Обряд «Греть покойников»

Обряд «греть покойников» (др. названия «греть родителей», «жечь перины», «жечь катяшки», «родителям поминки греть», «окуривание родителей») состоит в разжигании в переходные периоды святочного времени во дворе крестьянина обрядового костра из соломы (воз, куль соломы, солома из постелей), навоз, также в костер кладутся разные хлебные зерна, ладан.

Когда совершается: в святки, в основном первый день Рождества, встречается и в канун Рождества и Крещения, в каждый из трех главных святочных праздников: Рождество, Новый год и Крещение. Всегда проводится ранним утром.

Общий тон обряда: благоговейно-торжественный: присутствующие пребывают в глубоком молчании, с тихою молитвою на устах, с обращенными на храм или на восток глазами.

Область распространения обряда: обряд южнорусский, описания этого обряда встречены в Курской, Орловской, Тамбовской, Воронежской губернии

Обряд «Греть покойников»

Упоминания об обряде в исторических записях

В толковом словаре Даля есть упоминание: «Под Рождество и под Крещенье жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались».

В одном из изданий Этнографического бюро, в книге С. В. Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила», упоминается об этом обычае в следующих выражениях: «Способы поминания усопших родителей чрезвычайно разнообразны, и один из них… называется „греть родителей». Практикуется он во многих местах (между прочим, в Тамбовской и Орловской губ.) и состоит в том, что в первый день Рождества среди дворов сваливается и зажигается воз соломы, в той слепой уверенности, что умершие в это время встают из могил и приходят греться. Все домашние при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании и сосредоточенном молитвенном настроении». [Максимов 1903, с. 218].

Публицист Е.Марков так описывал рассматриваемый обряд в Щигровском уезде Курской губернии (напечатано в газете «Голос» 1880 г): Утром в Крещенье вы непременно увидите дымки, поднимающиеся со дворов крестьян гораздо ранее, чем бабы топят печки. Это „родителям поминки греют». Сносят на двор солому своих постелей, кладут в нее разного рода зерна и корма, немного ладана, сгребают в кучу и зажигают. И те, кто стоят кругом, в валенках и сапогах, грея намерзшие руки, конечно, не сомневаются, что тут же рядом с ними, так же реально, как они сами, стоят им невидимые „родительские душеньки», озябшие, как они; так же, как они, поснимали сапоги и онучи и с таким же удовольствием греют на огоньке, освященном ладаном, свои грешные ноги. У однодворцев наших круглые святки продолжаются подобные утренние возжигания, говорящие о чем-то давно забытом и уже несколько утратившем свой прежний смысл. Сметают вместе всю солому и навоз, рассыпанные по двору, „сгорнут в кучу, ладону туда положат и зажгут». Это называется „катяшки жечь»» (катяшок, уменьшительное от катяш — мерзлый комок скотского кала. Это выражение равносильно «жечь навоз”).

В «Тамбовских губернских ведомостях» 1887 г. была напечатана следующая корреспонденция из с. Архангельского Борисоглебского уезда: «В с. Архангельском существует следующий небезынтересный обычай родителей греть. Я был очевидцем этого факта. — На первый день Рождества Христова, по отходе утрени, я вышел из церкви в школу, где намерен был с моими певчими повторить концерт; но не успел я раздать партии, как вдруг певчие, со словами: „Ребята, родителей греют! идемте смотреть!» — разбежались. От неожиданного громкого восклицания детей я растерялся и не знал, что делать. Выйдя на улицу, я увидел село (до 500 дворов) и два окрестные селения залитыми огненным морем; дым большими столбами подымался кверху. На вопрос мой: „Что это значит?» отвечали: „Родителей греют!» Кроме этих двух слов, смысл которых был для меня непонятен, я ничего не мог добиться, потому что во время этой картины, как я заметил, все старались быть безмолвными, и взоры их были обращены на храм, вероятно, с молитвою к Богу. Только после обедни я узнал подробности этого события, заключающегося в том, что среди каждого крестьянского двора кладется воз или более соломы, которая по отходе утрени и поджигается. Делается это для того, чтобы умершим родственникам не было холодно лежать в мерзлой земле в рождественские морозы. В это время, по понятию крестьян, к этому пламени, невидимо для глаз зрителей, являются греться умершие родственники»

Обряд «Греть покойников»

Что значит обряд, в чем его смысл?

Имя свое «греть родителей» (т. е. умерших предков) обряд получил от своей главной (по народному пониманию в то время) цели — согревать усопших родственников, которые и греются, невидимо для присутствующих, около обрядового костра. Но Д.К. Зеленин в своей работе «Народный обычай «греть покойников» (Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913. Москва. 1994) выразил мысль, что эта цель обряда не единственная и даже сравнительно поздняя.

Анализ обряда показал, что этот обряд древнейший и относительное сложный: он принадлежит одновременно к двум различным культам: к культу предков и к культу земледельческому (точнее: сельскохозяйственному вообще).

Право утверждать это дает приурочивание обряда ко времени святок (см.Святки). Святочный период соединяет в себе конец старого и начало нового года, это время осмысляется как пространственно-временная точка, в которой соединяются прошлое, настоящее и будущее. В связи с этим пространственно-временные границы размываются, что создает возможность разноприродным «мирам» («миры» живых и мертвых, людей и мифологических существ, природы) контактировать и взаимопроникать друг в друга. Поэтому диалогические отношения мира людей с «иными» мирами, например в обряде «греть покойников», дают возможность людям повлиять на будущий год, дать энергетический толчок для нового жизненного витка в рамках наступающего годового цикла. Совершение обряда осмыслялось как забота о природной стихии и душах умерших, которые, в свою очередь, позаботятся о благополучии урожая в новом году: «24 декабря. Коляда. На дворах зажигают огни, полагая, что усопшие родители приходят обогреваться и что от этого огня пшеница народится ярая (красная)» (отчет Географического общества за 1852г, Вестник РГО, 1853, ч. 8, с. 9, по материалам Красовского).

То весьма характерное обстоятельство, что материалом обрядовых костров нигде не служат дрова, а всегда солома и навоз, часто с хлебными зернами, естественнее всего объясняется также с точки зрения сельскохозяйственного культа, причем зерна и солома в качестве материала обрядового огня говорят о тесной связи обряда с чисто земледельческим культом, а навоз, испражнения животных («катяшки») и «корм» говорят о культе собственно скотоводческом, то есть в целом сельскохозяйственном.

Если персонифицировать культ предков, то Д.К. Зеленин предполагает, что обрядовые костры были первоначально такими же умилостивительными жертвами домовому. Личность домового «дедушки» находится в бесспорной и теснейшей связи с душами умерших предков. В доказательство своей точки зрения Зеленин рассматривает в своей статье другой характерный обряд этого времени, в котором видит общее содержание с обрядом «греть родителей». Что же касается самого процесса замены названия и значения обряда в понимании крестьян с домового на «родителей», с то естественнее всего предполагать, по словам Зеленина, что она произошла под влиянием постепенной христианизации обряда:

«Христиански мыслящему человеку уже стало неловко приносить явную жертву домовому, и вот последняя замаскировывается. Вместо «греть поминки домовому-дедушке» (априори предполагаемая нами формула) стали говорить «греть поминки родителям», а потом, уже, вероятно, на почве потемнения первоначального смысла обычая, и еще проще «греть родителей». Эта последняя формула породила и соответствующую картину для ее объяснения: мерзнущие в суровые святочные морозы души умерших начали являться к кострам обогреваться. Для вящей христианизации обряда, для большего сходства его с христианскими поминальными обрядами, явился и ладан, который здесь самым странным и ненормальным образом смешивается с навозом и «катяшками».

Обряд «Греть покойников»

Статья составлена по работе Д.К.Зеленина «Народный обычай «греть покойников» (Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913. Москва. 1994).
Источник.

Новость отредактировал Fahrengeit - 5-04-2016, 14:12
5-04-2016, 13:59 by TiamatПросмотров: 3 130Комментарии: 6
+13

Ключевые слова: Русь обряд обычаи костер покойные

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: Летяга
5 апреля 2016 17:58
0
Группа: Модераторы
Репутация: Выкл.
Публикаций: 611
Комментариев: 7 638
Спасибо, интересно! Сколько всё таки языческих традиций сохранилось в христианском обществе!
Плюс!
                        
#2 написал: курилка-дурилка
5 апреля 2016 19:08
0
Группа: Журналисты
Репутация: (688|0)
Публикаций: 208
Комментариев: 709
лан, плюс. но "окуривать родителей"...)
       
#3 написал: PUFIK
5 апреля 2016 19:43
0
Группа: Активные Пользователи
Репутация: (1514|1)
Публикаций: 21
Комментариев: 1 848
Плюс. Не слышала раньше о таком, спасибо за публикацию))
     
#4 написал: Энма
6 апреля 2016 22:54
0
Группа: Посетители
Репутация: (909|0)
Публикаций: 22
Комментариев: 5 094
Про данный обычай читала в "В лесах. На горах", где, как известно, всё происходило в Нижегородской губернии. В нашей Орловской области, хоть это и был последний островок язычества, чем до сих пор и является, такого не встречала. Верят только в ведьм и колдовство, недоверчивы, нелюбопытны, темны, и при этом очень заносчивы. Да, считают, что все кругом им завидуют.
             
#5 написал: Эвиллс
9 июня 2016 22:07
-2
Группа: Авторы
Репутация: (2912|2)
Публикаций: 222
Комментариев: 3 614
Странный обряд.. Очень странный. За информацию любопытную плюс +
               
#6 написал: murikns
27 февраля 2018 16:03
0
Группа: Посетители
Репутация: (3|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 336
И все же это какой то пережиток языческих обрядов наших предков.
 
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.