобы пожирать насекомых, проваливающихся в тоннель.
Вдруг, откуда, ни возьмись, появился муравьиный леви стал расхаживать по песку, а потом злобно завопил:
– Это мой берег! Убирайтесь отсюда!
– Вот еще, вовсе он не твой, – ответила мама. – Вот так!
Тогда лев начал рыть песок задними лапами и кидать его маме в глаза, он рыл песок задними лапами, он швырял его до тех пор, пока мама уже ничего не могла видеть, он подкрадывался к ней все ближе и ближе, а потом внезапно стал зарываться в песок, да так, что яма вокруг него становилась все глубже и глубже. И вот уже на дне ямы виднелись только его глаза, а он все продолжал швырять песком в маму Муми-тролля. Она начала уже соскальзывать в эту воронку и отчаянно боролась, пытаясь снова подняться наверх.
– Помогите, помогите! – кричала она, выплевывая песок. – Спасите меня!
Муми-тролль услыхал ее крик и ринулся из воды на берег. Ему удалось схватить маму за уши, и он, надрываясь и ругая на чем свет стоит муравьиного льва, начал вытаскивать ее из ямы. Подбежавшие Тюлиппа и маленький зверек помогли ему, и им удалось в конце концов перекинуть маму через край ямы и спасти ее. (А муравьиный лев теперь уже от злости продолжал зарываться все глубже и глубже, и никто так и не знает, выбрался он когда-нибудь наверх или нет.)
Туве Янссон "Маленькие тролли и большое наводнение" (***)
Подойдя к дому, Муми-тролль сунул лапы в рот и издал три долгих свистка (что означало: произошло неслыханное событие). Друзья сбежались к нему со всех сторон и сгрудились вокруг банки.
— Что там у вас? — спросил Снифф.
— Муравьиный лев, — гордо отвечал Муми-тролль. — Самый взаправдашний злющий муравьиный лев, мы поймали его.
— Подумать только, какие вы смелые! — с восхищением сказала фрекен Снорк.
— А теперь мы хотим пересадить его в шляпу, — сказал Снорк.
— Чтобы он превратился в страшилище, как случилось со мной, — сказал Муми-тролль.
— Говори прямо, если хочешь, чтобы тебя понимали, — сказал Хемуль.
— Ну, стало быть, я спрятался в цилиндр, оттого и преобразился, — пояснил Муми-тролль. — А теперь хотим поставить контрольный опыт — посмотреть, превратится ли муравьиный лев во что-нибудь.
— Но ведь он может превратиться в кого угодно! — воскликнул Снифф. — И станет еще страшнее, чем муравьиный лев! Вот возьмет и съест всех нас!
Некоторое время все стояли в боязливом молчании, разглядывая банку и слушая приглушенные вопли, доносившиеся изнутри.
— Ой! — сказала фрекен Снорк. — Ой! — И совершенно обесцветилась. [Снорки часто меняют окраску при душевном волнении.]
— А мы спрячемся под столом, пока он будет преображаться, а шляпу прикроем толстой книгой, — предложил Снусмумрик. — Кто экспериментирует, тот всегда рискует. Валите его в шляпу!
Снифф метнулся под стол. Муми-тролль, Снусмумрик и Хемуль держали банку над шляпой Волшебника, а фрекен Снорк осторожно отвинчивала крышку. В вихрях песка муравьиный лев провалился в шляпу, и Снорк тут же прикрыл шляпу словарем иностранных слов. После этого все кучей бросились к столу и спрятались под ним. Но ничего особенного не произошло.
Они выглядывали из-под скатерти и ждали. Их беспокойство все возрастало. Но в шляпе все было тихо.
— Все это ерунда, — сказал Снифф.
И как раз в это мгновение словарь иностранных слов начал съеживаться. Снифф от волнения укусил Хемуля за палец.
— Осторожно! — сердито сказал Хемуль. — Ты укусил меня за палец.
— Ой, прости, — сказал Снифф. — Я думал, это мой палец.
А словарь съеживался и съеживался. Его страницы походили теперь на увядшие листья. Иностранные слова вылезли из него и расползлись по полу.
— Это надо же! — сказал Муми-тролль.
И вдруг что-то произошло. С полей шляпы закапало. Полилось. Вода потоками выплескивалась на ковер, и иностранным словам пришлось искать спасения на стенах.
— Муравьиный лев превратился в воду, и все, — разочарованно сказал Снусмумрик.
— А мне кажется, это песок стал водой, — прошептал Снорк. — Сейчас появится и сам лев.
Снова потянулось невыносимое ожидание. Фрекен Снорк спрятала голову на груди Муми-тролля, Снифф попискивал от страха. И вот на полях шляпы показался ежик — наверное, самый маленький ежик на свете. Весь взъерошенный, мокрый, он поводил носом во все стороны, подслеповато щуря глаза.
Несколько секунд в комнате стояла мертвая тишина. А потом Снусмумрик расхохотался. Когда он остановился перевести дух, остальные продолжили за него. Все не то что смеялись, а буквально ревели и катались от радости под столом. Не смеялся один только Хемуль. Он с удивлением поглядел на своих друзей и сказал:
— Да, но ведь мы и так знали, что муравьиный лев преобразится! Ума не приложу, чего вы всегда поднимаете столько шуму из-за самых обыкновенных вещей.
А ежик тем временем с торжественным и чуточку печальным видом прошествовал к выходу и спустился с крыльца. Вода перестала лить из шляпы и лужей растеклась по полу веранды. А весь потолок кишел иностранными словами.
Туве Янссон "Шляпа волшебника"
Муравьиные львы — ряд вымышленных насекомообразных инопланетных созданий из серии компьютерных игр Half-Life.
Наги - индийские люди-змеи, маги и оборотни.
Нага — группа родственных горных племён и народностей (ангами, ао, сема, лхота, всего более 20-ти), большинство которых населяет штат Нагаленд, частично Манипур, Аруначал-Прадеш и Ассам в северо-восточной части Индии, а также на северо-западе Мьянмы.
Википедия, свободная энциклопедия
— Это нага, — сказала я.
— Кто нага? — спросил Титус.
— Вот этот человек.
— Что ещё за нага?
Л.Гамильтон "Кафе лунатиков"
Наги — древний народ, волшебный народ, миролюбивый народ, богатый народ.
Наги — древний народ, родственный богам, гандхарвам, ракшасам, апсарам, супарнам и многим другим.
Их непосредственными прародителями принято считать мудреца Кашъяпу и жену его Кадру, которая просила дать ей возможность родить тысячу могучих детей. И через пятьсот лет у нее родились тысяча сыновей — могучих и мудрых волшебников-нагов, видом напоминающих громадных змей. А завистливая Вината, в пику своей сестре, попросила дать ей родить только двух сыновей, но чтоб таких, которые превзошли бы в славе своей всех детей Кадры. И родила она два яйца, но, прождав 500 лет и не дождавшись рождения детей, одно яйцо она разбила. Там был развившийся только наполовину ребенок, которого назвали Аруной.
— Ты так торопилась иметь сына, мать, что родила меня уродливым и слабым. За это ты лишишься своей свободы и пятьсот лет будешь служанкой той самой женщины, с которой пыталась соперничать. Второй сын спасет тебя от этого унижения — если, конечно, мать, ты не разобьешь яйцо и не изувечишь его туловище и конечности, как ты поступила со мной. Если ты в самом деле хочешь иметь сына несравненной мощи, ты должна терпеливо ожидать его рождения, которое последует через пятьсот лет.
Махабхарата, или Сказание о великой битве потомков Бхараты
Второй сын, который родился в Винаты, был Гаруда. Он и освободил свою мать, которая в результате проклятья старшего сына была служанкой у своей сестры Кадры. Для этого Гаруда, который по силе был равен богам (если не превосходил их), украл у богов божественную амриту и отнес его нагам. Однако, по предварительному сговору с Индрой, Гаруда потребовал, чтобы наги совершили омовение, прежде чем прикоснуться к сосуду с напитком бессмертия. Пока наги принимали ванны, Индра украл у них заветную бутылочку. Конечно, наги поняли, что их обманули. Но один из них увидел, что капли амриты покрывают траву куш на том месте, где стоял сосуд (видно, пробка разболталась). Наги оперативно слизали росу бессмертия, но… Трава куш (дарбха), как известно, имеет очень острые края. С тех пор у нагов раздвоенные языки, трава куш является чистой и священной, а Гаруда — заклятый враг всех змей.
Наги — волшебный народ мудрецов и красавцев оборотней, на огромных змеиных хвостах которых возносятся совершенные человеческие тела (иногда на одном змеином туловище несколько человеческих голов). Строго говоря, выделяют несколько доминирующих форм, которые склонны принимать наги:
а) "простой" змеи (кобры или водяного питона-удава),
б) человека (обычно очень красивого),
в) "медузоподобная форма" (человек с большим количеством змей, выходящие из головы и/или плеч),
г) русалкоподобная форма (верхняя половина человеческая, нижняя — змеиная),
д) огромная змея (может свободно заглотить слона),
е) многоглавые гигантские змеи (три, семь, девять голов — змеиных или человеческих — на одном теле), ;) дракономорфия (распространены в Таиланде и Малайзии).
Есть и нагини, собой нагие и прекрасные, влюбляющие в себя мужчин с первого взгляда. А человеческие женщины пленяются мужчинами-нагами, рождая нежных и пригожих младенцев с «водяной сутью». Ведь наги, кроме всего прочего, выступают и как духи вод, — рек, озер, источников, фонтанов, прудов — пусть и мир их (Нагалока) составляет самый нижний ярус мира подземного (Паталы).
"Их называют ''стражами воды'', из воды они могут извлекать напиток бессмертия, поэтому их часто изображают с чашей живой воды. Обладатели чудесного напитка могут исцелять, и их яд действует в качестве противоядия от травы растительного происхождения. Они лечат бесплодие. Если замужняя женщина увидит во сне змею или воду — значит, что она зачала ребёнка. Их почитают в виде фаллических символов и приносят в жертву во время свадеб. Змеи владеют искусством музицирования, и им приписывается изобретение живописи".
Да, многие индийские роды в качестве своих предков указывают тех, кто произошел от собза человека и нага (или нагини).
Кроме того, наги тесно связаны с царством смерти, и иногда говорят, что они могут оживлять умерщих, потому что носят в себе души мёртвых.
Наги — миролюбивый народ. Сколько ни говорят про войны с нагами, это обычно именно войны с нагами, а не войны нагов. Как их только не пытались уничтожить...
— Ты угодил мне своими молениями. А чем угодить мне тебе?
Уттанка ответил:
— Я хочу, чтобы все наги подчинялись моей власти.
— Дунь-ка в задний проход моему коню, — сказал человек.
Махабхарата, или Сказание о великой битве потомков Бхараты
На нагов нападают. Наги защищаются. Возьмем, к примеру, гандхарвов, небесных певцов и музыкантов. И чего они на нагов взъелись? Женщин человеческих не поделили? Наги с ними не воевали — в этот раз защитил их Вишну. А обман доверчивых нагов со стороны Гаруды и Индры? Наги и тогда не пошли войной. А великое жертвоприношение нагов, которое начал Джанамеджайя?
...не могу перечислить всех, что погибли в пылающем огне. Среди этих змеев были семиглавые, двуглавые, а были и о пяти головах. Этих ужасных существ, чей яд был столь же губителен, как пожар всеразрушения, приносили в жертву сотнями тысяч. Все они обладали огромной силой и были такой громадной величины, что, когда поднимались на хвостах, напоминали горные вершины. Некоторые из них достигали длины в целую йоджану, а некоторые даже и в две йоджаны. Они могли принимать различные облики и переноситься, куда пожелают, а их ужасный яд мог спалять, как пылающее пламя. Но и они обрели свою смерть в этом великом жертвоприношении...
Махабхарата, или Сказание о великой битве потомков Бхараты
Наги и тут не пошли уничтожать всех направо и налево. Хотя могли бы. В итоге, по мудрому предсказанию самого Брахмы, их спас мудрец Астика (племянник царя нагов Васуки). Да, наги не агрессивные воины, а мудрые дипломаты. Те, кто выжил...
Наги — мудрый народ. Не зря же Шакьямуни, перед тем как стать человеком, несколько раз перерождался нагом. А после, когда проповедовал и богам, и людям, часть сокровенных знаний оставил именно нагам.
Когда Будда пришел в мир, чтобы нести разумным свое Слово, люди еще не были готовы к пониманию его. Тогда Будда стал проповедовать нагам с тем, чтобы они передали Слово его людям, когда те будут готовы осознать сокровенное.
Пустые зеркала. Ягиби Тийхаа
Вроде, последней информацией, которую наги передали человечеству в лице философа Нагарджуны ("Серебрянного змея"), была сутра «Праджняпарамита», когда люди до нее дозрели. Вообще, с буддизмом и Буддой у нагов сложились особые отношения. Наги, если верить некоторым легендам, и при рождении его обмывали, и при жизни охраняли (помните историю про смоковницу? не про греческую, а про медитацию Будды и дождь?), и после смерти тело охраняли.
Наги — богатый народ. Мир нагов — Нагалока — составляет самый нижний ярус подземного мира Паталы (собственно, и саму Нагалоку часто называют просто Патала). По своей красоте это место превосходит все в мире (даже Индра со своей блистательной Сваргой нервно курит в сторонке кальян). Столица Паталы — Бхогавати выложена золотом, а посредине её высится сложенный из драгоценных камней дворец царя нагов Васуки. Поговаривают, что наги контролируют и клады, зарытые на поверхности, и драгоценные жилы в глубинах земли. Некоторые утверждают, что наги собирают драгоченные камни, которые люди роняют на землю. По мнению других, таким занятием наги брезгуют, так как у них у сами в головах по драгоценому камню.
Наги игровых миров
Тебе, королева, осанну пою,
Твоим четырем клинкам.
Тобой ослеплен я в последнем бою,
Гибель принесшая нам.
Лишь мельком я видел мельканье мечей,
Редивших наши ряды.
Я видел. Я понял. И стал я ничей...
С тобою иду "на ты".
Княгиня-нагиня, я только один,
И рук у меня лишь две,
Но всем я клянусь, в оба гляди,
Жди в гости меня — к себе.
Аий Оршуо. Из неопубликованного.
Наги — ужас глубин, в смысле игровой народ. С ними можно познакомиться и в мирах разных версий HoMM, Warcraft и т.д. В последнем наги — это результат мутаций, произошедших после одной глобальной магической катастрофы:
Так как раньше они были Высокорожденными, прошлое злоупотребление наг Колодцем не прошло бесследно. Высокорожденные были одержимы Колодцем, и наги подвергались воздействиям остаточной магии Колодца тысячелетиями. Вследствие чего наги зависимы от магии... В основном, наги — это гуманоиды, покрытые чешуей, с нижней частью тела как у змеи. Наги могут дышать водой или воздухом, и некоторые наги недавно вышли из глубин океана... Похоже, что наги склонны к долгожительству... Некоторые наги, как часть своей мутации, даже обрели бессмертие. Однако большинство бессмертных наг женщины, а не мужчины... Женщины-наги стройные и высокие, с хорошей чешуей и угловатыми чертами, и часто имеют четыре руки. По какой-то причине наги-женщины смогли лучше сохранить память и черты характера, бывшие у них до Великого Разлома. В результате, женщины-наги превосходят своих мужчин интеллектом и магическими умениями, и общество наг матриархально. Больших размеров и физически более сильные чем женщины-наги, мужчины-наги внешне относительно звероподобны. Голова нага-мужчины напоминает драконью, и у него мускулистый человеческий торс. Чешуя, покрывающая его тело, больше и толще, чем чешуя, покрывающая тело наги-женщины.
В мире World of Darkness нагам не повезло, откровенно говоря. По официальной информации наги — змеи-оборотни, прирожденные убийцы — были истреблены в ходе Войны Гнева. Но ходит много слухов... Истоки этих слухов — восточная Азия, родина оборотней, называемых хэнгэекай. В мире Гайи восточные оборотни отдалились от западных, именно там сохранилась небольшая популяция наг.
А вот в мире World of Might and Magic (в частности, 3 версия) наги — просто красавицы. Там присутствуют только женщины, прекрасные и смертоносные четырехрукие змеедевы...
Википедия, свободная энциклопедия
— Это нага, — сказала я.
— Кто нага? — спросил Титус.
— Вот этот человек.
— Что ещё за нага?
Л.Гамильтон "Кафе лунатиков"
Наги — древний народ, волшебный народ, миролюбивый народ, богатый народ.
Наги — древний народ, родственный богам, гандхарвам, ракшасам, апсарам, супарнам и многим другим.
Их непосредственными прародителями принято считать мудреца Кашъяпу и жену его Кадру, которая просила дать ей возможность родить тысячу могучих детей. И через пятьсот лет у нее родились тысяча сыновей — могучих и мудрых волшебников-нагов, видом напоминающих громадных змей. А завистливая Вината, в пику своей сестре, попросила дать ей родить только двух сыновей, но чтоб таких, которые превзошли бы в славе своей всех детей Кадры. И родила она два яйца, но, прождав 500 лет и не дождавшись рождения детей, одно яйцо она разбила. Там был развившийся только наполовину ребенок, которого назвали Аруной.
— Ты так торопилась иметь сына, мать, что родила меня уродливым и слабым. За это ты лишишься своей свободы и пятьсот лет будешь служанкой той самой женщины, с которой пыталась соперничать. Второй сын спасет тебя от этого унижения — если, конечно, мать, ты не разобьешь яйцо и не изувечишь его туловище и конечности, как ты поступила со мной. Если ты в самом деле хочешь иметь сына несравненной мощи, ты должна терпеливо ожидать его рождения, которое последует через пятьсот лет.
Махабхарата, или Сказание о великой битве потомков Бхараты
Второй сын, который родился в Винаты, был Гаруда. Он и освободил свою мать, которая в результате проклятья старшего сына была служанкой у своей сестры Кадры. Для этого Гаруда, который по силе был равен богам (если не превосходил их), украл у богов божественную амриту и отнес его нагам. Однако, по предварительному сговору с Индрой, Гаруда потребовал, чтобы наги совершили омовение, прежде чем прикоснуться к сосуду с напитком бессмертия. Пока наги принимали ванны, Индра украл у них заветную бутылочку. Конечно, наги поняли, что их обманули. Но один из них увидел, что капли амриты покрывают траву куш на том месте, где стоял сосуд (видно, пробка разболталась). Наги оперативно слизали росу бессмертия, но… Трава куш (дарбха), как известно, имеет очень острые края. С тех пор у нагов раздвоенные языки, трава куш является чистой и священной, а Гаруда — заклятый враг всех змей.
Наги — волшебный народ мудрецов и красавцев оборотней, на огромных змеиных хвостах которых возносятся совершенные человеческие тела (иногда на одном змеином туловище несколько человеческих голов). Строго говоря, выделяют несколько доминирующих форм, которые склонны принимать наги:
а) "простой" змеи (кобры или водяного питона-удава),
б) человека (обычно очень красивого),
в) "медузоподобная форма" (человек с большим количеством змей, выходящие из головы и/или плеч),
г) русалкоподобная форма (верхняя половина человеческая, нижняя — змеиная),
д) огромная змея (может свободно заглотить слона),
е) многоглавые гигантские змеи (три, семь, девять голов — змеиных или человеческих — на одном теле), ;) дракономорфия (распространены в Таиланде и Малайзии).
Есть и нагини, собой нагие и прекрасные, влюбляющие в себя мужчин с первого взгляда. А человеческие женщины пленяются мужчинами-нагами, рождая нежных и пригожих младенцев с «водяной сутью». Ведь наги, кроме всего прочего, выступают и как духи вод, — рек, озер, источников, фонтанов, прудов — пусть и мир их (Нагалока) составляет самый нижний ярус мира подземного (Паталы).
"Их называют ''стражами воды'', из воды они могут извлекать напиток бессмертия, поэтому их часто изображают с чашей живой воды. Обладатели чудесного напитка могут исцелять, и их яд действует в качестве противоядия от травы растительного происхождения. Они лечат бесплодие. Если замужняя женщина увидит во сне змею или воду — значит, что она зачала ребёнка. Их почитают в виде фаллических символов и приносят в жертву во время свадеб. Змеи владеют искусством музицирования, и им приписывается изобретение живописи".
Да, многие индийские роды в качестве своих предков указывают тех, кто произошел от собза человека и нага (или нагини).
Кроме того, наги тесно связаны с царством смерти, и иногда говорят, что они могут оживлять умерщих, потому что носят в себе души мёртвых.
Наги — миролюбивый народ. Сколько ни говорят про войны с нагами, это обычно именно войны с нагами, а не войны нагов. Как их только не пытались уничтожить...
— Ты угодил мне своими молениями. А чем угодить мне тебе?
Уттанка ответил:
— Я хочу, чтобы все наги подчинялись моей власти.
— Дунь-ка в задний проход моему коню, — сказал человек.
Махабхарата, или Сказание о великой битве потомков Бхараты
На нагов нападают. Наги защищаются. Возьмем, к примеру, гандхарвов, небесных певцов и музыкантов. И чего они на нагов взъелись? Женщин человеческих не поделили? Наги с ними не воевали — в этот раз защитил их Вишну. А обман доверчивых нагов со стороны Гаруды и Индры? Наги и тогда не пошли войной. А великое жертвоприношение нагов, которое начал Джанамеджайя?
...не могу перечислить всех, что погибли в пылающем огне. Среди этих змеев были семиглавые, двуглавые, а были и о пяти головах. Этих ужасных существ, чей яд был столь же губителен, как пожар всеразрушения, приносили в жертву сотнями тысяч. Все они обладали огромной силой и были такой громадной величины, что, когда поднимались на хвостах, напоминали горные вершины. Некоторые из них достигали длины в целую йоджану, а некоторые даже и в две йоджаны. Они могли принимать различные облики и переноситься, куда пожелают, а их ужасный яд мог спалять, как пылающее пламя. Но и они обрели свою смерть в этом великом жертвоприношении...
Махабхарата, или Сказание о великой битве потомков Бхараты
Наги и тут не пошли уничтожать всех направо и налево. Хотя могли бы. В итоге, по мудрому предсказанию самого Брахмы, их спас мудрец Астика (племянник царя нагов Васуки). Да, наги не агрессивные воины, а мудрые дипломаты. Те, кто выжил...
Наги — мудрый народ. Не зря же Шакьямуни, перед тем как стать человеком, несколько раз перерождался нагом. А после, когда проповедовал и богам, и людям, часть сокровенных знаний оставил именно нагам.
Когда Будда пришел в мир, чтобы нести разумным свое Слово, люди еще не были готовы к пониманию его. Тогда Будда стал проповедовать нагам с тем, чтобы они передали Слово его людям, когда те будут готовы осознать сокровенное.
Пустые зеркала. Ягиби Тийхаа
Вроде, последней информацией, которую наги передали человечеству в лице философа Нагарджуны ("Серебрянного змея"), была сутра «Праджняпарамита», когда люди до нее дозрели. Вообще, с буддизмом и Буддой у нагов сложились особые отношения. Наги, если верить некоторым легендам, и при рождении его обмывали, и при жизни охраняли (помните историю про смоковницу? не про греческую, а про медитацию Будды и дождь?), и после смерти тело охраняли.
Наги — богатый народ. Мир нагов — Нагалока — составляет самый нижний ярус подземного мира Паталы (собственно, и саму Нагалоку часто называют просто Патала). По своей красоте это место превосходит все в мире (даже Индра со своей блистательной Сваргой нервно курит в сторонке кальян). Столица Паталы — Бхогавати выложена золотом, а посредине её высится сложенный из драгоценных камней дворец царя нагов Васуки. Поговаривают, что наги контролируют и клады, зарытые на поверхности, и драгоценные жилы в глубинах земли. Некоторые утверждают, что наги собирают драгоченные камни, которые люди роняют на землю. По мнению других, таким занятием наги брезгуют, так как у них у сами в головах по драгоценому камню.
Наги игровых миров
Тебе, королева, осанну пою,
Твоим четырем клинкам.
Тобой ослеплен я в последнем бою,
Гибель принесшая нам.
Лишь мельком я видел мельканье мечей,
Редивших наши ряды.
Я видел. Я понял. И стал я ничей...
С тобою иду "на ты".
Княгиня-нагиня, я только один,
И рук у меня лишь две,
Но всем я клянусь, в оба гляди,
Жди в гости меня — к себе.
Аий Оршуо. Из неопубликованного.
Наги — ужас глубин, в смысле игровой народ. С ними можно познакомиться и в мирах разных версий HoMM, Warcraft и т.д. В последнем наги — это результат мутаций, произошедших после одной глобальной магической катастрофы:
Так как раньше они были Высокорожденными, прошлое злоупотребление наг Колодцем не прошло бесследно. Высокорожденные были одержимы Колодцем, и наги подвергались воздействиям остаточной магии Колодца тысячелетиями. Вследствие чего наги зависимы от магии... В основном, наги — это гуманоиды, покрытые чешуей, с нижней частью тела как у змеи. Наги могут дышать водой или воздухом, и некоторые наги недавно вышли из глубин океана... Похоже, что наги склонны к долгожительству... Некоторые наги, как часть своей мутации, даже обрели бессмертие. Однако большинство бессмертных наг женщины, а не мужчины... Женщины-наги стройные и высокие, с хорошей чешуей и угловатыми чертами, и часто имеют четыре руки. По какой-то причине наги-женщины смогли лучше сохранить память и черты характера, бывшие у них до Великого Разлома. В результате, женщины-наги превосходят своих мужчин интеллектом и магическими умениями, и общество наг матриархально. Больших размеров и физически более сильные чем женщины-наги, мужчины-наги внешне относительно звероподобны. Голова нага-мужчины напоминает драконью, и у него мускулистый человеческий торс. Чешуя, покрывающая его тело, больше и толще, чем чешуя, покрывающая тело наги-женщины.
В мире World of Darkness нагам не повезло, откровенно говоря. По официальной информации наги — змеи-оборотни, прирожденные убийцы — были истреблены в ходе Войны Гнева. Но ходит много слухов... Истоки этих слухов — восточная Азия, родина оборотней, называемых хэнгэекай. В мире Гайи восточные оборотни отдалились от западных, именно там сохранилась небольшая популяция наг.
А вот в мире World of Might and Magic (в частности, 3 версия) наги — просто красавицы. Там присутствуют только женщины, прекрасные и смертоносные четырехрукие змеедевы...
Новость отредактировал Melkaja111 - 20-10-2013, 16:06
Ключевые слова: Ареал обитания существ Индия Мирмиколеон Наги Мантикора