Легенда о белоризцах
Итак, немногие знают про такой памятник истории, как часовня белоризев.Название и история часовни связаны с легендой о "белоризцах". События, о которых говорится в этой легенде, относятся, по одним данным, к середине XV века (нападение Дмитрия Шемяки на Вологду), а по другим - к 1612 году (разорение Вологды польско-литовским отрядом). По наиболее распространенной версии легенды, во время осады Вологды противником воины городской стражи заметили "двух неизвестных витязей, облеченных в белые доспехи и вооруженных железными палицами". Эти витязи вышли из города на поляну, где расположился вражеский стан, напали на врагов и уничтожили многих, а прочих обратили в бегство. После сражения витязи были найдены убитыми и с честью похоронены, а над их могилой возведен каменный памятник в виде плиты с выложенным на ней крестом.
Согласно другой интерпретации, воины-белоризцы сражаются не в одиночку, а появляются в разгар сражения вологжан с врагом и своей самоотверженностью вдохновляют их на победу.
Самая ранняя запись легенды содержится в древнем Житии Димитрия Прилуцкого, составленном в конце XV века, именно там упоминается слово "белоризцы". Однако в Житии белоризцы нематериальны - они вместе с покровителем Вологды Дмитрием Прилуцким в ночь перед штурмом города являются во сне трем вологжанам, молятся о спасении города от гибели и укрепляют городские стены, после чего становятся невидимыми.
Историчность существования белоризцев не признавалась церковью: они не были причислены даже к местночтимым святым. Их хотя и называли уважительно «отцами», но, в соответствии с текстом Жития Димитрия Прилуцкого, вспоминали лишь как персонажей чудесного видения, свидетельствующего о заступничестве святого.
На месте часовни Белоризцев до 1771 года существовал так называемый "убогий дом" - место, где хоронили самоубийц и других умерших неестественной смертью людей. Согласно Житию Дмитрия Прилуцкого, именно оттуда к святому выходят белоризцы.
Погребение в «убогих домах» было запрещено указом Екатерины II от 25 марта 1771 года. В XIX веке (не позже 1842 года) на этом месте возводится деревянная часовня - сначала маленькая, а затем более вместительная. Часовня Белоризцев была приписана к церкви Лазаря Праведного на Горбачевском кладбище. Совершением крестных ходов и панихид занимался причт Лазаревской церкви.
Ежегодно в Семик (четверг на Троицкой неделе) у часовни устраивались поминальные празднества, собиралось много людей, на поляне велись панихиды. Из кладбищенской Лазаревской церкви надгробную икону, на которой были изображены, по сообщению священника С. А. Непеина, "два мужа в белых одеждах и преподобный Димитрий Прилуцкий, подпирающие городские стены бревнами в знак их молитвенной помощи городу". Примерно в 1896 году деревянная часовня сгорела, после чего могила, считавшаяся местом захоронения белоризцев, долгое время стояла открытой. Новая (каменная) часовня была выстроена в 1911 году на средства председателя местного отделения "Союза русского народа", жены земского начальника А. И. Карауловой. 26 мая 1911 года (в Семик) преосвященный Антоний, епископ Вольский, освятил часовню. По сообщениям местной прессы, обряд освящения был заснят на кинопленку. Также писалось, что "при рытии рва для фундамента были найдены человеческие кости, которые собраны в одно место и погребены после совершения над ними панихиды в особой могиле близ часовни и на могиле поставлен крест".
После революции часовня Белоризцев была передана в частное владение, в настоящее время представляет собой жилой дом.
Новость отредактировал Dr. Kripke - 6-05-2015, 17:45
Ключевые слова: Белоризцы могила легенда святые