Паленке
ПАЛЕНКЕ (Palengue) - условное название развалин большого древнего города в штате Чьяпас (Мексика), политического и культурного центра Майя, одно из самых известных мест археологических раскопок в Мексике. Вначале руины датировали III-VIII веками н.э., но затем ученые обнаружили постройки майя, датируемые II-IX веками н.э. Паленке погиб, вероятно, в результате нашествия племен со стороны побережья Мексиканского залива в IX веке.Руины города известны с XVIII века. А в 1952 году об этой находке в рубрике "С миру по нитке" сообщил советский корреспондент Владимир Гуpьев.
В конце 1940-х - начале 50-х годах в мексиканском местечке Паленке были проведены археологические работы, над результатами которых ученые ломают голову до сих пор. Археологи, производившие раскопки в практически непроходимых джунглях, окружающих древний город Паленке совершенно неожиданно наткнулись на прекрасно сохранившиеся постройки, насчитывающие более 1000 сооружений. Площадь, занимаемая типичными для майя строениями, вчетверо больше любого, из доныне известных, церемониальных структур древнего народа.
"Великолепные руины" Паленке, обнаружены в одном из наиболее знаменитых археологических комплексов мексиканского штата Чьяпас. По данным ученых майя жили на этой территории в период с 200 по 900 год н.э. Более 18 месяцев экспедиция, возглавляемая директором международного проекта "Карта Паленке" Эдом БАРНХАРТОМ, буквально продирались сквозь густые тропические джунгли в поисках руин. До начала проекта ученые располагали данными только о 329 структурах, к 2000 году это количество увеличилось до 1400 построек, поэтому место, ранее считавшееся церемониальным городом, предназначенным для привилегированных членов общества и жреческой касты, теперь выглядит как город, в котором проживали широкие слои населения. Согласно материалам журнала "Discovering Archaeology", это открытие увеличивает вчетверо площадь того, что считается археологами чисто церемониальным местом.
Исследователи также обнаружили целую сеть акведуков, каналов и сточных канав, использовавшихся для подачи проточной воды в урбанизированные пригороды Паленке. Более того, по мнению ученых, система водоснабжения Паленке является самой сложной структурой из когда-либо созданных древними майя.
Многие постройки содержат высеченные иероглифические тексты, при расшифровке которых ученым удалось узнать имена древних правителей Паленке, начиная с 426 года н.э. ["Аккумулятор Новостей", 12.03.2001; MIGnews.com]. Однако многие до сих пор оспаривают эту датировку. Археологи надеются, что новые раскопки в западной части города помогут найти доказательства столь раннему сроку появления города.
Самой выдающейся находкой в Паленке безусловно считается "плита Паленке". В ступенчатой пирамиде, позже выяснилось - это гробница правителя древней империи майя Пакала,- была обнаружена крипта (подземный тайник), в которой под 20-тонной надгробной известняковой плитой находился саркофаг, где лежали хорошо сохранившиеся останки человека, мумифицированного в строгом соответствии с древнеегипетскими правилами. Возраст захоронения был установлен в 1300 лет. Надгробная плита привлекла внимание палеонтологов, уфологов и даже экспертов из области авиакосмической науки. Споры в основном вызвал странный рисунок на поверхности плиты.
Советский историк В.Гуляев, расположивший рисунок вертикально, так истолковал изображение: "В нижней части нарисована страшная маска, уже одним своим видом напоминающая о смерти: лишенные мягких тканей челюсти и нос, огромные пустые глазницы с небольшими серпиками внутри (так называемое "божье око") и обнаженные клыки. Верх этой маски венчают четыре изображения. Два из них в культуре майя символизируют смерть, а два других, наоборот, наводят на мысль о рождении и жизни (зерно кукурузы и нечто, напоминающее ее початок либо какой-то цветок). На макушке этого чудовища сидит, откинувшись назад, молодой красавец в богатом головном уборе, украшенном драгоценностями. Кажется, что он одет в куртку с поясом и клетчатые штаны, но это не так, ведь майя не знали такой одежды. В действительности на нем только набедренная повязка, а остальные части тела нагие. Его оплетают ветви какого-то фантастического растения, вырастающего из пасти маски смерти. Он напряженно смотрит вверх, в направлении странного крестообразного предмета, который наверняка является стилизованным изображением почитающегося в культуре майя древа жизни - ростка кукурузы. Поперечину этого креста обвивает двуглавая змея. Из пастей ее голов "вырастают" забавные маленькие человечки в масках бога дождя. Эта символика полностью соответствует догматам религии майя, по которым змея всегда связана с небом и приходящей с него водой - дождем. Наконец, наверху этого креста-кукурузы сидит священная птица кетцаль, длинные изумрудного цвета перья которой считались в древние времена самым ценным украшением на головах правителей и жрецов майя. Птица украшена маской бога дождя. А чуть ниже расположены символы воды и два диска, на которых изображены маски бога Солнца".
Гуляев в своем описании ни словом не обмолвился о том, кого может представлять изображение "молодого красавца". Зато эту тему затронул американский историк Ла ФЕЙ: "Центральная фигура - это, естественно, сам Пакал. На плите изображено его вознесение в сонм богов через цветистую дорогу жизни. Он лежит в странной позе с подогнутой правой ногой. Великий владыка Пакал в момент смерти попал в зубы подземного чудовища. Крест над правителем представляет собой священное дерево цейбы с корнями в аду, стволом - в жизни и кроной - в небе, где и сидит небесная птица. Это своего рода пророчество, что когда-нибудь Пакал вознесется в небо, и таким образом исполнится космический цикл"...
Существует еще несколько трактовок рисунка на основе религиозно-мистического объяснения, но некоторые ученые продолжили анализ рисунка и самой мумии. Анатомические исследования последней подтвердили догадку Фея о том, что на плите изображен сам Пакал, а не некто, его символизирующий. У человека на рисунке явно видна деформация второго пальца ноги, у мумии она такая же (по мнению врачей, от рождения).
Итальянец Пинотти и японские специалисты высказали предположение о том, что, если на плите изображен реальный человек, то и окружают его реальные предметы, а не мистические символы. Дальнейшая проработка этой версии также привела их к выводу, что на плите изображен детальный чертеж космического корабля в разрезе... К их мнению присоединился российский ученый В.Зайцев: "На рисунке несомненно изображен космонавт, пилотирующий реактивный аппарат для индивидуальных полетов, аппарат показан в разрезе, а в его нижней части отчетливо видна струя реактивных газов"...
Американский авиаконструктор Джон СЭНДЕРСОН заложил репродукцию рисунка на плите в компьютер и дал тому "команду" преобразовать плоское изображение в объемное, и получилась кабина космического корабля с приборным пультом и двигательной установкой. Сэндерсон дополнил на изображении внешнюю обшивку ракеты, и опубликовал древний чертеж в своей обработке...
Новое описание рисунка на надгробной плите дал знаменитый швейцарский палеонтолог Эрих фон ДЕНИКЕН, расположивший рисунок не вертикально, а горизонтально: "В середине рисунка изображен сидящий человек, наклонившейся вперед. На голове у него шлем, от которого отходят назад провода или шланги. Перед лицом расположено устройство, напоминающее кислородный аппарат. Руки его манипулируют приборами управления. Правой рукой он нажимает на кнопку или клавишу, а левой сжимает рычаг (действительно, на рисунке не виден большой палец). Пятка левой ноги покоится на педали. Обращает на себя внимание и то, что "индеец на плите" одет весьма современно. На шее у него воротник свитера. Рукава заканчиваются вязанными манжетами-резинками. На талии пристяжной пояс безопасности с пряжкой. Брюки облегают ноги, как рейтузы. А ведь приблизительно так и одеваются современные космонавты, когда они не в скафандрах...
...Перед пристегнутым к креслу пилота космонавтом расположены дыхательная аппаратура, пульт управления силовой установкой и приборами связи, рычаги ручного управления кораблем и приборы внешнего наблюдения. Еще далее впереди находятся два электромагнита, которые, скорее всего, создают вокруг головной части аппарата магнитное поле для рассеивания космической пыли и микрометеоритов. Позади космонавта - ядерный реактор. Рядом с ним - схематически изображены ядра атомов водорода и гелия, а также их синтез. Наконец, из кормовой части аппарата исходит реактивное пламя"...
У сторонников существования палеовизитов, космическое происхождение рисунка на надгробной плите теперь не вызывает сомнений. Но до сих пор нет ответа на вопросы: почему древний земной человек, пусть даже император изображен внутри аппарата, которого нет до сих пор у наших конструкторов? Чей это аппарат? Быть может, хозяева аппарата прилетели откуда-то издалека? И где теперь этот аппарат, не спрятан ли поблизости?
В качестве легкого послесловия к этой еще не законченной истории можно добавить и то, что "каменная плита Паленке" с 2002 года есть и в России - она находится среди старых развалин на Медведицкой гряде. Правда, в отличие от американского оригинала, его происхождение совсем не таинственно. Это - новодел, каменная модель почти в натуральную величину.
Новость отредактировал Оляна - 25-06-2012, 22:42
Причина: Не ставьте всю историю в краткое описание!
Ключевые слова: Паленке рисунки аппарат смерть Мексика майя