Блуждающие могилы
И.ВолозневБЛУЖДАЮЩИЕ МОГИЛЫ
Явления, связанные с самопроизвольным перемещением могил, до самого последнего времени выпадали из поля зрения исследователей аномальных явлений - видимо, в силу крайней скудости и противоречивости имеющегося фактического материала. В самом деле, странные обычаи некоторых отсталых народов, например, обычай обкладывать могилу ракушками или обмазывать её со всех сторон красной глиной, чтобы она не ушла со своего места, кажутся настолько бессмысленными, что ничего, кроме смеха, у современного человека вызвать не могут. А предания и сказки о том, как чёрт утащил умершего грешника вместе с его могилой, или как покойнику не понравилось общество соседей по кладбищу и он перенёс свою могилу в другое место, бытующие у многих народов, воспринимаются как фантастический фольклор. Лишь очень немногие специалисты готовы видеть за этими сказками и нелепыми обычаями реальность, т.е. нечто такое, за чем кроется одна из самых таинственных и волнующих загадок нашего мира.
Чрезвычайная редкость феномена, его скрытность и кажущаяся абсурдность долгое время препятствовали, да и сейчас ещё препятствуют его изучению. Факты приходится отыскивать в архивах или вычленять по крупицам из народных верований и преданий, а документированные случаи и вовсе можно пересчитать по пальцам.
Самый известный среди них - дело о пропавшей могиле Роджера Хейзлема на кладбище городка Глэнсвилл в Шотландии. Роджер Хейзлем был похоронен в 60-х годах XIX века. В 1928 году его внук, Артур Хейзлем, приехав навестить могилу деда, не нашёл её на положенном месте. Артур уже бывал здесь и прекрасно помнил, где она находилась. Сейчас вместо неё был пустынный, заросший травой участок. Пропала и надгробная стела тёмно-серого гранита с фамилией и датами. Поскольку кладбищенский сторож ничего не мог сказать по этому поводу, Артур обратился в городской муниципалитет. Но единственное, что смогли там сделать, это разыскать старую схему кладбища, относящуюся к 80-м годам XIX века. Схема подтверждала, что могила Роджера Хейзлема находится именно там, где её искал Артур. Кто-то в муниципалитете посоветовал обратиться к прежнему кладбищенскому сторожу Питу Фергюссону. Его разыскали, и он заявил, что захоронение Хейзлема прекрасно помнит, причём в последний раз видел его незадолго до своего ухода на пенсию, лет пять назад. Он даже вызвался показать его. Отправились на кладбище. Старик, удивлённый не меньше Артура, долго бродил среди могил, не находя знакомого надгробия.
Стела с могилы Роджера Хейзлема в конце концов нашлась на окраине кладбища, в трёхстах футах от того места, где была прежде. Артур ни минуты не сомневался, что сам гроб, зарытый глубоко в землю, остался на старом месте, сюда же перенесли только стелу. Но с какой целью? Кому понадобилось втайне от всех совершать столь бессмысленную и кощунственную работу? Оба сторожа - прежний и новый - только разводили руками.
Артур телеграфировал в Лондон своей тётке, которая, как он точно знал, несколько раз посещала могилу Роджера. Берил Хейзлем немедленно явилась в Глэнсвилл и засвидетельствовала, что могильная стела действительно перенесена. Артур был твёрдо убеждён, что перенесена только стела, сам же гроб находится на прежнем месте. Чтобы доказать это, он нанял землекопов и велел рыть на месте старой могилы. Была выкопана внушительных размеров яма, но гроба в ней не обнаружилось. Берил Хейзлем в тот же день написала своей престарелой матери, и вскоре от той пришёл ответ с подробными указаниями, как найти могилу Роджера на глэнсвиллском кладбище. Всё сходилось: они копали в том самом месте, где должно было находиться захоронение. Но никакого захоронения тут не было!
Оставалось предположить, что могила Роджера с самого начала была фикцией, что Роджер никогда не был здесь похоронен и что Хейзлемы все эти годы навещали фактически пустое место, надгробие, под которым не было никакого праха. Артур Хейзлем был дотошным и настойчивым человеком. Желая до конца разобраться в ситуации, он велел начать раскопки и на новом месте, хотя заранее был уверен, что ничего здесь не найдёт. Однако на глубине пяти футов лопата землекопа неожиданно ударилась в сгнившую крышку гроба. Под крышкой обнаружили скелет с остатками одежды. Присутствовавшая при вскрытии Берил велела осмотреть пальцы покойника. По семейному преданию, на Роджере должен быть серебряный перстень с монограммой из букв "P" и "H". Артур, уверенный, что захоронение, которое они обнаружили, никакого отношения к деду не имеет, лично спустился к останкам и отчистил кисть скелета от земли. На кисти красовался перстень, о котором говорила тётка.
Сомнений не было: это останки Роджера Хейзлема. К тому же кладбищенские землекопы уверяли, что не может быть и речи о том, чтобы гроб выкопали со старого места и перенесли сюда. Захоронение, доказывали они, находилось здесь всегда, поскольку обломки гроба и сами останки прочно "впаялись" в почву. Артур вынужден был согласиться с ними. Предположение, что кому-то понадобилось перенести на новое место не только могильную стелу, но и весьма объёмистый кусок земли с гробом, выглядело на редкость нелепо. Да такую работу и невозможно было сделать, не оставив практически никаких следов.
Об истории с могилой Роджера Хейзлема писали в своё время шотландские и английские газеты, ею даже занималась полиция, но ни одной сколько-нибудь правдоподобной версии выдвинуто не было. Впрочем, Артур Хейзлем и его родственники были не первыми, кто недоумевал, столкнувшись с подобного рода явлением.
Упоминания о похожих происшествиях разысканы в старинных архивах. Например, в XV веке, в Линце, Австрия, в приходских записях церкви св. Фомы зарегистрирован случай, когда могила некоего Иоахима Штеттенберга была обнаружена не там, где произошло захоронение, а в другом месте кладбища, что вызвало немалые толки среди горожан. Решили, что Штеттенберг при жизни занимался колдовством и оттого его прах не может упокоиться в своём последнем пристанище. Новообнаруженная могила была раскопана и в ней, действительно, нашли останки Штеттенберга, которые тут же сожгли.
В 1628 году в Куэнке, Испания, трибунал инквизиции занимался делом о тайном перемещении могилы Педро Асунтоса. Захоронение, как и в случае с Роджером Хейзлемом, было довольно старым, и перемещение также произошло вместе с почвой, в которой находился полусгнивший гроб. Дело выглядело настолько невероятным, что судьи ни на минуту не усомнились в том, что тут замешено колдовство. Поймали двух женщин, про которых ходили слухи, будто они колдуньи, и те под пыткой признались, что перенесли могилу Асунтоса посредством заклинаний. После признания обе были "милостиво" сожжены на костре.
В 1740-х годах в Германии на берегу Рейна пастухи обнаружили могилу с надгробным камнем в таком месте, где до этого проходили много раз, но никаких могил не видели. На камне значилось, что здесь покоится Христина Бауэр, прихожанка местной церкви. Пастухи немедленно дали знать священнику, и тот, явившись, был немало озадачен: он прекрасно помнил могилу Христины Бауэр, которая покоилась на церковном кладбище рядом с могилой своей дочери. Отправились на кладбище, и на том месте, где должно было находиться захоронение Христины, нашли лишь заросшую впадину. Некоторое время спустя были произведены раскопки в обоих местах, и останки, вопреки всякой логике, обнаружились не на кладбище, а на берегу реки. Священник окропил прах святой водой и распорядился оставить его на новом месте, коли так было угодно высшей силе. Могила Христины Бауэр ещё много лет вызывала суеверное почтение у окрестных жителей, пока не была снесена в реку ливнями и оползнями.
В 1895 году газета "Мисслуинг ньюс" (г. Миссула, штат Монтана, США) сообщила о перемещении могилы Дэвида Лоури, похороненного более тридцати лет назад. Жители Миссулы тотчас припомнили, что Лоури занимался золотоискательством; тут же прошёл слух, будто скопидом Лоури кое-что из своего золота взял с собой в могилу, что и дало повод неизвестным злоумышленникам вскрыть её. Правда, непонятно было, зачем они при этом перетащили на полторы тысячи футов весьма увесистый надгробный камень. В присутствии судьи и шерифа были раскопаны оба места, и полусгнивший гроб, к общему удивлению, обнаружился на новом месте. Причём не заметно было никаких признаков того, что он подвергался вскрытию. Покойник лежал нетронутый. К слову сказать, золота при нём не оказалось.
История с могилой Лоури поставила местные власти в полнейший тупик. Но, видимо, то, что ставит в тупик цивилизованного человека, не является тайной для некоторых племён Океании и чёрной Африки. У жителей Самоа и других тихоокеанских островов существует обычай сразу после похорон обкладывать могилу раковинами (в иных случаях - обмазывать красной глиной), делая это, по их словам, чтобы "могила не ушла". В Сенегале есть племя, в котором в одной могиле никогда не хоронят одного человека, а всегда двух. По верованиям туземцев, могила с одним покойником может "уйти", в то время как с двумя - нет, ибо если душе кого-то из погребённых захочется перенести могилу в другое место, то душа второго обязательно воспротивится этому.
В мемуарах испанского конкистадора Педро де Альварадо описано посещение кладбища инкских жрецов. Сопровождавшие его индейцы объяснили ему, что кладбище является лишь временным пристанищем священных останков, со временем могилы уходят в другое место - и показали на находившееся в двух с половиной километрах базальтовое плато, откуда с высоты открывался вид на океан. Индейцы сообщили, что при церемонии погребения от могилы до указанного плато протягивают по земле вереницу из капель крови жертвенных животных. Инки верили, что настанет срок, и могила по следу капель переместится на базальтовую возвышенность ближе к океану, откуда, по преданию, явились белокожие боги. Альварадо проводили на эту возвышенность, и испанец обнаружил там шесть могил. Индейцы уверяли его, что все эти могилы переместились сюда с того кладбища, на котором они только что побывали, причём переместились сами по себе, без какого бы то ни было участия человека.
В том, что некоторые могилы имеют свойство "проваливаться в землю и возникать в другом месте", был убеждён древнегреческий философ Гераклит Эфесский. В самоперемещение могил верили и приверженцы джайнизма - религиозного течения, сложившегося в Индии в VI - V веках до н.э. Такие перемещения они считали самым страшным злом, какое может случиться с человеком после смерти, спасти от которого, по их мнению, могло только самосожжение. В отличие от джайнистов, "братья чистоты" (ихван ас-сафа, тайное исламское общество, возникшее в г. Басра в середине Х века) специально рассылали по свету своих эмиссаров с единственной целью: разыскивать переместившиеся могилы. Земля из таких могил использовалась "братьями" в их культовых обрядах.
Свидетельства о самоперемещении могил мы находим в энциклопедическом собрании записей "Стромата" (лоскутный ковёр) христианского теолога II века Климента Александрийского; в дошедших до нас фрагментах натурфилософской поэмы "О природе", приписываемой Пармениду (VI век до н.э.); в конфуцианской книге обрядов "Ли Цзы" (II век до н.э.). Докеты - приверженцы еретического направления в раннем христианстве, в своих священных писаниях приводили самоперемещение захоронений в качестве одного из главных доказательств того, что человеческая плоть является порождением злой силы.
Как уже было сказано, исследователи аномальных явлений не жалуют данный феномен своим вниманием. Те немногие специалисты, которые бегло касались его в своих работах, единодушно отмечают крайнюю скудость фактического материала, затрудняющую изучение проблемы. Французский уфолог Шато полагает, что в основе самоперемещений могил лежит спонтанная телепортация мёртвой материи ("телепортация" - одномоментный перенос объекта из одной точки пространства-времени в другую). Ранк и Дж.Э.Уэст усматривают здесь полтергейст.
В заключение приведём историю, рассказанную жителем Краснодарского края Авдеенко Александром Николаевичем на семинаре по изучению аномальных явлений в Москве в 1987 году.
По словам рассказчика, историю эту он слышал от своей бабки, а та - от своих родителей. В глухой деревне Мантуринского уезда, где жили его предки, ещё до революции, произошло удивительное событие. Однажды деревенский староста и его домочадцы, проснувшись среди ночи от странного грохота, обнаружили посреди избы деревянный полусгнивший покосившийся крест и холмик земли, похожий на могильный. Люди в страхе выбежали во двор и вернуться осмелились только днём, после того, как священник окропил избу святой водой. Могилу осмотрели. Дощечка на кресте растрескалась и прогнила, надпись на ней стёрлась. Могилу полили святой водой, прочитали над ней молитвы, и мужики, которым староста щедро заплатил, приступили к её ликвидации: вынесли крест, начали выносить землю. И тут оказалось, что большая масса земли наполняет ещё и подпол, что исключало всякую мысль о чьей-то шутке или зловредном умысле, ибо натаскать незаметно от хозяев в избу столько земли было совершенно невозможно. Когда стали выносить и эту землю, то в ней обнаружились человеческие кости.
Поговаривали потом, что крест похож на те, что стояли на старом заброшенном погосте в полутора верстах от деревни. Избу, хоть её и освободили от могильной земли, с тех пор стали считать местом нечистым. Староста с семьёй вскоре уехал, а дом так и остался пустовать, пока не сгорел.
1995 год
Газета "Летучий голландец" (специальное приложение к "Очень страшной газете") Номер 2-3 (17) 1995 год
Текст просмотрен и отредактирован автором в августе 2009 года
Ключевые слова: Могила блуждающая крест