Легенды и предания башкирского народа

Озеро водяного

Водяница


В прежние времена примерно в трех километрах к западу от деревни Максютово существовало, говорят, некое озеро. И был у того озера хозяин — водяной. Каждое утро перед восходом солнца водяной принимал обличье девушки-красавицы и омывался водами своего озера. И сколько ни охотились за той красавицей, поймать так и не могли. Тогда какой-то джигит предложил: «Подбросим-ка мы водяному сапог и станем подстерегать — что он станет делать?».

И вот подложили они хозяину озера сапог. Как обычно, вышел водяной поутру умываться, глядь — а перед ним сапог! Схватил он его и, недолго думая, стал натягивать на ногу. Уж так старается, так пыхтит, да вот беда: сунет он в тот сапог одну ногу, а другая босой остается, сунет другую — первая опять же босая. Долго он так возился, пока не догадался обе ноги в один сапог сунуть. Хотел встать, да не тут-то было: не может шагать — все падает да падает. Вот тогда-то аулчане сообща и поймали водяного. А он возьми да взвизгни так, что люди поневоле шарахнулись по сторонам.

Говорят, с тех пор и сбежал водяной с того озера, и вода в нем в скором времени высохла. Не стало озера.

Порода Шурале
Шурале.


У одного человека был серый иноходец. Тот иноходец, что ни день, возвращался домой в черном поту. С вечера уходил вполне нормальный, а утром возвращался загнанный и распаренный, исходя черным потом. Что было делать? Решил хозяин выяснить, что это такое происходит с его конем. Стал он за ним следить и выяснил, что иноходца изводит шурале. Сначала леший цеплялся за хвост иноходца, загонял его и затем блаженно пил его пот.
Однажды хозяин отпустил своего коня, густо смазав его смолой. Забрался шурале на него и уже не смог с него сойти — так и прилип к его хребту. Вот так, прилипший, он и приехал на яйляу (летовку). Хозяин стащил того шурале с коня и стал стегать его камчой. Стегал до тех пор, пока шурале не принял женское обличье. «Видно таков мой удел», — подумал про себя тот человек и женился на женщине-шурале. От той жены родилось у него пятеро сыновей. Они-то и дали начало нашему аулу. Ведь наш аул Киньягул иначе называют еще Бишул — Пятеро сыновей. В ауле есть и потомки шурале. Сам я тоже принадлежу к тому роду по материнской линии. А по отцовской — к роду кыпсаков. Нас называют еще ен-кыпсаками*.

Примечание: *Ен (миф.) — бес, черт.

Легенды из народного фольклора. Установить автора невозможно.

Источник 1.
Источник 2.


Новость отредактировал A.Norton - 9-06-2018, 12:05
9-06-2018, 12:05 by зелёное яблочкоПросмотров: 7 477Комментарии: 6
+11

Ключевые слова: Легенды фолклор водяной леший

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: Космонасть
9 июня 2018 12:10
+3
Группа: Друзья Сайта
Репутация: Выкл.
Публикаций: 118
Комментариев: 1 578
Интересные и ,главное, веселые легенды.Водяной с сапогом это что-то smile у нас говорят « дурне з цвяшком» , так же этот водяной))
       
#2 написал: Tigger power
9 июня 2018 12:28
+5
Онлайн
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (2900|-7)
Публикаций: 13
Комментариев: 5 997
Ну да, что еще с бабой-оборотнем-лешим делать, только жениться) +++
            
#3 написал: Red Scorpion
9 июня 2018 14:34
+5
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (5621|0)
Публикаций: 13
Комментариев: 682
... Ага, не бей меня плеткой, добрый человек, я стану женщиной красоткой)) Извращенцы - мазохисты)) smeh и буду верною женой...
зелёное яблочко, лови плюс повеселила!
  
#4 написал: Птичка-мозгоклюйка
9 июня 2018 21:07
+6
Группа: Посетители
Репутация: (8|0)
Публикаций: 11
Комментариев: 113
Водяной в девушку превращался, шурале - в женщину.... Видно, совсем плохо было у бвшкир с представительницами прекрасного пола)
#5 написал: Сделано_в_СССР
9 июня 2018 21:31
+1
Группа: Журналисты
Репутация: (3680|-1)
Публикаций: 2 685
Комментариев: 13 744
Водяного жаль, да и озеро тоже. +
                                      
#6 написал: Матвеевский
18 июня 2018 14:40
+1
Группа: Посетители
Репутация: (360|0)
Публикаций: 41
Комментариев: 389
Спасибо за интересные легенды)
  
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.