Парадоксы растянутого времени

Любой человек знаком со временем. Мы научились его измерять, и, казалось бы, оно постоянно идет своим чередом, хотим мы этого или нет. Но иногда время будто застывает на месте, а порой несется вскачь. Время может погубить. Или спасти.

Опасность в воздухе

В 1976 году экипаж летчика-испытателя Марины Попович во время полета на «Ан-12» (маршрут Москва — Горький — Актюбинск) попал в крайне опасную ситуацию: в грузовом отсеке разгерметизировался топливный бак от «МиГ-29», на пол разлилось 4 тонны керосина. Самолет превратился в огромную летающую бомбу, готовую взорваться от случайной искры в любой момент. И в этот миг «Ан-12» угодил в мощный грозовой фронт; яркие вспышки молний окружили беззащитный самолет практически со всех сторон…

И вдруг все 12 членов экипажа почувствовали, что самолет словно застыл в воздухе, и время на борту как будто замерло. У другого заслуженного летчика-испытателя, Марка Галлая, во время испытания истребителя «Ла-5» пожар в воздухе все же случился. Он так описывал это происшествие: «Откуда-то из-под капота выполз длинный язык пламени… Снизу в кабину прокрался едкий сизый дым…

Дрогнул, сдвинулся с места и пошел по какому-то странному двойному счету масштаб времени. Каждая секунда словно обрела способность неограниченно, сколько потребуется, расширяться. Кажется, ход времени почти остановился!» Галлай добавил, что за годы своей богатой летной практики испытывал подобное «растяжение времени» не единожды: «Да раз десять! Наверное, многие летчики, особенно испытатели новой авиационной техники, сталкиваются с подобными явлениями!» То есть испытывают на себе эффект «остановившегося времени» люди далеко не робкого десятка.

Герой Советского Союза Марк Галлай дал «путевку в жизнь» первым советским реактивным истребителям, вертолетам, дальним бомбардировщикам, в том числе реактивным стратегическим. Марина Попович почти дословно повторила фразу Галлая, имея в виду, что летчики-испытатели фактически живут такими ситуациями. Единственная в мире женщина, установившая 101 мировой и 126 рекордов нашей страны, кроме триумфальных побед, бывало, попадала в критические ситуации и… не однажды ощущала на себе это непонятное явление «остановки времени».

Например, при падении на взлете на «МиГ-21» (отказ двигателя) или потеряв сознание на «Як-25 РБ» (отказ кислородной системы) и так далее. Было множество случаев, о которых она слышала от своих коллег. Подобное, видимо, припомнит любой летчик-испытатель.

Хватало, конечно, опасных ситуаций в воздухе и во время войны. Тысячи потенциальных свидетелей в простреленных насквозь самолетах видели смерть «на расстоянии вытянутой руки». А сколько пилотов рассказывали, как бесконечно растягивались секунды лобовых атак! Жаль, что рассказать о своих ощущениях смогли потом, по понятной причине, далеко не все.

К несчастью, пилоты не всегда используют появляющийся в критическую минуту спасительный резерв времени. Человек, первым вышедший в открытый космос, летчик-космонавт Алексей Леонов, вспоминает такой случай: «Во время полета загорелся самолет. Один летчик катапультировался, два других не смогли выбраться из неуправляемого самолета и погибли… Пилот перед катапультированием подал сигнал оставить самолет, но, по его словам, не получил ответа, хоть и ждал несколько минут. Фактически же промежуток времени между моментом команды и моментом катапультирования составил несколько секунд…»

Обыкновенная дисторсия

Есть ошибки противоположного плана, когда летчики без видимых вроде причин не спешат покинуть гибнущую машину, думая, что у них достаточно времени для спасения. Вот выдержка из когда-то секретного отчета: «Анализ летных происшествий у нас и за рубежом свидетельствует — большинство катастроф было результатом таких задержек. Их причиной становится искаженное восприятие летчиком течения времени».

По мнению авиационных врачей США, данное явление, названное ими «дисторсией времени», приводит к тому, что гибнет примерно 20% всех летчиков, не сумевших или не успевших вовремя катапультироваться. Многие летчики пытаются выпрыгнуть в последний миг, когда «вдруг» осознают, что на самом деле скоротечная авария, длящаяся, по их мнению, долгие минуты, закончится прямо сейчас. Но вычислить точный процент таких летчиков нельзя — их всех записывают в число тех, кто погиб, не воспользовавшись катапультой по неизвестной причине.

Возможно, именно дисторсия привела к гибели советских испытателей перехватчика «МиГ-31» А. Федотова и В. Зайцева. Знаток истории авиации С. В. Александров рассказывал, как опытнейший Федотов почему-то ошибочно посчитал, что был в полете в несколько раз больше по времени, чем на самом деле. Он или не взглянул на топли-вомер, а может, прибор вышел из строя. Так или иначе, но Федотов шел на посадку, будучи уверенным, что баки машины пусты. Ошибка в восприятии времени стала фатальной: тяжелый самолет с полными баками повело на полосе.

Странные ощущения с растяжением времени испытывают при катапультировании. В 2006 году 2§-летний пилот американских ВВС капитан Дарен Уиз рассказал о своих впечатлениях от катапультирования: «…Идем на бреющем, с высокой скоростью. Справа промелькнул стервятник. Тут же машину сильно тряхнуло, и раздался взрыв. Через 2 секунды хвост и правый борт оказались в пламени. Надо сваливать. Механизм срабатывает, отстреливается стекло кабины. Теперь совсем шумно, ветер хлещет. Взлетает заднее кресло — стрелок Красти выбросился. Теперь я в машине один -как будто на целую вечность, хотя прошло меньше секунды…» Кто знает, сколько как опытных, так и молодых летчиков сгубила такая странная ошибка в восприятии «того, чего как будто и нет».

Каждый — хозяин своего времени?

На любом аэродроме вам расскажут много подобных историй, на медицинском языке именующихся «необъяснимой потерей ориентации во времени». Но лишь недавно стали изучать физическое явление, при котором люди не только субъективно ощущают «растяжение времени», но и успевают заметить его и сделать что-либо руками — иногда в десятки раз больше, чем в обычной ситуации. Но кто же помогает в такие моменты людям? Пилот обычно с бедой встречается один на один. Выходит, сам организм человека может влиять на ход времени? Конечно, рано говорить о неизученном механизме такого воздействия. Известно пока, что изменение (чаще всего — замедление) внешнего времени происходит там, где есть «насмерть напуганные» люди.


Новость отредактировал ТЕНЬ В УГЛУ - 15-04-2013, 17:53
15-04-2013, 17:53 by димикПросмотров: 4 241Комментарии: 4
+5

Ключевые слова: Время летчики случаи аномалия парадоксы растяжение секунды аварии

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: Mumla Suomi
15 апреля 2013 18:01
0
Группа: Активные Пользователи
Репутация: (2|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 7 457
ух ты, интересно.
Такого ещё не приходилось читать.
+++++++++++
           
#2 написал: Toxic Jey
15 апреля 2013 18:37
0
Группа: Посетители
Репутация: (1|0)
Публикаций: 115
Комментариев: 3 500
Мне понравилось.
            
#3 написал: lor4ik
15 апреля 2013 19:35
0
Группа: Посетители
Репутация: (6|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 7 596
++++++++++++++++++++++++++++
           
#4 написал: апрель
16 апреля 2013 01:39
0
Группа: Посетители
Репутация: (1|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 1 859
Читал аналогичные статьи.Верю,поэтому+
    
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.