Квартирный утопленник

Один старичок в синем, василькового цвета халатике был так помешан на мытье, что оно, казалось, составляло единую основу его счастья. При этом сам старичок счастливым себя не считал. Звали старичка того Вениамином Федоровичем Крупицыным, но для удобства – или из недостаточного уважения к его персоне? – соседи звали его коротенько и просто: Венечка. Или же - дед Веня, но с подобным обращением на него поглядывали только жильцы и жилички среднего возраста и старше. Дед Веня же поглядывал в ответ пусто, сквозь людские головы. Для молодежи Крупицын был Венечкой. Одна девушка лет семнадцати с елейным личиком, украшавшим приталенное импортное платьице, была в Венечку до того влюблена, что намеревалась к нему в сиделки наняться. Влюбилась девушка весьма банально, завидев у кого-то фотографию молодого Венечки аж от сорок третьего года. На фотографии был видный учёный своего времени – Крупицын В.Ф., улизнувший на Запад сразу после революции, интеллигент, ведший в Америке какие-то военно-научные разработки. Тем не менее, выгнан он был оттуда в пятидесятые, да к счастью для самого Венечки, уже после смерти славного Иосифа Виссарионовича. Огорчил тогда вернувшегося сорокалетнего Венечку до тупой сердечной боли факт смерти Прокофьева, чью музыку Крупицын обожал, а если уж Крупицын до чего-либо проникался обожанием, то выражалось это чувство у него, в основном, в слезах, лившихся на смеющийся бог весть от чего рот. Глаза его при этом были какими-то неживыми, но и не мертвыми: то бишь, никакими, пустыми. И тогда, в сентябре девяносто четвертого года, из окон его квартирки на самом верхнем пятом этаже величественного, но скуксившегося петербургского дома глухо потрескивал старенький граммофон. Венечка обжигал синюшные смеющиеся губы чаем, в чай капали слезинки, а через час Венечка должен был мыться, третий раз за сутки. Сам же, слушая слезливо вальс из «Золушки», размышлял над проблемой приоритетности мытья тела или же чашечки с блюдечком. Решения не находил: весь мир, вся Вселенная кишели бактериями, незримых Венечкиному глазу, и оттого очень устрашающих: чего ждать от незримого? Особенно, когда Венечка и сам для себя незримый. Руки-ноги не интересовали его совершенно, в глаза-то себе как взглянуть?.. Зеркалу доверия не было никакого. Мало ли что глазам видится, пусть и в зеркале. Окошко комнаты глядело на поликлинику, и Венечке было еще страшнее. Оттуда, знал он, можно выйти вперед ногами в дешевой домовине, подаренной государством. Особенно, если Венечке почти уж девяносто лет. И Венечка жил.
И пока семнадцатилетняя влюбленная мордочка из соседней квартиры, только что вернувшаяся от врача, щедро украшалась белилами и помадой, пискляво напевая «Опиум для никого», тощенькие ручки ее худосочного ухажера старательно выводили на стене парадной признание в любви, смешанное с укором объекта страсти в чрезмерной любвеобильности. Небрежно очутившееся на стене цвета речной тины, оно – это признание – белое, чуть растушеванное, напоминало своими плавными линиями цветок кувшинки и тем было изящно. Но объект воздыханий изящества не оценил и, надменно стерев художество влажной тряпочкой, занырнул в квартирку, где долго, чуть ли не до рассвета, разливался чудный, чуть истеричный его голосок:
- Сеня! Пойми уже, наконец… Нет, тебя – точно нет. Потому что ты молодой и скучный, вот почему. А здесь уж было всё, это ж целая эпоха, выброшенная в отдельный мирок в мозгу. В головной, Сеня, в головной. У тебя такого точно нет, не бойся. Кто сказал, что смерть люблю? Дурак ты, Сеня. Жизнь, смерть – ерунда всё. И ты – ерунда, и я. А жить и ерундово – приятненько. Ну и не живи. Тогда ты смерть любишь. Ну и вешайся, - телефонная трубка надменно грохнулась на аппарат, тот в ответ возмущенно взвизгнул. На этом бытие семнадцатилетней мордочки в то наступившее утро закончилось, рухнув в сонную бездну.
Окошко Венечкиной квартиры мутнело, туманилось утренним мороком. В солнечных лучах кружились пылинки, то ли оседая на сморщенном, как гнилое яблоко, лице, то ли просто падая куда-то сквозь него. Венечка шумно вдохнул – и проснулся. Мир выстроился, от стены до оконной рамы, и где-то в замирающей дряхлой сердечной мышце отозвалось как-то глухо скупо осознание самого себя во времени и пространстве. И Венечка ожил. И снова шли так дни, недели.
Ранней осенью случилось однажды так, что стало водоснабжение барахлить - то ошпарится Венечка, то воды вообще нет, а он дурак, весь в мыле стоит, аки снежная баба. Вкралась в его голову одним светлым днем дикая мысль: во всем виновата соседская девица, она в то же время моется, может, стирает или моет посуду, все назло делает, жить старику не дает, оттого каждое мытье для старика – ад кромешный. Что же поделать – никак не знал. То зябко Венечке под водою, то обожжется и кричит благим матом.
Пробовал не мыть тело день: взвыл, не может. Со слезами на глазах искупался. Потом уселся себе на стульчик обшарпанный, чашку чая ледяными ладонями студит и думает: благо ли его тело, или наказан он так за грех какой-то?.. Из мутного зеркала на Венечку глядел белый, как дым, бородатый старичок. Венечке подумалось, что раз уж все на самом деле так, как оно есть в зеркале, надобно хоть проверить бы в городе. Там уж точно, как думалось старичку, не обманешься. Безумно носился он по улицам, площадям, глядел на себя в Неве, Фонтанке и не узнавал: из речной воды на бедного старика глядело какое-то улыбчивое чудище, увязшее в тине. И, наглаживая себе голое брюхо, подмигивает – так по-свойски, мол, не стесняйся, Крупицын, ныряй, и для тебя местечко будет… И рухнуло – всё. И каждый шпиль, каждое окошко глядели издевательски.
Когда запыхавшийся Венечка в слезах приковылял домой, безумие сразило его окончательно и бесповоротно, затем проследовало за ним из прихожей в ржавевшую ванную, и, крепко вцепившись в душу Крупицына, преобразило его самым загадочным образом… За неделю Венечка вымылся десятки раз, истер в хлам несколько тряпок. Ласково глядевшему доктору он это объяснял впоследствии так:
- Доказали, милок, бактерия всюду! Бактерия! Давить ее надо, микробушку гадкую. Она ж ползает кругом: по мне, по тебе… Вот только не видать её, гадины… И не справился я с нею, с букашечкой этакой.
Ввиду старости и безобидности, Венечку успокоили, как могли: даже окошко заколотили, чтобы не видать было поликлиники. О врачах-то старичок позабыл, да вот без солнечного света совсем не видать, где есть пыль, где ее нет… Венечке оставалось только тихонько скулить от беспомощности, наощупь пробираясь в узенький, как гроб, коридорчик, и оттуда – в ванную, мучительно скоблить иссушенное тельце своё.
Ошпарившись как-то раз, Венечка так взбесился, что не выдержал: вышел в парадную да вскрыл тихонько соседкину хилую, на ладан дышавшую дверь вязальной спицей. Пахнуло дешевыми духами, деревом и чем-то горьким. Магнитофон неспешно играл по кругу неизменную песню:
- Давай вечером умрем весело, поиграем в декаданс…
Плюнув с досады, Венечка юркнул в ванную. А она, соседка, там просто сидит на табуреточке, вся в белом, как ласковая смерть, на водицу льющуюся глазеет: у ней радость такая, в воде возиться, тоненькими пальчиками воду колыхать. Глазища – серые, как тени, и вся сама как дымка. Сидит, пьет потихоньку початую бутыль какой-то дряни из горла, и горлышко - молодое, тихое, слезами лоснится. На тощенького Венечку, дрожавшего в злом, безумном ознобе серые глазки и не взглянули.
Когда Венечка топил соседку, мучила его досада… Белый же трупик отныне явнее существовал в пространстве и более на дымку не был похож и почему-то отчаянно глядел вовнутрь себя, напряженно. Закрутив тощий кран с холодной водой, Крупицын вернулся к себе в квартирку. Венечка намылся и так успокоился, что в кои-то веки напрочь забыл о пылинках, и простоял с минут тридцать у окна, с умилением глядя на золотистые закатные лучи, гладившие поржавевшие макушки тополей, и прислушиваясь к благоговейному шепоту покоя в теплом теле. Чуть остужая лицо прохладными ладонями, Венечка ощущал себя по-тихому счастливым, впервые за все свое существование. С тем и уснул ночью.
Стали через день, когда радетели соседки вернулись разбираться: как умерла, зачем, отчего. Лицо матери, тусклое, как осенние отблески в кухонном окошке, сумрачно глядело на опустевший пузырек валерьянки, плешивый отец стряхивал серый пепел мимо треснувшей пепельницы. Милиционеры – пустые и темные, с угревато-румяными лицами, походившими на скукоженные вовнутрь своего сытого естества мухоморы, приходили и уходили; продолжалось это целые сутки, причем один из них, круглый с головы до пят, считал своим долгом, уходя, похлопывать плешивого отца по костлявому плечу, покрытому ситцевой рубашкой… Мать, словно чего-то устыдясь, шаркала на кухню, стряпать. После стряпни, начистив все до блеска, шла в залу, где на столе, в ее былом подвенечном платье, белела дочь. Так в соседской для Венечки квартирке рухнул быт. Магнитофон молчал, стало тихо, как в доме скорби. Только иногда, прислушавшись, можно было различить чьи-то смешки, глухие, но не злобные, скорее – горестно-полоумные. Белесое признание в любви чуть потускнело на болотного цвета стене.
А Венечка жил себе втихаря, намывался, пока не умер – тихо, незаметно, будто просто огромное небо вздохнуло и раздавило Венечку, как микробушку, и прыснул Венечка, как гнойник. Лег он в воду как-то раз, и в дреме грезились ему леса русские, далекие, а он сам – моложавый, красивый, телом белый, лицом румяный, да плывет по реке, вдоль лунного света, и тепло ему, и задорно… А тут глядь – под водою синенькой лицо соседки: смеется, невеста-красавица. Ручонка ее ледяная за ногу старичка хвать, и ко дну. Дышать невмоготу, вода режет грудь, сжимает сердце; чем ближе ко дну, тем дряхлее Венечка, состарился он вновь, и так обидно стало ему за эту нелепость, так больно за себя. Чуть доносится до молча вопящего внутри себя Венечки пение девиц, оставшихся на берегу. Пляшут они у костра, венки плетут, хохочут, и звенят их голоса хрустальные. И все бесплотные такие, бестелесные, будто чистый дух. Поднял в последний раз Венечка глаза, кое-как разомкнул их: хочется ему на берег, руки старые тянет, а видение – все дальше, дальше…
Утоп Венечка во сне своем за-вселенском, в бог весть каком миру. Так и помер в своей ванной.
Могилка той девчушки поросла травою, ибо отец умер за обедом, подавившись, мать кто-то прирезал во дворе, судя по всему, ради сумочки с тысячей рублей.
Венечкина же душа долго блуждала по мирам и мирочкам, исстрадалась вконец. Прочие покойники глядели на него с укоризной:
- Не наш ты, Веня, ой не наш… Тебе б за эту Вселенную, да только не пустят тебя туда. Да и пустить некому. Иди, Веня, правды искать по Руси замогильной, авось – прорвешься сквозь оболочки-то, коль бездн не боишься...
Венечку, обросшего тиной и позеленевшего, частенько видели путники у болот под Петербургом. Чертом старичок обратился, и мстит люто любому, кого завидит, всех без разбору топит, «купает насмерть». Потом отчего-то воет, горюет и бродит по лесным тропам, в своих каких-то собственных радениях – песни о безднах поет и плачет от счастья.


Новость отредактировал Арника - 21-07-2014, 14:55
21-07-2014, 14:55 by Ян ГомориПросмотров: 2 386Комментарии: 18
+13

Ключевые слова: Петербург квартира ванная утопленник сумасшедший авторская история

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: Почетный святой
21 июля 2014 17:42
0
Группа: Посетители
Репутация: (1758|0)
Публикаций: 24
Комментариев: 1 120
++++++++! Описаний посмертного существования много, есть похожие на то, что Вы пишете, но всё равно, " Русь замогильная" - словно новый, оригинальный мир, как Средиземье.
Ваши рассказы внушают оптимизм. Приятно знать, что смертью всё не кончается, и там, за последней чертой, нас ещё что-то ждёт... и можно продолжить существование в виде чёрта, и всех перетопить! am
   
#2 написал: maro
21 июля 2014 18:38
0
Группа: Посетители
Репутация: (11|0)
Публикаций: 43
Комментариев: 2 245
Здорово пишете. Тоскливо и безнадежно глядеть под таким углом, но то, что написано талантливо - не отнять. +

Цитата: Почетный святой
Ваши рассказы внушают оптимизм.

А мне кажется - пессимизм)))
       
#3 написал: Почетный святой
21 июля 2014 19:10
0
Группа: Посетители
Репутация: (1758|0)
Публикаций: 24
Комментариев: 1 120
Ваши рассказы внушают оптимизм.

А мне кажется - пессимизм)))


Сам по себе рассказ о смерти девушки от рук злобного шизика угнетает. Но есть эффект контраста - я это прочитал, и проблемы, с работой, которые весь день покоя не дают, показались мелкими. Думаю: "вон оно как бывает, так не стыдно ли мне нюни распускать, ведь по сравнению с этими людьми у меня всё неплохо."
Соприкосновение со смертью заставляет больше ценить жизнь.
А ещё нравится отсутствие трепета перед Смертью в рассказах Автора. Она предстаёт чем-то неприятным, но обыденным и не очень страшным. Ведь правда, есть мнение, что все там будем. Так зачем бояться того, что не изменить? И появляется желание вместо того, чтобы сидеть и бояться Смерти, встать и начать любить Жизнь, и что-то полезное сделать :)))
   
#4 написал: maro
21 июля 2014 19:21
0
Группа: Посетители
Репутация: (11|0)
Публикаций: 43
Комментариев: 2 245
Почетный святой, конечно, ощущая вкус смерти, больше стремишься к жизни. Бояться ее... А смысл бояться неизбежного? Смерть придает жизни особенный, острый привкус. Помня о ней, стараешься жить каждый момент, жить набело.
А так... Вспоминается Пелевин, "Жизнь насекомых". Ощущения те же))
Спасибо за то, что выложили цепочку Ваших размышлений. Очень интересно увидеть одну и ту же вещь с разных точек зрения)).
       
#5 написал: Почетный святой
21 июля 2014 19:29
0
Группа: Посетители
Репутация: (1758|0)
Публикаций: 24
Комментариев: 1 120
Вспоминается Пелевин, "Жизнь насекомых". Ощущения те же))

Не читал пока, только по радио куски слышал, понравилось

Спасибо за то, что выложили цепочку

да всегда пожалуйста, у меня цепочек этих... :)))))
   
#6 написал: maro
21 июля 2014 19:34
0
Группа: Посетители
Репутация: (11|0)
Публикаций: 43
Комментариев: 2 245
Цитата: Почетный святой
да всегда пожалуйста, у меня цепочек этих... :)))))

Почетный святой, делитесь чаще))) У Вас замечательно получается))
       
#7 написал: Ян Гомори
21 июля 2014 19:51
0
Группа: Посетители
Репутация: (26|0)
Публикаций: 106
Комментариев: 536
Почетный святой, благодарю, рада вновь Вас видеть!) Концепцию "Замогильной Руси" я сейчас разрабатываю. Обещаю - будет интересно)
maro, Вашим отзывом была удивлена, очень рада, что Вам пришлось по душе - спасибо!)
Было бы действительно здорово, если Почетный святой порадовал бы нас своими размышлениями в качестве отдельного произведения. Надеюсь в скором времени прочесть, думаю, и не я одна. smile А насчет "Жизни насекомых" - отличная вещь, есть в моей домашней библиотеке эта книга. Особенно мне импонируют муравьиха Марина с ее Наташей) Да и у нас сейчас - "Солнечное лето", как в той атмосферной песне...)
     
#8 написал: ЛАКРИМА
21 июля 2014 20:51
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (22|0)
Публикаций: 59
Комментариев: 3 015
появилась мысль кой-чего добавить, но, пожалуй не стану++++++++++++++++++++
        
#9 написал: Beneditia
21 июля 2014 21:30
0
Группа: Посетители
Репутация: (11|0)
Публикаций: 11
Комментариев: 4 259
Jana Yusifova, не обижайтесь, пожалуйста, но я когда читала - оборжалась (по другому и не скажешь!). wink wink wink
Вы с таким тонким юмором так смешно описывали пристрастия и чаяния героев истории, что я не могла удержаться от смеха! wink
Спасибо вам большое! smile
        
#10 написал: Ян Гомори
21 июля 2014 21:57
0
Группа: Посетители
Репутация: (26|0)
Публикаций: 106
Комментариев: 536
Beneditia, приветствую!) Так я наоборот рада!) Ведь если серьезную ситуацию получилось смешно подать - так супер же) Рада, что удалось создать Вам чудное настроение!) Может, просто я Хармса перечитала намедни, прониклась этим юморком абсурдным...))) Спасибо за Ваши теплые отзывы, ради таких читателей и хочется идти дальше!)
     
#11 написал: Beneditia
21 июля 2014 22:09
0
Группа: Посетители
Репутация: (11|0)
Публикаций: 11
Комментариев: 4 259
Jana Yusifova, да не за что! Вам спасибо за ваше творчество.
        
#12 написал: maro
21 июля 2014 22:39
0
Группа: Посетители
Репутация: (11|0)
Публикаций: 43
Комментариев: 2 245
Цитата: Jana Yusifova
Вашим отзывом была удивлена, очень рада, что Вам пришлось по душе - спасибо!)

Вам спасибо)) А почему удивлены?))
       
#13 написал: Ян Гомори
21 июля 2014 22:56
0
Группа: Посетители
Репутация: (26|0)
Публикаций: 106
Комментариев: 536
maro, стих "Июнь" Вам совсем не понравился, помните?) Думала, что уже не будете заглядывать ко мне на огонек((
     
#14 написал: maro
21 июля 2014 23:32
0
Группа: Посетители
Репутация: (11|0)
Публикаций: 43
Комментариев: 2 245
Jana Yusifova, ну так там была поэзия, а тут проза)) Я, признаюсь, зашла почитать еще несколько стихотворений, так как по одному произведению составлять окончательное мнение как-то нелепо, но и они "не пошли". Это не значит, что они плохие, просто это, вероятно, вообще не мое)) А увидев Вашу публикацию в разделе "Творческие истории", подумала, что совершенно не факт, что Ваша проза будет мне столь же чужда, и не ошиблась)) Вспомнились произведения Хармса и Кафки, после прочтения их произведений оставалось похожее чувство. В общем, у Вас получилось действительно замечательно, спасибо)
       
#15 написал: Ян Гомори
21 июля 2014 23:35
0
Группа: Посетители
Репутация: (26|0)
Публикаций: 106
Комментариев: 536
maro, обожаю Хармса)) Благодарю за приятный отзыв, внимание и объективное рассмотрение моего творчества)
     
#16 написал: WalkingDead
22 июля 2014 00:25
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 3
Комментариев: 7
пользуясь вашей популярностью .прочитайте мой рассказ.
#17 написал: AlexanderHell
27 июля 2014 02:37
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 10
Комментариев: 29
Как же вы всё таки красиво пишете.. Эта манера русских сказок так безукорезненно передана, что жаловаться на какие то недостатки - просто немыслимо! Спасибо вам большое за прекрасно проведённое время.
#18 написал: Ян Гомори
27 июля 2014 20:56
0
Группа: Посетители
Репутация: (26|0)
Публикаций: 106
Комментариев: 536
AlexanderHell, и снова - благодарю Вас!) Это Вам спасибо за уделенное внимание.
     
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.