Не верь ушам своим
В музыкальных иллюзиях ваш мозг вводится в заблуждение, он думает, что слышит что-либо, когда, на самом деле, не слышит этого. Для адекватного восприятия необходимы стерео наушники или стерео система. Лэптопные динамики в большинстве случаев будут не приемлемы.1. Слова-призраки Эта иллюзия была впервые продемонстрирована Дианой Дойча из Калифорнийского университета в Сан-Диего. Запись похожа на перекрывающиеся последовательности повторяющихся слов или фраз, расположенных в разных точках пространства. Слушая их, вы начинаете различать определённые фразы. Хотя на самом деле никаких фраз нет. Ваш мозг составляет их сам, с целью придать значение бессмысленному шуму. Вы можете заметить, что фразы, которые вы слышите соответствуют вашим мыслям — например, люди на диете часто слышат фразы, связанные с едой. Это может показаться весьма жутким.
2. Эффект МакГёка Постойте! Не проигрывайте клип до тех пор, пока не прочитаете этот текст. При первом воспроизведении закройте глаза. Слушайте то, что говорит мужчина. Затем проиграйте клип снова, но уже с открытыми глазами. Что вы слышите: «БА-БА, ГА-ГА или ДА-ДА?» Большинство взрослых (98%) считают, что слышат «ДА» — т. н. «расплывчатый ответ» — где «Д» получается в результате аудио-визуальной иллюзии. В реальности вы слышите звук «БА», в то время как видите движение губ, соотвутствующее «ГА».
3. Парадокс трёхтона Эта иллюзия была также обнаружена Дианой Дойч. В этой записи некоторые люди слышат две ноты, поднимающиеся в тоне, в то время как другие слышат их в нисходящем варианте. Эту иллюзию лучше прослушивать в группе, чтобы затем сравнить результаты. Проигрываемые ноты называются «трёхтоном» — понижение происходит точно в середине гаммы. Когда-то такое сочетание считалось неприятным и не использовалось в музыке до настоящего времени.
4. Перетряхивание спичечной коробки. Так же, как и пример с парикмахером выше, это иллюзия на стерео восприятие. В этой иллюзии человек трясёт спичечным коробком вокруг вашего тела, иногда зажигая спички.
5. Виртуальный парикмахер Это демонстрация стереоэффекта. При её прослушивании вам будет казаться, что Вы находитесь в кресле парикмахера, а парикмахер ходит вокруг вас, и кромсает ваши уши волосы. При движении цирюльника к правой вашей стороне громкость правого канала увеличивается, в то время как громкость левого уменьшается. Точно так же, увеличение громкости звука ножниц создаёт впечатление, что он подносит их ближе и ближе к каждому из ваших ушей. Иллюзия демонстрирует нашу способность воспринимать звуки как доносящиеся из определённых областей пространства; сравнивая поступающие в оба уха звуки, мы можем определять, откда пришёл звук.
6.Ускоряющаяся дробь Эту запись чуть более, чем полностью, переполнена коварством. Барабанная дробь будто ускоряется, однако темп в начале тот же самый, что и в конце. Слушайте внимательно.
7. Падающие колокола Это запись парадокса, при котором колокола звонят таким образом, будто они падают в открытом простарнстве. При падении их тон, кажется, понижается, хотя на самом деле он становится выше. Если сэмпл зациклить, можно ясно различить понижение тона в его начале. Это говорит о том, что первоначальный тон намного ниже конечного.
8. Восходящие тона Шепарда Это запись парадокса Шепарда, воспроизведённого Жаном-Клодом Риссетом. Пары аккордов звучат так, как если бы их тон поднимался, однако, на самом деле, начальная пара аккордов такая же, как и конечная. Если зациклить воспроизведение, то невозможно будет определить, где начало, а где конец.
9. Мелодии-призраки Некоторые музыкальные произведения включают арпеджио или другие «сэмплы», исполняемые на высокой скорости. Если они исполняются достаточно быстро, то мозг улавливает отдельные изменяющиеся ноты и связывает их вместе, формируя мелодию. Ощущение мелодии исчезает при медленном воспроизведении отрывка. Сравните эти записи Christian Sinding’s (”Rustle of Spring”). При высокой скорости воспроизведения изменяющиеся ноты задерживаются в вашем восприятии на время, достаточное для того, чтобы мозг воспринял мелодию, однако при низкой скорости воспроизведения их разделяют слишком большие промежутки.
10. Иллюзия гаммы Эта иллюзия была открыта Дианой Дойч и является примером того, как наш мозг «группирует» схожие ноты вместе. Проигрываются две основные гаммы: восходящая и нисходящая. Ноты, попадающие в разные уши различаются — например, правое ухо слышит первую ноту одной гаммы, а затем вторую ноту другой. Существует несколько типов восприятия этих звуков людьми, но наиболее распространо группирование высоких и низких нот вместе. Вместо того, чтобы слышать обе гаммы, люди слышат нисходящую и вновь восходящую мелодию одним ухом и восходящую и нисходящую мелодию другим. Иными словами, мозг «переприсваивает» некоторые ноты потоку, идущему от другого уха, чтобы составить мелодию. Правши обычно слышат высокую мелодию в правом ухе, а низкую — в левом, тогда как у левшей всё наоборот.
Бонус — Звук для тех, кому не за 20
Это звук, который могут слышать лишь люди, не достигшие 20 лет (его слышат и некоторые, кому за 20, но таких мало) — это синусоидальная волна с частотой 18000 Гц (для сравнения: свисток для собаки имеет частоту звучания 16000 — 22000 Гц — т. е. ваша @ тоже может слышать этот «додвадцатилетний» звук). Некоторые подростки используют этот звук в качестве звонка на своих мобильных телефонах, слышать его могут лишь они (и другие люди их возрастной группы). Иногда он также используется в Англии в определённых местах, где громко проигрывается, «отгоняя» школоту своей психоактивностью. С возрастом люди теряют способность слышать звуки высоких тонов — поэтому лишь юные особи человеческого вида могут воспринимать сию радость — для тех, кому за 20, эти звуки не досягаемы в большинстве случаев.
З. Ы. Сами мелодии не представляет труда отыскать в интернете.
Новость отредактировал Mrs. Pan - 7-12-2010, 08:47
Ключевые слова: Мелодия иллюзия обман