Общение с умершими

Контакт с умершим устанавливали сразу же после его смерти. К нему обращались с причитаниями и обещали оделить всем необходимым: домом, скотом, одеждой, хлебом, деньгами. Дом умершему заменял гроб — домовина. Что-либо из его скота и одежды отдавали нищему, который как бы замещал собой покойного, так как в нем видели обожествленного предка. Иногда во время похорон на кладбище вели любимых домашних животных покойного, а пчелы, по рассказам, часто сами летели туда за своим хозяином. В гроб покойнику клали смену одежды, замужней женщине — свадебный наряд. Для умершего пекли пресный хлебец, гроб обсыпали зерном, а в руку покойнику вкладывали монеты — для пропуска на тот свет. Курящему клали в гроб табак, пьянице — водку, музыканту — гармошку, ребенку — игрушку. Умершему холостому парню похороны устраивали в виде свадьбы. Чтобы он успокоился и не посягал на живых, ему выбирали девушку, которую одевали, как невесту. Считалось, что в будущем она соединится с ним на том свете. На следующий день после похорон ходили на могилу «будить покойника» — приглашали его на завтрак. Погребенного не только оплакивали, но иногда и веселили песнями, плясками и играми. На поминках умершему ставили отдельное угощение, делились с ним своей едой или отдавали его долю нищим, которых приглашали на поминальную трапезу. Еду носили и на могилы умерших. В некоторых местах жгли костры — «грели покойников». В Болгарии их звали по имени, приглашая к огню обогреться. На сороковой день после смерти провожали душу на тот свет: стелили покойнику постель под образами для отдыха перед дальней дорогой, пекли печенье в виде лесенки, как бы помогая умершему взойти на небо. По поверьям, на Рождество души предков посещают свои дома. Для них готовили поминальную еду и приглашали их на рождественский ужин. В этот вечер можно было увидеть покойных, заглянув в устье печи или в дверную щель. Угощение для предков устраивали и в особые поминальные дни года. Поставив в дверях борону, хозяин звал умерших за стол: «А кишь, душечки, на обед: малые — через борону, а старые — через двери!» Умерших родственников можно было увидеть с печи, посмотрев через хомут, либо с улицы, заглянув в окно или в замочную скважину. В Южной России на Троицу «парили покойников»: подметали могилы банным веником. Существовал обычай топить баню для мертвых. В Болгарии прикладывали ухо к ореховым веткам, прислушиваясь к пребывающим в них душам, — считалось, что так можно даже разговаривать с умершими. Души умерших показывались людям чаще всего в виде птиц. Поэтому в знак поминовения усопших на могилах, на перекрестках дорог птицам рассыпали зерно. Птицу, стукнувшую в окошко или залетевшую в дом, считали душой умершего родственника. Иногда с покойным общались через кукушку, которую считали вестницей с того света. Заслышав кукушку, женщины, потерявшие своих близких, причитали наедине с ней, выспрашивали у нее новости с того света о своих родных, передавали им наказы и просьбы. Часто умершие являются своим близким во сне: просят не плакать по ним, жалуясь, что от этого им мокро лежать в могиле, обращаются к живым с различными просьбами. Вещи, которые просил умерший, передавали на тот свет в гробу с очередным покойником или пускали по воде, считая, что рано или поздно они доплывут в страну мертвых.

Неисполнение своего долга по отношению к умершим грозило живым разными бедами. Мертвые имели власть над погодой и могли наслать дождь или засуху. От них зависел урожай. Если покойным не оставляли поминального ужина, они наказывали родных болезнями и несчастьями. Как и всякий контакт с потусторонним миром, общение с умершими, особенно с «нечистыми» покойниками, считалось делом опасным. Поэтому от них защищались разными магическими способами.

Автор неизвестен.
Источник тут.


Новость отредактировал Арника - 18-07-2016, 10:53
Причина: Изменён раздел
18-07-2016, 10:53 by СурокПросмотров: 4 344Комментарии: 0
+5

Ключевые слова: Славяне смерть покойники поминание традиции похороны

Другие, подобные истории:

Комментарии

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.