Таинственный народ Сиртя

«Кое-где среди стволов из валежника и мха торчали стоймя вкопанные лестницы, чтобы боги могли спуститься по ним на землю к людям. Но паму казалось, что эти лестницы выдвинули из недр подземные человечки сиртя: видно, жить в оцепеневшей горе им стало так жутко, что они бежали из глубин на небо» (с) Алексей Иванов «Сердце Пармы». Этот загадочный народ по преданиям обитал когда-то в тундрах Западной Сибири и Приуралья. Жители Крайнего Севера называли их сиртя (или сихиртя) и приписывали им множество странных свойств. Сиртя были маленького роста со светлыми вертикально посаженными глазами, и жили в высоких песчаных сопках. Согласно легендам, до того, как по неясным причинам уйти под землю, сиртя жили на поверхности, но избегали встречаться с людьми. Странные существа выходили на поверхность тундры по ночам или в туман. Они носили красивую одежду с металлическими подвесками, часто одаривали людей металлическими изделиями, ведь сиртя прекрасные кузнецы и ювелиры
Таинственный народ Сиртя
На фото: Сиртя в памяти остались лишь в виде статуэток из моржовой кости.

Так кто же они такие эти таинственные сиртя? Известно, что самоеды (или самодийские народы) – ненцы и другие народы – сравнительно недавно заселили побережье Северного Ледовитого океана (с XI по XVIII век), кто же здесь жил до них? В энциклопедии «Мифы народов мира» упоминается загадочный «малый народец». Самодийской мифологии – это антропоморфные существа маленького роста, живущие под землёй. В подземном мире они владеют стадами мамонтов («земляных оленей»), выходя на поверхность, избегают встреч с людьми. Существует предположение, что в образе сиртя отражены воспоминания ненцев о досамодийском населении тундры. А вот еще интересное описание сиртя, записанное исследователями в Находке на основе местных сказаний. «Сиртя — люди очень низкого роста, но коренастые и крепкие, жившие тысячу лет назад. Во всем они отличались от ненцев: домашних оленей не держали, охотились на оленей-«дикарей», носили иную одежду: например, ягушек (распашная женская одежда из оленьей шкуры), как ненцы, не имели, одевались в шкуры выдры (намек на глухую верхнюю одежду).

Однажды появилась большая вода, затопившая все низменные места на Ямале. Жилищами сиртя стали недра возвышенных сопок — «седе» (по другой версии, сиртя «ушли в сопки» потому, что с появлением «настоящих людей» - ненцев - прежняя земля перевернулась оборотной стороной). Став подземными жителями, сиртя впредь опасались выходить на дневной свет, от которого у них лопались глаза. День у них стал считаться ночью, а ночь — днем, ибо только по ночам они могли выходить из сопок, да и то, когда в окрестности все тихо и нет людей. Сейчас сиртя осталось мало, и все реже они выходят на поверхность. Под землею они ездят на собаках и пасут мамонтов («я хора»). Только шаман может определить, в какой сотке сиртя есть, а в какой их нет». По мнению специалистов, сиртя – реально существовавший народ, что подтвердили археологические раскопки и записки путешественников. Археологи находят в местах предполагаемых мест обитания сиртя железные и бронзовые предметы исключительной выделки, изготовленные, по их данным, не раньше середины первого тысячелетия нашей эры. На днях ямальский оленевод Мэе Окотэтто обнаружил стоянку древнего человека - сиртя. В северной части полуострова Ямал он нашел наконечники стрел, металлические гарпун и топор, керамические изделия. Опытный тундровик считает, что эти предметы могут принадлежать только охотнику-промысловику, так как места находки не пригодны для выпаса оленей. А ведь по преданиям сиртя были не только кузнецами, но и великолепными промысловиками, охотниками. Говорят, что сиртя можно повстречать и в наши дни. Вот какую удивительную историю в 1987 году услышал от пожилой ненецкой женщины писатель Григорий Темкин. «...А бабке той лет восемьдесят. Не кочует уже, зиму в поселке, в доме коротает, а в мае с сестрой младшей Павлой — саму-то бабку, старшую, Галиной зовут, — Выучейская Галина Николаевна, — уходит в тундру и почти до ледостава рыбу ловит. Чум себе там ставят за ернистой сопкой, лодчонка у них на каждом озере, сеточки небольшие, — большие-то бабкам не по силам, они хоть и крепкие еще, да все не то, что раньше. Однако иной раз много рыбы привозят: щуку, сорогу, раз бабки заметили: рыба на одном озере из сетей пропадает. Везде ловится, а на этом пусто, только чешуя в ячеях. Решили ночь сторожить, подсмотреть вора. Смелые бабки! Сетку поставили снова, на берегу в ернике спрятались, сидят. А ночи светлые, все видно... Долго ли ждали, коротко — слышат, хнычет кто-то, вот так: «У-ху-ху! Ю-ю-юх...» Тоненько, будто дитя плачет. Сестра-то, Павла, испугалась, пойдем, шепчет, отсюда. А Галина боевая: нет, говорит, посмотрим. Посидели еще сколько-то, подождали — и дождались. Словно снег с сопки помело. А ведь лето стояло, а там снег. А облачко к озеру все ближе, ближе... Потом по воде пошло, над сетью остановилось, бабки — и обмерли. Не облако это, а мужик. Маленький, как ребенок, волосы тоже белые, а все перебирает, перебирает — и рыба сама к нему из сетки в мешок прыгает. Бабки в кустах ни живы ни мертвы, шелохнуться боятся, а мужичок рыбу выбрал да на бабок как зыркнет! Знал, видно, что прячутся они тут. Погрозил им пальцем вот так: мол, мое озеро и рыба моя. И пропал. А над тем местом, между озером и небом, столб стоял из света, будто фонарь кто включил. Опомнились бабки — и быстрей с того озера, пока целы. Испугались сильно. Не ходят туда больше, однако. Галина-то вспомнила, как ей еще ее бабка рассказывала: всегда в этих сопках они жили. Кто «они»? Да сиртя, кто ж еще. Черт — не черт, человек — не человек; днем под землей прячется, ночью гулять, промышлять выходит. Раньше, старики говорили, их много по тундре жило...»

Автор - неизвестен.
Источник.


Новость отредактировал Estellan - 15-06-2019, 14:37
Причина: Стилистика автора сохранена.
15-06-2019, 14:37 by Marion PhaunaПросмотров: 2 370Комментарии: 6
+12

Ключевые слова: Сиртя загадочный народ страшно интересно Сибирь легенда

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: Сделано_в_СССР
15 июня 2019 18:53
+2
Группа: Журналисты
Репутация: (3680|-1)
Публикаций: 2 685
Комментариев: 13 744
А я верю, что были маленького росточка люди. А по поводу их местообитания до сих пор спорный вопрос. Похоже они везде были или где то ещё есть. +++
                                      
#2 написал: vampiriys
16 июня 2019 00:56
0
Группа: Активные Пользователи
Репутация: (15|0)
Публикаций: 69
Комментариев: 1 761
До рассказа о какой то бабке нормально было, вполне реально, а потом сказка какая то, про свет, снег, хождение по воде
      
#3 написал: наборбукв
17 июня 2019 03:59
+1
Группа: Посетители
Репутация: (2|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 39
Может и вправду раньше жили люди невысокого роста, как пигмеи например, у которых было развито кузнецкое дело. Но природный катаклизм или смена климата, плюс приход ненцев, занявших лучшие места заставил их поменять место обитания, позже они тихонько вымерли или перемешались с другими племенами. А за давностью лет, вскоре сведения о них обросли легендами и им стали приписывать сверхъестественные способности.
#4 написал: Темнокрыскин
13 июля 2019 21:34
0
Группа: Посетители
Репутация: (61|0)
Публикаций: 17
Комментариев: 284
Это фигурки пеликенов с Чукотки, и к сиртя не имеют никакого отношения!
 
#5 написал: Tengu
19 ноября 2019 22:56
0
Группа: Посетители
Репутация: (70|0)
Публикаций: 72
Комментариев: 1 273
Тундровые эльфы, однако) Забавно, что у европейцев-северян ведь точно такие же байки об эльфах были. Просто один в один. То есть - регионы разные, народы и даже расы разные, а... байки одни и те же.
     
#6 написал: Гномелла
Вчера, 23:24
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 5
В Японии до японцев жили айны. А до них какие - то карлики. Айны говорят, что карлики вроде были подземные и научили их всему. В память о них они делают тату улыбку. Это похоже на картинку
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.