Кусочек монгольской мифологии

Когда еще не было земли, существовали уже Бурханы, Бакши и Арьябало; потом явился Май-дари, родившийся от цветка на другой, не нашей земле. Впоследствии многие хорошие люди своей святой жизнью достигли того, что стали тоже Бурханами. Всего Бурханов — 1000. Старшие из них Дамба-Бакши, Галсын-Сонджи-Дон к Богда-Дзун-хава, младший — Лондол-Римбучи. Большинство Бурханов добрые, но есть и грозные, например, Чойджил, Очирвани, Джамсаран и Шара-Дарэхэ.
Бурханы находятся, где хотят и в каком угодно виде. Большей частью они не показываются людям, но многие из них перерождаются на земле — это Гегэны. Хотя Гегэны — боги и обладают властью, но, находясь на земле, они имеют кое-что и человеческое в себе и потому стоят ниже не воплощенных Бурханов. Старший из Гегэнов — Далай-Лама, младшего зовут Шушур-Лама.
Следующими по своей святости являются небесные духи — тэнгрии. Живут они всегда на небесах, которых семнадцать. На землю они никогда не спускаются. У тэнгриев — тридцать три царства, и каждое из них имеет своего хана. Один из ханов является старшим и управляет всеми тэнгриями — это Хормусто-хан. Хормусто всесилен, любое его желание тотчас же исполняется.
Родились тэнгрии от света, не солнечного или лунного, а какого-то неизвестного людям. Они интересуются тем, что делается на земле, и часто заступаются за обиженных.
Исполнителями воли Хормусто-хана являются Дыбджиты. Их всего восемь и старшего из них зовут Нансарун-Дыбджит. Они заведуют погодой, дают земле дождь, снег, град, ветер, грозу и т. д. Летом они ездят верхом на Лу, зимой же отдают их на хранение лусутам. Когда на небе Лу мало, они сердятся и чаще кричат, и тогда у нас на земле часто бывают грозы. Рев Лу — это гром. На Лу, как и на всяком животном, водятся паразиты, и это клещи, которые, как известно, падают к нам с неба.
На земле из незримых духов есть лусуты, сабдыки, шулмы, чуткуры и чоно.
Первый лусут родился из змеиного яйца, и появился он в виде Лу. Не желая оставаться простым зверем, он просил Бурханов, чтобы они дали ему управлять всеми водами на земле. Бурханы согласились и сделали его лусутом. Впоследствии он стал старшим ханом лусутов, имя его Луван-Луин-Чжалбо. От него родились все остальные водяные духи. Теперь семьдесят семь царств и семьдесят шесть ханов лусутов подчиняются своему старшему.
Лусуты верят в богов и поклоняются им, но есть и такие между ними, которые не имеют веры. Это дикие хара-лусуты. Водяные духи страшно богаты, так как владеют всеми морями и озерами. Есть между ними и добрые и злые. Живут они как люди: умирают, женятся, рождаются, болеют и стареют. Людям они вообще не показываются, но бывали случаи, когда они допускали людей к себе. Но если их не видно, это все же не значит, что их нет. Каждое озеро, каждая река, ручеек, ключ и колодец имеют своего лусута.
Сабдыки — это духи земли. Хан у них Цаган-Эбугун, Родился Цаган-Эбугун от обыкновенной женщины. Когда его мать была еще беременна им, к ней в юрту пришел один из Бурханов и попросил поесть. Женщина ответила, что должна с минуты на минуту родить и накормит его, когда родит. Бурхан обиделся и ушел. Прошло сто лет, женщина не могла родить. Наконец, терпеть ей стало уже невмоготу, и она пошла к Бурханам просить прощения. Как только она пришла к ним, она сразу же разрешилась от бремени уже стариком. Это и был Цаган-Эбугун. Люди побоялись принять в свою среду необыкновенного ребенка и просили бурханов дать ему какое-нибудь особое назначение. Бурханы велели ему управлять всеми животными на земле и сделали его ханом сабдыков.
Низшие сабдыки — души сильных людей. Многие ханы, правители и военные стали ими; ими же становятся и те из людей, которые при своей жизни умели насылать порчу.
Сабдыки не умирают и не стареют. Есть между ними и добрые и злые. Людям они вообще не показываются, но были случаи, когда их видели.
Сабдыки — духи гор, лесов, степей, пустынь, жилищ, вообще всего, что есть на земле. Они заведуют животными и к людям, если они их почитают, относятся безразлично, иногда даже хорошо. Но горе тому, кто обидит их: нет тех гадостей, которых бы они ему не наделали,
Шулмы — это ведьмы, чуткуры — черти. Обращаются в них те из людей, которые в своей жизни совершили десять черных грехов. Женщины превращаются в шулм, мужчины — в чуткуров. Хана их зовут Дамба-Дарджн. Невидимые для людей, они рыскают по земле, делая всем гадости.
Вся сила шулм заключается в одном золотом волосе. Они, как и чуткуры, не стареют, не умирают и самостоятельно не размножаются. Там, где есть козлы или колючки, они не появляются. Только этим и можно уберечься от них.
Чуткуров много видов. Из них можно видеть только тэрэнов, если суметь их вызвать. У тэрэна всего одна рука и одна нога. Тот, кому он явился, становится его хозяином, и для него он сделает решительно все. Зато избавиться от него потом очень трудно. Если же не суметь этого сделать, он завладеет душой своего хозяина.
Чоно — волк. В него вселяются души нечистых китайцев, пожирающие потом детей.
В преисподней царствует Эрлик-Номун-хан, он один из Бурханов, но старшие поручили ему судить и наказывать души умерших. Судит он не только людей, но и животных, так как все души живых существ одинаковы.
Под землей находятся 18 тама, и в каждом из них Эрлик-хан имеет по 100 000 понё, которые бегают по земле и хватают души умерших.
Вот десять черных грехов, совершив которые человек обращается в нечистого чуткура или шулму:
1) Убийство.
2) Разврат.
3) Кража.
4) Ложь.
5) Ссора.
6) Обиды, причиненные другим.
7) Скверная мысль.
8) Зависть.
9) Сплетни.
10) Неверие.
Кроме духов есть еще неземные животные. Есть Лу. Есть Мангыт-Хай, Это существо о пятнадцати головах, пожирающее все что угодно, и желудок которого может вместить в себя хоть целую гору. К счастью, их теперь на земле больше нет, Гесер победил их и запер в подземной пещере.
Есть зверь Аслан, огромный, как гора; когда он идет, земля под ним проваливается. Есть птица Хан-Гарди — от одного взмаха ее крыльев поднимается такой ветер, что сметает все на земле. К нам на землю они не приходят, а живут постоянно на горе Сумбур-Ула.
Царь зверей Арслан. Голова и ноги у него золотые, сердце находится снаружи тела, в лапе он держит шар из драгоценного камня — знак его достоинства. Царь рыб Чусрым, Он свободно глотает корабли, когда высовывается из воды; похож на гору. Царь змей Абургу-Могой — может глотать даже слонов.

Источник:
http://www.bibliotekar.ru/azia/56.htm


Новость отредактировал Melford - 8-11-2014, 18:14
8-11-2014, 19:14 by ШикоПросмотров: 2 934Комментарии: 5
+9

Ключевые слова: Монгол мифология небо божество

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: Почетный святой
8 ноября 2014 20:28
0
Группа: V.I.P.
Репутация: (1757|0)
Публикаций: 24
Комментариев: 1 120
Круть! Сжато и информативно!
   
#2 написал: Шико
9 ноября 2014 22:04
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|-1)
Публикаций: 8
Комментариев: 84
Почетный святой,
Я тоже так посчитал, мой любезный друг, и решил поделится этим здесь, со всеми.
#3 написал: teksas73
13 ноября 2014 23:49
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (45|-2)
Публикаций: 27
Комментариев: 1 554
Обожаю мифологию средней Азии и Востока,
Один Гер Оглы (сын могилы) чего стоит. Это из Туркменской мифологии.
+++++++++++++++
     
#4 написал: Pantazayr
8 февраля 2015 13:42
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (68|0)
Публикаций: 8
Комментариев: 1 009
Интересно +++++++++++++++++++++++++++++++
      
#5 написал: Undertaker16
23 марта 2015 16:11
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 27
Интересно, спасибо за легенду.++++++++++
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.