Sin-eater

"Поедатель грехов" (англ. sin-eater) — человек, который в ходе особого ритуала, проводимого перед похоронами, съедает лежащий на груди покойника кусок хлеба, тем самым забирая себе его грехи.
Этот обычай имел место в сельских и горных районах Великобритании (в особенности — в Уэльсе). Время возникновения обряда неизвестно, но упоминается он вплоть до XX века.
В отличие от подобных обрядов в других регионах (Верхняя Бавария, Балканы), где приготовленный для покойника хлеб делился между близкими родственниками, в Англии "поеданием грехов" за плату занимались специальные люди.
Эта профессия передавалась по наследству, причём её представители подвергались жёсткой социальной обструкции:
— Когда кто-то умирал, посылали за Чеслином. На груди у покойника лежал кусок хлеба; он съедал его, принимая на себя грехи умершего. Ему совали в руку серебряную монету и выгоняли из дома, провожая плевками и швыряя вдогонку камни.
— А я то думал, что это только бабьи сказки.
— Ничуть не бывало. Дело обыкновенное, хотя об этом никто не рассказывает. Мне кажется, моряки относятся к таким вещам гораздо хуже остальных. Он проговорился, и на него тотчас набросились. Те, с кем он трапезовал, выгнали его; остальные с ним не разговаривают, не разрешают ему ни есть, ни спать рядом с ними. Физически он здоров, но, если я ничего не предприму, через неделю он умрет.
Если в общине не было своего "поедателя грехов", им мог стать какой-либо нищий или бродяга.
Обряд "поедания грехов" рассматривался церковью как ересь.
У валлийцев (Уэльс, Великобритания) до XX века и существовала передаваемая от отца к сыну специальность - "поедатель грехов". Когда умирал кто-либо из жителей валлийской деревни, покойника обряжали, клали в гроб, на тело ставили блюда с угощением, и все удалялись из помещения. Наедине с мертвым оставался "поедатель грехов". Он ел предложенную пищу, и считалось, что все грехи умершего переходят к нему. После трапезы "поедатель грехов", издавал жуткий вопль, что означало очищение покойника и переход грехов к исполняющему обряд. Только после этого разрешались похороны. (с)
В последний раз "поедание грехов" было зарегистрировано в 1893 году в Шропшире.
Существующие в Англии и Голландии “пироги мёртвых”, поедаемые на похоронах, напоминают об этом старом обычае.

Sin-eater

Этот обычай был наиболее распространен в Уэльсе, но практиковался и в северных графствах. Целью его было обеспечить покойному верный и прямой путь на небеса, с помощью простого ритуала перенеся все его грехи на какое-нибудь другое существо. "Поедание грехов" лучше всего описать словами Обри, при жизни которого этот обычай был весьма популярен в Херефордшире: "Когда тело вынесено из дома и возложено на погребальные Дроги, они приносят буханку хлеба и подают ее "поедателю грехов" над трупом, а вместе с нею и большой кленовый кубок, наполненный пивом, которое он выпивает тут же, и шестипенсовую монету, в связи с чем он ipso facto принимает на себя все грехи усопшего и освобождает его (душу) от посмертных скитаний". Из письменных источников известно, что для этой цели обычно использовался какой-нибудь "старый сэр", которого постоянно приглашали "поедать грехи" усопших. Такие "старые сэры" находились повсюду, где бытовало это суеверие. Бэгфорд (говоря о Шропшире) описал, как "старый сэр", будучи извещен о том, что кто-нибудь умирает, тут же появлялся у дверей его дома. Домашние выносили ему трехногий табурет, он садился лицом к дверям и получал монету и кружку пива. Спрятав монету в свой кошелек, он одним глотком выпивал пиво, затем вставал с табурета и с торжественным жестом объявлял, что "душа отошла легко и свободно". Очевидно, со временем "старый сэр" становился самым большим грешником в мире! И по сей день, когда в индийском городе Траванкоре умирает раджа, к нему зовут святого брахмана, который за большую сумму денег принимает на себя грехи покойного. На Таити к умирающему приглашают жреца, который носит титул "молящегося за мертвецов". Он молится богу, чтобы тот забрал душу умирающего. В молитве говорится и о том, чтобы все грехи умирающего, в особенности тот, за который сильней всего спросят с его души, были оставлены на земле и спрятаны в ямку, которую вырыл жрец. Траванкор, Таити, Уэльс, Херефордшир, Шропшир - повсюду одно и то же суеверие! Однако в Херефордшире применялся и другой способ "поедания (или скорее, выливания) грехов". Одного человека, случайно оказавшегося на фермерских похоронах, пригласили на второй этаж, где лежал мертвец. На столе рядом со смертным одром стояла бутылка портвейна и несколько стаканов. Когда ему предложили выпить, он вежливо отказался, сказав, что не пьет вина. "Выпейте, выпейте, сэр", - услыхал он в ответ. - "Это дело святое. Помогите моей сестре избавиться от грехов". Вспоминая о "старых сэрах", "поедавших грехи", епископ Кеннет дополняет рассказ магистра Обри более современным примечанием. "Мне кажется, что пережитки этого обычая до сих пор существуют в Эмброусдене (графство Оксфорд), где на любых похоронах священник, стоящий в церковных вратах, всегда получает кекс и бутыль вина". Разумеется, это самый достойный объект для перенесения грехов покойного! Вполне вероятно, что русский обычай поминать покойников (с, обильными яствами и напитками) соотносится с английским обычаем "поедания грехов". В России, в городской среде, бытует еще одно поверье, почти в точности соответствующее выше приведенному английскому обычаю: "Допивать воду, вино и прочее из стакана, другого человека - брать на себя его грехи".

Sin-eater

Пишет Марленикен:
"В сельских районах Великобритании с давних пор и вплоть до XX века существовал странный обряд "поедания грехов". Официальная церковь считала эту практику ересью, но простой народ это, разумеется, не останавливало. Особенно широкое распространение он получил в Уэльсе, что наводит на мысли именно о валлийском его происхождении".
Формально обряд напоминал евхаристию — во время него также вкушались хлеб и вино, но суть была совершенно иной. Когда в валлийской деревушке умирал человек, родственники посылали за специальным человеком – "поедателем грехов". Это была самая настоящая профессия, благо люди умирали часто, а отправлять своего родственника или супруга прямиком в ад никто не хотел.
"Поедатель грехов" входил в дом, где в гробу лежал покойник, брал ковригу хлеба, разламывал ее и распределял куски на мертвом теле, как на столе (по другим свидетельствам, обходились одним небольшим куском хлеба на груди покойного). На труп также ставили чашу с вином или, скорее всего, элем, и шестипенсовик. Монета была наградой за услуги. В других районах существуют свидетельства, что на грудь покойного насыпали щепотку соли, в которую "поедатель грехов" обмакивал кусок хлеба.
Сначала все выходили из комнаты или дома, оставляя "поедателя грехов" наедине с покойным. Вероятно, поэтому не сохранилось свидетельств о том, какие манипуляции и заговоры применялись во время этого ритуала, и применялись ли они вообще. Известно только, что хлеб съедался, вино или эль выпивались, а монета шла в карман к профессионалу. По завершении обряда, "поедатель грехов" издавал дикий и страшный вопль, который символизировал всю тяжесть, обрушившуюся на него вместе с грехами постороннего человека.
Считалось, что таким образом все грехи покойного ложились на душу "поедателя грехов", а душа усопшего отправлялась в рай. Была у этого обряда и другая функция, оставшаяся, видимо, еще с языческих кельтских времен: оградить умершего от превращения в ходячего мертвеца.
Быть "поедателем грехов" в то время, быть может, было прибыльно, но на деле этот человек выводился за рамки общества. Из дома, в котором он забрал себе грехи покойного, его нередко прогоняли пинками, палками и камнями. Жили такие профессионалы как правило на отшибе, и отношение в повседневной жизни к ним было как к прокаженным. Селяне старались даже не называть их по имени и не смотреть им в глаза, да и за людей особо не считали. Видимо, поэтому профессия передавалась по наследству, так что речь шла о целых поколениях "поедателей грехов". Нередко считалось, что "поедатели грехов" тесно связаны с колдовством и темными силами.
Интересно, что похожие обряды проводились также на территории Верхней Баварии, Голландии и на Балканах. Правда, там хлеб с тела умершего распределялся между родственниками. Даже в Америке в 18 веке были свидетельства о похожем обряде, который, вероятно, привезли с собой голландские переселенцы.
В наше время обряд "поедания грехов", вероятно, не сохранился. Считается, что последний "поедатель грехов" Ричард Манслоу умер в 1906 году, и на нем история этой профессии закончилась.
Коути "Суеверия викторианской Англии":
"В некоторых графствах, хотя и очень редко, практиковался неаппетитный ритуал – "поедание греха". Обычно в роли "поедательниц" выступали нищие старухи. В сельском обществе они занимали положение "неприкасаемых" – односельчане не общались с ними без крайней необходимости. В 1870 году учительница из Норфолка так описала знакомую ей "грехоедку": «Однажды она до бессознательного состояния напилась маковым чаем. Обеспокоенная соседка побежала за пастором, а тот пришел к выводу, что человеческая помощь в данном случае уже бесполезна, и выполнил свой долг, прочитав над ней молитвы и отпустив ее грехи… Мало-помалу дурман рассеялся, но когда старуха поднялась, соседка сообщила, что отныне она мертва в глазах церкви. Все ее грехи отпущены, а поскольку теперь для мира ее не существует, снова нагрешить она не сможет. С тех пор она стала зарабатывать на жизнь в качестве поедательницы грехов». Во время похорон "грехоедка" съедала кусок хлеба и соль с тарелки, символически принимая на себя грехи покойника. На востоке Англии в качестве оплаты за свой труд она получала 30 пенни. Фольклористы второй половины XIX века скептически относились к упоминаниям о ритуальном "поедании греха" и особенно к попыткам связать этот ритуал с древней практикой каннибализма. Принято считать, что если профессия "грехоеда" все же встречалась в XVII–XVIII веках, в XIX веке она сошла на нет. С другой стороны, во многих деревнях утверждали, что каждая капля вина, выпитая на поминках, соответствует греху покойника. Так что благочестивые гости налегали на спиртное с целью облегчить загробную жизнь усопшего.

Автор: The Highgate Vampire.
Источник.

Новость отредактировал Дарья Ло - 11-03-2016, 14:59
11-03-2016, 15:41 by TiamatПросмотров: 2 692Комментарии: 7
+10

Ключевые слова: поедатель грехов смерть Европа ритуал поверие

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: шишига
11 марта 2016 19:47
0
Группа: Посетители
Репутация: (671|0)
Публикаций: 14
Комментариев: 595
Очень и очень интересно. Не приходилось раньше о таком обычае слышать, но кто-то упоминал, что грехи у умирающего можно как-то на веник принять, а потом его сжечь (веник в смысле).
Спасибо, что находите и публикуете для нас подобные интересности. Плюс за историю.
 
#2 написал: Энма
11 марта 2016 20:23
0
Группа: Посетители
Репутация: (909|0)
Публикаций: 22
Комментариев: 5 094
шишига
Видимо, веник - это сугубо наш, русский способ. А у ентих англичанов - вот такой. Ужасно интересно. И для некоторых сэров - пожалуйста, хлеб, эль, монета. И сыт и пьян, и, видимо, грехи-то особенно не цепляются, потому как враки всё это.
А по гравюре судя, так остальным - вообще до лампочки покойник. Сидят, наливаются себе, прямо завидно.
Только бабы, как и у нас в Расее, убиваются, болезные.
             
#3 написал: Летяга
12 марта 2016 14:50
0
Группа: Модераторы
Репутация: Выкл.
Публикаций: 611
Комментариев: 7 638
Интересная традиция, никогда раньше не читала о подобном.
Но кто бы мне объяснил, почему люди такие неблагодарные? Человек берёт на себя грехи почившего родственника уважаемых граждан, а уважаемые граждане уважаемые морды от него воротят. Эх, люди.
Плюс.
                        
#4 написал: Battalions Fear
12 марта 2016 17:19
0
Группа: Посетители
Репутация: (2|-1)
Публикаций: 0
Комментариев: 740
очень интересна!
  
#5 написал: Ольга Ефименко
12 марта 2016 21:57
+1
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 9
Ага, а у нас доныне в деревнях средней полосы напекут на похороны блинов, один из блинов положат покойничку на лицо, потом, конечно, снимают. затем приглашают батюшку отпевать покойного. ну, отпоют покойного, всё чин-чином, затем, на поминках. батюшке этот самый блин в тарелку подкладывают и наблюдают с интересом: будет батюшка этот самый блин кушать или отложит в сторонку? Ежели скушает - всё, дело в шляпе: грехи с покойничка как прошлогодние листья слетели. А ежели в сторонку отложит- беда.. так вот я от тамошних батюшек и знаю: блинов на поминках они (батюшки) никогда не вкушают.. Такие дела.
#6 написал: Летяга
13 марта 2016 16:52
0
Группа: Модераторы
Репутация: Выкл.
Публикаций: 611
Комментариев: 7 638
Ольга Ефименко, Вы это серьёзно? У нас в стране развелись такие клоуны? Ужас какой! wink
Цитата: Ольга Ефименко
так вот я от тамошних батюшек и знаю: блинов на поминках они (батюшки) никогда не вкушают..

И правильно делают. Но родственнички-то! Вот ведь прохвосты! wink
                        
#7 написал: Winnie-the-Pooh
17 марта 2016 10:10
0
Группа: Комментаторы
Репутация: (2825|-1)
Публикаций: 33
Комментариев: 9 397
Интересная традиция, но неправильная! Зная, что после смерти припрется посторонний дяденька и захавает твои грехи за умеренную плату, люди могли всю жизнь косячить направо и налево. Если бы это хотя бы больших денег стоило, я бы понял. Тогда бы люди грешили хотя бы с оглядкой на своё финансовое положение ( как сейчас и происходит))), а сам поедатель хоть зарабатывал бы хорошо)).
               
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.