Сухотник
От бабушки узнала я про сухотника, что с сухотницей парой ходят, незваные-нежданные всеми.
Сухотница – вроде странницы. Собой невелика, в лохмотья закутана, намотанный платок почти скрывает лицо, за длинным подолом не видно ног, не человечьих - птичьих. В руке палка типа посоха – клюка.
Поднимется к кому-нибудь на порожек и постукивает в дверь – аккуратно так, легонечко. А как откроют – она р-р-раз и подтянет к себе клюкой да дохнёт в лицо.
И начинает тогда человек маяться. Вроде не болеет, а тошно, не мило всё вокруг становится, пустеет на душе. Ничем себя занять не выходит. Всё из рук валится, надоедает быстро, ничего больше не радует. Мечется человек, не может понять, что с ним приключилось, отчего так муторно и тоскливо сделалось. С родными ссоры затевает. Обижает их ни за что.
А за его мытарствами сухотник наблюдает – он по окнам подглядывать мастер. Иссохший да тонкий, вроде жердяя он, только не такой длинный. Подойдёт неслышно и высматривает – что да как в доме.
Бабушка моя сама его не видела, но рассказывала, что старший из братьев – Лёнька – после встречи с нечистым этим, заикой на всю жизнь остался.
Дело было так.
Ригу, что на гумне стояла, по осени подготавливали для сушки хлеба - окуривали травяным дымом, протапливали печь. Взрослые работу закончили, а Лёнька остался – за ямником присмотреть, чтобы огонь в нём полностью загас.
Сумерки осенние глухие. Надвинулись разом, все звуки поглотили. Тихо стало, неуютно. Собаки враз смолкли. Угольки тлеют, в темноте красным светятся - будто чьи-то злые глаза. Струхнул Лёнька. Забоялся овинника и выскочил из риги.
Но домой идти не решился – велено было проследить за огнём, а тот ещё теплился в яме.
Присел тогда Лёнька на бревно, достал дудочку, что из дерева сам выстругал, и подул в неё тихонечко. Мелодия слабая выходила. Робкая. Но Лёнька упорный был. Пробовал снова и снова.
Увлёкся он и вдруг почувствовал чей-то взгляд. Поднял голову, а на риге, на коньке крыши, сидит кто-то на корточках. Не разобрать как следует - скрюченный весь и руки свесил низко, и смотрит прямо на Лёньку. И ведь темновато было, но Лёнька ясно почувствовал – смотрит! И руками покачивает будто в такт мелодии.
Замер Лёнька, от страха двинуться не может. А существо руки вытягивает, удлиняются они, почти до земли опустились. Само недвижимо, только руки змеями вьются и к Лёньке всё ближе!
Он потом рассказывал, что даже пальцы разглядел – узловатые, тонкие, похожие на старые древесные ветки. А на месте ногтей сучки.
Так бы это существо и схватило Лёньку, да только старуха-приживалка помешала. Жила на хуторе с бабушкиной семьёй дальняя родственница-бобылка. Когда-то давно приехала погостить, да так и осталась. По словам бабушки, в те времена такое часто случалось.
Вот она и вышла – проверить ригу да посмотреть, как Лёнька с заданием справляется. Кликнула его от дверей, он сморгнул – а существа-то и нет! Вроде и не тронуло Лёньку, но долго он не мог от страха оправиться, заикаться даже стал. Детвора поначалу насмешничала, дразнилась. Но старуха их быстро приструнила да рассказала про сухотника. Обычно-то он по окнам подглядывает, иногда возле печной трубы на крыше затаится и прислушивается – о чём разговоры ведутся в доме.
Но бывает и так – приметит кого-то из ребятни и забирает, уводит за собой в те места, откуда никто не возвращался. Искать их бесполезно, да и негде. Никто не знает, где обитает это существо.
Так-то.
Автор - Елена Ликина.
Источник.
Новость отредактировал Estellan - 4-07-2020, 21:53
Ключевые слова: Сухотник сухотница странница хутор детвора огонь яма крыша существо