Тайна, покрытая мраком
Хочу представить на ваш суд загадочную историю, которую я, будучи маленькой девочкой, услышала в разговоре между взрослыми. Тогда был какой-то семейный праздник, в доме собрались гости. И вот настал момент, когда гости, оценив все достоинства праздничного стола, разбились на небольшие компании, в каждой из которых происходил свой разговор. В нашей кухне собралось несколько человек, мама варила кофе, взрослые курили и неспешно вели беседу, а мы с сестрой тихо присутствовали тут же, прислушиваясь к разговору и поедая под шумок шоколадные конфеты, оставленные мамой без присмотра.Мама окончила в свое время Горный Университет по специальности "горный инженер", поэтому я наслышана о специфике этого рода деятельности. Так вот, сама история, которую рассказал друг и однокурсник родителей, Борис, (отчество его не помню, для меня он всегда был дядя Боря).
Она произошла в 1976 г., когда шли полным ходом подготовительные работы для строительства одной из частей большого магистрального газопровода на Севере. На этот объект был распределен на работу после окончания института Борис. По окончании строительства он остался работать там, занимался вопросами технического обслуживания участка, руководил обслуживающим персоналом, проще говоря, обходчиками газопровода. Однажды утром в контору к нему пришла заплаканная женщина и сообщила, что она жена одного из ночных обходчиков, который не вернулся со смены домой. Стали выяснять обстоятельства его исчезновения, проверили наличие так называемого жетона (номерного знака), который обходчик забирает при заступлении на смену и возвращает, когда приходит с обхода. С этим было строго. Техника безопасности. Жетон, закрепленный за определенным обходчиком, отсутствовал на месте. По всему выходило, что на смену он заступил, но с нее не возвращался. Выяснили маршрут обхода, пошли искать...
Небольшое отступление: участок газопровода пролегал тогда в малозаселенной местности, одной из особенностей ландшафта являлось наличие так называемых карстов - углублений и пещер. Места эти были заселены когда-то неким северным народом. В ходе работ по прокладке газопровода строители неоднократно натыкались на различные обрядовые сооружения, которые простояли в этих местах не один век. Часто строителям приходилось общаться с местными жителями, которые были недовольны вторжением чужих на святые земли их предков, объяснять, что это необходимость. Уважаемые старцы из местных жителей неоднократно приходили к строителям и через переводчиков пытались стращать их древними поверьями о том, что святые земли охраняет некий маленький народ, живущий в местных природных пещерах, однако стариков никто не слушал, не до них было. Надо было строить.
Так вот, вернемся к поиску пропавшего обходчика...
По маршруту его следования прошла группа. Ничего. Никаких следов. Прошли вторично, расширяя радиус поиска, и наткнулись на рукавицу, которая лежала далеко в стороне от обычного маршрута обходчика. Пошли по тому направлению, в одном месте четко была видна цепочка следов, по которой и отправились дальше. Следы сначала ровные, потом как будто скачками. Их было хорошо видно, т.к. недавно припорошил снег. В одном месте, судя по тем же следам, было понятно, что человек топтался тут долго: валялись несколько окурков и обгоревшие спички, хотя курить на работе обходчикам газопровода, как вы понимаете, было категорически запрещено. Прошли дальше, наткнулись на вход в небольшой карст, пещерку. С виду небольшую. Полезли внутрь, оказалось, пещера только с виду небольшая, а внутри большой ход, ведущий вглубь. Решено было отправиться за снаряжением. День на севере короткий. Наступили быстрые сумерки. Было доставлено снаряжение и принято решение на ночь глядя не забираться в неизученный карст. Снаряжение оставили у входа, благо, красть его в тех пустынных местах было некому. Все отправились восвояси. Утром пришедшая на место группа обалдела от увиденного: все снаряжение было разбросано, поломано. Чудом уцелел только один рюкзак, валявшийся в стороне. В нем два фонаря и несколько мелочей. Рассуждать, кто и зачем уничтожил снаряжение, было некогда. Было принято решение идти с тем, что есть. Около часа группа из четырех человек, в том числе Борис, продвигалась вглубь карста. В свете фонаря неожиданно что-то блеснуло. Оказалось - разбитый фонарь, такой, какие носят с собой обходчики газопровода. Самое неприятное, что и сам фонарь, и земля вокруг него были забрызганы чем-то темным, похоже, кровью. Все напряглись, но продолжили путь. Через четверть часа группу ждала страшная находка: мертвое тело обходчика. Но еще страшнее посмертное выражение - гримаса ужаса, исказившая лицо покойника. Мужиков буквально передернуло от увиденного. Одежда на покойном была в дырах, словно он лез через терновые кусты. Тело было избито и изранено.
Ну, вызвали кого следует, осмотрели место. Никаких следов, кроме следов покойного, не обнаружили. Труп вынесли из карста, сдали куда следует. Было открыто уголовное дело, которое, впрочем, скоро закрыли за отсутствием состава, квалифицировали как несчастный случай. Патологоанатом, осматривавший труп, потом рассказывал, что у покойного ни один орган не остался цел, словно через мясорубку пропустили. И что перед смертью он сам себе откусил кончик языка, так бывает при жутких физических страданиях. Вообще картина смерти сильно напоминала падение с большой высоты, но в карсте, где нашли тело, не было никаких высот, откуда покойный мог бы упасть и так катастрофически разбиться. В общем, одни загадки.
Когда хоронили погибшего, многим настолько тяжело было смотреть на его лицо в гробу, выражавшее ужас и страдание, даже мужики отводили глаза, что крышку гроба попросили закрыть. Обходчики с тех пор категорически отказывались от ночных обходов в одиночку.
Какое-то время спустя Борис, которому всегда нравились культура и этнос народов севера, прочитал одну легенду о мистическом народце - сихитря (ударение на второй слог), который, по поверьям, обитал в древности где-то в тех местах, где случилось все вышеописанное. Это пигмеи, проще говоря, гномы, жившие в пещерах, редко выходившие на свет и не любящие, чтоб их беспокоили.
Затесавшихся в их владения чужаков сихитря дурманили и околдовывали, могли даже убить.
Борис сейчас уже пожилой человек. Всю свою жизнь он верил только тому, что видел сам. Но даже он, скептик, убежден, что без мистики в этой истории не обошлось. До сих пор непонятно, кто же в тот день и зачем испортил припасенное у входа в карст снаряжение. Многое в этой истории так и осталось тайной, покрытой мраком.
Ключевые слова: Пещера тайна Север авторская история