Кошачья магия
Наши предки, славяне, рассказывали о происхождении кошек такую легенду. Странствовал когда-то Велес, скотий бог, по земле и остановился вечером у стога сена переночевать. В котомке у него был хлеб, который ночью мышки-норушки весь изгрызли. Рассердился Велес, швырнул в мышей свою рукавицу - а рукавица превратилась в кошку.С той поры и начался кошачий род. С кошками на Руси было связано множество примет и пословиц: «Кто кошек любит - будет жену любить», «Без кошки не изба», «На мышку и кошка зверь», «Кошки дерутся - мышкам приволье!». Кошка сворачивается клубком - к морозу, крепко спит брюхом кверху - к теплу, скребет лапами стену - к сильному ветру, умывается - к ясной погоде (и к приходу гостей), лижет хвост - к дождю, на человека тянется - обновку (корысть) сулит.
Существует старинное поверье, что кошка так живуча, что только девятая смерть и может ее уморить. Еще о кошке загадывали на Руси такую загадку: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка». Кошек издревле заводили для борьбы со страшным для крестьянина зверем, маленьким, но свирепым, который иногда поедал чуть ли не весь хлеб на гумнах и в амбарах. Даже приходилось, бывало, ведунам-знахарям особыми заговорами заговаривать крестьянские запасы от мышиной напасти.
Кошка у всех народов была спутницей колдунов. Народное суеверие приписывает ее видящим в темноте глазам необычайную силу, почерпнутую из мира таинственного. Трехшерстная кошка, по мнению славян, приносила счастье тому дому, где жила; семишерстный кот являлся еще более верным залогом семейного благополучия. Согласно русским сказкам, кошка чуть ли не самое смышленое животное. Она сама сказывает сказки и не хуже дотошного знахаря умеет отводить глаза.
Кот-Баюн, персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, был наделен голосом, слышным за семь верст, и видел за семь верст; как замурлыкает, бывало, так напустит, на кого захочет, заколдованный сон, которого и не отличишь, не зная, от смерти. Он заговаривал и усыплял своими сказками путников, и тех из них, у кого недоставало сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот безжалостно убивал.
Считалось, что тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов: сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай », от глагола баять - «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»), В сказках говорится о том, что обитает Кот-Баюн за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мертвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. И сидит он на высоком, обычно железном столбе.
Существует большое количество сказок, где главному герою дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав и поборов животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает служить царю - сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.
Черная кошка, согласно фольклору, является олицетворением нежданного раздора: «Им черная кошка дорогу перебежала!» - говорят о врагах, недавно еще бывших закадычными друзьями. Также бытовало поверье, что на черную кошку можно выменять у нечистой силы шапку- невидимку и неразменный червонец. А нечистой силе черная кошка нужна для того, чтобы прятаться в нее на свят- Ильин день, когда грозный для всякой нежити-нечисти пророк сыплет с небес своими огненными стрелами.
Еще одно поверье гласило, что кошка нужна ведьмам и колдунам для того, чтобы добыть кость-невидимку - древнейшее колдовское средство. Для этого следовало отыскать совершенно черную кошку и, убив ее, сварить в котле. Затем выбрать все кости и, положив перед собой, сесть перед зеркалом. Каждую кость надобно класть себе на голову и при этом смотреться в зеркало.
Когда при какой-то кости себя в зеркале не увидишь - она и есть кость-невидимка. С нею можно куда угодно ходить, делать что угодно - и никому об том ведомо не будет. И в наши дни в народе говорят: кто убьет чьего-нибудь любимого кота, тому семь лет ни в чем удачи не будет. А кто любит-бережет кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой «напрасной беды».
Источник
Ключевые слова: Кошка поверье славяне кость невидимка