Обряды на грани язычества и православия

Жалко, что нет отдельной категории "Обряды", это ведь очень интересная тема. Даже давая советы по изгнанию духов из квартиры, мы редко задумываемся: а подойдут ли они в данном случае? Ведь советуем мы в основном по православным традициям... А вот, например, Izummm (https://4stor.ru/histori-for-life/86513-min...zhayuschih.html) эти способы не подходят... Я думаю, было бы интересно сделать такой раздел, где можно будет делиться интересными обрядами своих народов и народностей. Ведь даже у русских в разных местах обычаи отличаются. А зная культуру других, начинаешь ценить свою.

Это было лирическое отступление...

Тема, да и история, навеяна историей "Марийский ритуальный обряд" (https://4stor.ru/histori-for-life/86567-mar...nyy-obryad.html), автора elly. Кто-то из комментария вычитает, для кого-то повторюсь - по воле Судьбы мне долго пришлось жить в республике Марий Эл, крае коренных мари. Жили мы своей "южной общиной", то бишь, военным микрорайоном, поэтому об обычаях мари я стала узнавать только последние 3 года от коллег по работе и от мужа. Сама лично на обрядах не присутствовала. Честно, мне и описания хватило...
Чтобы было понятнее, немного (совсем) истории. Для меня первое упоминание о мари в истории было связанно со временем Татаро-монгольского ига. Уже в те времена, как правильно заметила elly, мари были очень хитрыми: дань хану они не платили. Никто из тех, кого хан отправлял за данью к этому народу, обратно не вернулись: дремучего леса и топких болот там больше, чем надо.
Следующее упоминание о мари уже во времена правления Ивана Грозного, а точнее, попытка завоевать Казань. Уже в то время в этом народе был раскол. Мало того, что они разделялись на луговых и горных (да и сейчас, не дай Бог перепутаете: обида будет, чуть ли, не на всю жизнь) – луговые поддерживали татар и хотели присоединиться к Татарстану, а горные были на стороне Руси.
Крещение мари проходило в добровольно-принудительном порядке. Кто-то добровольно, кого-то силой, а чаще всего за плату. Если не ошибаюсь, за 5 копеек. Поэтому многие предприимчивые люди крестились по нескольку раз в разных местах. Но всё равно они до сих пор остаются язычниками. «Крещенными язычниками».
Для них считается абсолютно нормальным отмечать православные праздники и посещать свои священные рощи. Крестить детей и посвящать их в языческую веру через жертвоприношение и распитие крови жертвенной курицы. Если православный и языческий праздники совпали, то многие пойдут в священную рощу.
Про обряд «кормления» усопших я слышала, но не знала в таких подробностях. У нас, православных, для этого есть поминальные столы в церкви. И обычай оставлять еду на могиле усопшего. Что меня ещё удивило. У нас принято, что рушники, на которых опускается гроб в могилу, завязывают на кресте. У мари – их забирают те, кто опускал гроб в могилу. На память об усопшем принято дарить какие-то вещи (кружки, носовые платки, полотенца…), но зачем перед тем, как подарить, эти вещи класть на гроб? Не знаю… При этом отпевание, похороны, 40 дней – делают по христианским обычаям. Единственное, справляют не 9 дней, а 7 дней, типа по числу главных языческих богов. На 40 день у них принято забивать черную курицу или петуха, а кровь делить на всех родственников и пить. Ещё у них считается, что на 40 день дух умершего человека вселяется в живого родственника, чтобы огласить последнюю свою волю. А чтобы потом дух ушел, этот человек должен пройти спиной вперед по направлению к своему дому ровно 40 шагов, и 40 шаг должен закончиться у порога дома. Как они так попадают – не знаю…
Про свадебные обряды, уж к счастью или к огорчению, знаю очень немного. Я слышала только про одну свадьбу в традиционном стиле, и то потому, что брата позвали её снимать в качестве приглашенного видиоператора. И по возвращению домой, брата пришлось отпаивать. Единственное, что он рассказал (не знаю, насколько это коренные обряды), главное торжество – дома. ЗАГС, не ЗАГС, главное сначала отметить дома со всей родней. То есть, сначала банкет, поздравления, подарки, а потом уже регистрация. И невесту испытывают на терпимость: все родственницы женского пола разбрасывают по полу мусор, а невеста должна все это молча собрать. Причем, особо вредные, норовят высыпать новую кучку мусора на уже убранную территорию. И невеста убирает до тех пор, пока мусор не кончится. (Когда я об этом узнала, первая мысль была, что эта бы тетка у меня первая бы веником и схлопотала, чтоб не мусорила).
Ну и в завершение, еще несколько традиций, которые у меня вызывают недоумение.
Застолье. У нас, русских, во всяком случае, на Кавказе, принято за стол сажать сразу всех гостей. Если кто опоздает, его все равно сажают за общий стол и дают свой прибор. У мари существует такое понятие, как очередь. Если кто-то пришел позже других, он ждет, пока кто-то из гостей не наестся и не уйдет из-за стола. И ему кладут еду в ЭТУ же тарелку. Впервые я с таким столкнулась, когда знакомилась с родней мужа. И для меня это было дико…
Выпивка. Единственное, они всегда моют рюмки, а если нет возможности вымыть, то сильно стряхивают. Т.к. у них есть поверье, что на оставшуюся каплю воды (водки или любого другого напитка) можно нашептать, что угодно, вплоть до проклятий.
Дорога. Они никогда не переходят перекресток по диагонали. Считается, что на такой перекресток можно вынести все болезни, хвори, проклятья, нечисть… Так же не принято подбирать монеты. Тоже считается, что возьмешь безденежье и такие-то заговоры и чужие беды.
Вот, наверное, и всё, что я сейчас могу вспомнить навскидку.

11-02-2015, 14:51 by valentinka-zПросмотров: 8 526Комментарии: 43
+39

Ключевые слова: Обряды обычаи мари авторская история

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: elly_
11 февраля 2015 16:27
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 3
Комментариев: 5
Спасибо за рассказ, очень интересно!
И спасибо за упоминание моей истории smile

От себя могу добавить, что готова подтвердить существование, если не всех обрядов, то большинства описанных точно. С какими-то из указанных просто не сталкивалась.

Про последнюю каплю жидкости - в точку! Бабушка (мари) меня так же всегда заставляла и доедать, и допивать до последней капли.
А ещё (простите за интимную подробность), всегда, если ходишь в туалет в гостях или на природе, нужно было нашептать некоторые слова после, чтобы потом никто не мог на тебя что-нибудь наговорить. До сих пор это делаю просто по привычке.
Возможно, все опасаются наговоров, потому что знают, что многие из мари действительно обладают такими умениями.

Отец мне ещё рассказывал, что его в детстве вместе с братьями и сёстрами продевали через собачью шкуру, чтобы росли сильными и здоровыми (как подумаю об этом - мурашки по коже).
#2 написал: Battalions Fear
11 февраля 2015 16:40
0
Группа: Посетители
Репутация: (2|-1)
Публикаций: 0
Комментариев: 740
неплохо так!
  
#3 написал: maurine
11 февраля 2015 16:52
+1
Группа: Посетители
Репутация: (3|0)
Публикаций: 16
Комментариев: 772
Информативно. Теперь будем в курсе, как говорится. +
  
#4 написал: Алмор
11 февраля 2015 16:53
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 4
Комментариев: 162
Интересная информация, но как замечает сам автор раздел не тот. Без оценки
#5 написал: Холодок
11 февраля 2015 17:03
+1
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 1
Комментариев: 409
а что, позвольте поинтересоваться, так прямо шокировало Вашего брата, что прямо отпаивать его пришлось?!? Вид убирающейся невесты? yahh
 
#6 написал: manolispaynidi
11 февраля 2015 18:49
0
Группа: Посетители
Репутация: (3|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 135
очень интересно было читать.++++++
#7 написал: горошек
11 февраля 2015 19:19
0
Группа: Посетители
Репутация: (1|0)
Публикаций: 9
Комментариев: 323
В каждой избушке свои погремушки winked
 
#8 написал: valentinka-z
11 февраля 2015 19:38
0
Группа: Посетители
Репутация: (1|0)
Публикаций: 4
Комментариев: 149
Цитата: elly_
спасибо за упоминание моей истории

Ваша история и навеяла воспоминания об этих обрядах. Я даже как-то и не думала, что обряды полу-язычников тоже так-то можно к мистики приписать.... А обряды есть интересные. Вот про то, что после "дел под кустиками" надо нашептать определенные слова, я никогда не слышала smile Тоже не обычно.
Цитата: Холодок
а что, позвольте поинтересоваться, так прямо шокировало Вашего брата

Честно, не знаю. Запись свадьбы он не показывал. Может быть то, что, простите, но все очень быстро напились (в начале дня и до ЗАГСа), может, что у гостей был такой конвейер, как я описывала в истории. Для нас всё-таки дико заставлять гостей ждать своей очереди к столу и при этом новому гостю накладывать еду в грязную тарелку... Чтобы не случилось, тарелка должна быть чистой. Я даже за мужем тарелку помою, прежде чем себе накладывать. И ему так же. Хотя есть с одной тарелки для меня нормально.
Цитата: Алмор
Интересная информация, но как замечает сам автор раздел не тот.

Ну что я могу сделать, если ещё нет раздела "обряды"??? Поэтому я и поставила раздел "Из жизни". Это ведь действительно, жизненные обряды. А не легенды, или основы мистицизма. И не творчество.
#9 написал: Ингеборга
11 февраля 2015 21:37
0
Группа: Посетители
Репутация: (4|0)
Публикаций: 12
Комментариев: 483
Цитата: Холодок
а что, позвольте поинтересоваться, так прямо шокировало Вашего брата, что прямо отпаивать его пришлось?!?

Вспомнила фильм "Овсянки", про традиции мерян. Там показано, как невесту готовили к свадьбе, если бы кто увидел это, думаю, ему бы захотелось, чтобы его тоже кто-нибудь отпоил... crazy

Есть очень интересный цикл передач, про традиции народов мира:
распятие на кресте, с пробиванием рук гвоздями,
самобичевание до крови,
хождение по горящим углям и восхождение по лестнице, ведущей вертикально вверх по ступеням - лезвиям острейших ножей, которые устроены торцом,
прокалывание щёк довольно толстыми различными предметами (например, ножкой стула),
медные кольца на шее женщин, деформирующие ключицы и удлиняющие шею,
колодки на ступни девочек, сильно деформирующих стопы, делая ножки маленькими, но уродливыми,
"глажка" груди юных девушек горячей скалкой, чтобы сделать грудь плоской,
подпиливание зубов,
удаление клитора и наружных половых органов, с ушиванием промежности,
надрезы, без анестезии, опасной бритвой больших участков тела орнаментом "под крокодила" у парней,
вставка огромных колец в губы, в мочки ушей,
при рождении близнецов, оставление в джунглях одного из них, обрекая на верную смерть.

В каждом обряде народы видят смысл и необходимость.

Так что кружки, стоящие на крышке гроба, по сравнению с вышеперечисленным, - просто невинная забава.


 
#10 написал: Капитанчик
11 февраля 2015 22:04
0
Группа: Посетители
Репутация: (24|0)
Публикаций: 54
Комментариев: 3 250
Раздел подойдет "страшно интересно".
Я плюс поставил.
         
#11 написал: nighter
12 февраля 2015 00:06
0
Группа: Посетители
Репутация: Выкл.
Публикаций: 25
Комментариев: 1 031
Че за набор букв... Минус
   
#12 написал: Kenya
12 февраля 2015 01:12
0
Группа: Посетители
Репутация: (3|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 114
Мари славятся как великие колдуны, и народ коми тоже
#13 написал: valentinka-z
12 февраля 2015 08:04
0
Группа: Посетители
Репутация: (1|0)
Публикаций: 4
Комментариев: 149
"Великими колдунами" они были еще лет 20-30 назад, сейчас про них такого сказать трудно. К сожалению очень много молодежи уезжает в город и не возвращается потом в поселки к своим бабушкам, которые могли бы передать это умение. У моего мужа бабушка тоже умела лечить, но умение свое она никому не передала.
Вообще, очень горько и больно об этом говорить, но к сожалению, эта нация очень сильно спивается... В 84 году, когда мои родители туда приехали, в крае была очень сильно развита легкая промышленность и сельское хозяйство. Они делали прекрасные льняные изделия, причем лен выращивали сами. Животноводство, мясная и молочная продукция, 2 военных завода, инструментальный завод, который выпускал велосипеды на весь СССР, пиво с лимонадом... А сейчас.... Мясо, молоко и 1 завод... Вообщем, обидно за людей...

Цитата: nighter
Че за набор букв...

Простите, а Вас так и не научили в школе набор букв в слова соединять? Так тогда я тут не помощник... Вот химии и математики научить я Вас смогу... Но буквы в слова - нет, простите. Занятие очень ответственное, всё-таки дальнейшая жизнь от этого зависит, а опыта в этом у меня еще маловато... Чужих детей учить...
#14 написал: Миссис Пэн
12 февраля 2015 09:22
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (849|0)
Публикаций: 147
Комментариев: 4 794
Я не в курсе традиций мари, но читая рассказ, поняла, что у них переплетаются обряды мусульманские с христианскими. Плюс.
                   
#15 написал: Tengu
12 февраля 2015 10:23
0
Группа: Посетители
Репутация: (70|0)
Публикаций: 72
Комментариев: 1 282
Интересно. Но такую свадьбу мало какая девка себе захочет, это уж точно)
     
#16 написал: __AELITA__
12 февраля 2015 11:14
0
Группа: Посетители
Репутация: (1|0)
Публикаций: 9
Комментариев: 391
Миссис Пэн,
Я с Вами полностью согласна...Сейчас в большей степени язычеством считают старославянскую веру....а согласно Ведам и Покону таких обрядов в язычестве нет.....Либо свой отдельный культ, основанный на Ведах, но со своими дополнениями!!! За историю +
 
#17 написал: yliy.1977
12 февраля 2015 11:47
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 2
Комментариев: 751
Ничего нового не услышала, больше интригующих фраз, а самой интриги то и нет feel Насчет обряда захоронения, нет в христианстве такого, чтобы рушники на крест наматывать, может сейчас уже что-то домысливают сами. Обрадовалась, когда начала читать четвертый абзац - про обряд "кормления усопшего", думаю вот оно новенькое, а ничего, кроме описания пирвычных столов поминания далее не последовало, тайна осталась не раскрытой, а жаль recourse
  
#18 написал: nighter
12 февраля 2015 15:01
0
Группа: Посетители
Репутация: Выкл.
Публикаций: 25
Комментариев: 1 031
Правда глаза колит? Вон даже читатели согласны! Так что вылитый на меня вами словарный понос, считать вылитым на вас...
   
#19 написал: Ёська
12 февраля 2015 16:29
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 11
Всю жизнь живу в Марий Эл, муж коренной мари. Но о том, что Вы тут написали, слышу впервые.
Жертвоприношения, кровь, прям фильм ужасов... Знаю что есть язычники здесь, но не нужно говорить о том, что у мари вера - это смесь православия и язычества. Уж если православная семья, то православная. В тексте так и разделяется на "у нас православных" и "у мари". Даже оскорбительно.
Мало того, что они разделялись на луговых и горных (да и сейчас, не дай Бог перепутаете: обида будет, чуть ли, не на всю жизнь)

Ну уж бред. Когда училась в университете, жила в общежитии, где большая часть мари. Тысячу заплачу тому, кто обиделся на тех, кто путает горных у луговых (особенно на всю жизнь).
Про то что пьют кровь... Про застолья, очереди у стола, и грязную посуду... Ну такое чувство, что вообще не наш век описывается и какая такая "южная община". Может в каких-то определенных "общинах" такое и происходит...
Ну не знаю...
#20 написал: valentinka-z
12 февраля 2015 16:44
0
Группа: Посетители
Репутация: (1|0)
Публикаций: 4
Комментариев: 149
Цитата: Ёська
но не нужно говорить о том, что у мари вера - это смесь православия и язычества.

Да? А как тогда назвать, что сначала крестят детей в церкви, а потом водят на языческие праздники? А потом даже не всегда могут вспомнить: крещенный ребенок или нет?

Цитата: Ёська
Мало того, что они разделялись на луговых и горных (да и сейчас, не дай Бог перепутаете: обида будет, чуть ли, не на всю жизнь)
Ну уж бред.

Уж извините, не бред! Сталкивалась лично, когда мама делала календарь на марийском языке и решила уточнить у заказчика, почему месяц написан по-другому, чем ей написала соседка. Там такая обида была! Что соседка написала на луговом, а он горный и не путайте!
Цитата: Ёська
Когда училась в университете, жила в общежитии, где большая часть мари.

В Универе и у меня одногруппники были все местные, но никто ни на что не обижался. Сказывалось молодость и толерантность.
Цитата: Ёська
и какая такая "южная община".

Южная община - военный микрорайон, преимущественно с людьми из Ставрополья, Ростова и Краснодара.
#21 написал: Ёська
12 февраля 2015 16:53
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 11
Я и говорю, что в определенных "общинах" такое может быть и есть. Но никто, повторяю никто из моих знакомых (православных) не отмечает языческие праздники! И большая часть моих знакомых и друзей - мари!
Кто-то вам что-то про календарь сказал, и всё, все мари такие обидчивые сразу.
Вы сначала поездите по всей республике, потом обобщайте.
#22 написал: natalya.nat-a
12 февраля 2015 21:21
0
Группа: Посетители
Репутация: (1|0)
Публикаций: 12
Комментариев: 345
Цитата: yliy.1977
Насчет обряда захоронения, нет в христианстве такого, чтобы рушники на крест наматывать, может сейчас уже что-то домысливают сами.

yliy.1977, я с юга Ростовской области, у нас так и делают испокон веков. Более того, если хотят помянуть, то в годовщину, или на пасху, повязывают новое полотенце на памятник, чтобы кто-нибудь забрал полотенце.
 
#23 написал: marzzz
12 февраля 2015 22:50
0
Группа: Комментаторы
Репутация: (655|0)
Публикаций: 108
Комментариев: 7 377
У нас перестали праздновать свадьбы так, как это было 30-40 лет назад! Приживаются какие-то европейско-американские обычаи! Никогда наши невесты не кидали свадебных букетов! Это пришлое, не наше. Но у нас было принято на второй день идти будить молодых. Сват и ряженые встречали обычных прохожих на улице с подносом в руках, на котором стоял графин с водкой и всегда полная рюмка, а еще тарелка. Прохожий говорил тост за здоровье молодых, хлопал рюмаху и клал на тарелку монетку. Так по дороге набирали целую груду монет. Приходили в дом молодых и со словами :" Посмотрим, какая у нас молодая хозяйка!" Разбивали тарелку с монетами, а новоиспеченная жена должна веником собирать в совок и осколки, и монеты. Мужу позволяли монетки руками осторожно собирать, типа, помогать. Самое прикольное было, когда муж зазевается, хлопнуть его по руке, где монетки зажаты! Все опять рассыпалось. Или треснуть по полному осколков и монет совку! И опять жена подметать начинала. Все это происходило на свадьбах моих теток и сестер не где-нибудь в марийских землях, а в городах и деревнях Подмосковья. Весело было! А сейчас так свадьбы не гуляют! Сейчас мужики дамскими подвязками кидаются!
Плюс. Нам бы все свои традиции вспомнить!
               
#24 написал: Летяга
12 февраля 2015 23:43
+1
Группа: Главные Редакторы
Репутация: (12456|-4)
Публикаций: 1 143
Комментариев: 9 731
Мне публикация очень понравилась, истории "плюс", Автору - спасибо. Эмоционально несдержанные товарищи имеются ввиду.
                                 
#25 написал: natalya.nat-a
12 февраля 2015 23:58
+1
Группа: Посетители
Репутация: (1|0)
Публикаций: 12
Комментариев: 345
Цитата: marzzz
Приживаются какие-то европейско-американские обычаи!

marzzz, как-то моя двоюродная сестра с мужем отправились в Штаты, их дочь выходила замуж за американца. Все чинно, шведский стол, музыка, гости. Тоска в общем. Муж сестры хлопнул несколько рюмок и стал кричать "Горько!" объяснил новоиспеченному зятю, что такие у нас обычаи. Зять, кстати, проникся, Гости стали кричать "Горько" зять невесту целовать и пошло веселье. В общем русские обычаи всем присутствующим понравились. Свадьба удалась.))
 
#26 написал: Elena-lvs
13 февраля 2015 00:14
0
Группа: Посетители
Репутация: (219|0)
Публикаций: 65
Комментариев: 1 794
Все равно очень интересно почитать про традиции других народностей...я родилась и выросла на о.Сахалин,а сейчас долгое время живу в Ставрополе и хочу сказать,что люди везде разные,разные понятия,восприятия...мне понравилось++++
      
#27 написал: BOBAHTAHK
13 февраля 2015 09:50
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 373
'кОлит', а русский язык вы, видимо, уважаемый nighter изучали в школьном туалете :-D , M.J. тоже под кого-то, не шибко культурного, 'косит'. История очень интересная и познавательная, однозначно +++.
 
#28 написал: yliy.1977
13 февраля 2015 10:20
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 2
Комментариев: 751
Цитата: natalya.nat-a
yliy.1977, я с юга Ростовской области, у нас так и делают испокон веков. Более того, если хотят помянуть, то в годовщину, или на пасху, повязывают новое полотенце на памятник, чтобы кто-нибудь забрал полотенце.


Да, здесь я соглашусь: на праздник, с целью помянуть.... но в тексте речь идет об обряде захоронения, конкретно о полотенцах, на которых гроб спускали, я об этом...
  
#29 написал: 89803420355
13 февраля 2015 12:27
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 1
Холодок,
#30 написал: VELENO
13 февраля 2015 15:20
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 38
Действительно Вы описали такой ”УЖАС” взять веник и подмести. Как такое можно вообще представить, это же какое - то первобытное общество. Брат то потом отошел от этого? Если, что могу посоветовать хорошего психолога. Травма же на всю жизнь!!! ogo
Интересно, но ничего необычного не увидел. Кроме еды из тарелок, в которых уже ели. И кстати, в России очень тесно переплетены православные традиции и языческие, во многих регионах. Не был в Мари-Эл не могу судить, поэтому для меня познавательно. “+”

Страницы:   1 2
На страницу:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.