Шуликуны

Кулеша́та — вариант названия Шуликунов, демонов Святок
Кулеши — вариант названия Шуликунов, демонов Святок
Шиликуны — вариант написания названия Шуликунов, демонов Святок
Шилиханы — вариант написания названия Шуликунов, демонов Святок
Шликуны — вариант написания названия Шуликунов, демонов Святок
Шулюкуны — вариант написания названия Шуликунов, демонов Святок

Эти мелкие демоны, по-видимому, происходят из "заложных" покойников, хотя об этом есть лишь немногочисленные свидетельства и косвенные данные. Слово шуликун одни исследователи связывают с тюркским "шулюк" (пиявка), другие полагают, что оно происходит из татарского "шульган" (злой дух, подводный царь, пасущий под водой бесчисленные стада скота). Третьи ученые считают это слово славянским и выводят его из древнерусского прилагательного "шуй" — "левый" (возможно, от древне-славянского "шуй" — "левый, плохой, нечистый" с двойным суффиксом — "ик" и — "ун"), поскольку в славянской мифологии мир нечистой силы связан с левой стороной.

Интересные соответствия этому русскому слову есть в южнославянских языках: в болгарском слово "шулек" означает незаконорожденного ребенка, а у македонцев "шулько" — обращение к еще не крещенному ребенку. У сербов ряженных, обходивших дома на Масленицу, называли словом "шилькани".

Шуликунами, шиликунами, шилиханами, реже кулешами и кулешатами на Русском Севере (а именно там этот персонаж известен) называют маленьких человечков, стайками появляющихся на Святки, всячески вредящих людям и исчезающих с окончанием этого периода.

В это излюбленное нечистой силой время, время "без креста", когда новорожденный Христос еще не был окрещен, выходят на свет и другие, особые "святочные" демоны: святке — нечистый дух в облике человека или животного; святочницы — некрасивые, покрытые волосами духи, появляющиеся в банях и неосвященных избах; святоша и святеха — духи, показывающиеся тому, кто рядится на святки."

Также шуликуны "родственны другим славянским демонам — караконджалам, кикиморам и демонам неславянских народов Поволжья и Сибири."

Мифологические персонажи, появляющиеся на Святках, широко известны и в остальных славянских традициях. Сербы, которые период Святок называют "некрещенными днями", считают, что в этот период повляются караконджулы — демоны, происходящие из детей, зачатых или умерших в этот "нечистый" период.

Шуликуны вылезают на землю из воды — из речной проруби или болота. Они очень маленького роста — размером с кулачок, и с заостренными конусообразными головами, которыми они долбят во льду проруби, чтобы выбраться на землю.

Ростом они нередко с кулачок, иногда побольше, могут иметь конские ноги и заострённую голову, изо рта у них пылает огонь, носят белые самотканные кафтаны с кушаками и остроконечные шапки.

В некоторых местностях думают, что у шуликунов нет пяток, а изо рта пышет огонь. Одеты они в пестрые одежды. На земле они толкутся на перекрестках, подстерегая людей, а также ездят по деревням. Одни говорят, будто у шуликунов есть сани, железные повозки и кони, другие утверждают, что они ездят на шкурах, рогожах, на печи, в железных ступах. В руках у шуликунов железные крюки, и ими они ловят людей. Схватив человека, они затягивают его в прорубь. Кроме этого, они делают людям разные мелкие пакости — заманивают пьяных в сугробы, бродят ночью по деревне, заглядывают в окна и пугают детей. Появление шуликунов считается плохим предзнаменование — год будет несчастливым.

Шуликуны способны утащить кудельку у ленивых прядильщиц, подкараулить и унести всё, что положено без благословения, забраться в дома и амбары и незаметно извести или своровать припасы. По вологодским представлениям, шуликунами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы. Живут шуликуны нередко в заброшенных и пустых сараях, всегда артелями, но могут забраться и в избу, и тогда их выгнать трудно.

Шуликуны в воде живут. Когда Святки — на сушу вылезают. Шапки остры, имеют коней, сани. Человека заберут в воду, да говорят: "До воды пихай, до воды пихай". К себе возьмут. Шапками долбят лед и человека в прорубь пихают. Боялись выйти на Святки — шуликуны уведут.

Самое верное спасение от шуликунов, как и вообще от нечистой силы, — крестное знамение. Но в некоторых северорусских деревнях предпочитали и другие способы: в Сочельник во время водосвятия устраивали езду на тройках по льду на реке и вокруг деревни, чтобы "давить шуликунов".

Позднее шуликунами стали называть не только демонов, но и ряженых на Святки, которые группами бегали по селу и пугали прохожих. Часто в такие группы входили только парни, и одевались они в рваную одежду, вывернутые тулупы, закрывали себе лица и пугали девушек, стараясь догнать их и вывалять в снегу."

Шуликуны


Новость отредактировал Ночная луна - 6-11-2013, 14:42
6-11-2013, 14:42 by LemurПросмотров: 4 635Комментарии: 4
+3

Ключевые слова: Демоны святки лед река

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: Arimeyna
6 ноября 2013 15:55
0
Группа: Посетители
Репутация: (2|0)
Публикаций: 60
Комментариев: 596
Прикольный арт+++++++++++++++++
     
#2 написал: Ganoza
6 ноября 2013 16:01
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (222|0)
Публикаций: 674
Комментариев: 743
Интересно, плюс ;)
            
#3 написал: Dr. Horror
6 ноября 2013 16:20
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 607
+++++++++++++++++
  
#4 написал: Sunbeam
31 марта 2014 08:48
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (335|-2)
Публикаций: 270
Комментариев: 1 033
Интересная публикация, несомненно. И арт. Плюс.
            
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.